Жизнь как зебра... глава 4

Галина Паудере
      В среду Регина уже знала, что завтра её выписывают. В тот же вечер она потихоньку стала собираться домой, чтобы на следующий день  не терять времени на сборы - так хочется  побыстрее покинуть эти безрадостные больничные стены.
 Но расставаться с женщинами ей будет грустно. Хорошо, что они уже обменялись телефонными номерами, и собираются видеться и впредь.Только встречи их будут проходить в том мире, который сейчас находится за окнами  их палаты. Женщины уже сейчас предвкушают всю прелесть и красоту их будущих встреч.
   
     Регина собиралась домой, а в это же самое время в их палату вошла новенькая. Бедняжке пришлось сегодня покинуть свой родной дом и вот она стоит перед женщинами в казённом доме. Выбирает себе кровать больничную, переводя тоскливый взгляд с одной пустой кровати на другую. А что на них смотреть - они все, как близнецы-сёстры.  Разница только в том, в каком месте стоит каждая- в месторасположении.
   
   Трое женщин по-доброму разглядывают новенькую, следят за каждым её шагом.
   Выбрала себе женщина койку, стоящую ближе всего к открытому настежъ окну.
   Июль нынче очень жаркий - от двадцати восьми до тридцати двух градусов уже
   не первый день и без дождя. Пока новенькая не успела расположиться у окна, а только примеряется, Полина Андреевна решила предупредить женщину:
     - Вы не боитесь, что по ночам вам здесь будет прохладно, а днём возможен сквозняк?
     - Я не боюсь сквозняков, я никогда не простываю, - ответила новенькая больная, и начала что-то выкладывать в тумбочку.
   Женщина преклонного возраста, а такая симпатичная! Лицо круглое без резких морщин - еле подёрнуто мелкой сеточкой неглубоких  морщинок. Густые волосы зачёсаны наверх и собраны в густой пучок. Лоб красивый - высокий. Полина Андреевна всегда обращала  внимание на лоб человека. Верила, что такой лоб бывает у неординарных людей, наделённых недюжинным умом. Познакомились. Антониной её зовут.
      - А лет-то сколько Вам, Антонина?
      - Восемьдесят четыре, - услышали в ответ.
Все трое в один голос ахнули:
      - Да что вы говорите?! Вам больше шестидесяти не дашь! Вы прекрасно выглядите!
 Женщины уже втянули в разговор новенькую.
    
      - Это потому, что я никогда не рожала. У меня нет детей. Не потому, что я не   хотела, а просто не могло быть, - так сразу, неожиданно для себя, Антонина
открылась перед незнакомыми женщинами.
       - Я вышла замуж по любви. Жилья своего у нас не было, поэтому жить нам пришлось  вместе с родителями мужа. Свекровь видела во мне только ещё одну добавочную  рабочую силу в своём доме.Жили в собственном доме, хозяйство большое было - скот, птица, огород. Печи у них  торфом топились. Добывать торф из торфяных болот - это, женщины, тяжелейшая работа. Я знала уже, что беременна, и не хотела идти в очередной раз на это проклятое болото. Так свекровь раскричалась:
       - Подумаешь, беременная она на первом месяце, тяжёлое ей нельзя подымать! Неженка  ты просто! Я  всю беременность тяжело работала, и ничего, нормально родила...
   
 Я и подумала, может правда, зря я боюсь, и пошла. Решила, буду понемножку
 набирать, чтобы не так тяжело было. Не хотелось, чтобы  свекровь считала меня
 дармоедкой в их доме.  Осень уже была. Летнее тепло из болота испарилось. Торф пропитался осенним
     холодом. Не чувствовала я тогда ни ног, ни рук - от холода, от тяжести, от
     бесконечных поклонов болоту.
    Ночью проснулась в луже  крови.  Поправилась,  но  врачи  вынесли  свой  беспощадный
     приговор:
         - Детей у вас больше никогда не будет.
   
      Мужу сразу сказала:
         - Подавай на развод, ищи себе другую, тебе детей нужно.
         - Ты что, Антонина, придумала, люблю я тебя. Детей не будет, не твоя в
     том вина. Друг для друга жить будем, никогда я тебя не оставлю.
   
         - Хорошо, - ответила я, - пусть будет по-твоему, только при одном условии -
         под одной крышей с твоей матерью я больше жить не буду.
    
