Неосознанное общение

Лариса Викторовна Светличная
               

       
               


                Глава  первая

             Инстинктивный  язык  немого  общения               

               

Невербальная информация, поступающая к нам от собеседника в виде интонации его голоса, взглядов, мимики, жестов, различных телодвижений и вибраций его тела, - чрезвычайно важна для нас. Она нужна нам, мы неосознанно жаждем этой информации. Именно она позволяет нам достаточно полно понимать собеседника и вступать с ним в гармоничный дуэт.
Каждый из собеседников по этим невербальным признакам видит в другом симпатию или антипатию, уважение или презрение, страх побеждённого или радость победителя. В сексуальных отношениях - видно нравится ли человек своему партнёру, и насколько сильно. И только в соответствии с этой невербальной информацией - люди воспринимают значение слов.Известно, что мимические мышцы обеспечивают достаточно точное отображение ощущений и эмоций, испытываемых человеком. Это происходит непроизвольно, но осознаётся.
При нежелании выдать свои чувства другим, все люди могут осознанно, усилием воли прервать процесс непроизвольного отражения чувств на своём лице, придать своему лицу застывшее выражение (например, приветливого внимания) и сделать непроницаемым выражение своих глаз. Однако, общаясь, люди не только обращают внимание на признаки чувств, ощущений и эмоций собеседника, они говорят друг с другом без слов.
Общаясь друг с другом, люди постоянно заняты немым диалогом, о котором они в большинстве случаев ничего рассказать не могут. Это - неосознанный диалог.
Например, немой диалог вымогателя и просителя. Человек обратился за помощью к чиновнику. Тот в ответ молча смотрит на него долгим выразительным взглядом.
- Плати деньги, - как будто написано в строгом взгляде вымогателя. Это ясно вижу я, и так же ясно видит проситель.
- Помогите, мне очень плохо! Вы обязаны мне помочь! – закричали в ответ глаза и лицо просителя.
- Вот именно, это тебе плохо, и я ничего не буду делать, пока ты не заплатишь деньги, - невозмутимо и строго смотрит вымогатель.
Проситель ПОНИМАЕТ, что ему всё-таки придётся платить, и сникает. Я ухожу, чтобы не мешать им.
Здесь осознано только желание донести до собеседника свои мысли и чувства, не прибегая к словам или жестам,  и ответная реакция собеседника.  Проситель понимал, что нужно платить, вымогатель понимал, дадут ему денег или нет. Но оба они не осознавали, что разговаривали без слов, и не удивлялись тому, что собеседник понимал их мысли.
Людей, которые не замечают невербальных сигналов и не вступают в немой диалог, воспринимают как непонятливых, глупых или даже психически ненормальных.
Обычно, под мимикой понимают хорошо заметные сокращения лицевых мышц, которые легко классифицировать (радость, печаль, удивление, гнев, страх, обида и др.).
Это -  осознанная мимика, которая дополняет осознанное общение. Но мимические мышцы и выражение глаз отражают не только чувства, а также и МЫСЛИ, касающиеся общения.
Наблюдения за поведением людей, показывают, что существует язык невербального общения, врождённый инстинктивный язык мимики и взглядов. Тонкие изменения тонуса мимических мышц и изменения выражения глаз, выражающие какую-либо мысль, касающуюся общения, у людей появляются только тогда, когда они неосознанно хотят, чтобы их поняли, когда они "говорят" на этом языке. В остальное время на лицах людей отражаются их чувства (если они не прилагают специальных усилий для их подавления). Можно заметить, что человек что-то задумал, можно понять характер задуманного (хорошо или плохо для собеседника) но что именно - по выражению лица и глаз понять нельзя. До тех пор, пока он не захочет, чтобы его поняли, пока не войдёт в особый контакт с собеседником, т.е. - начнёт общаться с ним на особом, немом языке.
Таким способом люди обмениваются конкретными мыслями, касающиеся общения. Но любую абстрактную мысль, например, цифру, таким образом выразить нельзя. В выше приведенном примере, в глазах вымогателя можно прочесть "Плати", но сколько платить, - увидеть нельзя. На невербально заданный вопрос: "Сколько платить?", могут ответить таким же образом: "Сколько сможете", или: "Много", или: "Очень много".
Принимая эти немые сообщения, люди верят им больше, чем сопровождающим их словам. Словам при этом не придают главного значения, их могут не слушать, им могут не верить и искать правдивый ответ в выражении глаз и лица. Обычно, когда слова вызывают сомнения, то слушающий их человек молча внимательно смотрит в глаза говорящего, пытаясь определить,
правду или нет ему говорят (естественный "детектор лжи"). Много лет назад (в начале 70-х годов прошлого века), будучи студенткой, я была свидетельницей и соучастницей "морального растерзания" человека. Нам только что объяснили, как выглядит начальная
стадия рака лёгкого на рентгеновском снимке и предложили ряд таких снимков. Мы все правильно поставили диагноз и были очень горды собой, так как пациента направили из района в областную больницу для установления диагноза, а мы, студенты, всё поняли с первого взгляда.
У человека был рак корня правого лёгкого размером с 5-копеечную монету. Нам объяснили, что шансов у него  нет. Вот если бы у него был рак периферической части лёгкого, его можно было бы спасти, говорил преподаватель. Потом к нам в аудиторию пригласили пациента, чьи снимки мы только что видели.
Это был молодой мужчина лет 35 - 37. Он выглядел совершенно здоровым и очень энергичным. Наш преподаватель с непроницаемым выражением глаз и приветливой улыбкой предложил ему лечь на обследование. Пациент отказывался, энергично доказывая, что у него масса дел. Преподаватель продолжал мягко настаивать. Пациент замолчал и испытывающе посмотрел на него. На лице  и в глазах преподавателя было застывшее приветливое выражение, и прочесть на нём что-либо было невозможно. Мы стояли полукругом и очень хотели помочь преподавателю уговорить этого человека. Внезапно пациент встал и подошёл к нам.
Сначала он посмотрел на крайнего из нас всё тем же испытывающим взглядом. И в глазах студента он прочёл: "Смерть" (именно так я интерпретировала выражение его глаз). Затем пациент подошёл к  следующему студенту. Всё повторилось. Наконец он подошёл ко мне. Его глаза казались большими, тёмными и глубокими. "Да или нет?", - прочла я в его взгляде вопрос и надежду. "Да, смерть", - ответили мои глаза.
Контакт прекратился. Его глаза стали просто глазами, органом зрения, обычного размера, серого цвета. Они были непроницаемы и не выражали ничего. Он отвернулся и пошёл к своему стулу. Его плечи опустились, спина согнулась, лицо осунулось и постарело. Он молча сел на стул и больше не возражал преподавателю.

