Нина

Борис Гуляев-Бегом
___Как порой немного надо нашему  сознанию, чтобы  пробудить, всколыхнуть в памяти, кажется, давно и прочно забытое, то далёкое, из детства, из мира, где каждый  новый  день был открытием, каждое новое переживание – событием. Не целостной картиной, но  мелкими  осколками, фрагментами возвращает нам память прожитые мгновения. И те из них явственней, те из них отчётливей, которые прошли когда-то через наше сердце. Нет, не забылись, вот они, светлые, тёплые, утешенье и тихая радость! Я снова вспомнил тебя,  Нина.
___Так сложилась судьба, что первые семь лет жизни я  не знал родительского дома, рос в приюте. По достижении школьного возраста меня отправили в интернат, в город, где проживала моя мать. Отец давно умер. Шесть учебных дней я находился в школе, а на выходной разрешалось  идти  домой, к матери. Вот  там-то впервые я и встретился с Ниной. Нина жила в соседнем доме и иногда заходила сюда в гости. Красивая темноволосая черноглазая девушка  примерно  шестнадцати  лет. Она  садилась на краешек большого сундука, стоявшего недалеко от входной двери, и тихо сидела.
___В детстве с Ниной произошел несчастный случай. Какой именно, я не знаю. Последствия его были таковы, что физически девушка взрослела, но умственное её развитие остановилось. Зрелый, красивый человек с сознанием пятилетнего  ребёнка. При разговоре Нина сильно заикалась. Говорить стеснялась, больше молчала, а если и говорила, то только тогда, когда о чём-нибудь спрашивали. Кто-то называл её дурочкой, подсмеивались над ней, обижали. Может, покажется странным, но своим детским умом, без чужих намёков и подсказок, я понимал беду этой девушки и старался вести себя так, чтобы никогда и ничем  не оскорбить её. Говорят, дети не умееют жалеть, у них нет чувства сострадания, это приходит с годами. Вероятно, так и есть. Но я полюбил Нину нежной, сострадательной любовью, до слёз. И она полюбила меня. Как только узнавала, что я пришел домой к матушке, вскоре появлялась и сама. Без стука войдёт, сядет на привычное место. Я подходил и садился рядом. Каждый раз Нина что-нибудь приносила с собой, то ли печенье, то ли конфету, угощала. Казалось, ей доставляло удовольствие уже одно то, что она видит  меня, таким тёплым был её взгляд. Мы сидели и молчали.
___В конце концов моя матушка препоручила опеку надо мной Нине. Гуляли вдвоём во дворе, ходили в кино, на речку. Познакомился с семьёй Нины, подружился с её младшим братом, симпатичным неулыбчивым мальчиком. Моё познание города связано с ней же. Хотя, надо сказать, иногда мы попадали в неприятные истории, не могли найти дорогу домой – помогали прохожие.
___Нина была физически крепкой и сильной девушкой. У нас во дворе строился большой кирпичный дом, и мы, ребятня, когда работа прекращалась, лазили  по стройке.
Однажды, видя, как я с трудом пытаюсь взобраться на высокий простенок и ухватиться за подоконник, Нина, взяв  меня под мышки, буквально забросила туда. Как-то раз я стал свидетелем случая, когда соседский парень, задира и насмешник, начал дразнить Нину глупыми шутками. Из тихой девушки она превратилась в разъярённую львицу и кинулась на обидчика с кулаками. Ловкий оказался задира, увернулся, но попадись под горячую руку – синяков не миновать. Нина вовсе не была без причитны агрессивной, однако от дома к дому  пошли разговоры о её буйном нраве, её злобности. Так Нина на несколько месяцев оказалась в психиатрической больнице.
___Вскоре моя матушка сменила место жительства, переехав в другой район города. Видеться с Ниной доводилось теперь очень редко. Незадолго перед уходом в армию я заглянул  к сестре, по старому адресу, и застал там Нину. Нина показала мне фотогра-фию мужчины, которого, как я понял, она любила, и с которым хотела бы связать свою жизнь. Казалось, она сама не верила в то, о чём говорила, и никто не верил. Возможно ли?! Родители и закон не позволяли ей выйти замуж, она больна и должна находится под опекой близких, о создании семьи не могло быть и речи.
___Болезнь её развивалась, черты лица заострились. Воспалённые глаза, бледная. Развязка  неумолимо близилась. Горечь и жалость, горечь и жалость, и предчувствие чего-то страшного, и невозможность предотвратить.
___Где-то на шестом месяце службы я получил от матери письмо, в котором сообщалось, что Нина покончила жизнь самоубийством, утопилась в реке.
___Со дня моей первой встречи с Ниной минуло ровно тридцать лет. Каким бы я стал человеком, какой бы была моя судьба, если б не наша встреча в те далёкие годы? Скажу определённо: в чём-то я стал другим, иначе сложилась моя судьба. Любовь ко мне этой бедной девушки, ко мне, который не знал вообще ничьей  любви, отогрела мою застывавшую в озлоблении детскую душу, спасла и утешила меня. Могу ли я забыть тебя, Нина?!


   Апрель 1996 г.