Декабристы, или вехи русской истории

Егор Червяцов
Чем сильнее погружаешься в бездонные глубины истории нашего Отечества, тем более отчётливым кажется факт, что бытие нашего народа во времени есть только длинная нескончаемая цепь случайностей, глупостей и парадоксов.

Вот, например, восстание на Сенатской площади, произошедшее 184 года тому назад. В чём причина его откровенно глупого поражения? Почему эти несколько десятков благородных храбрецов и безрассудных мечтателей так и не смогли осуществить свои великие замыслы?!

Ответ первый – «страшно далеки были они от народа». Ответ второй – «много замыслов в сердце человека, но исполнится лишь определённое Господом». Ответ третий – не было чёткой, устраивающей всех политической программы, массовой поддержки восстания со стороны дворянского сословия. Какой из них верный? Думается, что все перечисленные. И не только они.

Некоторое время назад в моей голове родилась теория, естественно, псевдонаучная, но крайне занимательная. Она заключается в такой элементарной истине, что всему своё время. То есть декабристы явились со своими требованиями либо слишком рано, либо – наоборот – слишком поздно.

Другими словами, я утверждаю, что историческими процессом в России управляют не личности, не партии и не классы, а Божественно предопределённые для нас циклы политического, экономического, социального и культурного развития. Чистосердечно признаюсь, что наличие этих циклов было установлено мною приблизительно так же, как они и были предопределены, то есть непостижимым и таким весьма дурацким способом. В течение четырёх часов подряд я вводил в строку поиска «Google» имена правителей Руси – СССР – России, начиная от легендарного Рюрика и заканчивая преславным ВВП. Далее я составил таблицу, в которую внёс количество (число) сайтов, упоминающих каждого конкретного правителя, и построил по ней график. В результате наша история представилась мне бесконечным чередованием взлётов и падений, пиков и пропастей «упоминаемости» российских правителей в современном Интернете.

На моё удивление результаты оказались крайне объективными и отражающими реальный вклад тех или иных личностей в нашу историю и культуру. Если честно, я серьёзно предполагал, что по мере приближения к современности количество упоминаний будет расти у любого правителя, то есть по идее даже Константин Черненко оказался бы на более высоком и почётном месте, чем, скажем, Владимир II Мономах. Однако оказалось вовсе не так. Например, Иосиф Сталин и Леонид Брежнев, вместе взятые, безусловно, уступают по избранному мною показателю действительному «зодчему Руси» последнего столетия – Владимиру Ленину. В свою очередь, Михаил Горбачёв, Борис Ельцин и Владимир Путин, взятые в совокупности, отдают «пальму первенства» тому же Иосифу Виссарионовичу.

Итак, в результате моих околонаучных изысканий отчётливо прояснились шесть явных «пиков» русской истории, пришедшихся соответственно на правления Олега Вещего (882–912), Владимира I Святого (980–1015), Александра Невского (1252–1263), Дмитрия Донского (1362–1389), Петра I Великого (1682–1725), Александра I Благословенного (1801–1825). Скажем откровенно, если первые пять имён и так могли прийти мне голову в качестве наиболее выдающихся, то последнее явилось для меня сюрпризом. Почему, размышлял я, на этом месте не оказалось «просвещённой» Екатерины II или «освободителя» Александра II?! Однако сомнение моё быстро улетучилось, когда я начинал вспоминать события и лиц, относящихся к этому царствованию. Указ о вольных хлебопашцах, принятие первого университетского устава, Бородинское сражение, взятие Парижа, открытие памятника Минину и Пожарскому на Красной площади… А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.М. Сперанский, М.И. Кутузов, Д.В. Давыдов… Стоит ли продолжать эти списки? Собственно, и создание тайных декабристских обществ, и сами их восстания – не закономерное ли следствие александровского правления?!

Кроме того, при рассмотрении итогов поисков имён правителей в «Google», обнаружились два неявных «пика» истории при Иване III Великом (1462–1505) и В.И. Ленине (1917–1924). Неявными я обозвал их оттого, что на фоне своих предшественников и преемников оба указанных властелина выделяются не особо, выступая как бы «первыми среди равных».

Не стану утруждать читателя подробным разъяснением того, откуда возникли 412 лет, используемые в моих дальнейших раскладках. Однако сразу вынужден буду сообщить, что всей историей России управляют два больших цикла, «запущенных» соответственно в 882 г. в результате такого мощного пассионарного толчка, как образование единого Древнерусского государства (будем называть его «варяжским» или «западным» циклом), и в 988 г. в результате другого мощного взрыва пассионарности на нашей многогрешной земле – Крещения Руси (назовём его «греческим» или «восточным» циклом). Третий цикл, основанный на анализе неявных пиков, был запущен, по всей видимости, в 1073 г. (год канонизации первых русских святых князей-мучеников Бориса и Глеба), и может быть смело назван «циклом мучеников» или «русским».

Дальше моя логика выглядела следующим образом: если есть подъём, значит, должен существовать и кризис. Поскольку наиболее адекватным графическим отражением любого цикла мне видится синусоида, пределами значения которой являются числа 1 и -1, то я построил такие синусоиды для двух первых циклов и обнаружил периоды, когда каждый из них находился, что называется «в плюсе», а когда – «в минусе». Получилось следующее: индексы варяжского и греческого циклов одновременно имели положительные значения в 1297–1397 и 1709–1809 (это я называю «великим подъёмом»).  В 1091–1191, 1503–1603 и 1915–2015 они же одновременно принимали отрицательные значения (это я называю «великим кризисом»).

