Музыка любви, или новогоднее чудо

Безымянная Ольга
Посвящается Шалве Амонашвили
 и Валерии Ниорадзе

В зал внесли большую ёлку и начали наряжать. Было шумно и весело. Игрушки звенели, мишура искрилась. Все: папа, мама, дочь и сын — были в приподнятом, предпраздничном настроении.
Вошла бабушка. На неё никто не обратил внимания. Маленькая, сухонькая старушка подошла поближе.
— Это не простые игрушки, — попыталась она привлечь к себе внимание, но никто не повернулся.
— Они удивительные, — громче произнесла бабушка.
Только это подействовало на тех, кто делал вид, что не замечает вошедшую старушку. С подчёркнутым равнодушием они подошли к бабушке. В руках у неё была маленькая коробочка. Дрожащими руками бабушка подняла крышку, и все нагнулись, чтобы увидеть чудо.
— Бабуля, — первой возмутилась внучка, — это же облезлое старьё!
— Эту звёздочку мне подарил ваш дедушка в такую же предновогоднюю ночь. Тогда он попросил моей руки. Я была так счастлива, — будто не слыша слов внучки, продолжила старушка. — В Новый год эта звёздочка всегда сияла на макушке ёлки. Она необыкновенная, может, потому, что однажды мой любимый зажёг её в моём сердце.
— Ах, как это сентиментально, — театрально произнёс внук, но так, чтобы услышали все, кроме бабушки.
— А вот этого пастушка я подарила вашему дедушке. Он такой милый, — сказала бабушка, разглядывая стеклянную фигурку.
— Ты собираешься повесить это на ёлку? — раздражённо спросила внучка, нарочито громко произнеся слово «это», будто хотела унизить или оскорбить кого-то.
— Конечно, — наивно проговорила бабушка, как будто это было что-то само собой разумеющееся, и дрожащими руками стала вешать на еловую веточку своего блёклого пастушка.
— И этот урод будет торчать на виду, рядом с дорогими шарами?! — внук чуть не задохнулся от негодования. — Бабуля, ты представляешь, как это будет выглядеть? — И он укоризненно посмотрел на стушевавшуюся старушку.
— Ты ещё рядом свою звёздочку повесь, это будет похоже на твоё старое кресло среди нашей роскошной мебели, — язвительно бросила внучка.
— Дети, оставьте её в покое, — раздражённо произнесла мать, но эти слова их ни к чему не обязывали, потому что тон женщины давал право издеваться над пожилым человеком, который уже не вписывался в изысканный интерьер этого дома.
— Но я хочу, чтобы в эту новогоднюю ночь они висели на ёлочке, — с мольбой прошептала бабушка. — Мне кажется, что сегодня должно произойти какое-то чудо. Это так важно и нужно всем.
— Бабуля, чудес не бывает, — отрезала внучка.
— Самое большое чудо — это деньги, — прибавил внук.
— И желательно, чтобы их было как можно больше, а не столько, сколько приносит ваш сын! — с укором произнесла мать, да так громко, что глуховатая старушка вздрогнула от неожиданности.
— Зачем ты третируешь её? Она тут при чём? — зло отозвался отец.
— Сынок, повесь эту звёздочку на макушку, — протягивая стеклянную, с облупившейся серебряной краской игрушку, попросила старушка.
— Ну ты совсем… — буркнул сын. — Не понимаешь, что ли? Ну куда эту дрянь, да ещё на макушку?! Мы же тебе говорили: сегодня званый вечер, будут нужные люди… Тебе бы вообще лучше не высовываться из своей комнаты, а уж этой дребедени на такой ёлке и вообще делать нечего, — и он ткнул пальцем в игрушки. — Знаешь, сколько я угрохал на эту красавицу? — указывая на ёлку, спросил он. — Настоящую привезли, из лесу. Понюхай, как пахнет. Игрушки какие купил… в супермаркете, понимаешь, суперигрушки. Посмотри, сияют, ночью даже светятся, а ты тут со своей ерундой.
Сыну было жаль мать, но давно заведённый порядок словно не позволял ему разговаривать с ней по-другому.
— Сыночек, я тебя очень прошу, повесь их. Я ведь никогда их не доставала. Столько лет пролежали, а сегодня день особенный…
— Повесь их ближе к стволу, пусть отвяжется, — сказала жена мужу.
Некогда она была похожа на принцессу — красива, нежна и мила, но когда появилось много денег, превратилась в настоящую ведьму. Она ела поедом всех: мужа, детей, свекровь и свекра. Последнего довела до сердечного приступа.
Мужчина взял пастушка и повесил у самого ствола ёлки. Он помнил его с детства. Вместе с другими игрушками и звёздочкой пастушок каждый Новый год появлялся на ёлочке, маленькой и не всегда пушистой. Но потом появились дорогие игрушки. Старые выбросили, хотя они были очень дороги ему, потому что напоминали прекрасную новогоднюю сказку детства в кругу семьи. Только пастушка и звёздочку отстояла бабушка. Она унесла их в свою комнату и спрятала. Чтобы никого не раздражать, она никогда не вынимала их и не предлагала повесить на ёлку. И уж если сегодня достала, значит, что-то произошло или произойдёт. В сердце мужчины заговорил чей-то голос, но так тихо, что он ничего не смог разобрать.
