Обелиск Ремарка и наши девяностые

Александр Анайкин
Прочитав названия, многие удивятся. Какая связь? Разное время, другая страна, другие условия. Да, согласен, всё разное, но, есть и общее. Что? И Германия начала двадцатых годов, и Россия начала девяностых  находились в глубоком экономическом кризисе. Конечно, «Чёрный обелиск» далеко не единственное произведение Ремарка, где он описывает экономические трудности Германии, неимоверную инфляцию, когда цены на товары зашкаливали за миллиарды марок. Ведь в те годы рабочие получали свою зарплату дважды в день, к тому же им давался получасовой перерыв после получки, чтобы люди могли приобрести на обесценивающиеся деньги товары, которые к вечеру будут стоить уже по совершенно немыслимой цене. Вот насколько галопировали цены. Но всё же, почему для сравнения с Россией я выбрал именно эту книгу великого писателя? Ответ простой, главный герой романа Людвиг Бодмер работает в фирме, специализирующейся на изготовлении могильных памятников. Ну и что? Спросят некоторые. Да ведь у нас эта сфера деятельности наиболее криминализирована. Вокруг могильного бизнеса у нас в стране идут воистину кровавые разборки, ибо эта деятельность наиболее доходна. В сфере могильного, кладбищенского бизнеса крутятся наиболее обеспеченные материально деятели. Я умышленно не произнёс слово «трудятся». Трудился Людвиг Бодмер со своим товарищем по оружию. И что он имел? Он зачастую не мог позволить себе даже пообедать или поужинать. Не было денег. Бодмер трудился на трёх работах и всё равно не мог купить себе даже костюма. Этот ветеран Первой мировой ходил в одежде, перешитой из военной формы. И ведь что интересно, никто на их фирму не наезжал, никакие криминальные авторитеты их не беспокоили. Люди безопасно закупали камень для могильных памятников, устанавливали эти памятники. И никаких выстрелов, никакой крови. Обычная мало оплачиваемая работа, тогда как у нас в этой сфере деятельности люди, получая заработную плату по документам гроши, меньше минимальной пенсии, фактически являются миллионерами. Обычный могильщик, в чьи обязанности входит копать могилы, получая официально шиш да немножко, нанимает бомжей, которые за него роют могилу клиенту. А этот могильщик  им платит, и платит в месяц больше своей зарплаты по официальной ведомости. Расходуя больше, чем получая, человек имеет возможность покупать иномарки, дома, в общем, жить по нашим понятиям на широкую ногу.
А теперь мне хотелось бы обратить внимание читателей на облик самого города, где разворачиваются события романа. По ночам витрины магазинов освещены, в них находятся товары и никто не разбивает стёкол в них, не грабит. В магазинах даже нет сторожей. Магазины на ночь просто закрываются на обычный замок. Да и вообще нигде нет охраны, даже полиции не видно на улицах. В ресторанах люди сидят спокойно, как у себя дома. Никто владельца ресторана не щемит, не требует у него за «крышу» денег. Единственными «вымогателями» Эдуарда Кноблоха, так звали владельца ресторана, были его соратники по оружию, с которыми он некогда вместе воевал. Одному боевому другу Эдуард на фронте пообещал кормить и поить того всю жизнь, потому что он спас Кноблоха от смерти. Два других просто были хитрюги, которые накупили обеденных талонов чуть ли не на год вперёд. И это при галопирующей инфляции. И всё. Это весь контингент, кто так или иначе ущемлял владельца ресторана. Естественно никто не воровал в этом заведении, официантки не обсчитывали, повара не тащили продукты, качество пищи было лучше, чем приготовленное дома. Да в магазинах вообще не было подделок. Никто не торговал сурагатным алкоголем, никто не продавал поддельного кофе или чая, или сигарет. Люди делали честно и добросовестно свою работу. Разумеется, никто не ездил в другие страны за шмотками и перепродавал их в Германии втридорога. Не было диких барахолок на площадях, чиновники не брали взятки. Я написал эту фразу про чиновников и сам удивился, как же это возможно. А вот оказывается вполне возможно. И что ещё меня поразило в этой книге, так это описание психиатрической лечебницы. Пациенты там могут ходить в очень дорогих украшениях из драгоценных камней, но их никто не убивает за эти бриллианты. Никто не убивает стариков из-за квартир. Да с жилплощадью вообще нет никаких проблем. В городе нет ни одной коммунальной квартиры. В гостиницах проживают малообеспеченные артисты и никто не требует у них части гонорара за выступления. Да вокруг сцены, шоу бизнеса вообще нет никакого криминала. И всё это в стране, где пять миллионов безработных в то время насчитывалось. Вдова получает в наследство целый ящик золотых монет. На каждую такую денежку можно прожить целый год, можно купить небольшой домик, но её никто не убивает, она даже не держит своё сокровище в банке, она их держит дома. А что из себя представляет деревня? О! Вот пожалуйста, цитата. «Крестьяне – народ сытый. Не то, что в городе». И никакого развала в сельском хозяйстве. И это не смотря на жесточайший кризис в экономике страны. В городе полно обществ и кружков по интересам. Находятся некоторые, кто коллекционирует членство в обществе. Ну, нравится людям состоять в десятках различных обществах. Главный герой книги тоже состоит в клубе поэтов. Но никто из членов клуба не подкупает редакторов, чтобы его вещь была напечатана в газете. Более того, если что-то печатают, то за это платят гонорары. Людвигу Бодмеру тоже заплатили гонорар за напечатанное в Швейцарской газете стихотворение. И на этот гонорар человек купил себе костюм. У меня, например, в печати было опубликовано свыше сотни стихов и десятка полтора рассказов. Но никаких гонораров я не получал. Вернее за несколько рассказов получил, но стоимость за один рассказ составляет у нас цену нескольких стаканов семечек. Один раз в частном журнале мне, правда, заплатили за два детских стихотворения столько, что я смог сыну в то время купить хорошую книгу. Это был мой самый большой гонорар. И то, сотрудники этого журнала очень обиделись на меня, за то, что я не отблагодарил их, не  поставил выпивки и даже не купил торт. Но я, в то время предпочёл купить сыну книгу. Из всего сказанного вытекает вполне очевидный вопрос: «А то, что происходит у нас, действительно капитализм?». Думаю, что нет. То, что происходит у нас это тот же социализм, где нет возможности для нормальной предпринимательской деятельности. Это социализм, который пытается весь мир убедить в том, что является капитализмом. Хотя на самом деле ничего общего с истинным предпринимательством у нас и нет. А что же тогда есть общего, если исходить из произведения Ремарка, который в данном случае является как бы бесстрастным летописцем. Для этого нам потребуется всего лишь заглянуть на последние страницы романа. Что мы там вычитаем? А то, что все нацистские чиновники, все нацисты получают в послевоенной Германии очень даже неплохие пенсии, занимают по-прежнему хорошие должности. А ведь у нас тоже все члены КПСС или ленинского комсомола занимают теперь вполне тёплые местечки. Может кто-то заикнётся про демократов? Честно скажу, я не понимаю, что это такое и кто это. Что, инакомыслящие, которые критиковали коммунистическую партию? Да полно! Советская власть попросту уничтожала всех инакомыслящих. Если всех не уничтожили физически, то уж всем точно поломали и жизни и карьеру. Так что никаких демократов как не было у нас, так и нет. Может я не прав? Может я неправильно понял великую книгу великого писателя? Да ведь Эрих Мария Ремарк писал просто и без затей. И сравнить ту действительность с нашей вполне доступно любому.