Холодный профессор, отрывки

Михаил Лифшиц
СЦЕНА 5 ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ

                Курилка. Стоят несколько студентов. Некоторые курят.

1-ый студент. Сессия грядет. Настроения никакого. Опять перед предками хвостом вилять, петь про поборы в вузах. Надо бы работу найти, а то надоело…

2-ой студент. Не-е, у меня без проблем. Я рудакам на первом курсе перед первой сессией сказал: «Или платите каждую сессию с учетом инфляции и стоимости бивалютной корзины, или будем бесплатно курс молодого бойца изучать в горячих точках».
3-й студент. А я не плачу ничего, почитаю лекции три дня, и хватает.

1-ый студент. Еще лабораторки, курсовые, контрольные задания… Тоже за три дня?
3-й студент. Не-е, это я в семестре делаю…

2-ой студент. Делаешь, и делай! Только нашим предкам об этом не говори, а то всю дрессуру испортишь. Начнут на тебя пальцем показывать и монету жать.

1-ый студент. Нам в этот раз Дубинину сдавать. Он, говорят, зверь, лучше и не соваться. Но и подъехать тоже проблема, говорят, не берет…

2-ой студент. Кончай ты ныть. Дубинин такой же, как все, также врет. Обещал главного конструктора привести, который 20 тонн грина в месяц гребет, и наврал.
3-ий студент. Приводил на последнюю лекцию.
2-ой студент. Я не был.

1-й студент. А… Я опоздал, смотрю, какой-то мужик чужой у доски прыгает, а Дубинин на первой парте сидит с ребятами. Я потом забыл спросить, кто такой.
2-ой студент. Ну, и что за мэн?

3-ий студент. Спортивный такой дед. Раньше чемпионом был по плаванью, а сейчас большой бугор в оборонке, объездил весь мир. Рассказывал интересно. Дубинин говорил, что он берет к себе по человечку в год, но шурупить надо. Да он всего час и побыл.
1-й студент. Так как же Дубинину сдавать?

3-й студент. Курсовой скатай. Выучи один раздел какой-нибудь по лекциям. Иди поближе к концу. Говори: «Сергей Васильевич, вы извините, я курсовой только сейчас принес. Примите, пожалуйста». Он посмотрит и скажет, что ты его скатал. Ты отвечай, что выполнил не совсем самостоятельно, потому что… А дальше ври про больную ногу, про поиски работы, про родственников, скажи, что компьютер сломался. Вверни, что по той же причине не смог полноценно подготовиться к экзамену. Зато, говори, вот этот раздел хорошо знаю. Если на пару вопросов ответишь, хрюкнешь шесть баллов, три за курсовой, три за экзамен.

2-ой студент. Теперь меня послушай. Иди к ним на кафедру. Найди Назарова Валентина Петровича. Он тебя сам куда-нибудь в темный угол заведет. Ты ему скажи, что у тебя курсовой и экзамен. Он тебе скажет, сколько платить, когда принести зачетку и когда зачетку забрать. И никакой цирк не нужен.

1-ый студент. Как же быть?.. От ваших советов только ум враскаряку…



СЦЕНА 7 ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ (отрывок)

2-ой преподаватель. Сергей Васильевич, а в чем, собственно, дело? Мне тоже непонятно, чем вы озабочены?

Дубинин. Спасибо, я – кратко. Дело вот в чем. В течение нескольких лет ни один из моих студентов не стал инженером по специальности, название которой походило бы на наименование нашей кафедры. На государственные предприятия они не идут – маленькая зарплата, пугает проходная и жесткая дисциплина. В частные фирмы их не берут из-за низкой квалификации. Зато выпускники легко идут куда угодно, в любые другие места. У меня был один парень. Умный, но учился плохо. Так я решил его обработать, заинтересовать профессией. Мне показалось, что это удалось. После защиты он пошел в ГАИ инспектором. Там требуется любой диплом, вот он с нашим дипломом и пошел. Я ему – зачем, ведь ты – инженер?! А он посмотрел на меня как на маленького и предложил покровительство, если будут проблемы с техосмотром...

1-ый преподаватель (волнуясь). Эх, Сергей Васильевич, милый человек, разбередили вы мою душу… И меня всякое подобное мучает… Вон Потапов… Ведь он моим студентом был, потом моим аспирантом. Кандидатскую защитил и дальше двинулся. Я уж и помогать ему не мог, не поспевал за ним. Но он все время обращался, будто за советом, обсуждал со мной свои результаты, соавтором статей ставил. Без всяких моих к тому стремлений… Помнил добро… Вот настоящий ученый получился. И мой ученик, предмет гордости, не зря я…

          Вытирает глаза.



СЦЕНА 1 ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ (отрывок)

Анастасия. Боюсь, папа, тебе сейчас будет не до шуток. Кафедра ведет примерно сорок дисциплин. Каждый семестр по каждой дисциплине – экзамен или зачет, еще есть курсовые, лабораторные, контрольные. По каждой дисциплине в среднем проходит пятьдесят студентов, итого, две тысячи студентов. Половина из них, то есть тысяча, не сдает, а платит деньги…
Дубинин. Покупает приборы, отрабатывает при ремонте…

Анастасия. Перестань. Тарифы меняются, но это может быть и сто евро. Пусть пятьдесят евро.
Дубинин. Откуда ты берешь все эти цифры? С потолка?