— А звёздочку — на макушку, — остановила мать сына, намеревавшегося повесить звёзду туда же, куда и пастушка — ближе к стволу.
Он хотел сказать что-то грубое, но, увидев повлажневшие глаза матери, буркнул:
— Как я не люблю ваших слёз…
Сын взял из рук матери звёздочку, влез на лестницу и надел звёзду на маленькую веточку рядом с макушкой.
— Довольна? — грубо спросил он, а про себя сказал: «Что со мной? Меня с детства учили уважению к старшим, а я стал таким». Он побоялся произнести даже про себя, каким он стал, только сказал в оправдание:  «Я будто заколдован».
— Спасибо, сынок. Сегодня ночью произойдёт что-то необыкновенное, я хотела бы, чтобы это стало вашим счастьем.
— Мы очень счастливы, — зло произнесла женщина, недовольная появлением на ёлке старых игрушек. — Вы удовлетворены? Они висят. Вы ещё чего-то хотите?
Как она была похожа на ведьму, красивую, но все же ведьму.
— Спасибо, — тихо вымолвила старушка.
— Идите к себе, вы устали, — предложила невестка свекрови.
Старушке ничего не оставалось, как покинуть зал.
Она очень любила наряжать лесную красавицу, как это любят делать дети, любила игрушки, красивые, яркие, какие бывают только на Новый год, но с тех пор, как она разбила дорогой шар, всё это для неё закончилось.
Ёлка была украшена: на макушке сияла большая золотая звезда, на ветвях переливались шары, голограммная мишура, разноцветные гирлянды, серебряные колокольчики и маленький стеклянный ангел с крылышками. Откуда он появился, никто не знал, каждый, вероятно, думал, что его кто-то купил, только забыл сказать об этом. Но так как ангел был очень красив, то по праву занимал почётное место среди дорогих шаров.
Осмотрев красавицу, все с чувством выполненного долга покинули зал.
Было ещё много других дел: наряды, подарки, праздничный стол; каждый чего-то ждал и хотел встретить праздник по-особенному.

***
В зале было темно. И вдруг послышалась музыка, прекрасная, нежная и в то же время полная невыразимой тоски.
— Кто нарушил тишину? — возмутился дремавший Шар.
— Это я, Пастушок.
Шар покосился туда, откуда доносился голос.
— Как ты оказался здесь, среди нас, почтенных господ?
— Я ищу свою Звёздочку, она должна быть где-то здесь. Почти двадцать лет мы были в забвении, почти вечность нас никто не вынимал из тесной, тёмной коробки, и все эти годы мы ждали чуда.
— Какого? — спросила Гирлянда.
— Мы соединимся с моей дорогой Звёздочкой и уже не расстанемся.
— Ваше место на свалке, — сказал Шар.
— Мы — талисманы счастья. Когда счастье уходит от человека, он становится настоящим чудовищем, он ужасен. Если не убить это чудовище в себе, человек навсегда потеряет человечность, он станет зверем в человеческом обличье.
— Это нас не касается, — отмахнулась Мишура. — Наша задача — создавать праздник, а не очеловечивать людей. Нам всё равно, кому служить, на ком блистать: хоть на звере, хоть на человеке, хоть на предмете. Чем больше мишуры, тем роскошней и тем нам лучше. Чем бездушнее человек, тем больше он нас любит. Благодаря этому мы существуем, ради этого и живём.
— Счастье не в блеске, — возразил Пастушок. — Счастье — в любви, в большой и человеческой. Когда в сердце живёт любовь, там не могут поселиться ненависть, зло, жестокость. Многие люди потеряли её и стали бесчеловечными, безжалостными, даже беспощадными. Мы пришли, чтобы вернуть это великое чувство. Как только любовь засияет в сердце человека, он станет другим: добрым, великодушным, человечным. Сегодня мы должны вернуть любовь тем, кто её потерял, и мы сделаем всё возможное, чтобы чудо произошло. В эту новогоднюю ночь, когда часы пробьют двенадцать раз, свет любви войдёт в сердца людей. Мы долго ждали этого часа. И вот сегодня свершится нечто необыкновенное! — воскликнул Пастушок и грустно добавил: — Но оно может произойти при одном условии.
— Каком? — поинтересовался Колокольчик.
— Если Звёздочка будет возвышаться на макушке.
— А сейчас она где? — спросила Мишура.
— Не знаю, я не вижу её.
— Она рядом с макушкой, — сказала Гирлянда. — Этого недостаточно для чуда?
— Нет. Чудо произойдёт тогда, когда Звёздочка окажется на самой макушке.
— На этом месте могу быть только я, — громко произнесла Золотая Звезда. — Вы разве не понимаете, что я королева, а вы, даже самые богатые, всего лишь мои подданные?
