Этногенез и Цивилизация. Введение

Андрей Рюрик
Версия: Этногенез-4
     ЭТНОГЕНЕЗ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(Этот текст – очередной рабочий вариант – эскиз книги)
Оглавление
1. Аннотация …………………………………….…….…….............
2. Введение…………………………………………….……...............
3. «Внезапное» возникновение  цивилизации на костях первобытного человека………
4. Экология, этнос и ландшафт…………………………….............
5. Лошадь……………………………………………...……...
6. Ландшафт и национальная идея………………….………
7. Осетр……………………………………………….……....
7.1. Композитный лук «Кентавров»………………………..
7.2. Этнотопонимы осетра………………………………............
7.3. Знак рыбы…………………………………………..……...........
7.3. Бояре…………………………………….………………................
7.4. Изобретение  «кентаврами» огнестрельного оружия…......
8.  Золото Скифов (металлургия протоэтноса)………...….…….......
9. Тюрки или русские? Популярно о генетике……..………..….....
10.Борьба за хорошие гены………………….....…………….…...........
11. Единобожие – залог формирования суперэтноса…….….…......
12. Раскол единобожия на множество религий………………............
13. Принцип любви – следствие неотении………………...……...........
13. А были-ли на Руси «языческие» боги?.................................
14. Существовал-ли «праязык» ?..................................................
15. «Карие глаза»……………….…………………..……...…................
16. Музыка 17. Языковые группы……………………..………..………….................
18. Библия о «пришельцах»………………...…………………............
19. «Кентавры» в Древнем Китае, Японии, Индии, Иране……
20. Инициация (сакрализация)……………..….…………..…............
21. Культурологические особенности древних евразийцев..…......
23. Древний Египет и Россия …………………………...………..........
24. Слепой царь.………………………………………..……..…....................
22. Гильгамеш – главный герой месопотамского эпоса.……...
19. Из Мекки в Медину…………………………..………..……...............
25. Воскрешение и жизнь вечная…………………….…………...........
26. Философские аспекты бессмертия…………………………............
27. Названия протоэтноса и наиболее известных его представителей
(обычно дубликаты из 1-2-3 наиболее выдающихся  известных
личностей)………………………………….………..…………….................
28. Этнонимы и этнотопонимы……………………….………..………..................
27.1 Нирвана…………………………………………......................
27.2 Краткий русско-санскритский словарь….……
27.3 Краткий русско-шумерский словарь……………...…
27.4 Краткий русско-аккадский словарь………………….
27.5 Краткий русско-еврейский словарь…………………….
27.5 Краткий русско-хеттский словарь………………………....
27.6 Краткий русско-древнеегипетский словарь……………
27.7 Краткий русско-английский словарь…………………...
27.8 Краткий русско-испанский словарь……………………..
27.9 Угорские этнотопонимы……………………………….........

28. Об арианстве……………………………………..……………………...........
29. Информационная война………………………………….…………….............
28. Словарь терминов…………………………………………….…….…........
29. Указатель имен…………………….…………….……………..………........
30. Методика этимологических и лингвистических сопоставлений……
31. Литература……………………………………….………………….…............


