Внимательные глазки или я читаю Ивана Ефремова

Даниил Брыковский
Мой отец любил фантастику Ивана Ефремова. Он читал книги этого автора не только часто, но с таким постоянством, что мне, маленькому ребенку, это было очень заметно. Подобная литература была страшным дефицитом в Советском Союзе, и, видимо, поэтому отец владел только одной или двумя книгами этого автора, которые и перечитывал раз за разом. Я не помню, когда и как я заметил это его увлечение, но помню точно, что регулярно листал эти книги в поисках картинок и ещё... потому что это были любимые книги моего отца.
Я очень отчётливо помню чувство какого-то благоговения, даже трепета перед чем-то абсолютно таинственным и непонятным, и в то же время значительным и желанным. Постоянство отцовского интереса, его любовь к совершенно определенным книгам оказывали на меня какое-то почти магическое действие. Видимо, именно так имя Ефремова стало для меня почти сакральным понятием на всю жизнь, к которому сознание, время от времени, возвращается, потому что уж очень остры воспоминания, заложенные моими ранними впечатлениями и ещё... потому что дети похожи на своих родителей.
Но жаль, что детство заканчивается. В наши дни, я в этом более чем уверен, советский фантаст Иван Ефремов известен очень узкому кругу любителей этого направления литературы. Но тем не менее, я собрал всё, что только смог найти. Более того, я перечитал буквально все книги Ефремова, большие и малые рассказы, а когда его произведения появились в звуковом формате, я отыскал и их. Надо признать, что эти звуковые файлы плюс "iPod" превратили мои занятия спортом в гораздо более приятное времяпрепровождение. Однако, имя Ефремова оставаясь сакральным, больше не является источником чувства тайны и загадки. Думаю, что я знаю об этом авторе, его биографии и литературе гораздо больше, чем мой отец.
Иван Антонович Ефремов, как человек и ученый, формировался во времена сталинизма. Жестокая реальность сделала из палеонтолога фантаста, который рисовал, прежде всего для себя, прекрасные и в тоже время абсолютно нереальные "миры" коммунистического будущего планеты. Его книги наполнены описаниями сильных, мудрых и благородных людей, для которых общее счастье более желанно, чем их собственное. Без сомнения, эти книги - красивая коммунистическая сказка. И для моего отца, вероятно, фантастические "миры" Ефремова были своего рода отдушиной, в которые он вглядывался, что бы пережить кризисы своей эпохи, а может даже и выразить этим чтением определенный социальный протест, так как этот автор был под запретом многие годы.
Так почему я читаю Ефремова? Ответ прост и, наверное, банален: его читал мой отец. Довольно часто, в свободное время, я открываю на компьютере тексты Ефремова и погружаюсь во что-то совершенно трепетное, детское и наивное, но главное - приятное, в то, что родом из ушедшего навсегда детства.