Истоки суфизма...

Анвар Шукуров
   Направление суфизма очень загадочное явление в исламе. Многие ученые средневековья посвятили свою жизнь к изучению этого явления. Если сказать одним словом суфизм – это полностью предание себя к Богу.
В раннем исламе некоторые соратники пророка начали отрекаться от государственных должностей. Когда халиф Умар просил объяснения, то они привели эти ояты из Корана:

 Во имя Аллаха, милостивого, милосердного
Сура-6, ояты
123.  И Мы поставили порочный люд
Властителями всякого селенья,
Чтобы они коварством ухищрялись
(Во властолюбии своем и отвлечении людей от Бога).
Но только против душ своих
Они коварство замышляют -
И сами же не ведают сего.
 124.  Когда приходит к ним знамение (Аллаха),
То говорят они:
"Мы не уверуем, покуда не получим подобное тому,
Что было послано посланникам Аллаха".
Аллах же лучше знает то,
Как и кому Свое посланничество значить.
И поразят преступный люд
Стыд и бесчестье пред Аллахом.
А за коварные уловки
Суровой будет кара им!
 125.  И тем, кого Аллах направить пожелает,
Он раскрывает для ислама грудь.
Кого же уклонить с пути захочет,
Тому Он грудь сжимает и теснит,
Как будто силится тот к небесам подняться.
Такою посрамною карой
Аллах накажет тех, кто не уверует в Него (перевод многоуважаемой В.И.Пороховой).
         Халиф Умар наверное тогда привел много хадисов, известно что, он все-таки  получил их согласие нести государственную службу. Не знаю, что сказал им его Превосходительство Умар, но известно то, что он наказывал вес день сидящих (кроме эътикафа) в мечетях людей. И задающих много вопросов (или спорящих) о смыслах Корана. 
         Помимо этого я тоже могу Вам привести  вот хадисы, которых я слышал или читал.
         Последний пророк всего человечества, сказал что, «работа тоже является молитвой». Или спросили Мухаммада салоллоху алайхи вассалама,  «если бы вы не были пророком, чем бы занялись?» , тогда последний пророк всего человечества сказал, «стал бы советником Правителя».
         Отречение от должности, от насущных проблем, все-таки позже состоялась. Этим занялись дервиши. Дервиши, которые весь день, напевая Божественные песни, получали еду и подаяния только для своей потребности. Если подаяния были больше чем норма однодневной еды, они эти деньги оставляли в мечетях.
Бахауддин Накшбанди (современник А.Темура) очень тонко ввел коррективу в этом направление. Его мораль можно охарактеризовать вот этим афоризмом:
Даст ба кору, дил ба ёр (по фарси).
Кулинг ишда, калбинг Оллохга ишкда булсин (по-узбекски).
Пусть твоя рука займется делом, а душа любовью к Богу (по-русски смысловой перевод).
         На этот счет есть и схожая (да схожая) русская пословица, «на Бога надейся, а сам не  плошай».
         Но истину знает Всевышний.