Каким образом сбываются мечты...

Жанна Марова
         КАКИМ ОБРАЗОМ СБЫВАЮТСЯ МЕЧТЫ...

      Каждая выступающая над водой частичка нашей Земли в виде суши, благодатно жмурясь под ежедневным солнечным светом, имеет право на свою собственную жизнь. И очень даже сложный вопрос: жизнь на определённом клочке суши зависит от мировоззрения заселивших её людей или земная твердь сама притягивает необходимых для неё личностей?
     Так как ответ на первую часть вопроса создал уже очень много тупиковых вариантов, гораздо интересней рассмотреть второй.
      Последняя точка, к которой тянется, словно согнутая в локте рука - оконечность всей Евразии, точка, завершившая всё «Евроазиатское произведение» Земли и не дошедшая всего 100 км до экватора – вот что такое Сингапур при взгляде на глобус или из космоса.
    Вполне возможно, что этот маленький островок, который замечали все, но никто не воспринимал всерьёз, мечтал о чём-то своём.
    Он десятилетиями взирал на созвездия тропического ночного неба, загадывал желания, видя падающие звёзды, и дышал испарениями на ярком солнце после обильных дождей. Он выдыхал в небо свои надежды, они собирались в облака и проливались осадками где-нибудь в прохладном, туманном Лондоне или над средневековой Европой.
     Самой судьбой при рождении островка была уготована участь перевалочного пункта в торговле по морю между Индией, Китаем, Явой (современная Индонезия), Суматрой и Таиландом. О торговой фактории на данной территории ещё во II веке свидетельствовал Птолемей. Моряки многих национальностей находили на нём укрытие и попирали ногами. В разные времена и разные люди его называли «Сабана», «Булуо Чун», «Чьямасси», «Тумасик», на нём высаживались все, но принадлежал он тому, кто завоёвывал в очередной раз.
     И вот, когда незабвенный король Суматры назвал его Сингапуром (синг – лев, пура – город), даже не предполагая, что именно этим он сам и запомнится в истории, остров словно осенила королевская благодать.
Лев – царь зверей, и с этим не поспорило ни одно животное!
     Остров по-прежнему смотрел ночами в прозрачную черноту неба, озарённого мерцающими звёздами, но уже знал – скоро, совсем скоро он станет членом большого королевства и к нему приедут люди со звёздами на плечах.
      Первыми из европейцев сюда ворвались португальцы. Они завоевали Малакку, прихватив и маленький островок, как это уже повелось в его истории.
     У китайцев есть пословица: «Если долго и терпеливо сидеть у реки, то однажды мимо проплывёт труп твоего врага».
     У Сингапура была и речка, и много морей вокруг. Он терпеливо ждал…
      В семнадцатом веке примчались голландцы. Подчинив себе Индонезию, они вытеснили португальцев с приглянувшегося острова.
      Сингапур всё ждал…
   Тут на арену битвы за господство в Индонезийском архипелаге в первые ряды вышла английская Ост-Индская компания. Великобритании отошли все голландские владения на Яве. И однажды это случилось.
28 января 1819 года на острове Сингапур высадился сэр Томас Стэмфорд Раффлз.
 
