Валюта

Эрик Ранта
(рассказ времен Перестройки)

Вадим любил свою работу за частые командировки, ему нравилось, бывая в больших и маленьких городах, заводить бурно-скоротечные, тешившие его самолюбие, ни к чему не обязывающие романы.
 
Вот и сейчас, трясясь в стареньком, дребезжащем автобусе, он размышлял - стоит ли продолжать с той девицей из поезда, или в городке, куда несла его судьба, найдется что-то более достойное?  Абстрагировавшись, мучительно решая поистине гамлетовский вопрос, Вадим и не заметил, как заполнился автобус. Сидячих мест уже и в помине не было, а у передней двери он увидал маленькую, уцепившуюся обеими руками за поручень, сморщенную старушку. Окликнув её, Вадим предложил свое место.

 - Спасибо милостивец! - проблеяла она - Храни тебя Господь! Но я здеся, поближе к дверке постою.

" Нет так нет " - сказал про себя Вадим и с удивлением заметил на очередной остановке солидную толпу. Автобус набивался людьми, а с улицы какой-то развеселый, мужской голос командовал:
- А ну бабоньки цыцки подобрали! Нам тоже треба ехать !

 Происходило что-то странное - посреди рабочего дня народ куда-то активно перемещался. Причем все ехали с одной, определенной целью. Из разных концов автобуса доносились возгласы: " Мож зря едем... Да не, шурин сказал ... Ой, подруга, третьего дня ездила, а щас опять! Ну, прорва, прям прорва..."
 
Вадима распирало любопытство - куда ж это все так стремятся? Может и ему не помешает присоединиться? Он  собрался выяснить, но вдруг почувствовал нависшую тишину, все к чему-то изготовились! Автобус остановился, двери с шипением раскрылись и поспешно выскакивающие люди понеслись в одном направлении. Пожилого, худощавого мужика, пытавшегося поднять оброненную кепку, просто напросто снесли и он, проехав пару метров по пыльному асфальту, заорал диким голосом:
 - Хады! Я за вас кровь мешками проливал, а вы....
 - Крещенные! - вопила козлиным дискантом отставшая от авангарда старуха - Меня не забудьте! Михалыч, кажи я за тобою!
 
Ошарашенный Вадим не сразу почувствовал как шофер трясет его за плечо: " Очнись парень, конечная". Выйдя он поинтересовался у мужика с ухмылкой наблюдавшего за столь грандиозным забегом:
 -А куда это они?
 -Приезжий? - в свою очередь спросил мужик.
 -В командировке.
 -Так за водкой они. Ноне уборочная и чтоб народу соблазна не было в деревнях не торгуют. Только в нашем городишке и можно затарится.
 -И старая за водкой?! - изумился Вадим.
 -А то! Самогонки щас не нагонишь - сахар по талонам, а дрожжей днем с огнем не найдешь. А в деревне-то все через бутылку -  дровишек подвезти, крышу али забор подправить! - и стрельнув у Вадима сигарету с нескрываемым сарказмом  выдал- Это поначалу, когда "пьяный закон" приняли, бабы радовались - Так-то вам пьянчугам!Михал Сергееч прищучит вас! - Прищучил он... как же... Щас-то бабенки сами и плачут горькими слезами!
 -Так уборочная же! - удивленно протянул Вадим - Кто ж работать-то будет, если они за водкой гоняются?
 -А на то шефы городские есть! А народу некогда, народу жидким золотом запасаться надо. Валютой!!!


Этот рассказ напечатан в Тель-Авивском литературном альманахе " Хронометр " №23