Евангелие. Притча.
От Матфея
(Мф.18:12-14)
Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
От Луки
(Лк.15:3-7)
Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет её? А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
Общим смыслом притчи богословы считают, что Бог заботится об обращении грешников и радуется о них больше, чем об утвердившихся в добродетели.
(Из Википедии).
Собственно, почему я завёл об этом речь. В последнее время вольно или невольно, на мой взгляд, в толкование притчи вкладывается смысл, отличный от того, который имели ввиду авторы. Основной смысл притчи в том, как видим, что Господь больше ПЕЧЁТСЯ(ВОЛНУЕТСЯ, ТРЕВОЖИТСЯ, СОЖАЛЕЕТ) о заблудшей овце, нежели о незаблудших, пребывающих в стаде.Сегодня же упор очень часто переносится на факт, так сказать,поражающий воображение: якобы пастырь ради заблудившейся БРОСИЛ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ ВСЁ СТАДО, озаботившись её поиском, что, якобы и является первоочередной задачей пастыря в притче. Т.е. он не просто СОЖАЛЕЕТ о ней, а она для него-ВАЖНЕЕ целого стада.Согласитесь, «СОЖАЛЕТЬ» о непутевом ребёнке -это одно, считать вследствие этого его судьбу ВАЖНЕЕ судьбы остальных детей-другое.Эдакая незаметная подмена слов и перенос акцентов внутри притчи.Но, как сейчас принято говорить-почувствуйте разницу. Что сейчас подумали бы о таком родителе? Да то же, что и две тысячи лет назад-усмехнулись, покрутили пальцем у виска. Народ тогда был, может, и не образованнее нынешнего, но уж во всяком случае-не глупее. Поэтому, авторы даже и не пытались разъяснять смысл фразы «оставил 99овец в пустыне(горах)». Само собой было понятно, что 100 овец пасёт не один хозяин, а с работником(одним, как минимум, я не специалист- и собаками). И обязанность работника-пасти, а искать пропавшее имущество- овцу-забота прежде всего владельца, т.е-пастыря, оставив стадо на попечение работника. Если это ему не нужно-то работнику тем более. Здесь и разъяснять было нечего: ведь тот, кто из жадности или по глупости, ради одной овцы готов пожертвовать стадом-достоин, в лучшем случае, сожаления.Да и стада-то у него быть не могло, по тем же соображениям.