Насилие над ребёнком или Мама, я не хочу в садик..

Игорь Братченко
  текст  был опубликован в еженедельнике "Тумба" (Актау, Казахстан)    

  Пасмурное утро. В квартире серо и холодно. Капризничает ребенок. Раздражение перемежается с отчаяньем, перехватывает дыхание. Хочется кричать.  Кричать от собственного бессилия. Молодая женщина выходит на балкон, нервно подрагивающими пальцами достаёт сигарету, прикуривает. Слёзы бегут по её лицу. Сделав несколько затяжек, выбрасывает сигарету и входит в дом.  - «Ты ещё не оделся?!» - сыну, сидящему на кровати, угрюмо повесившему голову и искоса поглядывающего на мать. - «Ну что ты на меня смотришь?! Одевайся».  – «Мама, я не хочу в садик, возьми меня с собой на работу»…
      
       Кто желает однажды утром услышать от своего ребенка такую фразу? Поднимите руки! Что нет таких?! Кто желает умываться слезами от собственного бессилия – бессилия что-либо изменить в этом зачерствевшем мире?! Тоже нет? Конечно, раз это должно коснуться нас, а не кого-то, живущего напротив или по-соседству. Конечно, с нами ничего подобного происходить не должно. Но, ведь, происходит! Рано или поздно, но что-то происходит. И тогда мы стукаемся лбом в двери, закрывающиеся перед нами...
      « Большинство взрослых, которые плохо обращаются с ребенком или не заботятся о нём, вовсе не являются жестокими или психически больными людьми, просто они иногда теряют над собой контроль»… Стало ли вам легче от фразы Б.Спока? А от этой: «Замкнутость, отчуждённость детей порождаются, как правило, нетактичным вмешательством взрослых в мир детской жизни. Особенно недопустимо прямое и грубое вмешательство…». В.А.Сухомлинский. Ни как, правда? Ведь это не о нас. А вы любите сказки? Сказки про далекие королевства? Тогда слушайте: В одном далёком королевстве, ну очень далёком, населённом не такими как мы людьми, произошло…. Минутку! Оговорюсь: история записана  верно и со слов реального лица, из этого самого-далёкого королевства…

