Исчезающий Бог и первые...

Валериан Чобану
Я бы сказал трещины. Хотя это совпало с первым снегом декабря 2009 года, с первой трещиной «корабля коммунистов», первым днем проката фильма «Волки и Боги». Этот перечень первых можно продолжать. Но, не будем. Потому, что всё произошло всего лишь вчера 15 декабря.
А за два дня до этого была одна провокация. Можно сказать акция вандализма волков в шкуре христианина, вернее в церковной одежде, которая была  хорошо спланированная неизвестно кем из-за спины. Виновники профанации религиозных символов евреев всего лишь штрафовали. А жаль. Можно было их посадить и в тюрьму. Чтобы больше не хотелось поднять руку на святыню. Пусть даже казалось чуждой им религии.  Для несведущих и незнающих любая иная вероисповедание чужая. А на самом деле Религия и Бог для всех единый. Но это уже другая тема. И не рискую кому-то дать правильный урок!
Поэтому возвращаюсь к нашим овцам, то есть к волкам.
«Волки и Боги» - второй широкоформатный фильм за последние 15 лет после мелодрамы "Жанна", снятый на "Молдова-филм" на деньги, выделенные из госбюджета. Это историческая лента с применением современных технологий компьютерной графики. Стоимость картины - 3 миллиона леев.
Волки и Боги – древне языческая символика, раскрывающая сложный этап становления человеческого самосознания за 600 лет до принятия христианства.
Сосуществуя, соседствуя с человеком, волк втягивает его в интенсивную форму сцепления, связанности, в игру: можешь — борись, не можешь — погибни.
Волк – тот, кто преодолевает самого себя и временную реальность, становится современником и соучастником мифа-первоосновы. Различные религиозные формы мистического соединения Волка и Воина можно расценивать как проявление единого фундаментального опыта. Великая охота, война, завоевание территории - виды деятельности, построенные по мифологическим моделям…
Очевидна аналогия. С одной стороны – с преследованием добычи, войной, захватом чужой территории, с другой - с поведением беглецов, находящихся вне закона. Все они уподобляются волкам, поскольку в том или ином виде и в силу различных причин воспроизводят единый миф-первооснову. Иными словами, подражая мифологической модели, пытаясь преодолеть слабость, бессилие и жалость собственного существования, человек уподобляется Волку, противостоять которому может только духовная сила, а значит, Бог.
Языческий «волчий» миф сегодня обращен не столько к национальному сознанию, сколько к более новому коммунальному племенному «кровному телу». И Волк для молдаван  ( и по моему не только), может трактоваться как символ объединения, племенного единства. Слабость, бессилие и жалость человеческого существования, теряющего свои очертания, предстают негативной мотивацией запуска «волчьего» сценария. Людям периодически необходим волк-вожак, волк-жрец, проповедующий индивидуалистический лозунг «Слава живущим во имя себя!».
Волки предстают как символы, с которых спадают все культурные и социальные формы, они строят свой мир по ту сторону человека, но в то же время между Богом и бестией. Эта стратегия позволяет выйти из мира, соразмерного человеку, — волк больше не человек, и он уже не может вести себя так, как ведет себя человек, видеть мир человеческим взором. Быть Богом-Волком значит не адаптироваться к ценностям, а устанавливать их. Фактически, это заявка на власть, способную пере устроить порядок, Космос, изменить временные разметки.