Аннотация

В книге обсуждается вопрос о внезапном возникновении человеческой цивилизации «на костях первобытного человека». Первобытные люди жили десятки тысяч лет ни как при этом не изменяясь, а цивилизация возникла совсем недавно и совсем внезапно. Обсуждаются археологические, генетические (анализ гаплотипов) и этнографические данные, которые подводят к выводу о том, что первичный очаг цивилизации возник в центральной Евразийской степной зоне (Поволжье и предгорья  Южного Урала и Алтая). Этот единый протоэтнос (или первичная цивилизация), пронизанный одной культурой (хотя и содержал в себе много разных наречий и языковых направлений) быстро распространился на весь степной пояс Евразии вплоть до бассейна Дуная (Закарпатье и Татры) на западе и до бассейна реки Хуанхэ на востоке.
Приручение лошади, изобретение смертоносного композитного лука, плавка железа и стали (булат), меди и олова (бронза) и других металлов, а также прочие технологические достижения, привели к тому, что этот «скифо-сибирский» протоэтнос распространился на своих конях в Месопотамию, Египет и на весь Восток и всю Европу, где породил дочерние очаги цивилизации и религии со временем превратившиеся в многочисленные современные страны и народы. Дикая лошадь в те времена жила только в одном месте на земном шаре – в прикаспийских степях. Именно приручение лошади, изобретение седла, металлической уздечки и стремян, а также композитного лука способствовали быстрому распространению очагов цивилизации за тысячи километров в вышеуказанные районы, а также на север Евразии в лесную зону от Норвегии до Камчатки. Изобретение сверхоружия того времени (композитного лука) было сделано на основе плавательного пузыря осетра. В то время осетры водились только в Каспийском море.
Сплав первичной цивилизации с многочисленными, порожденными ею цивилизациями Севера и Юга затем оказал обратное воздействие на первичный евразийский протоэтнос и породил современные цивилизации и культуры народов России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Киргизии и других стран, территории которых охватывают территории первичной цивилизации евразийского протоэтноса.

          Введение

   ЭТНОС. Слово «этногенез» означает формирование этноса. Этнос – это структурно- и государственно-образующая общность людей, которые способны выйти из родоплеменных отношений. Хотя для них семейные и клановые связи по-прежнему очень важны, но на первый план выступает идея САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ ради «большой семьи» - фундаментальной общности людей, которую и называют «этнос».
   Самопожертвование возможно только в рамках существования «САКРАЛЬНОГО ОЩУЩЕНИЯ» –обычно это религия, или мифологическая система мироощущения или «пассионарность» (термин, введенный Л.Н.Гумилевым). Мы можем выбрать депутата или президента, уважать его и т. п., но он при этом не станет «сакральным». (Не путать сакральность и харизматичность!). Мы не выбираем себе родителей, детей, братьев – но они для нас сакральны, но, как правило, совсем не харизматичны. Откуда берется сакральность – обсудим ниже.
   К сожалению, слово «этнос» часто используется журналистами взамен слова «национальность», что не позволяет обычному читателю почувствовать разницу смыслов этих слов. Но труды ученых по этногенезу уже написаны, так что журналистам надо бы немножко подучиться…(Этнография (культурология) – это совсем другое понятие, о чем – ниже). Этнология, этология, экология, этнография – звучит очень похоже, но понятия эти отличаются друг от друга столь же сильно, как слово «река» отличается от слова «рука». (См. «Словарь терминов» и другие главы).
   РОДОПЛЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это система отношений на уровне первобытно-общинного племени или на уровне современной патриархальной деревни. До возникновения  человеческих общностей числом более 200 человек это была система взаимоотношений, наилучшим способом поддерживающая выживание популяции. При возникновении более крупных (государствообразующих) объединений, такие всем родные и близкие понятия как «наша деревня», «ваша деревня» стали требовать каких-то модификаций в своих структурных взаимоотношениях.
    Нормальные, привычные взаимоотношения стали превращаться в примеры социального эгоизма типа «мы и они», «наше племя – ваше племя», «наша диаспора – ваши человеческие и природные ресурсы» и т. п. Антиэтнос (родоплеменные отношения) в наше время может существовать только примкнув к тому или иному этносу изнутри или снаружи только пока существует базисное, созидающее, государствообразующее население. Антиэтносы основанные на догосударственных, родоплеменных узах с трудом поддаются вхождению в состав этноса, но привносят в него свои уклады и традиции – клановость, кумовство (тайный групповой сговор), подкуп, торговля людьми, рабовладение и т. п. В результате со временем этнос может ослабнуть и даже разрушиться. Сказанное не означает утрату самобытности народов и культур, образующих этнос. Самостоятельные родоплеменные государства, например в Африке – влачат жалкое существование и истребляют друг друга, особенно на фоне существующих вокруг них многочисленных этносов.
   Примерами этносов могут являться современные Германия или Китай. А вот Италия никак не может стать этносом потому, что внутри страны имеется устойчивый родоплеменной антиэтнос – южноитальянские мафиозные кланы. Дело доходит до того, что время от времени раздаются голоса о разделении Италии на Северную и Южную. При этом мафиозные кланы говорят по-итальянски, исповедуют ту же религию, что и этнос, свободно перемещаются по итальянской территории. Но родоплеменные отношения южноитальянских деревень берут верх даже над общей религией и общим языком. Я привел наиболее нейтральный пример антиэтноса, чтобы отсечь разговоры о религии, языке, национальности и т. п. как возможное указание на  предвзятость любого автора, который рассуждает на эти темы.