          Сколько прекрасных воспоминаний у нас связанно с детсадовским периодом.… Кажется, что, чуть ли  всё самое лучшее было там. Игры с детьми, радости и восторги; заботливые родители и чуткие воспитатели, водящие хороводы и рассказывающие сказки…
            Ясли-сад, куда ходит мальчик, герой повествования, наверняка мало чем отличается от многих других садов города. Там веселые и шумные дети, там по утрам слышен призыв-ный звук бубна, собирающий детей на утреннюю зарядку.…  Тогда почему произошло то, что произошло?! Почему отведя в сад здорового и жизнерадостного ребенка, вечером мама обнаруживает на лбу у него огромную шишку и ссадину?! Ответ ребенка вызвал недоверие: детские фантазии!
            И утром, на следующий день:
           - Что случилось, почему у ребёнка шишка? Он говорит: вы его ударили головой об стол.
            - Ну, что вы! - это он подрался с Денисом…
             Но вечером приходит товарищ из той же группы и подтверждает уже известную версию. Звонок маме Дениса и мальчик подтверждает тоже: на занятиях в группе воспитательница несколько раз « буф-буф головой об стол».  Звонок маме девочки из той же группы и мы слышим тоже самое!
             А дальше встреча с заведующей…
            - А вы разве не знаете, что с детьми работать трудно?! И что такого, что воспитатель  говорит: повторяю для тупых?! Это она так шутит! А то, что это дети приносят домой… так с улицы они и не такое приносят. А об стол это конечно лишнее… разберемся… такое у нас в первый раз…
             Какое счастье что в первый! Значит ещё не все так плохо! Значит, можем ещё называться  «ЯСЛИ-САД». Только сад этот что взращивает? С раннего детства страх и испуг, и  пугающая фигура воспитателя? Фигура, внушающая угрозу и не доверие, вместо чувства защиты и заботы. Душа ребенка сжимается, прячется в свою раковинку…. Легко ли будет вернуть это доверие, или вечный страх, что за малую шалость.… А ведь ребенку неполных пять лет!!! Очень похоже на средневековое воспитание: подзатыльники и розги?  Тогда зачем на стенах садов рисуем персонажи сказок, стрекозок и бабочек…. Даже не хочется фантазировать, чем их нужно было бы заменить.
            По прошествии нескольких дней с этого злосчастного события  почему-то не пришло ни кому в голову хотя бы  извиниться. Или настолько велика уверенность в безнаказанности (или верности действий): подумаешь, головой об стол… пару раз! А ведь стоять в углу в то время когда все дети гуляют или, что ещё хуже – спят, тоже может быть приравнено к издевательству и унижению.  Нельзя из детей делать кукольных солдатиков: сидеть…, стоять…, лежать…. Нельзя воспитание подменять страхом наказания. И много чего ещё нельзя, о чём следует вспоминать, хотя бы иногда, работникам подобных учреждений.
          А всё произошедшее связанно с тем, что во время занятий на рисовании ребенок к треугольнику, который они так усердно учились рисовать,  пририсовал пару кружочков, сделав из него машину.
            Произошедшее носит явно не приличный окрас! И толи у воспитателя расшатались нервы, толи она так любит детей, что готова их, иногда, ласково наставить на путь истинный…. А может быть….  Но так ли важно это может быть?! Родители приводят здоровых детей, то и обратно желают получить целых и невредимых!
            Попытка мамы ребенка поговорить с воспитателем о произошедшем, с призывом хотя бы, принести извинения, была оборванна ворвавшейся в группу заведующей со словами: оставьте её в покое я сама с ней разберусь, что мне теперь перед вами на колени падать что ли?!  Идите, жалуйтесь куда хотите! Не то я сейчас милицию вызову!
            И если воспитательница ребенка в последствии и извинялась, и говорила о не допущении впредь, и о том что сделает все возможное  для восстановления нормальных отношений с ребёнком, за что и была прощена мамой ребенка ( к слову сказать: мальчишка-с-шишкой-на-лбу её любит, как любят и многие другие дети этой группы), заведующая ни-ни…. Но преуспела в другом: лишила своих подчиненных добродетели. «Насиловать чью-то совесть не значит ли лишить её добродетели?» Афоризм Ежи Лец. Именно так следует из письма ГорОО: воспитатель и пом.воспитателя  в объяснительных высказали версию о столкновение мальчишки с туалетной дверью. Хотя чуть раньше пом.воспитателя  увидев у ребенка шишку была очень удивлена и сказала маме малыша, что ни чего об этом не знает! (Склонение подчиненных к заведомой лжи, это лишение их добродетели или просто малая шалость в защиту рядов и корпоративных интересов?) И далее: Директором ясли-сада приняты административные меры наказания в отношении воспитателя за не добросовестное отношение к своей работе. Но простите, а кто наказал директора за её столь оригинальное поведение, за её не умение ликвидировать едва зарождающиеся конфликты?!
         
           Говорят: рыба гниёт с головы. Не знаю, может быть и так, но смею предположить, что если бы заведующая внимательно следила за своими владениями, то она, наверняка, вовремя предотвратила бы  нервный  срыв у воспитателя (тем более есть масса свидетельств родителей этой группы о том, что воспитатель почти систематически по утрам с похмелья и со стойким запахом алкоголя, не перебиваемого даже духами).  И ребенок был бы и без "шишки" (гематомы, в действительности), и без травмы в душе! Оптимизм убывает, когда понимаешь, что  всегда будет виноват работник, а не нерадивый руководитель.

Вот такая история приключилась в очень-далёком королевстве! А может быть и не в очень далёком?  Земля ведь круглая…

 «Любовь к людям воспитывается только любовью
– как огонь зажигается только от огня»
В.А.Сухомлинский