                ...И ЦЕНА СБЫВШИХСЯ НАДЕЖД

      Как островам уготована судьба их месторасположением, так людям она даётся вместе с родом деятельности родителей.
     Подданного Великобритании, сэра Стэмфорда Раффлза, она занесла в тропические моря заранее, сразу исключив все ошибки сложного выбора английских парней. Отец Стэмфорда был капитаном корабля и Томас родился в 1781 году прямо на борту судна, направляющегося на Ямайку. С 15 лет Стэмфорд начал работу с Ост-Индской Компанией в качестве клерка. Он был целеустремлён, честолюбив и обожал Туманный Альбион, но предпочитал жить у тёплых морей. Такой подарок судьбы он получил, всё остальное предстояло сделать самому. Он изучал языки, историю, был увлечённым исследователем-натуралистом. Таланты чиновника и политика прорастали не на пустом месте. Только запас знаний даёт пищу уму, и трудом развиваются природные задатки. Он быстро продвигался в общественно-политической деятельности. В тридцать лет сэр Томас Стэмфорд Раффлз стал лейтенант-губернатором Явы.
     Стэмфорд, хмуря брови, наблюдал, как голландцы, расположившись на Малайзийском полуострове, контролировали торговлю всего региона. Ему это не нравилось. Он вынашивал идею создания британской колонии, которая превзошла бы успехи голландских портов.
     От намётанного глаза сэра Раффлза не могли укрыться прелести экваториальных островов. И в первую же неделю своего пребывания на Сингапуре он оценил все преимущества местной бухты. 6 февраля был подписан договор с султаном Джохора о создании здесь торгового поста и строительстве крупного порта. А следующее решение сэра Стэмфорда стало для острова воистину судьбоносным.
      Он объявил Сингапур портом беспошлинной торговли!
     Вокруг закипело сразу всё…
     Пока сам сэр Стэмфорд занимался организацией переселения в Сингапур предприимчивых англичан и отправкой новых торговых кораблей в разрастающийся порт, многонациональные ряды торговцев, моряков и прочего люда делали всё, чтобы застолбиться здесь. Население Сингапура стало прирастать со страшной скоростью. Так называемые дождевые леса, покрывавшие почти всю территорию острова непроходимыми чащами, начали неистово вырубаться. Тигры, змеи и скорпионы истреблялись нещадно, но и уносили при этом сотни человеческих жизней. Тропическая лихорадка стала спутницей перебравшихся сюда европейцев. На море развернулись пираты, и поселенцы на суше не признавали никаких законов. Посетивший вновь своё детище сэр Раффлз пришёл от увиденного в шок. Он немедленно составил план заселения города, разделив этнические группы меж собой. Так и образовался Китайский квартал, Маленькая Индия, Арабское поселение. Планировку улиц он сразу подогнал под стандарты Британии – «шириной не менее пяти футов». На каждом здании предполагался козырёк, защищающий от солнца пеших горожан. Козырьки, как обязательный элемент, сохранены и по сей день. Раффлз заложил первый мост через реку и хорошие дороги. По берегу реки Сингапур вырос торговый центр. Построили пакгаузы для хранения товара. На расчищенной от зарослей территории был запланирован Ботанический Сад. Сэр Томас Стэмфорд Раффлз видел огромные перспективы для Сингапура в выращивании лучших и полезных растений, привезённых со всех уголков мира.
Томас Раффлз учредил Сингапурский институт, в котором дети малазийцев приобщались к европейской культуре и науке, а европейцы могли бы постигать Азию. Наконец, именно он написал первую Конституцию Сингапура. Он продумывал всё. Мысли и планы, как семена, брошенные им, стали основополагающими для превращения диких зарослей в цветущий оазис.

     Остров блаженно замер, храня в себе лучшие надежды, и терпел всё, как балерина под сильными руками массажиста перед решающим выходом на свой главный спектакль.
      Но не так прост мир и не всегда сегодняшние реалии попадают в нужную точку отрезка, проведённого позавчера уверенной рукой даже самого энергичного человека.
      Сэру Стэмфорду едва исполнилось 42 года, он спешил в Лондон. Его призывали королевские чиновники, следовало распутать клубок интриг, давно сплетённый против Раффлза. И корабль, на котором везёт он свой архив, включающий более 2 тыс. иллюстраций, записи об истории создания нового государства, коллекцию растений, артефактов, в первую же ночь попадает в сильнейший шторм. Все доказательства его верной службы отечеству, крохотные примеры возможностей создать богатейшую резервацию навсегда уходят под воду. Чудом спас он лишь собственную жизнь. Если на этом месте повествования у вас возникли фантазии, что это океан мстил за вырванный из его привычных объятий островок, или Сингапур не желал отдавать на огромный северный остров своих богатств, я вас поздравляю. И с удовольствием прочту ваши мысли по этому вопросу. Но сама проскакиваю далее.
      Сэр Томас Стэмфорд Раффлз умер в холодной туманной Англии от болезней, заработанных в тропиках, не дожив и до 45 лет. Лишённый доказательств своей деятельности он проиграл все суды и остался без пенсии и средств к существованию. При жизни схоронил этот человек жену и троих детей, умерших от тропической лихорадки.
     Великобритания вообще только через пару лет «случайно» обнаружила, что у неё есть остров на удачном торговом месте и попыталась сохранить свои позиции. После открытия в 1869 году Суэцкого канала Сингапур пережил новый взлёт, так как стал центром торговли между всей Европой и дальним Востоком.
Британия оценила Сингапур, но не Стэнфорда. Ему в родной стране не досталось даже мраморной таблички…

       Зато в Сингапуре…!!!
     Сингапур богат на разнообразие религий. Тут совершается масса красивых обрядов и символических жертвоприношений. Здесь поклоняются Пророкам и Божествам. Но почёту, оказываемому сэру Томасу Стэмфорду Раффлзу, позавидовали бы даже они.
    Раффлз – это Бог и Отец новой нации! Его именем называются улицы, отели, школы, рестораны. Даже бизнес-класс лучших в мире Сингапурских авиалиний именуется Раффлз-класс. И ежедневно с интересом проходят туристы мимо памятника Томасу Стэмфорду Раффлзу, установленному на том самом месте, где впервые он высадился на остров.

     Вы - обладатель доброго сердца и вас тронула история? Или ваш подвижный ум с тоской стал взвешивать все эти подвиги и их последствия для самого героя?
     Недобрых сердец и неповоротливых умов среди нас нет, у них не бывает времени на чтение.
     Спешу вас успокоить. Не печальтесь. Человек не может существовать, не претворяя в жизнь свои способности и задатки. Легче пытаться излить то, чего нет, чем сдержать - что льётся само.
     И жизнь, при которой находятся в плену все лучшие мечты и порывы, всё равно подобна смерти.