"Испытуемый" в ответ может позволить "читать" в своей душе (как поступили студенты), может не позволить, а может и попытаться обмануть, изобразив "честный взгляд" (как поступил преподаватель).
Когда люди общаются только через взгляд, мимика здесь не участвует. Точнее, человек видит только глаза, которые при таком общении изменяются, они кажутся большими (значительно больше, чем они есть на самом деле), тёмными и глубокими. Это как будто внезапно открывшиеся ворота в мозг.
ЧЕМ всё это написано в глазах, какими знаками? Существует ли язык взглядов? Видимых изменений в глазах при общении очень мало (изредка изменяются размеры зрачков и глазной щели), и они несут очень малое смысловое значение. Естественно предположить, что носителем информации в этом случае является излучение мозга, т.е. неосознанный обмен мыслями осуществляется телепатически. Не отрицая такой возможности, надо заметить, что общаться таким путём люди могут только глядя друг другу в глаза. 
Тончайшие изменения мимики и выражение глаз запечатлеваются на фотографии, а на киноплёнке фиксируется весь невербальный "разговор".
Очень трудно понять, каким образом люди, которые находятся в сознании, общаются и предпринимают определённые действия, делают это неосознанно. Со стороны поведение людей во время инстинктивного общения и поведения выглядит осознанным. Они понимают друг друга с первого взгляда  и сразу делают правильные выводы. Об этом говорят их ответные поведенческие реакции.
Но при вербальном общении вдруг выясняется, что люди ничего не знают о  том, что с ними происходит! Услышав вопрос, они удивляются, теряются, не могут дать правильного ответа и сердятся. Или - высказывают предположение, что у спрашивающего не в меру развитое воображение.
Это значит, что с помощью инстинктивного языка мимики и взглядов люди общаются НЕОСОЗНАННО. Возможно, неосознанное восприятие  и общение происходит подобно тому, как произошло со мной во время путешествия по горам.
Я, спускаясь с горы, остановилась возле отвесного участка скалы, в который упиралась тропа. Скала была высотой около 2 метров и покрыта мелкими неровными выступами, не более 5-7см. Рядом была прикреплена толстая ржавая проволока для удобства спуска. Другого пути не было, справа и слева был крутой обрыв. Я попробовала спуститься, но ничего не вышло, слабые руки не выдерживали веса тела, а ноги скользили. Назад - далеко и тяжело, а я уже устала. Вперёд - страшно. Не смертельно, но шанс сломать что-либо был. Захотелось заплакать. Но делать нечего, присела отдохнуть перед возвращением назад и без всякой мысли смотрела на скалу. Примерно через 5 минут вдруг появилась уверенность, что я могу спуститься. Страха - как не бывало. Я не стала раздумывать, как и почему, а скорее взялась за проволоку и легко спустилась. При этом нагрузки на руки почти не было, а вес тела, как обычно, приходился на ноги, которые "сами по себе" ловко, уверенно, умеренно быстро, не скользя, ступали под внимательным контролем глаз на не замеченные ранее уступы.
Я ВИДЕЛА скалу и уступы на ней, но НЕ РАЗЛИЧАЛА ДЕТАЛЕЙ. Различал мой мозг, который помимо моего сознания воспринял эту информацию, сделал не осознанный мною анализ и создал программу автоматических действий.
Результат этой работы мозга я получила в виде чувства уверенности в том, что я могу спуститься. Я поверила этому ощущению, и решение спускаться  приняла осознанно. Я осознанно подошла к краю скалы и осознанно сделала первое движение - начала спуск. Но в самом спуске сознание не принимало участия, я не обдумывала каждое движение (всё уже было рассчитано), а только наблюдала за собой со стороны.
Мои действия, хотя и были автоматическими, не ощущались, как насильственные. Я знала, что в любой момент могу их прервать. Но понимала, что делать это было бы неразумно и опасно.
Осознанного мышления здесь не было, СОЗНАНИЕ ОТ УПРАВЛЕНИЯ МЫШЦАМИ - БЫЛО ОСТРАНЕНО (хотя и не полностью). Роль сознания была только в желании достичь цели и в принятии решения.  Очевидно, это - индивидуальное автоматическое управление действиями, которое представляет собой программу,  рассчитанную мозгом ТОЛЬКО ДЛЯ ДАННОЙ СИТУАЦИИ, после её всестороннего анализа. Надо думать, что таким же образом работает мозг и у высших животных, и эту работу можно назвать НЕОСОЗНАННЫМ МЫШЛЕНИЕМ.
Видимо, тончайшая игра мимических мышц неуловима для восприятия  большинства  людей,  как мелкие уступы на скале. Человек их видит, но не различает деталей и осознанно не анализирует.
Инстинктивный язык немого общения  является общим для людей всех национальностей и животных. Животные при немом общении с людьми и друг с другом выглядят во многих случаях точно так же, как и люди. Явно видимые изменения мимики у животных по сравнению с людьми очень бедные, но тончайшие изменения мимики и взгляда появляются у них (так же, как и у людей) только тогда, когда они находятся в процессе общения.
Люди и животные могут обмениваться таким путём простыми мыслями, касающимися общения. Чем и объясняются удивительные феномены взаимопонимания животных и человека.
У одних народов этот язык общения богаче и выразительнее по своему "словарному" запасу, у других - беднее. Таким же образом отличается он и у отдельных представителей разных народов.
В научных трудах об этой разновидности общения не упоминается. Но очень многие писатели упоминают об этом в своих произведениях.
"Возможно, сами вы даже НЕ ОСОЗНАЁТЕ значение увиденного, замеченного или услышанного вами. Вы ОСОЗНАЛИ ТОЛЬКО сам РЕЗУЛЬТАТ. С вашего разрешения, вы сами не знаете того, что вы знаете. Если хотите, назовите это интуицией". (Агата Кристи, "Конец человеческой глупости", курсив мой).
Пауло Коэльо упоминает о всемирном языке немого общения. Он пишет, что люди сначала общались на этом языке, а потом, «увлёкшись словами и рисунками, забыли его».
Не совсем так. При появлении у людей нового сознания - человеческого, появился и новый способ общения этих сознаний между собой, - словесное общение.
Развиваясь одновременно с развитием осознанного восприятия мира, вербальное общение и сопутствующая ему осознанная мимика были ИЗНАЧАЛЬНО ОСОЗНАННЫМИ.
Немой язык инстинктивного общения у людей также развивался, он значительно богаче языка животных,  но этот язык, как был, так и остался – неосознанным.
Лишь немногие люди могут осознанно понимать тонкую мимику  инстинктивного языка и благодаря этому  осознавать вторую сторону жизни, как бы невидимую для всех остальных (например, некоторые писатели, актёры, художники, режиссёры, священники, цыганки-гадалки), но они не знают о том, что общаются с помощью каких-то вполне конкретных знаков.
Люди ВИДЯТ сигналы немого общения (ибо это видимые изменения мимики, заметные на фото и киноплёнке), но НЕ ПОНИМАЮТ их.
Когда же люди пытаются понять своё поведение, почему они поступили именно так, а не иначе (как будто, они не принимали в этом участия!), их поведение становится похожим на поведение людей с разделённым мозгом: они приводят совершенно несоответствующие объяснения.
В 70-х годах прошлого века после операций на мозге, отделяющих полушария друг от друга,
обнаружилось, что у человека есть ДВА СОЗНАНИЯ, которые мыслят и ведут себя по-разному. При этом левое сознание пациентки (владеющее речью), всё время старалось ВСЛУХ объяснить действия правого сознания (немого, но понимающего речь), и делало это, обычно, неправильно. Экспериментатор не просил об этом пациентку. Возможно, таким путём её мозг пытался хотя бы частично восстановить утраченную связь между полушариями.
Очевидно, анализ сигналов немого общения и ответные реакции - не проходят контроля осознанного мышления. Можно предположить, что анализом этих сигналов занимается неосознанное мышление.
Результат неосознанного анализа левое, доминирующее сознание людей получает в виде толчка к автоматическому действию, или готового заключения о личности человека, о его отношении к происходящему, о его желаниях или требованиях, о том, нужно ли ему подчиниться или, наоборот, вести себя с ним властно.

Восприятию посредством пяти органов чувств соответствует сознание, приобретенное после рождения путём подражания и обучения, логическое мышление (у людей осознанное),   индивидуальное поведение, словесное общение (у животный - паралингвистическое),  новая мимика и жесты.
Неосознанному восприятию посредством ВСЕЙ воспринимаемой мозгом информации соответствует неосознанное мышление, инстинктивное поведение, общее для всего вида, и общение с использованием различных способов инстинктивного невербального общения, которые ведущим сознанием у большинства людей не осознаются.
Очень многие человеческие реакции имеют двойное происхождение: обусловленные разумным сознанием, и обусловленные инстинктом, неосознанные.
Например, инстинктивная радость победы является рефлекторной реакцией на страдание поражения противника в неосознанной психической борьбе. А радость победы мыслящего сознания возникает от достижения своей цели.
Разумом люди уважают друг друга за ум, честность, благородство, мужество, знания, умения и проч. А  рефлекторно – за победу в инстинктивной борьбе.
Разумом люди презирают других людей за аморальные поступки. А рефлекторно  - только за поражение в неосознанном психическом сражении.
Инстинктивно ощущая то или иное чувство, человек не осознаёт, что оно возникло рефлекторным путём, и объясняет его себе с позиции осознанного восприятия мира.
В стадном инстинкте, соответственно двум видам восприятия и мышления, появились две различные лидерские программы управления.
Одна из них, можно предположить, появилась в глубокой древности, когда стая состояла из самки и её детёнышей. У людей эта лидерская программа соответствовует неосознанному восприятию, неосознанному мышлению и исключительно инстинктивному способу объединения и подчинения, без использования слов (для управления лидер использует также слова).
Лидеры этого типа объединяют особей в стаю, но не ведут за собой. И потому их можно назвать инстинктивно объединяющими.
Инстинктивно объединяющие лидеры - не признают осознанного подчинения, а только инстинктивное. Такова их лидерская программа.
Вторая, более поздняя лидерская программа  соответствует восприятию путём пяти органов чувств. Лидеры этого типа - преимущественно самцы (вероятно, эта программа появилась,  когда животные стали жить парами), они ведут за собой на охоте и в бою, у людей - во время строительства и любого другого коллективного дела. И потому их можно назвать ведущими. Это - трибуны, они ДОКАЗЫВАЮТ и убеждают, воздействуя не только на стадный инстинкт людей, но и на их осознанное мышление.  Ведущие лидеры признают осознанное подчинение.