— Но Звёздочка должна очутиться на верхушке на одно мгновение, с последним ударом часов. В этот момент её волшебный луч войдёт в сердце человека и расколдует его. Сердце станет человечным, а человек — великодушным, и тогда всё изменится в одной семье и, возможно, во всем мире. И до и после этого момента вы, ваше величество, можете оставаться на своём троне, — прокричал Пастушок, чтобы его услышала королева.
— Вы, вероятно, чего-то не понимаете. Никто и никогда, ни на один миг не может занять трон (тем более какие-то пастушки и их звёздочки), ибо тогда мир станет другим. Когда начинают править пастухи, мир рушится, жизнь меняется, и не в лучшую сторону. Миром должен править король или королева, и никто другой.
— Лучший король — человечность! Во всём мире должен быть один король, и имя ему — Человеколюбие! — уверенно сказал Пастушок.
— Чушь! — возразила Золотая Звезда. — Мир без правителя погружается в анархию, а любая анархия — это конец жизни.
— Ваше величество, вы меня не поняли, ни я, ни Звёздочка не стремимся к власти. Есть нечто, что выше этого, — попытался пояснить Пастушок.
— И что же это, чего не знает королева?
— Человечность, и это высшее счастье.
— Чтобы познать высшее, как вы говорите, счастье, надо родиться королём, а не нищим… Или богачом, как я, — самодовольно улыбаясь, произнёс Шар.
— Можно быть самым богатым в мире, но не быть королём! — заметила Золотая Звезда.
— Просто у нас нет такой ножки, которая способствовала бы восхождению. Всего лишь отсутствие ножки не позволяет нам взойти на трон, — с обидой сказал Шар.
— Но у моей Звёздочки есть такая ножка! — радостно воскликнул Пастушок. — Значит, она может на одно мгновение оказаться наверху.
— И кто ей позволит это сделать?! — возмутилась Золотая Звезда. Она сказала это так громко, что ёлка вздрогнула и игрушки зазвенели. Каждая выразила своё мнение по этому поводу, но было непонятно, какое.
— Я считаю этот спор бессмысленным, — заключил Шар. — Целесообразней было бы отдохнуть перед торжеством, ведь в эту ночь от нас ждут многого: мы должны удивить приглашённых, а они, насколько я понимаю, должны оказаться полезными этой семье. Недаром же на праздник потрачено столько денег.
— Но мне совершенно не хочется отдыхать, — заявила Мишура. — Я люблю интриги. Хорошо, если сейчас разыграется необычное действо, будут кипеть страсти…
— Вы ещё скажите, прольётся кровь, — недовольно буркнул Колокольчик. — Я лично противник всяких конфликтов. Они до добра не доводят.
— Ой, кто бы говорил, — вспыхнула Гирлянда. — Вы трезвоните когда надо и когда не надо, спешите раззвонить по всему свету…
— Да послушайте меня, не время выяснять отношения, надо сделать всё возможное, чтобы произошло чудо, — Пастушок попытался прекратить бессмысленный спор и призвать всех к благоразумию.
— Мы догадываемся, куда вы клоните: вы хотите возвести на трон свою звезду, чтобы самому стать королём! — испуганно завопил Шар.
— Вы не понимаете: должно произойти чудо, должно случиться невероятное, тогда в сердцах зажжётся огонь любви! — тщетно пытался убедить всех Пастушок.
— А какая польза от любви? — с усмешкой спросил Шар.
— Разве от любви должна быть польза? — удивился Пастушок.
— От всего должна быть выгода, иначе в этом нет смысла. Вот, к примеру, я здесь затем, чтобы удивить кого-то, а может, даже вызвать зависть, — заносчиво произнёс Шар, как будто в этом был глубочайший смысл.
— Вы переоцениваете себя, — сказала Мишура. — Вы всего лишь пузатый зазнайка. Если я чуть сдвинусь и закрою вас, то вы окажетесь просто незамеченным. Я могу закрыть даже Звезду, и её звёздный час закончится.
— Ну уж это слишком! — не на шутку рассердилась Золотая Звезда. — Меня никто не закроет, и никто не займёт моё место!
— Ваше величество! Всего лишь на один миг моя Звёздочка должна оказаться на верхушке и засиять, и тогда случится то, что всем необходимо! — чуть не плача кричал Пастушок.
— А что нам, тем более всем, необходимо? — спросил Шар. — Мы все хотим разного: Золотая Звезда — власти, я — богатства, Мишура — блистать в свете, Колокольчик — быть признанным. Нам всем нужно что-то своё, особенное. И мы совершенно не хотим становиться человечными.
— Вы ещё скажите, что нам надо стать ангелами, — глядя на стеклянного Ангела, с усмешкой произнёс Шар.
— Когда-нибудь все станут и ангелами, но сначала надо стать настоящими людьми! — воскликнул Пастушок.
— Это нам не грозит, — сказала Гирлянда. — Мы же не люди.
— Но вы можете быть человечными, если станете делать добро, — убеждал Пастушок. — Делать добро — значит совершать чудо. Неужели никто из вас не хотел бы, чтобы произошло настоящее чудо?
