С водой во рту

Валерий Чернышов
Интересно, что когда вечером иду спать, чувство, что идешь домой, в свою берлогу, совсем нет ощущения, что валяешься на улице. Интересно утроена жизнь. Мне вспоминается армия, когда нас готовили к Афгану в 1989 году. Под Ташкентом есть прекрасный город Чирчик, мы его называли Чирчикаго.
Несмотря на то, что я познакомился с этим городом в армии, при обстоятельствах тяжелых в жизни, я влюбился в него. Мне было тогда 19 лет, но многое помню до сих пор. Я запомнил его восточную теплоту, его весну с ранними черешнями, его грозы теплые. Запомнил, как нас выгоняли по утрам с голым торсом на улицу и пока мы ждали остальных, было еще темно и дул сильный теплый ветер с гор, но нам с постели теплым он был дискомфортен, еще не успел проснуться и на тебя ветер на голое тело. Там даже дожди были теплые и уютные. Когда мы бегали на зарядку, мы видели, как растут персики.
Однажды я попал в место, где рос виноград, это состояние как в раю, виноград везде, сверху, по бокам залит солнцем и его очень много. Однажды в жару была возможность искупаться в канале, почему не искупаться, жара. Но когда я потрогал воду в канале, который течет с горы, я понял, что даже залезть в эту воду не смогу - она ледяная.
Я хочу сказать и подвести к одной мысли. У нас каждую среду были так называемые выходы. Позже, даже это слово было страшное. Выход.
Нас одевали полностью, весь арсенал, автоматы, вода, противогазу, ну полностью все, что надо и что не надо. Рано утром поднимали и быстро выдвигались. Шли по городу, мимо танкового училища, мимо людей, продающих горы спелых дынь, лепешки. Потом, когда выходили немного из города в сторону гор, нас начинали гонять, противогазы одеть, вспышка справа, слева, и еще бежать, ну как обычно в армии, от этого было трудно и непонятно когда начнут гонять так.
Потом начинались предгорья, горы, пастбища овец. А потом уже горы, снег, притаянный и замерзший. Видимо от солнца начинает днем таять, а ночью подмерзает. До сих пор стоит в памяти, как уже поздно вечером, командир нас построил, мы никакие, а он так бодренько говорит
- запомните, солдатами не рождаются, солдатами становятся.
Скажи мне эту фразу сейчас, я бы не обратил внимания, но он сказал высоко в горах, после изнурительного похода, мы даже отдыхать и не начали. Хотя на тот момент меня никто не спрашивал даже о том, хочу ли я становиться солдатом. Так я все отвлекаюсь от того, что хочу сказать.
Когда идешь вот так в строю, еще хорошо если идешь впереди колонны, если идешь ближе к концу, или после середины, то почти все время бежишь. Стоит второму третьему ряду подтянуться, сделать шаг быстрее, чтобы не отставать от передних, то четвертая пятая шеренга делает уже несколько быстрых шагов, а те, кто еще дальше, практически почти бегут.
Вот тут есть один момент. Я старался не смотреть на горы, потому, что когда на них смотришь, понимаешь какое расстояние надо покрыть, и приходишь в уныние. Поэтому я всегда смотрел на пятки впереди идущего товарища, на кирзачи.
Они близко, и думаешь, сделал шаг, потом другой, и идешь дальше. Но как только поднимешь глаза, начинаешь думать это как далеко еще, десятки километров и никакого просвета, ведь там не ждет постель, там надо будет саперной лопаткой рыть снег и укладываться спать прямо в снегу, а на следующий день назад тот же путь. А на следующей неделе тоже самое, после чего непонятный Афганистан, там тоже ничего хорошего не ждешь. То есть, надежды нет, поэтому лучше смотреть перед собой, на пятки товарища и думать о чем-то приятном. Я зачерпывал снег в руку, брал заранее приготовленную конфету - леденец, и у меня получался такой морсик во рту. Вот теперь я часто вспоминаю эти моменты, потому, что когда мы смотрим на жизнь и пытаемся представить все трудности, с которыми придется столкнуться, и вообще, сколько надо всего выдержать и пройти, мы можем с ума сойти.
Если бы мне сказали, что я проживу (пока еще) 66 ночей на улице, и еще неизвестно сколько впереди, и как дальше сложится, то было бы намного труднее идти на это. Лучше и легче видеть что-то хорошее. Как, в той же армии, просто сходить в чайхану в увольнение было таким кайфом, что сейчас этого не оценишь. Выходит, чем хуже, тем лучше, как это не парадоксально звучит. Не видевший трудностей, не оценит благополучия. Получается, судьба, делая нам плохо, часто делает нам хорошо. Только многие, может большинство, начинает просто злиться на судьбу, на все, там поговорки разные выдумывать - жизнь ..авно, все бабы б… и солнце ..баный фонарь. Получается, взгляды не зависят от того, что человек видит, а зависит какими глазами и с какими мыслями он смотрит на все.
Заметьте, пьяницы, сидящие под забором, редко они чисты мыслями и радуются тебе. Чаще они ругаются и жалуются, рассказывая, почему они там сидят, и почему и кто плохой, что довел их до такого состояния. Я их не осуждаю, сам сейчас живу на той же улице, но поэтому сейчас часто искренне радуюсь, зная, что мне жизнь показывает что жить то хорошо.
Она меня окунает головой в воду, и говорит, высовывая на минуту
- теперь понял,
я только хочу сказать, что теперь то я точно все понял, она меня с любовью, но опять окунает, и я только булькаю вместо слов. Потом высовывает и говорит
- понимаешь теперь, Валерушка. Я только хочу закричать
- НУ ВСЕ, ТЕПЕРЬ точно понял,
а получается опять буууль, буууль. Но ведь рано или поздно нас высовывают и уже не суют опять. И тут уже, смотришь по сторонам и … Да. Два варианта. Один скажет
- ну суки, теперь держитесь, я буду делать все, чтобы опять не попасть, а раз меня так окунули, я буду всех кунать, если надо прибью.
А другой скажет, оглядываясь по сторонам, господи, а как красиво то. Почувствует запахи весны, запахи волос женщин, услышит красивую музыку, проходя мимо кафе, увидит самолет в небе и скажет, а я раньше этого не замечал. И найдет себя обновленным, с новым взглядом на жизнь…
Слишком умно, наверное, завернул я, что сам еле понял. Все, буду работу искать, высовываться таки надо, а то полон рот воды пока еще.