О маленькой поправке в большой философии

Борис Гуляев-Бегом
     Если бы  я был  волшебником,  то сделал  бы  так, чтобы  понятие «идея» в
русскоязычной  платоновской и постплатоновской  философской литературе
заменилось понятием «образ» , сразу  и  везде. Мне думается, и я  настаиваю
на этом,  что платоновскому понятию «идея» (эйдос)  в русском  языке более
соответствует понятие «образ»,  то,  что может существовать в человеческом
сознании. Понятие  «идея»  не  только двусмысленно,  но  многомысленно, и
оно изрядно запутывает человека, приступающего к темам философии.
     Попробуйте себя проверить, и вы  убедитесь, как  это справедливо. Вместо
слова «идея»  читайте  слово «образ»,  переводя содержание предложения из
женского рода  в  мужской.  Смысл  платоновских  построений  при  этом  не
только  не  нарушится,  но даже укрепится, упростится  их  понимание.
     Проблема сложности понимания теории Платона, мне кажется,  чисто лин-
гвистическая. Более точный  перевод понятия «эйдос» в  корне упрощает по-
ложение. Хотя  можно оспаривать  подобный подход, соглашаться с тем, что
понятия «идея» и «образ» почти синонимы, что замена одного другим  ниче-
го существенно  не  меняет и прочее. Но будем объективны. Философия всё-
таки  наука,  она  требует  точности.
     Достаточно внимательно  и  вдумчиво  перечитать работы Платона или да-
же хотя бы его комментаторов,  чтобы согласиться  с  предлагаемой  поправ-
кой.
     По словам А.Ф.Лосева,  идея  понимается  Платоном  как  образец  матери-
альной  вещи,  как  её  смысловая структура, как  принцип  её  конструирова-
ния.  Более  точно  можно  сказать: идея Платона есть объективно, самостоя-
тельно   существующая  конструктивная   модель  вещи,  -   модель,   которая
представляет  собой структурный  принцип порождения всех бесконечно ма-
лых её существований и сдвигов,  и в  частности  принцип  вечного  кругово-
рота  человеческой  и  космической  действительности.
     Платон  был  настоящим  теоретиком  и создателем философских идей, как
это понимали  именно  греки. Их «теория» означает  не отвлечённое созерца-
ние, а «видение». Слово же «идея» есть предмет видения. (А.Ф.Лосев)
     Предметом  видения  может  быть  только  образ,   но  никак  не  слово  или
мысль.
     В  своём  огромном  сочинении  «Государство» Платон  строит  модель ис-
правленного  и  улучшенного  человеческого общества. Во главе  идеального
(читай: образцового)  государства  стоят  философы,  созерцатели  чистых   и
вечных  идей. (А.Ф. Лосев)
     Лингвистически  правильней  было бы  сказать: созерцатели образов,  а  не
созерцатели идей.
     Нарисуем  от руки круг. Он не будет идеальным кругом, т.е. не будет соот-
ветствовать  идеальному  представлению о круге,  живущем  в  нашем созна-
нии. Но  можно  также  сказать: он  не  будет абсолютным, образцовым,  эта-
лонным  кругом. Абсолют,  идеал, образец,  эталон – слова-синонимы. Мож-
но выбрать любое,  и  греха  против  истины  не  будет. Но если бы  мне дали
право выбора, я  выбрал бы понятие «образ». Мышление – живой  процесс  и
ему ближе  живое  понятие «образ», нежели сухие, механические «абсолют»,
«идеал», «эталон».
     Артист, играя роль, создаёт не идею, а образ, художественный образ, образ
со всей совокупностью внешних  и внутренних характеристик. Образ – поня-
тие  универсальное,  широкое,  могучее. Кстати  сказать,  даже древнегречес-
кое слово «эйдос»  созвучнее  слову  «образ»,  нежели  слову «идея».
     В физике, в науке о материи, делались открытия, прорывы в знаниях имен-
но тогда,  когда находились адекватные образы, модели явлений и процессов в
физическом мире. Так будет и в будущем. В частности,  прорыв в создании
единой  теории  поля  произойдёт  с  рождением для  начала хотя бы умозри-
тельного образа  полевой  структуры,  образа  динамики  её  элементов.


     Март  2002 г.