Теперь давайте посмотрим на эти даты внимательнее, начав с подъёмов. Действительно, это периоды непрерывного поступательного развития и расцвета политики, экономики и культуры нашей страны. Читатель вправе сколько угодно спорить со мною, указывая на татарское иго в XIV в. или бесконечные войны в XVIII в. В первый период «великого подъёма» (1297–1397) вне всяких сомнений укладываются такие знаменательные события, как возвышение Москвы, основание Троице-Сергиевой лавры, Куликовская победа. Следствиями этого подъёма явились, прежде всего, образование централизованного Российского государства со столицей в Москве и свержение ненавистного ига Золотой Орды. Во второй период «великого подъёма» (1709–1809) укладываются «рубление» окна в Европу, Полтавская битва, образование Российской империи, основание Академии наук, воинская слава А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова, «просвещённый абсолютизм» Екатерины II и многое другое. Следствиями этого подъёма явились победа в Отечественной войне 1812 г., промышленный переворот и отмена крепостной зависимости крестьян.

Что касается «великих кризисов», то и с ними всё предельно понятно. На первый из них (1091–1191) приходятся Любечский съезд князей, предопределивший распад Киевской Руси на суверенные княжества, сам этот распад, обострение княжеских междоусобиц и борьбы с половцами, неудачный поход северского князя Игоря Святославича, воспетый в известном «Слове», начало запустения Южной Руси. Главными следствиями ослабления русских земель в ходе этого кризиса следует считать феодальную раздробленность и уже упомянутое монгольское нашествие и иго. На второй из них (1503–1603) приходятся сожжения еретиков (нестяжателей и других), боярский произвол, непрестанные крымские набеги, крах русской европейской политики, тяжёлое поражение в Ливонской войне, опричные репрессии Ивана IV Грозного, убийство святого царевича Димитрия, пресечение династии Рюриковичей, голод 1600–1603 гг. Главными следствиями ослабления русских земель в ходе этого кризиса следует считать явление самозванцев на российском троне, гражданская война и иностранная интервенция в ходе Смуты, захват поляками Москвы. Третий из них (1915–2015) включил в себя две революции, первую и вторую мировую, а также гражданскую войны, красный и белый террор, массовую политическую и экономическую эмиграцию, сталинизм, жестокие социальные эксперименты, «холодную войну», распад двух великих империй – российской и советской, гонения на Русское Православие, общее падение уровня национальной культуры.

Примечательно, что, учитывая опыт прежних кризисов, в ближайшие лет пятьдесят нам следует ожидать чего-то воистину ужасного (оккупации Китаем Сибири и Дальнего Востока? социальной революции? атомной войны? исчерпания нефти и газа, и, как следствие, «погружения во тьму»? всеобщей культурной деградации?).

Осталось уделить несколько слов третьему, «неявному», русскому циклу мучеников. Почему я не строил для него синусоиды? Дело в том, что его следовало бы называть (ввиду его хитрого устройства) «ложным» циклом. Для него бесполезно строить график, ибо он действует точечно и крайне обманчиво, срабатывая лишь один раз в 412 лет. В промежутках между его пиками достаточно сложно определить его значения. Это такая шутка Сатаны, которую я, с Божьей помощью, всё-таки заметил. Особенность данного цикла такова, что на его пики приходятся выдающиеся, значимые (или кажущиеся таковыми) события. В 1073 г., когда этот цикл «запустился», были канонизированы первые русские святые Борис и Глеб, завершено подавление последнего языческого восстания в Ростово-Суздальской земле, окончено составление свода законов «Русской Правды». В 1485 г., когда он вновь достиг своего пика, к Московскому княжеству было присоединено последнее относительно самостоятельное государство – Тверь, что знаменовало собою образование нового единого государства – России. В 1897 г., когда наступил третий пик данного цикла, начались либеральные реформы С.Ю. Витте, была проведена первая всеобщая перепись населения, обозначился явный экономический подъём, позволивший утверждать об успехе строительства капитализма в Российской империи.

Так в чём же хитрость этого цикла? В том, что в ближайшие 18 лет после этого кажущегося триумфа (государства, права, производства, веры и так далее) происходят некие необратимые изменения. В XI в. – это междоусобная война сыновей Ярослава I Мудрого, нашествие князя Олега Святославича Черниговского во главе половецких орд на русские княжества. В конце XV в. – это распространение ереси жидовствующих, борьба нестяжателей и иосифлян, кровопролитие и распри внутри великокняжеского рода. На рубеже XIX–XX вв. – это политический терроризм, еврейские погромы, поражение в русско-японской войне, первая русская революция и многое другое. По прошествии этих восемнадцати лет наступает «великий кризис».

Итак, добросовестно исполняя роль научно обоснованного нумеролога, что я имею предложить своему современнику в плане исторической перспективы? Ничего хорошего. Дальше будет только хуже. Однако выход около 2015 г. («около» потому, что мои вычисления, естественно, не являются абсолютно точными) из очередного «великого кризиса», предопределит около 2050–2075 гг. начало постепенного роста, который к 2120-м гг. перерастёт в очередной период Торжества русского духа. Это означает, что наши внуки и правнуки всё-таки будут жить при коммунизме… Вот такая история.