16. Про науку говорить правду

Наталия Сидо
Воскресенье. Идем в магазин. Ты, дедушка и я.
- Бабушка! Ты мороженое любишь?
- Люблю, Машуня. Очень люблю.
- Дедушка! Купи бабушке мороженое. Она его любит. Ну и Маша тоже.

Посмеялись. Тогда позабавила  нас твоя детская хитрость. Потому что ты хорошо знаешь, что мороженое тебе нельзя. Вот такой у тебя неудачный аллерген.
 
Четверг. Мама привезла тебя  и предупредила, чтобы ничего сладкого  тебе не давала. Потому что опять аллергия. Опять на ручке сыпь. Любаша ушла. Мы остались вдвоем.
- Да, бабушка. Нельзя Маше конфетки давать. Мама ругать будет.
- Нельзя, Машенька.

Убрала быстро со стола конфеты. Спрятала. Через какое-то время ты  зашла на кухню и увидела коробочку конфет, которую я-то и не заметила.
- Бабушка! Что это? Конфетки?
- Да, Машенька, конфетки.
- Ну, давай съедим по одной конфеточке. И никому не скажем.
- Нет, Машенька, не будем.  Нам мама не разрешила. А  эти конфетки для гостей. Видишь – коробочка в целлофане. Я  ее открою, когда кто-то в гости придет. Чтобы угостить.
- Конечно, бабушка, не будем открывать… будем угощать… гостей. Конечно.

Через полчаса, играя с куклой, говоришь ей:
- Так много времени прошло, а в гости так никто и не пришел.
Я молчу. Делаю вид, что не слышала.
- Бабушка! Позвони Оле. Скорее звони.
- Зачем?
-  Пусть в гости  приезжает. Срочно!Скажи, что очень жду.

И тут я понимаю, что опять хитришь. Задумалась уже потом. Когда вы уехали домой.  Тогда  поняла, что и я тебя учу хитрости. И ты мне возвращаешь то, чему у меня учишься. Ведь придумала  про угощение  гостей, чтобы тебя обмануть. Не смогла правду сказать. Побоялась. А ведь можно было еще раз  честно тебе объяснить, что не могу дать тебе конфету, потому что нельзя. Но так захотелось быть доброй бабушкой. Такой хорошей и замечательной. Вот и решила схитрить.

Вот что же такое хитрость? Такая мягкая форма лжи?  А по сути -  разновидность неправды.

Давай сразу договоримся: понятие правды и представления о правде у каждого свое. И нет абсолютной правды. Так вот я хочу поговорить о правде, которая есть у  каждого из нас. 
Я стараюсь быть правдивой. Но не всегда получается.
Не сразу удалось освоить науку говорить себе правду о себе.
Я начала этому учиться только после 40. До этого в основном жила чужой правдой о себе – родителей, учителей, начальников, бывшего мужа, старших по возрасту, общественного мнения. Именно их оценки моих действий, поступков, мыслей и чувств служили для меня определением моей правды. Именно после 40 начала учиться говорить правду себе о себе.  Именно тогда нашла силы и смелость сказать себе правду о том, что мне не нравится то, как я живу, с кем я живу, чем я занимаюсь и о чем и как я думаю. 
Труднее давалась наука говорить правду себе о другом человеке.
Много лет я себя обманывала. Не решалась  сказать себе правду о том, что мужчина, с которым  живу больше 20 лет, стал чужим для меня и что я его не люблю. Я боялась сказать себе правду о том, что очень многие друзья, которые были рядом, стали мне неинтересны, мешали мне изменить себя и свою жизнь. Более 15 лет я не позволяла себе сказать правду о том, что мне не нравится моя работа и большинство тех людей, с которыми я работаю.
Трудно осваивалась эта наука – говорить себе правду о другом человеке. Но постепенно стало получаться.
А вот говорить правду о себе  другому человеку  научилась говорить довольно легко.
Вот это не было для меня никогда большой проблемой. Мне всегда проще сказать правду, чем скрывать, а уж тем более обманывать. У меня есть проблема - не запоминаю я придуманное. Да и придумывать не умею. Поэтому чаще говорила правду. Иногда  отмалчивалась.  Было несколько запретных тем, которые меня мучили почти всю мою жизнь. Вот о них молчала. Очень долго.  Но, преодолев страх,  рассказала и эту правду о себе другому человеку.  И даже не одному. А многим. И мне стало намного легче жить. Тогда поняла, что исповедь нужна не тем, кому я исповедуюсь, а именно мне.
Самое трудное для меня – говорить правду другому человеку о нем самом.
 Естественно мою правду. Это очень трудно мне делать. Да и редко  получается. Трудно прямо сказать, что мне не нравится, как человек поступил, что мне не интересно, о чем и как он говорит.  Стараюсь отмалчиваться. Но знаю, что мое молчание нередко приводит к проблемам в отношениях с людьми. Я молчу, а они не понимают, как я реагирую, как воспринимаю их слова и действия. А потом очень удивляются, когда просто перестаю общаться. Потому что накопилось недовольство. Мое недовольство.  Я-то знаю, почему не хочу продолжать общение. А они нет. Не понимают и обижаются.  Именно поэтому все чаще говорю фразу «Мне это не нравится».
Так что мне еще надо учиться говорить правду. И тебе советую. Учись. Не бойся. Только всегда помни, что нет абсолютной истины. Ты будешь говорить свою правду. И будь готова, что другие тебе тоже будут говорить  свою правду. Уже о тебе.
Ложь – это маска. Молчание и скрытность – тоже маска. Постарайся их не использовать в отношениях с людьми. Неправда, хитрость, ложь, придуманный образ – это не путь создания гармоничных отношений с людьми.  Потому что рано или поздно правда станет явью. И не только правда о твоих поступках и действиях. Но и правда о твоем характере, твоих взглядах, твоем отношении к другому человеку. И тогда рушится здание взаимоотношений, которое ты строишь с этим человеком на фундаменте лжи, недосказанности, хитрости, скрытности. Можешь попробовать. Только помни, что падающие обломки могут поранить и тебя, и того человека. Очень сильно поранить. 
   Будь сама собой. И не бойся говорить свою правду. Естественно будут те, кому она не понадобится. Будут и те, кого твоя правда будет раздражать. Будут и те, кто захочет тебе  мстить.  Но обязательно будут и те, которые поймут тебя и твою правду. И это будут  именно те, с кем тебе интересно и комфортно будет идти по этой жизни. Это именно те, которые будут любить тебя такой, какая ты есть.

17. http://www.proza.ru/2009/12/13/183