— Кому сейчас нужно чудо? Мне — нет, потому что у меня уже всё есть: я золотая и я выше всех! Чего ещё можно желать? — высокомерно произнесла Золотая Звезда.
— Счастья! — кричал Пастушок. — Счастья! Его не купишь ни за какие сокровища мира.
— А какой прок от счастья? Его ни увидеть, ни пощупать нельзя! Это мираж, который маячит где-то на горизонте, но подойди к нему — и он исчезнет. Нужно желать не эфемерного, а того, что может оказаться в руках, — рассуждал Шар.
— Как вы несчастны, — грустно произнёс Пастушок. — Но я не хочу быть таким, поэтому я сделаю всё, чтобы свершилось чудо. И если даже мне никто не будет помогать, вопреки всему в эту ночь Звёздочка засияет и волшебство произойдёт! — воскликнул Пастушок. — Милая Звёздочка, я начинаю свой путь. Я обещаю, что с последним ударом часов ты будешь на верхушке и случится то, что должно случиться: любовь вновь наполнит человеческие сердца!
Гирлянда вспыхнула от возмущения. Она хотела что-то сказать, но зажёгся свет, и в зал вошли.

***
— Мне показалось, что вспыхнула гирлянда, — сказал отец.
— Наверное, опять напряжение в сети скачет, а впрочем, тебе показалось, она, кажется, не была включена, — ответила мать.
— Так много времени, а я ещё не собрана! — раздраженно закричала дочь. — Мама, помоги мне одеться!
— У меня и без тебя много хлопот, — отрезала мать.
— Но кто же скажет мне, как я выгляжу в новом платье?
— Иди к бабуле. Ей все равно делать нечего, — посоветовала мать назойливой дочери. — Сутками дремлет. Как ей не надоело? Себе уделить внимание времени нет, ещё за вами ухаживай.
— Перестань бурчать, вечно ты всем недовольна, — раздраженно сказал отец. — Как мне всё надоело! Хочется простого человеческого счастья…
— А кому его не хочется? — не унималась мать. — С вами будешь счастливой.
— Где моя новая рубашка? — спросил возбужденный сын. — Вечно вы ссоритесь, вечно всем недовольны.
— Ты ещё здесь? — удивилась мать. — Почему не на школьном вечере? Ты же не успеешь.
— С вами успеешь, у вас всё наперекосяк! — возмутился сын. — Дайте мне рубашку, и я исчезаю.
— Вот твоя рубашка, —  мать подала её сыну.
— Отец, дай мне твой одеколон.
— Мал ещё.
— Мама, а где твои духи?
— Тебе они зачем?
— Ты меня утомила своей наивностью.
— Ты готова?
— Да.
— Отец, подвези нас.
— Изнежились совсем — два шага до школы…
— У меня прическа, я не могу идти пешком.
— Да отвези их, что ты детей третируешь.
— У меня ещё дел по горло.
— У тебя их всегда выше крыши. Удели хоть раз внимание детям.
— Не сломались бы — дошли. Это всё ты. Твоё воспитание.
— И твоё бездействие.
— Поехали.

***
Свет погас.
— Я начинаю свой путь, — решительно произнёс Пастушок. — Кто мне подскажет, куда идти?
— А может, тебя сразу короновать? — язвительно спросила Золотая Звезда.
— Мне не нужна ваша корона. Мне необходима только помощь, но коли мне неоткуда её ждать, то я сделаю всё один. Я найду Звёздочку и помогу ей оказаться на верхушке.
— Какая неслыханная дерзость! — возмутилась королева. — Звонари, звоните во все колокола, собирайте моё войско! — приказала она. — Объявляю: все подданные её величества не должны оказывать содействие этому бунтарю. Кто поддержит его, тот будет считаться преступником и окажется в яме забвения.
— Значит, виновного просто сбросят вниз, — сказали серебряные колокольчики, но не позвонили.
— Я приказываю звонить! — закричала королева.
Но колокольчики молчали.
— Тогда вы первыми упадёте!
Луч Золотой Звезды стал касаться колокольчиков, и те, один за другим, летели вниз — благо, что игрушки были небьющимися.
— Она не знает даже, что в этом году на ёлке нет ни одного солдата. Кому мы будем звонить и кого собирать? — падая, говорили колокольчики.
— Это кто же посмел лишить меня армии? — возмутилась Золотая Звезда.
— Такого ещё не было, чтобы правитель оказался без армии, — ехидно хихикнул Шар. — А если он без армии, то кто же его будет бояться?
— Чем злорадствовать, вы бы лучше задержали Пастуха, он уже устремился вверх! — закричала королева.
— Я не солдат, ваше величество, у меня нет обязанности защищать вас, у меня есть право показывать себя, что я и делаю!
Но не успел он это сказать, как острый луч сбил его с ветки и Шар покатился вниз.
— Не имеете права! — кричал раскрашенный пузач.
— У меня нет обязанности прощать, у меня есть право наказывать, — засмеялась королева.
Пока она расправлялась с недовольными, Пастушок добрался до серебряной Мишуры.