               
                Глава вторая
                Рефлекторные взаимодействия на расстоянии

Следующий механизм немого общения - это инстинктивные сигналы-запросы посредством излучения мозга и рефлекторные реакции-ответы на них в виде возникающих ощущений.
Этот способ общения в большинстве случаев также является неосознанным, но, в отличие от инстинктивного языка общения - не зависит от воли людей (хотя он может зависеть от их желаний).  Помешать их возникновению сознание (владеющее последовательным логическим мышлением, речью и волей, в дальнейшем - осознание) -  не может. Но развитое человеческое осознание способно наблюдать и анализировать (или только наблюдать и запоминать, а анализировать позже, в спокойном состоянии), удивляясь и поражаясь количеству и разнообразию непроизвольно возникающих эмоциональных реакций и ощущений. Таких сигналов – множество, ниже я упомяну о наиболее заметных.
В отличие от общения через взгляд, в  этих случаях нет необходимости видеть глаза человека. Очевидно, мозг получает информацию с помощью электромагнитных излучений в более широком диапазоне, чем световое излучение.
Вот один из наиболее показательных примеров.
Во время немого общения мужчины и женщины при первой же встрече узнают друг о друге множество вещей, не осознавая, каким путём к ним пришло знание.  При возникновении сексуального стремления мужчина молча посылает женщине сообщение и одновременно запрос в виде излучения своего мозга и тела, в котором закодировано его желание. При этом внешне он может выглядеть строго и сдержанно. Организм женщины улавливает это сообщение-запрос и непроизвольно рефлекторно отзывается на него, либо аналогичным ответным ощущением, либо полным неприятием. Подавить эту рефлекторную реакцию человек не может. Какое бы непроницаемое выражение лица он себе ни придал, партнёр по общению её уловит.
То же самое происходит при общении лидера уже созданной социальной группы и нового кандидата в её члены. Лидер молча, на инстинктивном языке немого общения спрашивает у кандидата, признаёт ли он его лидером. Но это не только вопрос, а одновременно и ЗАПРОС, не ответить на который, в отличие от общения на инстинктивном языке, – невозможно (кроме особых случаев), человек отвечает на него непроизвольно, рефлекторно.  Лучом своего взгляда лидер как бы проникает вглубь мозга кандидата и сразу всё понимает о его личности и его будущем месте в группе-стае. Вслед за тем идёт серия рефлекторных взаимодействий, в результате которых лидер признаёт кандидата членом своей группы-стаи.
Доказательством существования рефлекторных контактов посредством излучения мозга может служить общеизвестный феномен "ощущения взгляда за спиной" (по моим наблюдениям - на расстоянии до 30 метров), поскольку это "ощущение" приходилось испытывать каждому человеку неоднократно, как в роли смотрящего, так и в роли того, кто внезапно обернулся. Если этот феномен знаком практически всем людям, значит, здесь дело не в том, что источник излучения обладает особой силой, или реципиент обладает особой чувствительностью, и не в особом совпадении каких-либо параметров их мозга, а в чём-то ином.
Обернувшийся человек ничего не ощущает, даже желания обернуться, он не знает, почему он это сделал, он обернулся непроизвольно, - и встретил взгляд смотрящего на него другого человека или животного. Это  значит, что действие это было рефлекторным, а сигнальным раздражителем в данном случае было излучение взгляда, сопутствующее инстинктивной работе другого мозга. Сознательно можно долго и напряжённо смотреть в затылок тому же человеку, но он не обернётся (исключение - эмоциональный взгляд в спину с близкого расстояния, который человек ощущает как бы кожей, он знает, что на него смотрят, и знает, с каким настроением смотрят, он оборачивается произвольно, он может не обернуться).
Смотрящий человек в этот момент может думать о том, на кого он смотрит и испытывать какие-либо эмоции, может думать о чём-то другом, а может ни о чём не  думать и не испытывать каких-либо эмоций. Он может даже не смотреть на определённого человека (в большинстве случаев - незнакомого), а просто - в пространство, в котором случайно в этот момент находится "приёмник". Глаза его при этом так же, как и при инстинктивном общении через взгляд, кажутся большими, тёмными и глубокими. Взгляд - как будто очень серьёзно, внимательно и задумчиво изучающий, но ни мыслей, ни чувств в нём, обычно, незаметно. Человек как будто в каком-то кратковременном трансе. Иногда этот взгляд может выражать какие-то чувства, например, чувство похоти у эксгибициониста, или чувство страха у справляющего нужду в не очень укромном месте. Но их чувства на большом расстоянии не ощущаются реципиентом, они оцениваются уже после того, как человек обернулся и увидел выражение глаз и лица смотрящего.
Очевидно, излучение глаз, вызывающее непроизвольный поворот головы в сторону смотрящего, в отличие от эмоционального излучения, другой природы. Оно не ощущается органами чувств и сознанием не воспринимается, но мозг его воспринимает и реагирует рефлекторно. Вероятно, это излучение воспринимается мозгом как сигнал возможной опасности ("внимание - за тобой наблюдают").
Интересно, что когда за человеком таким образом наблюдают через зеркало, он оборачивается  в сторону зеркала, и там встречает взгляд смотрящего на него человека. Это значит, что излучаемая через глаза энергия мозга может концентрироваться в виде луча, который, падая на зеркальную поверхность, отражается от неё так же, как и световой луч, т. е. это излучение - электромагнитной природы.
Точно так же человек непроизвольно отвечает и на другие взгляды-сигналы при инстинктивном общении.               
Люди используют силу своего взгляда, как средство нападения и защиты, нападая и отражая им нападения других. С помощью взгляда люди могут не допустить в свой внутренний мир агрессора. Но с помощью взгляда они могут усилием воли сломать такую же естественную защиту у другого человека, через глаза проникнуть в его "душу" и увидеть его чувства и его намерения. Если у взгляда есть сила, с помощью которой человек может воздействовать на других людей, то это значит, что через глаза излучается энергия, которая измеряется степенью своего воздействия на других людей.
Возможно, при напряжении воли напряжённость излучения мозга усиливается. Фокусируясь с помощью глаз в более плотный сгусток энергии, оно становится непроницаемым щитом и мечом, пробивающим такую же чужую защиту.
Луч взгляда может отражаться от стёкол очков (так же, как и от зеркала), не причинив объекту нападения никакого вреда (если луч направлен не под прямым углом).
Кроме луча взгляда во время агрессивной атаки непроизвольно используется  и второе инстинктивное оружие – агрессивная волна, исходящая от всего тела. Таким путём агрессор может ПОРАЗИТЬ противника даже НЕ ГЛЯДЯ в его сторону, и ощутить рефлекторную радость победы, на которой следует остановиться  подробнее. 

