Где кадры, которые решают всё?

Роман Шапиро
 

       
        В брежневские времена  пришлось мне как-то вести протокол всесоюзного совещания директоров заводов химического машиностроения.
       Фактически все выступления  сводились к жалобам на разлагающиеся   кадры. Дескать, волынят,  пьют, низкая квалификация,  а  как на них воздействовать, неизвестно.
       Руководство  предложило  мне не ходить на обед, а остаться и  подготовить протокол, намечающий "пути форсированного  развития отрасли". Хочу – не хочу – приходится выполнять, да ещё сохраняя оптимистичный тон.
      
       Неожиданно  замечаю, что на обед ушли не все. У окна  курят  трое   директоров  украинских  заводов   и,  к  моему удовольствию, продолжают «совещание» в узком кругу, зато без обиняков и на выразительном  русском языке. Задиристее других «выступает» директор киевского завода:
       - Ребята! Вы  слишком боитесь ваших партийных бонз и кадровиков!  Я вот на них всех положил, особенно, на запреты, кого  можно  брать на работу, а кого - нельзя. На самые важные производственные  должности -  главного технолога, начальника производства и начальника вычислительного центра – я взял  евреев. И у меня, бл…,  всё закрутилось! Чего вы плачетесь? Работать надо, а не хныкать!
       Позднее, случайно оказавшись свидетелем разговора в главке, я услышал, что у этого директора в украинском ЦК партии есть огромная «лапа». Присутствовавший  на совещании зам. министра неожиданно этому директору  посоветовал: «Да отвези ты своему другу в ЦК ящик коньяка и всё уладишь!». Только тут я понял, что бояться этому директору действительно  нечего.   
   
       А через несколько лет, где-то в начале восьмидесятых, мой приятель, работавший на известном киевском заводе «Артём», выпускавшим  оборонную продукцию,  рассказал нечто уж совсем неожиданное. На завод с инспекционной проверкой приехал  высокий министерский чин и, выступая, первым делом задал вопрос: «Что мешает расширению  вашего важнейшего для страны производства?» Руководство завода среди всех проблем на первое место опять-таки поставило трудности с кадрами.  К явному замешательству присутствующих высокий начальник заявил: «Берите евреев!» И на недоумённые вопросы с места твёрдо ответил: «Это не только моё мнение. Для нашей, всё-таки особой, отрасли это решение согласовано на самом верху!».
       Интересно, что  моего приятеля буквально через пару дней из незаметных цеховых работников перевели начальником производства всего завода.
   
       Прошли годы. Евреев в России осталось немного. И сейчас, в первом десятилетии двадцатого века в одной Москве работает не менее пятидесяти тысяч израильтян. И, судя по всему, зарабатывает куда больше, чем на новой родине! 
       А  сейчас, к концу 2009г. российские власти начали активно призывать возвращаться или хотя бы работать по совместительству, оставаясь жить в Израиле, теперь уже израильских учёных и инженеров.
   
       Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но не слишком ли поздно?
       Да и высококвалифицированные кадры титульной нации разбежались по свету, причём  даже в большем количестве, чем евреи.   
       Кому же может импонировать коррупционная,  по существу полуворовская жизнь страны, организованная перевёртышами из советских времён.