От вокзала до дворца

Орёл Город
                От вокзала до дворца.

                На железнодорожном вокзале установлены башенные часы. Они были установлены 5 августа 1968 года. Часы исполняют мелодию из 1-й симфонии орловского композитора В. С. Калиникова.

                Между вокзалом и Дворцом культуры железнодорожников раскинулась красивая и просторная площадь. Имя её  - площадь Привокзальная. А как ещё назвать её лучше – никак.

                Там, посредине, на клумбе, где в день четырёхсотлетия города был поставлен знак с обещанием, что памятник какой-то тут будет, теперь же стоит произведение топиарного искусства.

                Какой памятник обещало руководство города тогдашнее жителям, не помню я. Орёл птица из веников берёзовых, который там уже появился, это, разумеется, не памятник. Но каждый день, с утра до вечера у орла у этого и рядом с ним,  жители города, и гости - фотографируются. И по одному, и группами. Нравится им это место, значит. Одного орла уж поменяли. Птица обветшала, теперь нового орла установили. Процесс запущен. И пускай себе идёт на радость жителям города, на зависть соседям.

                Кстати, несколько слов о площадях Орла. Большинство из них было образовано при планировке города, как губернского центра. (После 1779 года).

                Это Кромская, Ильинская и Полесская площади. Ильинская площадь – это теперь Сквер Танкистов. Ильнка была – торговой площадью. Там была Ильинская часовня. С конца XII века на Ильинской площади проходили публичные казни. Когда таковые казни отменили, купцы, по понятиям теперешних бизнесменов, осуществили рейдерский захват площади.

                Лавочки, лабазы, лотки были разбросаны безо всякого плана. И место это было одним из самых людных и грязных мест города. 26 мая 1848 года во время одного из больших пожаров, постройки на Ильинской площади сгорели, но к 1850 году, площадь была отстроена вновь. 23 июня 1853 года Орловская губернская строительная дорожная комиссия приняла решение о перестройки "Ильинки". Но усилия властей оказались в то время бессильными… И по мнению современников, площадь продолжала оставаться одним из самых грязных и безобразных мест города. По воскресным и праздничным дням здесь сооружались балаганы для развлечения простого народа.

                <О, Боже – как всё похоже!>


           В 1893 году на Ильинской площади был устроен артезианский колодец, дававший до 100 тысяч ведер воды в сутки.
               
           В начале 90-х годов XIX века комитет народных чтений сумел открыть на "Ильинке" общедоступный театр. Но у властей того времени это вызвало тревогу из-за опасного, по их мнению, репертуара. Особенно вызывало негодование – наличие занавеса КРАСНОГО цвета. В сентябре 1900 года первый народный театр в Орле был закрыт, здание было снесено, на его месте были построены торговые лабазы.

           Когда были проложены трамвайные пути по улице Новосильской (ныне улица Пушкина), то в перспективе двух улиц Московской и Новосильской с площади была видна была часовня Александра Невского.

          

         Надо сказать, что Орловский трамвайный парк – один из старейших в России. Движение в Орле было открыто раньше, чем в Москве и Питере. в 1896 году было построено трамвайное депо, а через два года открыто трамвайное движение.

         "Орловские губернские ведомости" за 1899 год сообщали: "На этих днях Министерство путей сообщения разрешило Орловскому обществу "Электрический трамвай" проложить рельсы в два пути до вокзала, причём рельсы должны быть положены не по середине улицы, а по бокам её".

        23 апреля 1920 года в местной газете, издававшейся в городе, органе Орловского городского исполнительного комитета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов было помещено постановление Губпрофсовета о проведении Первомайского субботника. После чего бывшая Ильинка была переименована в Первомайский сквер.

         В 1937 году трамвайные линии начали переделывать на широкую колею. (Под руководством партии, возглавляемой Сталиным! год 1937…)

         7 августа 1943 года после освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков в Первомайском сквере на братской могиле был установлен танк "Т-70". Орудие было обращено на запад, туда, где ещё шли бои с врагом.

        В 1968 году была произведена перепланировка сквера и зажжён Вечный огонь. В 1968 году танк "Т-70" был заменён танком "Т-34", с которым связаны победы бронетанковых войск в Великой Отечественной войне. Теперь на месте бывшей братской могилы, в центре сквера стоит гранитный монолит с именами погибших воинов.

          БОЛЕЕ ПОДРОБНО ПРО Орёл город  МОЖНО ПРОЧИТАТЬ, ЕСЛИ КЛИКНУТЬ СЮДА -

                http://www.orel-story.ru/land_zuevsorel.php

                или туда -

                http://ru.wikipedia.org/?oldid=14519395

             Ещё немного о Дворце и об окружающей Привокзальную площадь территории.

             Привокзальная площадь, дом 1, это Дворец культуры железнодорожников Орловско-Курского отделения Московской железной дороги ОАО РЖД.

             Построен он по проекту архитектора С. А. Мхитаряна в 1955 году. Дворец является одним из сооружений, формирующих Привокзальную площадь, на которую обращён своим главным фасадом. Зал дворца культуры используется для проведения встреч, вечеров, концертов приезжих артистов и местных творческих коллективов.
 
тел. (4862) - 467 – 880.


             Рядом со зданием орловского железнодорожного вокзала, между перронами в 1958 году был установлен памятник Тургеневу И. С. Тургенев-охотник. Памятник встречает и провожает всех, кто проезжает по железной дороге через Орёл. Фирменный поезд Орёл-Москва отходит от перрона под звуки марша "Прощание Славянки".

              Этим же маршем встречает город Орёл свой фирменный поезд из Москвы, когда поезд только-только подходит к вокзалу!

             С переходного моста через железнодорожные пути, моста, который соединяет "Привокзалку" и "Выгонку" можно увидеть памятник "ПАРОВОЗ", который установлен в ознаменование 120-летия Орловского локомотивного депо. (В 1868 году в Орле было построено локомотивное депо. Депо было присвоено имя первого председателя ВЦИК Я. М. Сверлова. Памятник установили в 1988 году, открытие памятника было 15 августа.)


             Недалеко от железнодорожного вокзала расположилась Церковь иконы Иверской Божьей Матери. Она была заложена 13 октября 1899 года в память о короновании императора Николая II. Строилась церковь в течение трёх лет на средства орловских железнодорожных служащих при содействии Московского общества Хоругвеносцев, по проекту архитектора Н.и. Орлова в так называемом "русском стиле". строительство велось под руководством инженера Ф. П. Степанова. Главный престол освящён 13 октября 1902 года.

            Церковь имела девятиглавое завершение, расположенное тремя ярусами, что придавало ей большую нарядность. В 1923 году была закрыта, передана под железнодорожную школу. В 1941 43-х годах сильно пострадала от бомбёжки. После войны в ней располагался склад. До момента предечи церкви в 1990 году передаче общине верующих, в помещении церкви принимали и хранили пустые стеклянные бутылки и банки.

             Реставрирована церковь по проекту архитектора М. Б. Скоробогатова, в апреле 1992 года освящён главный престол храма.