Агрессивное рефлекторное поведение и рефлекторная радость победы

Когда людям удаётся кого-либо победить, или чего-то добиться, или преодолеть собственные слабости, они испытывают удовлетворение и торжествующую радость. Человек может чувствовать себя на голову выше всех других людей, одержав особенно важную победу, он может себя чувствовать даже "богом" в некоторых случаях (например, кардиохирург), но это не та радость, о которой будет идти речь.
Кроме всем известной радости победы, добытой трудом или борьбой, существует особая радость победы, рефлекторная.
Впервые я заметила у людей эту  радость, наблюдая скандалы в очередях.
В небольшой очереди покупательница справедливо упрекнула продавца, а продавец ответил ей грубо и агрессивно. Неожиданно для меня  люди в очереди тоже начали упрекать эту покупательницу так же грубо и агрессивно. Но бросилось в глаза и удивило то, что все нападающие делали это с каким-то сладострастием, дрожа от возбуждения. В их глазах загорелся хищный весёлый огонь (как у хищников, загнавших жертву). А затем появилась радость, без злобы, чистая радость. При этом женщины впивались пристальным взглядом в "поверженную", как бы желая усилить и продлить удовольствие.
Люди поддержали не того, кто прав, а несправедливого обидчика! Почему? Первая мысль - потому, чтобы не задерживалась очередь. Однако, в других, значительно более редких случаях, когда продавец не отвечал покупательнице грубой бранью, а выслушивал её упрёки и требования с побитым видом, женщины в очереди нападали не на покупательницу, задерживающую очередь, а на продавца! И то же радостное возбуждение в глазах. И не на шутку злились, явно, испытывая фрустрацию, когда получали достойный отпор. Их нарастающее возбуждение не получало разрядки.
В описанных примерах люди нападали на обиженного (психически раненого) кем-либо человека и коллективно испытывали радость победы. Без злости, без торжества. Чувство торжества (или злобного торжества), сопутствующие радости победы или даже превышающие её, мне приходилось редко наблюдать, видимо, тогда, когда у агрессора были какие-то негативные чувства к противнику, или агрессор был злобным человеком. В тех случаях, когда  агрессия не достигала цели, и объект агрессии не ощущал себя побеждённым (а как бы человек ни старался скрыть это ощущение, на инстинктивном уровне оно будет заметно), нападающие уходили раздражёнными, неудовлетворёнными и возмущёнными.
Случай помог мне понять, что описанная радость победы является рефлекторной, человек ощущает её помимо своей воли и желания.
Однажды на базаре продавец чем-то возмутил меня, и я повысила тон, испытывая соответствующее агрессивное чувство. И вдруг ощутила физическую лёгкость (как будто я взлетела и начала парить в воздухе) и полную свободу. Продавец, базар — всё исчезло. Радость разлилась по моему телу. Прекрасная и чистая, без примеси каких бы то ни было других чувств. А по силе выраженности её можно было назвать  ликованием и даже счастьем. Не знаю, сколько это длилось, может быть, одну минуту. Я ощущала потрясение от пережитого. Что это было? Что это было такое прекрасное? - думала я.
А затем я «вернулась на землю» и непроизвольно повернула голову в сторону толпы на базаре (как будто, меня что-то потянуло). Взгляд мой упёрся в пожилую женщину, которая стояла в 3-х метрах от меня. Она делала усилие, чтобы скрыть выражение унижения на своём лице. Посмотрела на продавца - он, видимо, заметил моё состояние, так как замолчал и стоял с выражением удивления и непонимания на лице.  Спор был закончен.
Женщина не имела к конфликту никакого отношения. У неё возникло чувство унижения (поражения) в ответ на агрессивный выпад, предназначенный вовсе не для неё! И это её чувство - вызвало у меня радость. В одно мгновение я поняла, что испытанная мною радость победы - была рефлекторной.
Оказывается, для того, чтобы испытать рефлекторную радость победы вовсе не нужно кого-то оскорблять, обижать или унижать! Достаточно агрессивного настроения. И если человек ослаблен, - он легко под энергетическим воздействием этой агрессии ощутит себя побеждённым, а агрессор - упоительную радость победы. И при этом будет честно ощущать себя хорошим человеком. Позже я всегда узнавала эту радость у других - по характерному выражению потрясения на их лицах. Обычная радость, не рефлекторная, не сопровождается таким ощущением удивления на уровне потрясения.
Я видела, при каких именно ощущениях противника люди испытывают рефлекторную радость победы (точнее, это видят все, я осознала, то, что видела), и могу утверждать, что рефлекторная радость победы (РРП) возникает ТОЛЬКО в ответ на ощущение чувства УНИЖЕНИЯ, которое представляет собой СТРАДАНИЕ ПОРАЖЕНИЯ. Это чувство, когда противник ощущает себя задетым, раненым или убитым (т. е. получившим психическую травму), - в зависимости от его внутреннего состояния. Чувства ОБИДЫ, ОСКОРБЛЕНИЯ, ГНЕВА, СТРАХА, - также могут быть признаками поражения в борьбе, если они сопровождаются страданием поражения. Страх противника без страдания поражения - не вызывает рефлекторную радость победы. Страдание поражения – это ощущение страдания и внезапной физической слабости в той или иной степени. Если психическая атака была отражена каким-либо способом, то чувство страдания поражения не возникает.
Очень часто люди маскируют свою агрессию под обиду, возмущение или оскорбление, которые не имеют под собой основания и являются лишь предлогом для, якобы, ответной агрессии.
Интересный случай я наблюдала в терапевтическом стационаре. Вновь поступивший больной - высокий, худощавый неловкий и растерянный молодой человек, постучавшись, вошёл в ординаторскую и, церемонно раскланявшись, поздоровался. Кроме меня, в ординаторской было ещё два врача, две добродушные женщины средних лет. Они были спокойные и ничем не расстроенные, мы мирно беседовали, сидя за столом с бумагами. Увидев больного, они внезапно пришли в непонятное возбуждение и буквально набросились на него, как голодные волчицы, стараясь на разные лады унизить его, изображая гнев и возмущение по надуманному поводу (ах, как он посмел войти, не дождавшись разрешения). Их трудно было узнать: глаза сверкали хищно и злобно, на губах появилась лёгкая улыбка, ноздри раздувались, лица порозовели. А каждый его оправдательный ответ вызывал у них ещё большее возмущение. Наконец, при виде его растерянности и унижения в их глазах появилась победная радость, удовлетворенное ощущение собственного превосходства и презрение к жертве. После его ухода они ещё долго не могли успокоиться, обсуждая его возмутительное поведение и искренне возмущаясь.
До этого случая я предполагала, что описанные выше агрессивные действия людей в общественных местах являлись преднамеренными, и представляли собой сознательное желание испытать радость за счёт чужого страдания, т.е. - естественный садизм.
Но, наблюдая поведение  врачей, я сделала вывод, что оно было НЕОСОЗНАННЫМ. Осознанно, они искренне считали, что больной поступил неправильно, войдя в ординаторскую, не дождавшись ответа: "Войдите".
Наблюдая за собой в течение многих лет после описанного случайного ощущения рефлекторной радости победы, я заметила, что мне совсем НЕ ХОЧЕТСЯ нападать на людей -  даже ради этого прекрасного рефлекса. И я сделала вывод, что при минимальной агрессивности (достаточной только для защиты) желания нападать ради РРП не возникает даже при наличии положительного опыта. Очевидно, здесь правит не разум, а инстинкт.
А затем я обратила внимание, что в большинстве своём скандалисты – это ограниченные люди, которые нападают потому, что им ХОЧЕТСЯ напасть, их побуждает к этому природная агрессивность, инстинкт, а не расчёт разума.  Осознанно они считали, что жертвы их нападений вели себя неправильно.
Многочисленные наблюдения подтвердили вывод, что побуждение к агрессии и выбор случайной жертвы, безусловно, инстинктивные. Осознанно уловить за спокойным и приветливым (надменным, высокомерным и проч.) выражением лица беззащитность, или во время скандала мгновенно выбрать сторону ПОТЕНЦИАЛЬНОГО победителя, - невозможно. 
Так поступают даже близкие люди, матери с детьми (реже – наоборот), жёны с мужьями и мужья с жёнами, друзья. Любой нормальный человек не желает причинить боль своим близким. Очевидно, что люди унижают друг друга неосознанно, инстинктивно, объясняя себе своё поведение совсем другими мотивами, например, мать объясняет себе свою агрессивность к детям необходимостью воспитания.
 Во всех описанных случаях словесная агрессия была завуалированной, не явной. Подобным словам всегда предшествовало и сопутствовало агрессивное невербальное поведение: весёлый, победно разящий луч взгляда, насмешливая или откровенно издевательская мимика, без которых обидные слова не ранят жертву нападения.
Именно такой вид агрессии инстинктивно чаще всего используют агрессоры. Оскорбляют словами не прямо, а намёком, достаточно прозрачным, но так, что нельзя придраться, не отвечают на вопрос, на приветствие, на улыбку, оскорбляют жестами, например, не дали в руки сигарету или сдачу, а с подчёркнуто пренебрежительным видом бросили на стол, или - только мимикой и взглядом.
Со стороны эти действия выглядят разумными, но это тоже инстинктивное поведение.
Я видела, как малыш 4-х лет смотрел на взрослого мужчину, который говорил с ним, как говорят, обычно, с маленькими детьми, обучая его пользоваться зубной пастой. Ребёнок смотрел на мужчину насмешливо, как будто тот говорил явную глупость, затем сменял взгляд и мимику на удивлённое сочувствие, мол, совсем с ума сошёл, бедный. Он делал это достаточно долго. И когда, наконец, взрослый мужчина ощутил себя смущённым и униженным, малыш счастливо и победно рассмеялся.
Оскорбительные слова и жесты играют вспомогательную роль, на них достаточно легко можно не обращать внимания, но агрессивный энергетический удар нужно отражать, иначе он, как достаточно сильное оружие, – ранит. Происходит это – рефлекторно.
Если собственная энергетика жертвы нападения достаточно сильна, то человек не ощутит себя раненым, агрессивная энергия нападающего отразится от его защитного энергетического поля, как от брони.  Если он устал, болен, или уже ранен в подобном бою, то его психическая защита ослаблена, он не сможет противостоять энергии агрессивного удара, и ощутит страдание поражения.
ПСИХИЧЕСКАЯ защита – это энергия человека, которая зависит от состояния его здоровья, наличия хронического стресса, невроза, переутомления, пр. Надо заметить, что психические болезни, например, шизофрения или маниакально-депрессивный психоз, – не влияют на инстинктивные механизмы защиты и нападения.
Люди, получившие энергетическую травму в психическом сражении, чтобы не ощутить себя полностью разбитыми, ПЫТАЮТСЯ ЗАЩИЩАТЬСЯ СЛОВАМИ. Такую защиту с помощью логоса, разума, -  принято называть ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ. 
Какой эффект будет иметь психологическая защита в  виде оскорбительных слов лучше всего видно на примере.