— Уважаемая Мишура, позвольте воспользоваться вашей лестницей, — попросил Пастушок.
— Но эта лестница не для таких, как вы! — возмутилась Мишура. — Разве вы не видите, что она серебряная?
— Если вы боитесь, что я измажу её, я сниму свои башмаки и пойду босиком.
— По этой лестнице, молодой человек, такие, как вы, не ходят.
— Хвалю тебя, Мишура, и жалую титул королевской лестницы, — крикнула Золотая Звезда так, чтобы все услышали о её щедрости.
Мишура от удовольствия заблестела ещё ярче.
Но случилось невероятное. Кот, мирно спавший в кресле, вдруг вскочил и с бешеными глазами прыгнул на ёлку. Мишура неосторожно зашуршала, а ему почудилась мышь. Он уцепился за Мишуру и повис на ней. Она тщетно цеплялась за ветки, чтобы удержаться, но ёлка словно специально опустила их, и Мишура соскользнула на пол. Кот набросился на неё и изорвал в клочья, потом вернулся в кресло, свернулся калачиком и замурчал.
— Мне надо найти мою Звёздочку и как можно быстрее, — сказал Пастушок, подбадривая себя.
И вдруг перед ним появились серебряные нити ёлочного Дождя. Пастушок ухватился за одну, поднялся, потом схватился за другую и оказался ещё выше. Ловко, как циркач, он преодолел часть пути, но Звёздочку пока не встретил.
— За то, что ты помогаешь бунтарям, ты будешь сброшен вниз! — крикнула королева и направила свой луч на Дождь, но множество его нитей запуталось в ветвях, а может, ель подняла свои ветки и спасла его от падения.
А Пастушок продолжал карабкаться вверх.

***
Зажёгся свет,  вошли мать и отец.
— Скоро гости прибудут, пора накрывать стол.
Они засуетились, начали расставлять стулья вокруг стола, носить посуду. Зазвонил телефон. Отец взял трубку, он что-то отвечал, но было неразборчиво. Он был растерян и радостен, в этом возбужденном состоянии стал садиться в кресло и придавил дремавшего в нём кота. Испуганный кот вскочил и пулей вылетел из комнаты.
— Позвонили из больницы, — сказал отец, — дед пришёл в себя, предлагают, если мы, конечно, этого хотим, взять его домой на праздник. Я поеду за ним. Пусть они с матерью будут в Новый год вместе.
Отец говорил о своей матери, той бедной старушке, которой уже не было места в её собственном доме, и о своём отце, который долгое время находился в больнице.
— А гости?!
Взгляд жены был полон возмущения.
— Неужели ты не понимаешь… — отец махнул рукой. — Есть нечто большее в жизни — любовь.
— Я поеду с тобой, — твердо сказала мать.
— А гости? — удивился отец. — Они же для тебя очень важны.
— Я так устала от всего. В этой гонке за деньгами, признанием со стороны других я что-то потеряла. Мне кажется, я стала похожа на Бабу-ягу, злая, вечно всем недовольная, всех ненавидящая. Я же когда-то была другой. Я ощущала себя принцессой, а теперь… Теперь и ты не любишь меня, как раньше.
— Можно любить принцессу, но… — отец тоже не сказал, в кого превратилась жена, которую он некогда безумно любил. — Что-то в нашей жизни произошло, что-то изменилось, и не в лучшую сторону. Так больше продолжаться не может, надо что-то менять…
— Власть портит человека. Когда я стала управляющей, я почувствовала себя всемогущей королевой, но ты не стал королём. Ты остался пастушком, которого я когда-то любила.
— Теперь ты стала королевой и пастушок не подходит тебе. Это и раздражает тебя. И свою злость ты направляешь на всех. От этого страдаем не только я и мои родители, но и наши дети. Они испорчены и несчастны.
— Мне кажется, что я не хочу больше быть королевой.
— Тогда ты потеряешь всё.
— Я обрету большее — любовь. Я хочу, чтобы ты любил меня, как прежде. Это возможно после всего, что я сделала?
— Возможно, потому что я по-прежнему люблю тебя, моя принцесса.
— И я люблю тебя, мой милый пастушок. Ты для меня больше, чем король, и мне не надо больше ни власти, ни денег, ни признания, я хочу любви, и мне кажется, что только в этом заключается высшее счастье, человеческое счастье.
Муж прижал жену к груди.
— Звёздочка ты моя ненаглядная, как же я люблю тебя. Едем.

***
Свет погас.
— Как темно. Пока горел свет, я хорошо различал дорогу, а теперь… — с отчаянием проговорил Пастушок. — Хоть бы один лучик.
И тут он увидел Гирлянду.
— Уважаемая Гирлянда, вы не могли бы осветить мне путь?
— Вы хотите, чтобы я последовала за теми, кто уже находится внизу?
— Я должен помочь Звёздочке…
— И вы обещаете мне королевский титул? — с издевкой спросила Гирлянда.
— Я обещаю вам чудо, только помогите мне.
— Что проку с чудес? Это выдумки мечтателей. Для меня важно то, что я могу реально ощутить, королевский титул, например.