         И мы переехали с мужем из деревни в Ригу. Свекровь, чувствуя себя виноватой
     в моём несчастьи, не удерживала больше ни меня, ни своего сына.
      Мы с мужем прожили сорок два года в любви и согласии, но только для себя жили.
      Деньги хорошие зарабатывали.

          Как отпуск, так куда-нибудь на курорт ехали. Или вместе, или он меня одну
     отправлял. Я все курорты юга объездила. В Москву на экскурсию один раз ездили.
      Целую неделю в гостиннице там жили. Муж ещё аккордеон там себе купил за триста
      рублей - по тем временам большие деньги.
      Давно он мечтал о таком. Он баловал меня, я баловала его, так и жили в своё
     удовольствие, пока он не заболел.

       Рак лёгких оказался. Пять лет он ещё боролся со смертью и я помогала ему
     бороться за жизнь. Муж умер в возрасте шестидесяти  четырёх лет. С той поры я уже
      двадцатый год без него, одна живу, но я не одинока.

       Когда я мужа похоронила, потеряла интерес к жизни. Ближе мужа у меня ни одной
     живой души не было. Вернула к жизни меня соседка. Молодая женщина, незамужняя,
    она жила одна со своей малолетней дочкой.
      Девочка у неё часто болела. Неделю в садик походит, а две потом болеет.
      Мать больничный берёт, лечит её. Измучилась и девочка, и мама молодая.
 
      Посоветовали ей врачи дома подержать девочку, забрать на годик из садика.
     Приходит соседка  ко мне и говорит:
         - Антонина, выручайте, будьте няней моей дочурке1 Я вам неплохо платить буду.
         - Должна вам сказать, женщина мне эта нравилась. Серьёзная такая, порядочная.
       Хоть и одна, без мужа, но не гулящая. Всё свободное от работы время отдаёт дочке.
       Любит её до самозабвения. Я и согласилась.  Только,  говорю,  деньги  я  от  тебя
    брать не буду, мне своих хватает.

     Будешь мне просто по праздникам подарки недорогие делать, так, мелочь какую-нибудь.
     Так, её дочка, Юта, выросла при мне, в моей квартире с четырёх лет. Я её полюбила,
     так прикипела к ней душой. Она мне, как дочь родная стала. Когда Юточка в первый
      класс пошла, я подумала с горечью:
   
        - Ну вот и всё, отпала необходимость во мне. И как же я теперь без своей Юточки
      буду?
        Но мама её опять с просьбой:
          - Антонина, сможете дочку со школы забирать? Утром перед работой я её сама
     успею отвести, а вот забирать никак не смогу. И буду постоянно переживать за неё,
      если одна будет возвращаться, маленькая ведь ещё, беззащитная совсем.
    
       Так у нас и повелось. Мама утром отводит, а я днём забираю, привожу к себе.
       И Юточка скрашивает мою жизнь до вечера. Мать прибегает за дочкой:
          - Ой, Антонина, и что бы мы без вас делали?! Пропали бы.
           - А я-то без вас давно бы на кладбище была! - отвечаю ей.
   
       Сейчас Юточке нашей двадцать лет уже. Замуж недавно вышла. Хороший, добрый муж
      ей достался. И она красавица, умница. Работает главным бухгалтером и ещё учится
    в бизнес-школе.
       Я на имя Юточки приватизировала свою квартиру. Пусть ей достанется после моей
     смерти, чем государству. Юта с мамой все документы оформили, и мне продолжают
     помогать. Каждый месяц по пятнадцать латов дают - это мне подспорье к небольшой
      пенсии…
    
       Вот так сразу и рассказала Антонина историю своей жизни…
   
       На утро провожали Регину. Полина Андреевна только до лифта, а Надежда дальше -
      спустилась в лифте вместе с Региной с десятого этажа до первого.
       Все прощальные слова-напутствия сказаны.

       Осиротели они как-то сразу без лидера своего - Регины. Паузы молчания в палате
      стали устанавливаться чаще  и длились дольше. Не хватало громкого, эмоционального
     Регининого голоса.
          Женщанам грустно и в то же самое время они радуются, что
         Регина уже на свободе, вырвалась из больничного плена.
        Теперь она вольна в своём выборе - она может делать всё, что ей
     заблагорассудится, и поступать так, как сама захочет.