Двое пожилых хорошо одетых мужчин вошли в троллейбус и сели позади меня. Один из них язвительно сказал нечто унизительное для собеседника, но это не было прямым оскорблением. Не помню его слов, но они были недостойными и даже постыдными для уважающего себя человека (хотя, и приличными), и я ощутила к агрессору неприязнь и презрение.
Второй мужчина почувствовал себя униженным, но вида не подал и спокойно продолжал разговор, как будто ничего не произошло. Но если я почувствовала его унижение, то и агрессор, видимо, тоже почувствовал и ощутил рефлекторную радость победы,  поскольку его голос стал весёлым.  Через несколько фраз униженный мужчина, вдруг, грубо и не к месту оборвал речь собеседника прямым оскорблением, обозвав его словом, обозначающим  в просторечии ничтожество личности ("г...о, ты"), - громко, чтобы все слышали. Тот, как ни в чём ни бывало, продолжал разговор всё тем же весёлым и довольным тоном. В голосе побеждённого стало слышно раздражение, но он всё ещё ПЫТАЛСЯ ЗАЩИТИТЬСЯ СЛОВАМИ. И ещё через несколько фраз он оборвал первого  (всё так же безотносительно к смыслу его речи) ещё более грубым и унизительным словом:  "Педераст!" И опять без эффекта. В его голосе наряду с раздражением появилась нарастающая тревога. Нанести ответный удар путём словесного унижения собеседника он не мог и был вынужден прибегать к всё более грубым оскорблениям, хотя они не ругались, а мирно беседовали. Наконец, он стал громко ругать первого в нецензурных выражениях, и в его голосе появились визгливые нотки.  Я ощутила к нему презрение. Напавший первым по-прежнему не реагировал на прямые оскорбления и спокойно продолжал разговор. Но уже по тону обоих было ясно, что победил в этой схватке именно он. Он напал словесно и одновременно невербально, сразу "смертельно ранил" противника, а ответная словесная агрессия его нисколько не задевала, он спокойно наблюдал, как "раненый" им собеседник постепенно подал на обе лопатки. Невольно я ощутила к нему уважение. Это удивило меня, ведь ещё несколько минут назад ощущала к нему презрение!

Подобные случаи можно наблюдать довольно часто. Оказывается, каким бы ни был остроумным (или откровенно оскорбительным) ответный СЛОВЕСНЫЙ выпад, он не имеет никакого значения для агрессора, если выбранный им человек-жертва почувствовал себя униженным (энергетически «раненным»,  побеждённым) и страдает. 
Свидетели подобных поединков всегда испытывали к побеждённым чувство презрения даже при их явной правоте, а победители всегда вызывали у них уважение, даже когда были не правы. Очевидно, эти чувства являются рефлекторными.
Я поняла, что в описанном выше примере, моё первоначальное чувство презрения к будущему победителю было продуктом моего разума, а чувство уважения к нему после его победы - рефлекторным.
Агрессивное поведение в общественных местах я наблюдала у людей обоего пола и всех возрастов, но чаще всего - у женщин среднего и пожилого возраста (возможно, это связано с какими-то инволюционными изменениями). И заметила, что люди нападали на других обычно по незначительному поводу, а часто и без повода. И не потому, что они были раздраженными, усталыми или больными (как принято считать). Наоборот, нападали на усталых, раздражённых и больных, т. е. на тех, кто ослаблен и открыт для агрессивного удара.
1. Я иду домой после ночного дежурства на скорой помощи, сонная и очень уставшая, и по дороге захожу в магазины, аптеку, различные учреждения. И везде обслуживающий персонал относится ко мне агрессивно и пренебрежительно. Но когда я иду по тем же самым магазинам и учреждениям в хорошем физическом состоянии и настроении, картина резко меняется. ТЕ ЖЕ САМЫЕ люди относятся ко мне приветливо и доброжелательно.
2. Трёхлетний малыш дважды ударил веником больную бабушку, которая лежала в кровати, а затем улыбнулся, и его личико осветилось светлой радостью и характерным для РРП удивлением. Почему?  Бабушка ему никогда ничего плохого не сделала,  и он раньше много раз видел бабушку, лежащей в кровати, но никогда не бил её. Но теперь бабушка была СМЕРТЕЛЬНО больна.
3. Хозяйка случайно наступила на своего кота. Кот болезненно закричал. И тут же соседская кошка, которую этот кот всегда прогонял с её части территории, набросилась на него и покусала. Почему? Кошка воспользовалась его слабостью, чтобы отомстить? Возможно, но, скорее, чтобы завоевать себе право на свою часть территории.
Во всех описанных случаях люди, ребёнок и кошка рефлекторно реагировали агрессивным нападением на один и тот же сигнал: невозможность себя защитить.
Второй сигнальный раздражитель для возникновения агрессивного рефлекторного нападения – страх, как признак невозможности себя защитить.
Во всех наблюдаемых случаях случайных психических сражений степень страдания поражения (т.е. энергетического повреждения) не зависела ни от смыслового значения психического удара, ни степени выраженности агрессивного намерения нападающих. А только – от внутреннего состояния жертвы,  от состояния её энергетической защиты.
Пример, приведенный выше: от моей ответной агрессии, направленной на противника, пострадал посторонний человек из толпы – пожилая женщина, которая случайно оказалась в области действия  агрессивной энергии (которая, надо понимать, шла концентрической волной от моего тела). Агрессия была направлена не на неё! И моя агрессивная волна коснулась многих людей. А пострадала от этой агрессии - только она одна.
Но есть люди-жертвы, которые постоянно ощущают себя легко уязвимыми, независимо от их физического состояния. Реакция страдания на ЛЮБОЕ малое агрессивное воздействие (например, на пренебрежительный взгляд), – это реакция одиночки, ОТВЕРЖЕННОГО, у которого нет своей стаи. И эту реакцию обусловливает его собственный стадный инстинкт, наказывающий его страданием за неправильное поведение, а не «сила» нападающего.
Что касается словесного содержания агрессии, то легко заметить, что люди используют словесные ШАБЛОНЫ оскорблений, поскольку в таких ситуациях раздумывать некогда.  Страдание поражения – это психическое страдание и внезапная физическая слабость, потеря энергии.  Это чувство - начало поражения в борьбе. И это хорошо известно многим борцам. Чтобы облегчить себе задачу, они специально в самом начале боя оскорбляют противника. Чтобы обида или гнев ослабили (а если повезёт, то и лишили) его силы (энергии).
Это не мудрость разума, это – инстинкт.  Точно так же поступил мой кот, когда не мог поймать птицу, залетевшую в комнату. Он закричал так грозно, что даже я испугалась. И… птица упала в его когти.
Самые первые шаблоны оскорблений, разработанные тысячи лет назад, чтобы ослабить противника, впоследствии были названы нецензурными, а за их применение назначалось наказание или общественное порицание.
Тогда инстинктивное влечение к агрессии направило сознание людей по другому пути: они стали придумывать оскорбления в дозволенных выражениях, запоминать их, обучаться им друг у друга. Вероятно, так родился метод завуалированных оскорблений. Новые шаблоны в каждом сообществе людей были различным, постоянно обновлялись и дополнялись конкретными деталями в ходе поединка.
Должна заметить, что мне не приходилось видеть, чтобы прямые словесные оскорбления вызывали рефлекторную радость победы. Зато я много раз видела, что такие оскорбления используют не агрессоры, а раненые ими жертвы, у которых нет сил защищаться энергетически, и они пытаются защититься словами.
Я не раз наблюдала, как при ПОЛНОЙ НЕУЯЗВИМОСТИ ПРОТИВНИКА АГРЕССОР САМ ИСПЫТЫВАЛ СТРАДАНИЕ ПОРАЖЕНИЯ, а рефлекторную радость победы получал тот, на кого он пытался напасть. Откровенное выражение этой радости усиливает страдание поражения агрессора и радость победы у его несостоявшейся жертвы.