— Я жалую вам титул королевской гирлянды! — торжественно произнесла королева.
— Вот видите, чудо не заставило себя долго ждать, — сказала Гирлянда Пастушку.
В кромешной тьме Пастушок продолжил свой путь.
— Главное — не пройти мимо моей Звёздочки, в такой темноте немудрено разминуться.

***
Вошла со свечкой бабушка.
— Опять что-то с электричеством. Как мы привыкли к нему, а раньше со свечками жили, и ничего.
Зазвонил телефон. В прихожей вспыхнул свет. Бабушка поставила свечку на стол и вышла, прикрыв за собой дверь. Теперь в комнате не было так темно: свеча оказалась под огромной хрустальной люстрой. Каждая грань хрусталя отразила в себе пламя свечи, и комната наполнилась живыми бликами.
— Я вижу Звёздочку! Я уже почти у цели! — радостно воскликнул Пастушок.
Ещё несколько мгновений — и он стоял рядом с любимой.
— Я пришёл к тебе, моя милая Звёздочка. Осталось только помочь тебе оказаться на макушке ёлки.
— Этому никогда не быть! — воскликнула королева. — Здесь нет никого, кто бы мог вам помочь, а сама я никогда не освобожу это место.
— Не отчаивайся, моя Звёздочка, — прошептал Пастушок. — Если чудо должно произойти, оно обязательно произойдёт и ничто ему не помешает.

***
— Бабуля! Бабуля! — закричал запыхавшийся внук. Он возбуждённо носился по квартире.
— Что случилось, родной мой? — спросила бабушка.
— Где предки?
— Они поехали в больницу к дедушке.
— Бабуля, ты должна мне помочь.
— Конечно, конечно, мой милый. Что я должна сделать?
— Ты никому не расскажешь?
— Ты же знаешь, я всегда хранила твои тайны, когда ты доверял их мне.
— Бабушка, девочка, которая мне нравится — и не только мне, по ней полкласса вздыхает, — сказала: «Кто подарит мне золотую звезду, с тем я и буду дружить!» Мне она очень нравится, она красивая, и я хочу с ней дружить. Что мне делать? Ты всё знаешь, подскажи, где взять золотую звёздочку и прямо сейчас.
— На нашей ёлке.
— Верхушку?
— Да. Она очень красивая, золотая.
— Ты думаешь?
— Да, мой хороший. Бери её и неси своей девочке.
— Она правда может понравиться ей?
— Думаю, да.
— А если предки… родители увидят пропажу?
— Бери, с ними я как-нибудь улажу.
Внук взял из кладовки лестницу и взобрался наверх.
— Бабуля, а давай я вместо этой звезды твою звёздочку поставлю. Ты не будешь возражать?
— Нет, мой золотой.
Внук снял золотую звезду и надел на верхушку бабушкину звёздочку (он не мог ни слышать, ни видеть, как возмущалась королева), и вдруг лестница пошатнулась. Чтобы не упасть, он схватился за ёлку, та накренилась, и с её ветвей посыпались игрушки и мишура.
— Что я наделал? Меня же съедят! — испугался внук.
— Главное — ты не упал, а это всё повесим на место. Не волнуйся. Снимай звёздочку, только осторожно.
— Ты ведь, по-моему, хотела, чтобы твоя звёздочка оказалась именно на этом месте? — спускаясь с лестницы, спросил внук.
— Очень.
— Помнится, ты говорила, что может произойти чудо. Я очень этого хочу. Как ты думаешь, оно свершится?
— Обязательно.
Счастливый внук подхватил лестницу и понёс её в кладовку.
— Мне надо бежать, а то я не успею.
— Иди.
— А как же игрушки, что упали с ёлки?
— Я повешу, не волнуйся. Когда закончится ваш праздник?
— Скоро.
Внук поцеловал бабушку (он так давно этого не делал).
— Спасибо, бабушка. Пожелай мне счастья.
Бабушка поцеловала внука. (Как давно он не позволял ей делать этого!)
— Пусть сбудется то, что ты задумал.
— Спасибо!
Дверь захлопнулась.

***
— Ваше величество, во имя чуда, уступите на одно мгновение ваш трон, — попросил Пастушок.
— Чуда не будет! Чудес больше не будет никогда! Я запрещаю!
Но не успела она произнести последнюю фразу, как какая-то неведомая сила подхватила её и понесла неведомо куда.
