Высокое таинство живописи. О художнике Х. Мёмлинге

Койфман Валерий
К 515 ГОДОВЩИНЕ СМЕРТИ  ВЕЛИКОГО НИДЕРЛАНДСКОГО МАСТЕРА
Купание Вирсавии, 1485,
Государственная галерея, Штутгарт

Северная Европа, позднее Средневековье. Представим себе среди ужасов и страхов бытия той эпохи идеально тихое скрытое убежище, где смолкают страсти, где преображается все моральные и физические уродства, где, как прекрасные цветы, рождаются новые чувства: небывалая нежность, наивность и кротость.
Представив это, мы получим представление об удивительном творчестве художника Ханса Мёмлинга и о чуде, какое он совершил, создавая совершенно особый мир в искусстве Нидерландов XV века.
Считается, что художник родился между 1435 и 1440 годами в немецком Мёмлингене, пригороде Зелигенштадта на Майне, в семье ремесленника Германа Мёмлинга.
После смерти родителей в 1451 году от чумы мальчик попадает к монахам ордена бенедиктинцев.

Бесценные произведения изобразительного и ювелирного искусства, хранившиеся здесь, произвели на Ханса огромное впечатление.
Это, в конечном счете, сформировало его как творческую личность.
Предположительно, в 1460 году Мёмлинг побывал в Кёльне, а через год отправился в Брюссель, в мастерскую знаменитого Рогира ван дер Вейдена (ок. 1400-1464), где 4 года упорно постигал нелегкую науку живописи.
После смерти учителя, в 1464 году, Мёмлинг отправляется в Брюгге.
Город был тогда одним из крупных центров международной торговли, где пересекались морские торговые пути Европы и где размещались торговые дома многих европейских стран.
Слава ученика самого ван дер Вейдена сделала свое дело. Сразу по прибытии в Брюгге Мёмлинга уже ждали многочисленные заказы.
В 1466 году он вступает в гильдию художников. Вскоре приобретает собственный дом и женится на Анне Валькенаре, дочери зажиточного бюргера, которая рожает ему трех сыновей.
Через какое-то время герцоги Бургундские пригласили мастера Мёмлинга к  своему двору.

Первой значительной работой Мёмлинга, созданной им в Брюгге, считается триптих «Страшный Суд», заказанный итальянцем Якопо Тани, представителем Медичи.
Когда в 1473 году триптих был готов, его погрузили на судно, направлявшееся во Флоренцию.
В пути корабль подвергся нападению пиратов во главе с одним из самых дерзких корсаров поляком Павлом Бенеком, который в патриотическом порыве и в знак покаяния переправил картину на родину в дар Гданському кафедральному собору.
Композиция триптиха очень динамична. Художник изобразил более 50 фигур, тщательно выписав каждую. Обнаженные тела сплетаются в гирлянду, страдания грешников не искажают их лиц, взоры устремлены вверх. Христос восседает на «небесной арке-радуге» с благословляющим жестом.
Справа и слева от лика Христа Мёмлинг изобразил  лилию и меч - символы невинности и справедливого возмездия. В нижней части центрального образа – воскресение мертвых, которые выступают из могил и выглядят молодыми людьми (в этом Мёмлинг близок к теологам, которые высказывали предположение, что при воскресении все окажутся в возрасте Христа).

Во второй половине XV века во Фландрии растет спрос на светскую живопись, в том числе  на портреты. Мёмлинг сразу снискал славу выдающегося портретиста, и у него не было недостатка в состоятельных клиентах. Интересно, что среди его заказчиков было немало итальянцев, которые считали особым шиком иметь портрет, написанный рукой «северянина».
Главной новацией Мёмлинга-портретиста являлось то, что он начал писать портреты на фоне выразительных пейзажей. Благодаря этому Мёмлинг достигал эффекта расширения пространства, что придавало композиции глубину, а модель при этом выглядела более выразительно.
Эти оригинальные, но простые решения художника оказались той простотой, которая граничит с гениальностью.
Нововведение «маэстро Ханса» позже активно использовали и Боттичелли, и Перуджино и другие.