Рефлекторная радость победы, как регулятор психического равновесия

Положительные эмоции  жизненно необходимы, они возвращают здоровье и  молодость, а значит, продлевают жизнь. Отрицательные эмоции лишают сил и убивают, медленно или сразу.
Люди инстинктивно стремятся к психическому равновесию, а для этого отрицательные эмоции им необходимо компенсировать положительными.
Обычно для нейтрализации эффекта отрицательных эмоций и восстановления утраченного психического равновесия используются действия, заведомо приносящие удовольствие. Например, еда, половой акт, приятная музыка, и пр. Сюда же можно отнести курение и употребление алкоголя. Но иногда для нейтрализации выраженного страдания поражения (унижения) нужна именно радость победы, обычных положительных эмоций здесь недостаточно.
Для этого люди инстинктивно используют агрессию по отношению к заведомо слабому противнику (ребёнку, уставшему или больному человеку, животному), с которым победа гарантирована. Ибо чем меньше защищён человек, тем легче его поразить.
Пример.
Мать-алкоголик  терроризировала своих двоих дочерей. У девушек развился невроз. Доведя старшую дочь до истерического припадка, мать вызвала скорую помощь. Но девушка к моменту приезда бригады уже успокоилась. Пытаясь доказать, что вызвала скорую помощь не зря, мать, властно глядя на уже успокоившуюся дочь, сказала: "Ты сейчас опять заплачешь"! И дочь начала плакать.  А на лице матери появилось выражение торжества. "У тебя сейчас снова будет припадок", - продолжала она. Но я, заслонив собой девушку от гипнотизирующего взгляда матери, взяла её за руку и сказала, глядя ей в глаза: "Никакого припадка у вас не будет, не обращайте на неё внимания". Девушка снова успокоилась. Тогда мать, обойдя меня со стороны, начала язвительно говорить дочери, впиваясь в неё взглядом, что та не может выйти замуж, что она - полное ничтожество, в то время, как она, мать, уже не молодая женщина, в очередной раз нашла себе сожителя. Девушка уже не плакала.  Она сидела с несчастным и подавленным видом. Мать (самый близкий и родной человек!) ударила её в самое больное место, и получила от её страданий явное удовольствие. Пришлось применить нестандартный подход - назвать вещи своими именами. Мать удивлённо замолчала.
Сёстры рассказали мне, что мать постоянно доказывала им, что они - никчемные, неумелые (и прочее в этом роде), что всё у них не так, как у людей.  И у обеих дочерей, как под гипнозом, всё начинало валиться из рук. Девушки были умные, добрые и симпатичные. Они любили свою мать и даже не пытались с ней бороться, они верили, что она желает им добра, и не могли видеть в ней врага. И мать, конечно же, не считала себя их врагом. Вероятно, она таким путём доказывала себе и им, что она их воспитывает.
Я ласково и убеждённо сказала сёстрам, что обе они красивые, умные, сильные, и обязательно сумеют найти своё счастье.
Похожие ситуации я замечала и в благополучных семьях. Конечно, не так резко выраженные, но по сути - аналогичные. Даже любящие матери неосознанно используют своих детей, инстинктивно восстанавливая своё психическое равновесие, нарушенное в социуме или семье, с тем, с кем это сделать легко, - со своим ребёнком.
Иногда человек для того, чтобы избавиться от тягостного переживания, стремится не только унизить, а избить кого-то, значительно слабее себя, или убить доверчивое домашнее животное  - в зависимости от степени обиды и злобности.
Один мой коллега постоянно жаловался на свою жену, что она всё время отталкивает его и оскорбляет, потому что он - импотент. А взрослые дети поддерживали мать и тоже обижали его. Хотя он работал для своей семьи на двух, иногда, на трёх работах. Так длилось довольно долго - все те годы, что я его знала (шесть лет). Однажды он позвонил по телефону на работу и сообщил, что удавил своих двух кошек. Ему нужно было сообщить об этом немедленно. Все были потрясены и не находили слов. Позже он рассказал, как всё было. Его жена оскорбила его как-то особенно тяжко. Обида и гнев давили его. Ему было настолько плохо, что захотелось кого-то убить. И он решил убить своих собственных кошек - всей семье назло. Он обмотал им шейки проволокой и вышел в другую комнату, чтобы не видеть их мучений.
Самое удивительное: когда он рассказывал об этом, он не стыдился своего поступка! Он не раскаивался! Хотя кошек ему было жаль. Он чувствовал себя сильным и явно гордился собой. Он впервые за всё время, что я его знала, относился к себе с истинным уважением. Как будто он победил всех своих врагов, а не убил ни в чём не повинных зверьков. После этого случая жаловаться на жену он перестал. Видимо, больше она его не оскорбляла. Но ещё долгое время, когда он вспоминал об этом случае, на его губах появлялась торжествующая радостная улыбка.
Как можно объяснить его поступок и самоощущение после него? Его жестоко оскорбили, нанесли ему психическую травму. Его страдание поражения было настолько глубоким и тягостным, что у него не было сил выносить его. И инстинкт подсказал его сознанию желание убить, ибо восстановить его психическое равновесие могла бы только полная победа над обидчиком - его смерть.
А что делать, когда обидчик близкий человек, которого ты не можешь убить, потому что любишь его или нуждаешься в нём? И мой коллега убил тех, кого можно было убить безнаказанно. При этом зрелища их мучений он перенести не мог. Он не был садистом.
Видимо, подобные случаи привели к появлению теории, объясняющей возникновение маниакальной жажды убийства приобретенным нарушением психики в результате частых издевательств в детстве или постоянных издевательств в семье.