Анастасия. Папа, я, может быть, и не экономист, но организовать выставку в Швейцарии я могу. А это не только про картины триндеть и глаза закатывать. Тут и транспорт, и страховка, и аренда, и билеты, и командировки, и еще сто статей расходов. Экономическую экспресс-оценку я могу быстро провести, быстрее твоих взяточников!
Дубинин. Кого ты называешь взяточниками?!

Анастасия. Твоего Малиновского. Моего Роберта. Почти все преподаватели берут деньги и ставят «тройки», «четверки» и «пятерки» без экзамена. Причем они боятся брать деньги у студентов, поэтому основной поток денег идет через Назарова, но он, бедняга, ничего не получает, отчитывается за каждого студента, а потом выпрашивает у Малиновского кое-что на приборы и ремонт помещения.

          Дубинин встает со стула в сильном волнении.

Дубинин. Но ведь это полное моральное падение! Как может преподаватель брать такие деньги?! Как он может тратить такие деньги?! Покупать на них хлеб, одежду, платить за квартиру! Это же низость, низость!

Анастасия. Наоборот. Роберт считает себя высокоморальным человеком. Ведь он берет деньги только с тех студентов, которые не хотят учиться, а предпочитают платить. Кто подготовился, пусть сдает, Роберт его сыпать не будет. Даже вытянет отметку повыше, если парень толковый или девчонка симпатичная. Негодяй – это тот, кто обкладывает данью всех подряд, а не сдавших деньги заваливает. Тут у них принципиальный спор с Малиновским. Но Малиновский уже пару лет поступает так: он объявляет Роберту твердую сумму и отходит в сторону. Даже экзамены в своих группах не принимает, посылает Роберта.
А дальше, как вы говорите, то да се… Малиновский сказал, что ректор кафедрой не доволен из-за его докторской… Какое может быть недовольство?... Сейчас так редки докторские… Притормозил Потапова. Потапов и ушел в нефтегазовую сферу. А Вадим Вадимович сказал, что Потапов за длинным рублем погнался… А он-то как раз бессеребренник…

Гундосов (с завистью). Да, Потапов сильный был мужик, но излишне признавал свои умственные способности, мало считался с коллективом…

2-ой преподаватель. Да брось ты, Роберт! Перестань, стыдно слушать!.. Сергей Васильевич, чтобы дополнить нарисованную вами картину, скажу, что есть выпускники, работающие по специальности… или близко к специальности. Крупные иностранные корпорации по своим критериям отбирают студентов старших курсов и натаскивают их за короткое время на какую-нибудь операцию. Дальше – экзамен, присвоение рейтинга и – на работу. Через два-три месяца – новый курс, более сложная операция, более высокий рейтинг. И так далее.

Дубинин. То есть из наших молодых инженеров готовят квалифицированных рабочих?
2-ой преподаватель. Сначала рабочих, потом техников...

Дубинин. Значит, общий вывод такой, что кафедра инженеров по своей специальности не готовит. Школьник, выбравший нашу специальность, в нашем университете, на нашей кафедре получить ее не сможет!.. Как человек рассеянный с улицы Бассейной: он отправился в буфет покупать себе билет…

1-ый преподаватель. А потом пустился в кассу покупать бутылку квасу… Ну, это вы уж больно категоричны, Сергей Васильевич…

2-ой преподаватель. Захочет студент получить специальность, получит. Наша задача – создать для этого условия, а так, как вы подходите, можно с ума сойти.

Дубинин. …Я не могу преподавать, понимая, что моя работа не нужна!

2-ой преподаватель. Вы, Сергей Васильевич, этими мыслями больше ни с кем не делитесь, пожалуйста. Не мучайте людей. Мы сидим тут по сорок лет, видели разные времена. Лет тридцать назад кафедра гремела, такие инженеры приезжали за советом! Ни одна крупная разработка в отрасли не обходилась без нашего участия! Такой парень, как Потапов, в те времена давно бы уже лауреатом сделался. А сейчас – мы тут к пенсии подрабатываем, и хорошо. У нас один Роберт – молодой, да вихрастый. Но Роберт склонности к философии не имеет. Понимает жизнь конкретно. Поэтому он у нас ученый секретарь, второй человек на кафедре, вроде овчарки при пастухе…

Гундосов (привстает, краснеет, начинает гневно). Вы что себе позволяете?.. Вы думаете, что раз вы…

2-ой преподаватель. Ладно, ладно, Роберт! Извини, тут – все свои, остальные к правнукам побежали... А в ближайшие годы отправятся к праотцам. Ха-ха, каков каламбур?! Не хочешь быть овчаркой – не буду, прости … Еще вот вы, Сергей Васильевич, не достигли шестидесяти лет. Но вас зарплата здешняя не особенно интересует. Вы и в другом месте, и в третьем заработаете… Вам нравится процесс. Чтобы, значит, талантливых инженеров растить. А раз не получается, будете веревкой в море крутить, как пушкинский Балда, да чертям жизнь мутить. Расстроите старичков, доведете до инфарктов-инсультов. Что в этом хорошего?! Видишь, Роберт, Дубинин на Балду не обиделся! Нет, ты не настоящий опричник, те песьей головой гордились!

© Михаил Лифшиц. Собрание сочинений в двух томах. — М.: «Зебра-Е», 2015.