«Неужели всё-таки добро побеждает зло? А почему я злая? Потому что королева? Но когда-то я была просто принцессой, такой же, как все. Когда находишься среди таких же, как ты, чувствуешь себя равной со всеми, когда поднимаешься выше всех и получаешь власть, то ощущаешь себя не меньше чем царем. Однако власть отнимает счастье. И этого не понимают те, кто к ней стремится. Да и не только счастье, — вздохнула Золотая Звезда. Ей хотелось плакать оттого, что своей красотой она не распорядилась с пользой: для добра. — Создавая меня, мне даровали красоту. Я помню, как кто-то сказал: “Красота творит добро”. Но я стала коварной. Почему это случилось? — Она стала вспоминать свою жизнь. — Из добрых рук я попала в злые, и они заколдовали меня. Я совершила много некрасивых поступков. И это не принесло мне ни радости, ни удовлетворения. Есть ли смысл в такой жизни? Не лучше ли творить добро, которое снова сделает тебя красивой? Я чувствую добрые руки, почти такие, какие творили меня. О чудо! Я преображаюсь. Я становлюсь другой. Я чувствую любовь и по-иному сияю! Как прекрасен этот свет, и как счастлива я! Как это прекрасно — быть счастливой! Я должна поделиться этим чудом с кем-то. Я должна поделиться своей любовью. Тот, кто ощутит эту любовь в своём сердце, будет счастлив, а от этого я буду светиться ещё ярче!»
— Ну что, кто может прямо сейчас подарить мне золотую звезду? Если ни у кого звёзд нет, я вправе отказать вам всем. Все свободны!
Мальчишки нехотя отошли от красивой девочки.
— А ты почему не уходишь?
— У меня есть звёздочка.
— И ты уверен, что она мне понравится?
— Она волшебная.
— Шутник.
— В чудеса надо верить, тогда они исполнятся.
— Ладно, показывай.
Мальчик раскрыл шапку, и  звёздочка в его руках засияла необыкновенным светом, её лучик достиг сердца девочки.
— Ты мне нравишься, — тихо прошептала она. — Ты не такой, как все, ты особенный. Пойдём танцевать.

***
Трон освободился. Звёздочка на какое-то мгновение оказалась на нём, но это было всего лишь мгновение. Лестница пошатнулась, мальчик ухватился за ёлку, она качнулась и Звёздочка сползла с трона. Она не скатилась вниз, потому что еловая веточка подхватила её. Звёздочка оказалась рядом с троном, но не на нём. Он был так высок, что она не могла взобраться на него. Как Пастушок ни пытался помочь своей любимой, ничего не выходило. Отчаявшись, они сели возле трона.
— Милая моя Звёздочка, не расстраивайся. Ещё не бьют часы, а значит, не все потеряно, — сказал Пастушок.
— Я так долго ждала чуда, но оно может не произойти, — заплакала Звёздочка.
— Хочешь, я сыграю тебе песню любви?
— Я давно не слышала этой чудесной песни. Сыграй, пожалуйста.
Пастушок достал свою дудочку и заиграл. Волшебные звуки разлились вокруг, казалось, любовь парила в воздухе.

***
Щёлкнул дверной замок. В комнату вбежала внучка.
— Бабуля, а где все?
— Родители уехали в больницу к дедушке, вот только меня не взяли.
— Что-то с дедушкой?
— Нет, ты напрасно волнуешься. С дедушкой как раз всё хорошо. Его на праздник отпустили из больницы, и все они скоро будут дома.
— Бабуля, со мной произошло чудо!
— Я вижу это по твоим глазам.
— Пойдём в зал, я тебе открою секрет, а ты никому не расскажешь о нём? Обещаешь?
— Обещаю, моё солнышко.
Они вошли в зал и увидели ёлку, у которой был жалкий вид: на ней почти ничего не было — игрушки и мишура валялись на ковре.
— Что случилось?
— Это тоже секрет, — шёпотом сказала бабушка. — Я потом тебе о нём расскажу. Давай лучше наведём порядок, чтобы никто ничего не заметил.
— Будем снова наряжать ёлку? — радостно воскликнула внучка.
— Да.
— Небывалый случай.
Внучка подбирала с ковра игрушки и подавала бабушке, а та вешала их на ёловые ветки. Как давно она этого не делала, и как нравилось ей это занятие.
— Так что там у тебя за секрет? — спросила бабушка.
— Сейчас.
Внучка выбежала из комнаты, а когда она вошла, в руках у неё была маленькая коробочка. Она открыла крышечку и вынула оттуда пастушка, новенького, серебряного.
— Откуда у тебя этот пастушок? — удивилась бабушка.
— Мне подарил его мальчик, который мне давно нравился. Это чудо, бабуля! Мне казалось, он не замечает меня. Он целый вечер танцевал с другими девочками. А в конце праздника объявили конкурс, такой же, как у нас был в прошлом году на День святого Валентина: признание в любви. По условиям конкурса надо было найти избранницу, подарить ей сувенир и сказать красивые слова поздравления с Новым годом, пожелания счастья или признания в любви. На сцену вышли и мальчики и девочки, а избранницу или избранника должны были найти в зале. Конкурсанты спустились в зал и стали искать. И вдруг этот мальчик подошёл ко мне, взял меня за руку и повёл на сцену. Начался конкурс, все что-то говорили, а когда подошла его очередь, он сказал: «Милая звёздочка, я дарю тебе своё сердце». Я думала, что сейчас все засмеются, но все зааплодировали. Он стал победителем, его наградили этой елочной игрушкой, а он подарил её мне. Но это не просто игрушка. Это пастушок, такой же, как подарил тебе дедушка. Давай его повесим на самом видном месте.
