Если бы я был волшебником, то сделал бы так, чтобы понятие «идея» в
русскоязычной платоновской и постплатоновской философской литературе
заменилось понятием «образ» , сразу и везде. Мне думается, и я настаиваю
на этом, что платоновскому понятию «идея» (эйдос) в русском языке более
соответствует понятие «образ», то, что может существовать в человеческом
сознании. Понятие «идея» не только двусмысленно, но многомысленно, и
оно изрядно запутывает человека, приступающего к темам философии.
Попробуйте себя проверить, и вы убедитесь, как это справедливо. Вместо
слова «идея» читайте слово «образ», переводя содержание предложения из
женского рода в мужской. Смысл платоновских построений при этом не
только не нарушится, но даже укрепится, упростится их понимание.
Проблема сложности понимания теории Платона, мне кажется, чисто лин-
гвистическая. Более точный перевод понятия «эйдос» в корне упрощает по-
ложение. Хотя можно оспаривать подобный подход, соглашаться с тем, что
понятия «идея» и «образ» почти синонимы, что замена одного другим ниче-
го существенно не меняет и прочее. Но будем объективны. Философия всё-
таки наука, она требует точности.
Достаточно внимательно и вдумчиво перечитать работы Платона или да-
же хотя бы его комментаторов, чтобы согласиться с предлагаемой поправ-
кой.
По словам А.Ф.Лосева, идея понимается Платоном как образец матери-
альной вещи, как её смысловая структура, как принцип её конструирова-
ния. Более точно можно сказать: идея Платона есть объективно, самостоя-
тельно существующая конструктивная модель вещи, - модель, которая
представляет собой структурный принцип порождения всех бесконечно ма-
лых её существований и сдвигов, и в частности принцип вечного кругово-
рота человеческой и космической действительности.
Платон был настоящим теоретиком и создателем философских идей, как
это понимали именно греки. Их «теория» означает не отвлечённое созерца-
ние, а «видение». Слово же «идея» есть предмет видения. (А.Ф.Лосев)
Предметом видения может быть только образ, но никак не слово или
мысль.
В своём огромном сочинении «Государство» Платон строит модель ис-
правленного и улучшенного человеческого общества. Во главе идеального
(читай: образцового) государства стоят философы, созерцатели чистых и
вечных идей. (А.Ф. Лосев)
Лингвистически правильней было бы сказать: созерцатели образов, а не
созерцатели идей.
Нарисуем от руки круг. Он не будет идеальным кругом, т.е. не будет соот-
ветствовать идеальному представлению о круге, живущем в нашем созна-
нии. Но можно также сказать: он не будет абсолютным, образцовым, эта-
лонным кругом. Абсолют, идеал, образец, эталон – слова-синонимы. Мож-
но выбрать любое, и греха против истины не будет. Но если бы мне дали
право выбора, я выбрал бы понятие «образ». Мышление – живой процесс и
ему ближе живое понятие «образ», нежели сухие, механические «абсолют»,
«идеал», «эталон».
Артист, играя роль, создаёт не идею, а образ, художественный образ, образ
со всей совокупностью внешних и внутренних характеристик. Образ – поня-
тие универсальное, широкое, могучее. Кстати сказать, даже древнегречес-
кое слово «эйдос» созвучнее слову «образ», нежели слову «идея».
В физике, в науке о материи, делались открытия, прорывы в знаниях имен-
но тогда, когда находились адекватные образы, модели явлений и процессов в
физическом мире. Так будет и в будущем. В частности, прорыв в создании
единой теории поля произойдёт с рождением для начала хотя бы умозри-
тельного образа полевой структуры, образа динамики её элементов.
Март 2002 г.