       И всё же существует нечто такое, что будет ограничивать её свободу действий.
       Этот ограничитель находится внутри неё  самой  -  это  её
       личное здоровье, от состояния которого, в конечном счёте, зависит буквально всё...
 
         Ещё через день Полина Андреевна провожала Надежду. Теперь в палате их осталось
       только двое - Полина Андреевна и Антонина. Пустовало четыре кровати. И слава
      Богу, что никто не мял их белых простыней и медперсоналу меньше работы.
   
      Через пару дней домой засобиралась Антонина. На недоумённый вопрос Полины,
      не рано ли та собирается выписываться, Антонина ответила:
    
     - А я могу потратить на больницу не больше тридцати лат, чтобы на оставшиеся деньги
        дотянуть до пенсии - она у меня четырнадцатого числа будет. И я врачу уже это
        объяснила - страховки у меня нет, с собой только сорок латов.
       
          -Ничего, подлечилась уже за шесть дней - красные полосы в глазу больше не
      мелькают, можно и домой идти. Врач советует пойти в соцобеспечение, выхлопотать
      бесплатную страховку на операцию глаза.
      
           -Так что мне ещё сюда осенью возвращаться. Отлежусь дома несколько дней,
        а потом пойду по инстанциям полис бесплатный добывать - по закону мне полагается
       такой - одинокая, малообеспеченная, и возраст после восьмидесяти.
   
           - Так что ж вы, Антонина, так опрометчиво поступили, с начала года не
      выхлопотали себе бесплатный полис - сейчас бы не пришлось раскошеливаться на
      тридцать латов, - сказала Полина Андреевна.
    
       - Так кто ж мог знать, что этакое случится с глазом - ничего, кроме красных полос
      видеть не буду. Испугалась, и сразу в больницу. Здоровье у меня всю жизнь крепкое,
         даже насморка никогда не бывает. Другому-то страховка нужней, чем мне, - так я
       думала.
    
          - Я вам всё же советую впредь, Антонина, ежегодно и своевременно оформлять
       страховой полис на всякий случай. И пусть при этом у вас со здоровьем не будет
      никаких проблем!
   
      Антонину навестила Лидия - мать Юты. Невольно прислушиваясь к их разговору,
     Полина Андреевна поняла, что чужая семья для Антонины стала, действительно, как
      своя собственная. Имя Юты часто звучало из уст то одной, то другой женщины.
      И у обеих с одинаковой ноткой бесконечной любви к  их общему дитю.
   
         Лидия настойчиво предлагала Антонине свои деньги, чтобы та не спешила
      выписываться из больницы из-за денежной проблемы. Но Антонина стояла на своём:
    
      - Лидочка, не надо мне твоих денег. Мы уже с врачом договорились насчёт операции
     со страховкой. Завтра дома уже буду. Зря ты сегодня мчалась, с работы
     отпрашивалась. Вот еды навезла, я ж до завтра и съесть не успею всё, возьми
     что-то обратно.
    
      - Так Юта завтра тогда на занятия не пойдёт, а приедет за вами, - сказала Лидия.
       - Что ты, что ты, - возражая, замахала руками Антонина. - Я что, маленький
      ребёнок? Сама доеду прекрасно. У меня ж ноги, руки целы, а глаз хотьбе не помеха.

         -Ты же знаешь, здоровым-то глазом я очень хорошо всё вижу. Ну беги, беги уже
       на работу, нечего тут около меня сидеть. Здоровая я, ты же меня знаешь. Юточку
       поцелуй за меня.
          - До завтра, - попрощалась Лидия, поцеловав Антонину, как родную, в щёку.
    
        Хорошо, что судьба свела Антонину с чужим ребёнком и с её матерью. До конца
      дней своих Антонина будет любить их - свою Юточку материнской любовью, а Лидочку,
      как лучшую подругу.


          Антонину Полина провожала до первого этажа.
           - Полиночка, вы мне нажмёте в лифте нужную кнопку, - предварительно попросила
         Антонина, - а то я боюсь не разглядеть, где она там - их так много.
           - Ну, конечно, Антонина, я и так собиралась с вами прокатиться до первого
          этажа, потом зайду на второй - на физиотерапию.
   
              - Полиночка, у меня дома даже телефона нет, запишите-ка мне свой, я вам
         от Лидии позвоню.
     Полина Андреевна обняла женщину:
            - Будьте здоровы, Антонина! И живите ещё долго-долго! До встречи…

                продолжение следует...
                конец 3 главы.