Рейс Хайфа-Гель-Гью

Инна Векслер
Попав впервые в Хайфу во время праздника Пурим,я не могла отделаться от ощущения,что все это в моей жизни уже когда-то было:и карнавал,и сам город,тогда еще почти незнакомый.Спустя какое-то время я нашла причину странного чувства в одной книге,где описывался карнавал в приморском городе, расположенном на склонах горы террасами,которые во многих местах подпираются стенами из глыб дикого камня.


Улицы,нависающие одна над другой,пересеченные крутыми лестницами,во время бурных ливней превращающимися в порожистые водопады,-заваленные тропической зеленью,облепленные навесами, балконами и вывесками.Яркие неувядающие цветы,самодельные и купленные в лавчонках маскарадные костюмы, мальчишки всех оттенков кожи,занимающиеся мелкой коммерцией среди пестрой оживленной толпы...


Как похож этот город над заливом,усеянным кораблями со всего света,на знакомый с детских лет Гель-Гью из гриновской повести "Бегущая по волнам"(экзотический город на горе у моря в  произведениях писателя-романтика появляется и под другими именами).
Ксожалению,о посещении Грином Хайфы история умалчивает.А вот в "соседнем" средиземноморском городе-египетской Александрии-он побывал, в качестве матроса одного из пароходов Русского общества.


Александрия не оправдала ожиданий юного Александра Грина.
"Одолев несколько пыльных,широких,жарких как пекло улиц,я выбрался к канаве с мутной водой.Через нее не было мостика.За ней тянулись плантации и огороды.Я видел дороги, колодцы, пальмы, но пустыни тут не было.Я посидел близ канавы, вдыхая запах гнилой воды,а затем отправился на пароход.Там я рассказал, что у дверей одной арабской лавки стояли в кувшине розы,что я хотел одну из них купить,но красавица-арабка,выйдя из лавки,подарила мне этот цветок и сказала:селям алейкум.Так ли говорят арабские девушки,когда дарят цветы,и дарят ли они их неизвестным матросам-я не знаю до сих пор".
В феерическом мире Грина наряду с вымышленными наименованиями присутствуют и реальные,но связаны они с ситуациями приключенческого и фантастического характера:Красное море-место таинственной гибели моряков,Суэц-фигурирует в рассказе о встрече автора с им же выдуманными героями.


"Я лично возвращался пароходом в Суэц, откуда меня доставил в Одессу "Теодор Нетте"(пароход и человек,-И.В), и вместе с паломниками я благополучно достиг порта".
Из этого краткого отчета следует,что маршрут рассказчика совпадает, полностью или частично, с маршрутом богомольцев, посетивших Святую землю.Великий Романтик по складу своей натуры не мого равнодушно относиться к земле, где существует древняя традиция чуда, где чудеса прописаны,задокументированы и предусмотрительно запротоколированы.
Библейские вкрапления хоть и нечасто,но встречаются в гриновских текстах, иногда окрашенные иронической интонацией,чаще как общепринятые в языковом обиходе того времени обороты-убийство Авеля,бегство Авессалома,история с Ноем,эпиграф из пророка Исайи,да и само чудо бегущей по волнам аки по суху-явно навеяно библейской легендой.
Образ ближнего востока едва намечен,но это образ манящий и чарующе-загадочный,его слагаемые-несметные сокровища царя Соломона, нескончаемые сказки Шехерезады,известный любовью к переодеваниям и прогулкам инкогнито по городским базарам Гарун аль-Рашид,магические пшеничные зерна из саркофага фараона,в которых заключена сила жизни.
Говорят,романтика-вещь устаревшая.Вот и книги Грина можно встретить разве что на книжных развалах,куда они сданы почти задаром,несмотря на весь проделанный ими в багажных ящиках километраж, новыми репатриантами.


Между тем,в этих самых книгах,помимо алых парусов и волшебных карнавалов,где льется пальмовое вино(пока  не встречала-И.В),существуют и такие хорошо знакомые нам по жизни реалии как протекции и контрабанда наркотиков,уклонение от уплаты налогов,сексуальные домогательства,увольнения и конкуренция-перед нами жестокий,но очень романтичный  мир денег,в который совершенно органично вписываются чудеса.
Вера в чудо-бессмертное человеческое качество.Но все мы верим в чудо по-своему-одни зажигают субботние свечи,другие посещают экстрасенсов,третьи-ни дня не проживут без совета астролога.И всм нам воздается по нашей вере, чудеса, пусть маленькие,пусть редко,пусть в виде случайных совпадений-но сбываются, убеждая нас в действенности наших молитв и гаданий по кофейной гуще.


Вид вечерней Хайфы,окутавшей отроги горы Кармель сетью огней,отраженных темными водами залива, настолько чудесен, что сам по себе настраивает на ожидание чуда.
Не зря Хайфа так похожа на город мечты великого романтика.

1994
"Вести"