Любители искусства Штутгарта могут гордиться тем, что Staatsgalerie Stuttgart владеет одной из лучших и, в тоже время, самой необычной картиной Мёмлинга - «Вирсавия».
Было время, когда авторство картины приписывалось ван дер Вейдену, потом - Лукасу Кранаху, но современные исследования доказали, что автором «Вирсавии» безусловно является мастер из Брюгге.

Обычно художники Северного Возрождения избегали показа обнаженных человеческих тел и делали исключение только для сцен "Грехопадения" и "Страшного Суда", где без этого не обойтись.
При этом, как правило, изображенная ими нагота лишена привлекательности. «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел купающуюся женщину; а та женщина была очень красива». Так описываются во 2-й Книге Царств события, ставшие темой этой картины.
Мёмлинг поместил вечную сцену в обстановку домашнего быта Нидерландов XV века.
Обнаженная Вирсавия, в порывистом движении выходящая из купальни, изображена в одном шлепанце, тогда как второй лишь ожидает ноги своей хозяйки.
От внимания художника не ускользает ни одна деталь: влажный воздух купальни проникает всюду, на полу разлита вода, ее прозрачные капли мы видим и на глиняном кувшине, и на медном тазике...
В образе служанки, помогающей Вирсавии набросить на плечи одежду, прослеживается влияние «Мадонн» ван дер Вейдена. Через открытое окно купальни видна веранда на крыше дворца и маленькая фигура Давида. Рядом - полукруглая стена, со статуями Моисея и Авраама как напоминание о Божьем Завете с людьми и о том, что Давид нарушил его.

Несмотря на то, что у Давида было много жен и наложниц, Вирсавия стала главной любовью его жизни, матерью царя Соломона.
Первоначально в верхнем левом углу картины был изображен Давид, вручающий посланцу перстень для Вирсавии, но в XVII веке этот угол картины был записан.
Мастер был настолько увлечен своим творчеством, что, кажется, не замечал ничего, что происходит вне стен его мастерской. А между тем, политическая ситуация вокруг Брюгге кардинально меняется – «золотой век» бургундских герцогов заканчивается.
Мёмлингу удается остаться в стороне от этих событий, о чем свидетельствуют его картины, по-прежнему проникнутые духом спокойствия и безмятежности.
Художник много и успешно работает, создавая свои очередные шедевры, оседавшие, в основном, за стенами монастырей.
В 1487 году умирает жена художника, оставив его с сыновьями, младшему из которых было 14 лет.
В 1489 году Мёмлинг заканчивает ларец-реликварий в форме готического собора для мощей святой Урсулы с шестью картинами, написанными с потрясающим мастерством.
Эта работа считается последней в карьере мастера, и она стала одним из самых прославленных творений фламандской живописи.
Ханс Мёмлинг умер 11августа 1494 года и похоронен в Брюгге, на кладбище церкви Сен-Жиль.
Его именем названа одна из площадей Брюгге, в центре которой памятник с надписью: «Хансу Мёмлингу - город Брюгге».

Вокруг имени Мёмлинга живет множество легенд, которыми биографы обыкновенно «расцвечивают» его жизнеописание.
История Ханса Мёмлинга, как ее рассказывает предание, оригинальна и трогательна.
Молодой художник, состоявший после смерти ван Эйка при дворе Карла Смелого, в качестве солдата, участвовал в швейцарских и лотарингских войнах.
После поражения Карла, он в довольно жалком состоянии возвращался в Брюгге.
Тяжелораненого и изможденного юношу, якобы, приютили в женском монастыре и он, из благодарности к выходившим его монашкам, оформил в капелле алтарь, над которым работал 4 года и создал другие ныне знаменитые свои шедевры.
Описываются также нежные отношения, возникшие у него с одной юной послушницей.

Эта легенда - вымысел, ибо она противоречит документам и свидетельствам, но все биографы обязательно рассказывают ее.
Легенда, хоть в какой то мере объясняет то чудо, которое являют его работы, то высокое мистическое чувство, которое их отличает.
Трудно представить, что эти удивительные творения принадлежат «всего лишь» добропорядочному богатому горожанину, ведущему размеренный образ жизни.

Картины художника можно посмотреть https://gallerix.ru/storeroom/93898320/