                Садизм

Известно достаточно много случаев, когда люди, доведенные до отчаяния унижениями, убивали обидчика (или животное, как в описанном выше случае). Но это - РАЗОВЫЕ убийства в состоянии аффекта. Это - не садизм. И в манию такой опыт у нормальных людей не перерастает.
Судя по моим наблюдениям, маниакальное стремление к убийству можно разделить на две группы: ВРОЖДЁННОЕ И ПРИОБРЕТЕННОЕ, обусловленное потребностью восстановления своего психического статуса, нарушенного в результате социальных влияний.
Но это - относительное деление. Истинно приобретенной маниакальной жажды убийства - не существует. Множество детей испытывали в детстве издевательства родителей или сверстников. Множество жён и мужей терпят издевательства и унижения от своих супругов, множество людей испытывают гонения в коллективе. Униженных и оскорблённых, жалких и гонимых – очень много.  А садистов-маньяков - единицы. Потому что и в этом случае, есть врождённые предпосылки.  Скрытое до поры уродство личности, которое проявляется в неблагоприятной среде.
Приобретенный садизм от врождённого отличается, лишь, тем, что врождённые садисты уже с раннего  детства проявляются, как садисты. А приобретенному садисту нужен стимул. И если нормальный мужчина после ссоры с женой идёт развлекаться на стороне, то садист идёт насиловать и убивать женщин.
Большинство маньяков-убийц, судя по описаниям их жизни, явно были лидерами, сильным личностями, наиболее уважаемыми в обществе.
В одной из передач по TV рассказывалось о садисте-убийце. На портрете был молодой красивый мужчина с умным и мужественным выражением лица, которое вызывало симпатию и уважение.
Сначала он перед убийством связывал своих жертв. Потом начал вводить им вещество, которое вызывает обездвиживание человека, и, таким образом, полностью лишает его возможности сопротивления, но не лишает сознания и чувствительности. Так маньяк не отвлекал своё внимание и не напрягался для готовности отразить сопротивление жертвы, а всецело отдавался своим эмоциям.
Первое время он убивал один. Потом организовал небольшую социальную группу, чтобы ещё больше усилить свою рефлекторную радость победы, - резонансом от общих эмоций, упоительной РЕФЛЕКТОРНОЙ РАДОСТЬЮ  ЕДИНСТВА стаи,  радостью от их любви и восхищения, РАДОСТЬЮ ВСЕВЛАСТИЯ над ними.  Для этого он придумал идейную основу, оправдывающую  убийство людей (уничтожение неполноценных), атрибуты (знамя, лозунги и проч.), ритуал. Таким образом, он усилил свою рефлекторную радость победы в несколько раз.
Мне довелось воочию наблюдать развитие и становление врождённого маньяка-убийцы. У нас во дворе был мальчик. В 5-летнем возрасте он вставал рано утром и, дрожа от радостного возбуждения, переворачивал камни, находил мелких насекомых и червяков, и с наслаждением давил их. К 9 годам он передушил всех кошек во дворе. Некоторым предварительно ломал лапки и выдавливал глаза. Среди детей он был сильным инстинктивным лидером.  Взрослые его уважали и боялись.
В норме в ответ на физическую боль - рефлекторной радости не возникает. Хищные животные не мучают свою добычу, чтобы насладиться её визгом и стонами, не едят её живьём, а убивают ловко и быстро (кроме единичных случаев, - мутации бывают не только у людей).
Экстатическая радость от любых психических страданий жертвы, от её физической боли и убийства, свойственна, лишь, садистам-маньякам, и во всём мире признана патологией, врождённым дефектом инстинктов. 
Единственный пример инстинктивного поведения, похожего на «естественный садизм», - это "игра" кошки с  пойманной мышью.
Поймав мышь, кошка не ранит свою жертву, она лишь чуть придавит её, а затем, подталкивая лапой, заставляет убегать. Чтобы вновь и вновь ловить её. При этом кошка испытывает веселье и хищную радость.  Когда обессиленная мышь перестаёт убегать, кошка быстро и ловко убивает её, и уходит (голодная кошка не играет с добычей). А её хищно радостное настроение тут же сменяется скукой. Радости в момент убийства  у кошки не заметно.
Интересно, что таким же образом кошка играет и с игрушкой (часто даже отдалённо не похожей на мелкое животное).
Игрушка не испытывает страданий, но кошка, поймав её тоже радуется, хищно сверкая глазами, (хотя, и не так бурно, как с живой мышью)!  Очевидно, что это – самораздражение рефлексогенной зоны. При онанизме животные и люди раздражают эрогенные зоны противоестественным путём. Это раздражение тоже вызывает соответствующий  рефлекс, хотя и значительно менее ярко выраженный. Люди могут при этом воображать себе партнёра и его ответную страсть, или не воображать, но в любом случае им необходимо раздражение строго определённой эрогенной зоны, той же самой, которая раздражается во время полового акта.
У кошки во время игры с воображаемой мышью самораздражение тоже вызывает тот же рефлекс, что и во время игры с живой мышью, только менее ярко выраженный. Но какую же рефлексогенную зону раздражает кошка? Одного воображения (как показано на примере с мастурбацией) недостаточно, нужно раздражение СТРОГО  ОПРЕДЕЛЁННОЙ зоны, ТОЙ ЖЕ САМОЙ, что и во время охоты или игры с живой жертвой. Поскольку игрушка не испытывает никаких чувств, значит, сигнальный раздражитель, вызывающий у кошки радость, - не смертельный ужас жертвы и не её предсмертное страдание обречённости,  а  МОМЕНТ её ПОИМКИ.
Так что природным садизмом это назвать нельзя. Каким-то образом этот случайно приобретенный опыт попал в раздел жизненно необходимых действий и закрепился в инстинктах.
Но животные (в том числе и кошки) не охотятся ради удовольствия, а только ради пропитания. Бессмысленные убийства  в азарте охоты являются не правилом, а исключением. В противном случае, жизнь на земле прекратилась бы, так и не развившись до высших форм
У каждого хищника (созданного для убийства) существует сдерживающий инстинкт: "Не убий". Не убивай представителя своего вида, если для этого нет достаточно серьёзных оснований (но и в этих случаях есть сдерживающий инстинкт: если противник сдался, то победитель его не добивает), не убивай травоядное, если не голоден.


                АГРЕССИЯ,  КАК РЕГУЛЯТОР  СТАДНЫХ  ОТНОШЕНИЙ

Всякая инстинктивная программа поведения - это точный математический расчёт. Согласно этому расчёту, каждое влечение или желание при его реализации награждается  положительной эмоцией.
Например, сексуальная жизнь людей обусловлена вовсе не их осознанным стремлением к удовольствию, а постоянно поступающими в их кровь половыми гормонами (в отличие от животных, у которых гормональная активность повышается периодически). При резко выраженном уменьшении количества половых гормонов, стремление к противоположному полу исчезает.
В случае удачной агрессии инстинкт награждает сознание за  победу положительной эмоцией радости. Понятно, что победа в борьбе необходима для выживания.  Но для чего нужна награда за победу в описанных выше случаях, которые не похожи на борьбу за выживание?
Случай помог мне найти ответ и на этот вопрос.  Однажды я  случайно заметила, как человек, привыкший ощущать себя жертвой, доведенный до отчаяния постоянными нападками, и, видимо, считая, что терять ему в этой социальной группе уже нечего, решился на завуалированную агрессию по отношению к «охотнику». И появилась удивительная вещь: сильный и как будто защищённый агрессор точно так же реагировал на скрытую агрессию, как и его беззащитная жертва, - страданием поражения.
Значит, «охотники» так  же  уязвимы, как и их жертвы! – поняла  я. А вслед за тем наступила ещё более удивительная вещь: бывший агрессор начал смотреть на объект своего привычного нападения с уважением и симпатией! Очевидно, что это – рефлекторная реакция подчинения, которая не зависит от сознания людей.
Это ещё раз подтверждает, что такой популярный среди людей термин, как «сила», применяемый для обозначения высокоранговых членов группы, вовсе не отражает вложенного в него смысла, а является попыткой разума объяснить своё инстинктивное отношение к высокоранговым членам группы и лидеру.
Завуалированная словесная агрессия в сочетании с невербальной агрессией, обычно, не вызывает ответного удара (в отличие от прямого оскорбления). И не только потому, что не к чему придраться. В социальной группе такая агрессия вызывает у побеждённого цепочку рефлекторных реакций: рефлекторного страдания поражения, вслед за ним – реакцию рефлекторного подчинения, уважения и даже симпатии к тому, кто только что заставил страдать от унижения. Агрессора в этих случаях начинают уважать и любить - поневоле, инстинктивно.
Ещё несколько подобных наблюдений и собственный опыт - убедили меня в правильности моего вывода.
Однажды я расчётливо применила завуалированную агрессию. Мне было НЕОБХОДИМО «приручить» женщину, которая постоянно агрессивно нападала на меня и достаточно сильно портила мне жизнь. При виде её я ощущала страх и напряжение в ожидании нападения и следующего за ним страдания поражения. Прозрачным намёком я насмешливо намекнула при всех на её самое больное место. Эффект был достигнут, она ощутила страдание поражения, а я - редуцированную РРП (поскольку я не испытывала агрессивного желания напасть, я нападала на неё, преодолевая внутреннее сопротивление и ощущая внутри себя стыд). Но приём удался, после этого она стала уважать меня и симпатизировать мне. Поскольку я не проявлялась по отношению к ней как лидер, вскоре она снова попыталась напасть. Но, взглянув на меня, передумала и больше не пыталась. Впоследствии мы много лет общались с взаимным уважением и доверием  на равных.
Видимо, для возникновения устойчивой реакции подчинения одной агрессивности недостаточно, нужна соответствующая программа стадного инстинкта, нужно быть «альфой» по отношению к побеждённому. Но добиться хорошего отношения таким путём можно.