Такова философия соотношения Человека и Волка – двух неразрывных сущностей, единство которых обостряется в исторической периодике времен жесткого экстрима. И это точно про нас, про Молдову. С одной стороны - волчьи законы существования, в которых выживает только сильный. С другой – разрозненность общества, которому
необходимо осознание себя объединенной племенной единицей.
«Волки – это кровь, насилие, войны, то Зло, что повелевает Человеком. Боги – это путь к свету, добру, миру, ко всему тому, к чему людей призывает главный герой Буребиста», - поясняет режиссер Санду Василаки, который снимал фильм в жаркие летние дни, отражая события происходившие на територии современной солнечной страны в давно минувшие века до нашей эры.
Короче фильм о жизни даков, о их ритуалов, обычаях. И  его действие приходится как нельзя лучше с событиями современной жизни. Ибо, пришедшие волков или скорее, можно сказать возвращение волков, это возвращение римской волчицы на свой пьедестал перед Музеем археологии и истории, пришедшие молодого и перспективного политика высотой в два метров и многое другое, добавил бы я к словам журналиста Елены Узун. Ибо в этой статье я использую  большой фрагмент из ее рецензии фильма после вчерашнего первого показа на широкий экран.
Один важный персонаж фильма – ребенок как образ-отражение наших деяний, нашего отношения к Добру и Злу. Ребенок – это символ зарождения подлинной духовности, путь, объединяющий и примиряющий всех людей в лице единого Бога Христа, то есть путь, ведущий к христианству. Через единого Бога человек осознает себя не волком-одиночкой, единолично творящим свой мир и свое племя. Человек – это часть большой общности людей, и он силен в единении с равными себе.
Для  режисера Василаки ребенок – символ возрождения  далеких предков молдаван как нации, не только осознавшей свои истинные корни, но и способной объединить людей разных стран и племен.
Съемки фильма "Волки и Боги" начались 1 октября 2007 года. Они проходили в Кодрах и в селах близ Днестра. В процессе работы использовался натуралистический метод, актеры - Санду Греку, Константин Харет, Нику Цэрнэ, Богдан Даскэл -  жили в условиях, приближенных к временам древности, лишенным комфорта. Героями действия были обросшие волосами воинственные мужчины в звериных шкурах.
Музыку к фильму написал известный джазовый музыкант Анатол Штефанец. «Мне предложили включиться в процесс, когда весь материал уже отсняли и работа над фильмом шла к финалу, - рассказал композитор. – За основу Санду Василаки выбрал тему моей пьесы «Мельница», которая разрослась в несколько пластов, включивших работу многих музыкантов. Вокальный пласт мы поручили замечательному Камерному хору Илоны Степан, в инструментальных фрагментах число исполнителей доходило до 28. И это было очень увлекательно. Кроме того, я впервые писал музыку к кинофильму».
Фильм «Волки и Боги» - это крупный историко-философский проект с достоверной этно-эпической линией, когда эффектные, стилистически выдержанные костюмы реально «сживаются» с героями-типажами, перенося нас в древние времена как в иную, но близкую реальность, интересную для нас и наших потомков. Это настоящее искусство, подытоживает Елена УЗУН.
Оставив легенды в стороне и сюжеты фильма также спросим себя: а кто такие даки? По «Большой Советской Энциклопедии» это гето-даки. То есть родственные племена. Они занимались земледелием и скотоводством. Выращивали виноград и знали цену вина.
Гето-дакам посвятил свои исследования известный румынский писатель, историк  религий и исследователь мифологии, профессор Чикагского университета с 1957 года, гражданин США с 1966 года – Мирча Елиаде. А родился он 13 марта 1907 года в Бухаресте. Автор многих фантастических романов и романа о любви Майтрей, самого читающего автора в современной Японии и не только. Написал Мирча Елиаде и о жизни даков, героев фильма «Волки и Боги».

В книге рассказывается о Замолксисе, которого последователи почитали как единственного Бога. Замолксис учил, что ни он, ни его гости, ни их потомки не умрут, а лишь попадут в иное место, иной мир, где будут жить вечно, пользуясь всеми благами. И в тот иной мир попадают люди любого вероисповедания. То, что как раз, нынешние современные поспешно сделанные христиане, а что ещё хуже, священо служители, вряд ли узнали. И вряд ли они почитали Мирчу Елиаде, вряд ли держали в руке книгу Достоевского Преступление и наказание или вообще, вряд ли читали они, хотя бы сто книг, кроме Святой Библии, которую, кажется сами как следует не понимают, а проповедуют и сеют.
 Сеют к сожалению и мразь и недоверие и вражду, чего Христос не допускал бы.