— Давай. Вот здесь, мне кажется, ему будет хорошо.
— А где твой пастушок, бабушка?
— Не знаю, где-то висел на ёлке.
— Я что-то его не вижу.
Внучка обошла ёлку.
— Куда же он подевался? Мне помнится, он был здесь… или здесь… Вот он, бабушка! — радостно воскликнула внучка. — Он рядом с твоей звёздочкой! А куда девалась верхушка?
— Это тоже секрет.
— Расскажи мне.
— Твой брат тоже влюбился.
— Правда? И что?
— Эта девочка поставила условие: кто из мальчиков подарит ей золотую звёздочку, с тем она и будет дружить.
— И наша звезда…
— И наша звезда должна принести счастье. Ты ведь счастлива.
— Да, бабулечка. Мы завтра договорились идти на каток.
— Я надеюсь, что чудо произошло и с твоим братом. Я думаю, мы об этом скоро узнаем.
— Ну вот, ёлка наряжена. Мне кажется, что она стала лучше, чем была.
Звонок в дверь.
— Я открою, — крикнула внучка и выбежала из зала.
Бабушка ещё раз взглянула на ёлку.
— Чудо.
Дверь открылась, и в комнате оказалась коляска с дедушкой.
— Бабуля, дедушку привезли! — сообщила радостную весть внучка.
— Мама, все хорошо, ты не волнуйся. Папа дома, и это прекрасно, — сказал сын. — Мы закатим  кресло с папой в вашу комнату, и пока будем готовить стол, вы можете побыть вдвоём.
— Спасибо.
— Мамочка, вы рады этому? — спросила невестка.
У бабушки повлажнели глаза.
— Вы с папой сегодня будете вместе! Это счастье, правда? — сказала невестка, и в глазах  её светилась искренность. — Мы решили, что этот праздник будет семейным, и позвонили всем своим гостям. Мы извинились перед всеми, надеемся, что они не обидятся.
Бабушка не знала, что сказать, только удивлёнными глазами смотрела на близких её сердцу людей, которые однажды стали чужими и недобрыми.
— Сегодня наш праздник, — сказал счастливый сын. —  Сегодня мы все будем вместе. Тем более, что сегодня, как ты говорила, должно произойти чудо.
Впервые за пятнадцать лет бабушка счастливо заулыбалась.

***
Дверь открылась, и в комнату вошли все: мать, дочь, сын и бабушка, отец вкатил дедушку в коляске. Все сияли от счастья.
— Проходите к праздничному столу, — сказал отец.
Стол был накрыт. Дедушку и бабушку усадили на почётном месте. Все улыбались. И это были искренние улыбки.
Стали бить часы. Звёздочка и Пастушок словно вернулись из забытья.
— Мне так хорошо с тобой, что я забыла о чуде, которое должно произойти.
— Значит, в наших сердцах оно уже произошло.
— Но мы обязаны совершить его для других.
— А для этого ты должна занять трон.
— Уже третий удар, а я никак не могу взобраться, — расстроилась Звёздочка. — Он так высок, а я так мала.
— Не огорчайся, моя Звёздочка, мы преодолеем это препятствие.
Но что они только ни делали, ничего не получалось. И вот прозвучал одиннадцатый удар.
— Всё, чудо не произойдёт! — с отчаянием воскликнула Звёздочка.
В этот миг стеклянный ангел подхватил Звёздочку, взвился вверх и опустил её на трон. Часы ударили двенадцатый раз. И Звёздочка засияла так, что вся комната озарилась прекрасным светом.
— Какой красивый голубой свет!
— Какой удивительный сиреневый!
— Какой замечательный жёлтый, словно золотой!
— Он, по-моему, зелёный.
— Это розовое свечение!
— Как похоже на северное сияние!
— Посмотрите, вся комната озарена этим чудесным светом!
Послышалась музыка. Это была прекрасная музыка любви.
Все посмотрели на бабушку и дедушку. В их глазах светилась любовь.
— Бабуля, а разве в этом возрасте можно любить? — спросила восхищённая внучка.
— В этом возрасте самая сильная и самая нежная любовь.
— Я люблю тебя, — сказал дедушка.
Он хотел дотянуться до руки бабушки, но не мог, и она положила на его руку свою.
— Я тоже очень люблю тебя.
— А я думал, что любовь бывает только в юности, — искренне удивился внук.
— Нет, любовь бывает и в сорок. Я очень люблю тебя, — сказала мать отцу. — Я надеюсь, что все плохое уйдёт из нашей жизни.
— Я тоже люблю тебя, моя звёздочка, — сказал отец, прижал мать к себе и поцеловал.
— Чудо свершилось! — закричали счастливые дети.
— В чудеса надо верить, и тогда они обязательно сбудутся! — сказала бабушка.
Звёздочка сияла. Это был прекрасный свет любви. Он наполнял комнату и сердца людей.
Играла чудесная музыка. Но слышалась не одна дудочка, а две, словно один музыкант вторил другому. Это была музыка любви.

20—25 декабря 2004 г.