Таким образом, рефлекторные реакции во время агрессивного поведения следующие.
Подобно тому, как сексуальный контакт обусловлен половым влечением и стимулируется определённым поведением сексуального партнёра, агрессивное нападение так же представляет собой влечение и провоцируется совершенно определённым поведением противника.
Резкое уменьшение энергии, как психической, так и физической, сразу ощущается окружающими. У людей с выраженной агрессивностью возникает рефлекторное неосознанное желание напасть. Сигнал – физическая слабость от болезни или ранения и недостаточная возможность себя защитить. Большая вероятность победы без особых затрат сил.
Второй сигнал для нападения – СТРАХ.  Полная невозможность возможность себя защитить. Гарантированная победа.
Благодаря инстинктивному языку немого общения человек видит агрессивное намерение в глазах и мимике потенциального противника. У него может возникнуть непроизвольный страх поражения или ответное агрессивное чувство. В последнем случае, конфликта не возникнет.
СТРАХ тут же вызовет у агрессора рефлекторное желание напасть (причём, не только у него, а и у окружающих его людей с достаточно развитой агрессивностью).
Нападают невербально и вербально одновременно, стараясь по какому-нибудь надуманному поводу оскорбить (в дозволенных приличиями выражениях) или унизить свою жертву.
Человек, имеющий слабую психическую защиту, почувствует себя униженным, психически побеждённым ("раненым") и ощутит характерное страдание поражения, которое непроизвольно отразится не его лице. Но даже если этот человек сумеет придать своему лицу и глазам непроницаемое выражение, или отвернётся, его противник всё равно ощутит это по излучению этого чувства,  уловленного им на небольшом расстоянии. И у него тут же рефлекторно возникнет радость победы, напоминающая возвышенный оргазм, а в наибольшем своём выражении ощущается, как ликование и счастье.
Следующая рефлекторные реакции у победителя - ощущение собственной силы и уважения к себе и появление чувства ПРЕЗРЕНИЕ к побеждённому им противнику.
Если это сражение происходит не в случайном общественном месте, а в социальной группе, то следующая рефлекторная реакция в этой цепочке актов возникает у побеждённого: он ощущает УВАЖЕНИЕ к победителю и ЖЕЛАНИЕ ПОДЧИНИТЬСЯ ему, признаёт его - авторитетом над собой.
Для  поддержания уже существующей стадной иерархии применяется как скрытая, так и явная агрессия (в том числе и физическая), но в этом случае она носит ритуальный характер. Чувства унижения у побеждённого  не возникает, а сразу – реакция подчинения и симпатии (или любви) к победителю.

               
                Глава третья

                Неосознанные эмоциональные взаимодействия

При эмоциях выделяются различные медиаторы, что может сопровождаться вегетативными реакциями,  которые вместе с выражением глаз и лица передают внешние признаки эмоций (эти же медиаторы влияют на весь обмен веществ, отрицательно или положительно - в зависимости от характера эмоций). Но информацию об эмоциях друг друга люди получают не только путём наблюдения за внешними признаками эмоций.
Не обладая сверхчувствительностью, а только внимательно наблюдая за собой и за людьми, можно заметить, как это происходит.
Каждому человеку приходилось ощущать как чувство радости, страдания, гнева или страха, - вспыхивает внутри его тела, или волна сексуального возбуждения прокатывается по телу сверху вниз. Окружающие человека люди своим телом ощущают эти вспышки и волны внутри его тела (при его полном внешнем спокойствии), и это ощущение мгновенно передаёт их мозгу всю информацию о чужой эмоции. Подобные наблюдения встречаются постоянно при общении.

Здоровый волевой человек может не допустить внешних проявлений эмоции. Его лицо спокойно и сохраняет прежнее выражение, его глаза непроницаемы, а тело расслаблено и сохраняет прежнюю позу, не изменяются цвет его лица и ритм дыхания, и не усиливается потоотделение. Ничто не говорит о том, что он испытывает какие-то чувства.  Но эту внутреннюю вспышку, возникающую  В МОМЕНТ ПОЯВЛЕНИЯ эмоции, ПОДАВИТЬ НЕВОЗМОЖНО, и окружающие её обязательно ощутят.
Например. Однажды я угостила сотрудницу конфетой. Я знала, что она недолюбливает меня. Но не предполагала, что настолько. Она взяла угощение и с достоинством поблагодарила. Ничто не изменилось в её лице и теле. Но в тот момент, когда она взяла конфету, я ощутила, как внутри неё вспыхнул тоскливый внутренний вой.  Я поняла, что она сделала то, чего не хотела делать, поскольку отказаться - у неё не было видимой причины.

Это не значит, что я обладаю особенной сверхчувствительностью, я всего лишь осознаю всё, что воспринимаю на инстинктивном уровне. Опыт показывает, что излучение, возникающее в МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ эмоции, ощущается всеми людьми, ибо их мимика и последующее поведение соответственно изменяются. Даже немедленное подавление вспыхнувшей внутри своего тела эмоции сразу вслед за её возникновением не даёт ожидаемого результата, "интуитивное" знание о ней осознание окружающих всё равно получит, и их поведение изменится. Нежелательную собственную эмоцию можно только ПРЕДОТВРАТИТЬ, если заранее настроиться нужным образом.
Очевидно, возникновение эмоций сопровождаются электрическими и электромагнитными явлениями. Передачу эмоций на близких расстояниях, вероятно,  можно объяснить явлением электромагнитной индукции. В момент возникновения эмоции на мембранах клеток мозга скачкообразно возникает изменение мембранного потенциала и, соответственно, изменяется магнитное поле. Изменение магнитного поля вызывает такое же скачкообразное изменение электрического поля и появление индукционного тока в соответствующих структурах собственного тела и в телах окружающих людей и одновременно порождает электромагнитное излучение. Что и вызывает описанные выше ощущения и является носителем информации для мозга.
Ощущая излучение чужой эмоции в МОМЕНТ её ВОЗНИКНОВЕНИЯ, люди сразу осознают характер этой эмоции, и от кого именно она исходит. Это знание оказывает влияние на их последующее поведение, но большинство людей НЕ ОСОЗНАЮТ, каким именно путём пришла к ним информация.

                -

Имеющим возможность осознавать увиденное открывается скрытый мир инстинктивного человеческого общения, в котором бушуют  животные страсти по ничтожному с точки зрения осознанного мышления поводу, а слова имеют либо второстепенное значение, либо не имеют значения вовсе.
В этом мире немого общения все нормальные люди выглядят удивительно умными, они знают все неписаные законы поведения и понимают друг друга с первого взгляда.
Увы, знает всё это только их инстинкт.  Люди ещё очень мало знают о своей инстинктивной жизни в обществе.


               
                -

Это - третья публикация, исправленная и дополненная. Первоначальные публикации:
"Инстинктивный язык немого общения", Лариса Светличная, Свидетельство о публикации №1901300697,30.01.2009.
"Рефлекторная радость победы", Лариса Светличная, Свидетельство о публикации №1812170416, 17.12.2008.
"Прочие электромагнитные взаимодействия", Лариса Светличная, Свидетельство о публикации №1902070497, 07.02.2009.
"Неосознанное поведение", Лариса Светличная, Свидетельство о публикации №1903140710,14.03.2009.