           АНКЛАВЫ ПРОТОЭТНОСА («Экспорт цивилизации»). В предыдущей книге: «Слово – начало цивилизации» рассказывалось о возникновении алфавита и религии Единобожия, в Древнем Египте и Финикии. Произошло это, как здесь будет показано,  под воздействием вторжения и переселения племен разноплеменного скифо-сибирского ПРОТО-ЭТНОСА (гиксосы, протоскифы, кипчаки, и др. выходцы из евразийской степной зоны). Образование этнических анклавов, а впоследствии самостоятельных этносов (Древний Рим, Греция, Персия Индия и т.д.) – это общепризнанный факт. В упомянутой книге также ничего не рассказывалось о том, каким именно образом семена цивилизации и культуры взошли в самом «прото-этносе», и как «чисто технически» они были занесены в эти страны, а также в Месопотамию,  Среднюю и Переднюю Азию, Ближний Восток и в Европу.
   Не был описан и «возврат» многих достижений цивилизации и культуры, созданных «протоэтносом»* уже на этих территориях на свою историческую прародину, которую мы теперь знаем под названиями: Россия, Казахстан, Украина, Киргизия, Белоруссия и другие современные государства Евразии. В пределах России это Удмуртия, Татарстан, Чувашия, Мордовия, республики Северного Кавказа и очень много других всем известных национально-территориальных образований. В рамках «возврата» на территорию первичного биоценоза народы протоэтноса получили назад свою ИСХОДНУЮ РЕЛИГИЮ ЕДИНОБОЖИЯ в значительно видоизмененных формах: Христианства, Ислама, Иудаизма, а также Буддизма (на санскрите «будх» - от славянского «будить», пробуждаться к новой жизни, воскресать) и других религий (подробнее – далее в этой книге).

«Гербом» этого протоэтноса можно назвать кентавра – мифологическое изображение лучника, сросшегося с конем, часто крылатым. Подобные изображения – не редкость среди находок в курганах протоэтноса (Рис.1). Кентавры Месопотамии, Греции и сфинксы Египта – это разные варианты главного символа суперэтноса (Рис.1). Подробности в тексте.

           АРИАНСТВО (тенгрианство, несторианство). Единобожие протоэтноса - ключ к пониманию устойчивости этого первого в истории супер-этноса. (мо(н)гольское?)  и др. понятие «Тенгри» (Единственный Бог) перешло в шумерское «Денгир» (ДеН+ГиР). (ДеНь у древних славян – Свет небесный, ГРоза (ГРом) – кара небесная. Словами День или Дон у славян иногда обозначали понятие «Бог», его светоносное начало. Отсюда и древнеегипетский Атон или Адон). (Подробные этимологические обоснования даны далее в этой книге).
   Тюркско-угорские Эл, Ил, и славянские Ола, Оле преобразились у аккадцев в «Или» (солнце или луна) и «Илу(м)» (луна), а у Египтян и финикийцев в «Эль» (солнце). Однокоренное слово у мусульман – «Аллах» - производное от «Эль», «Иль». Египетские и семитские «Тот» и «Атон», означали на начальном этапе: Луна и Солнце, и лишь позднее стали восприниматься как видимые глазом символы Космоса, но не сам вселенский Сверхразум или Бог.
   Это фараон Эхнатон на поздней фазе своей религиозной реформы осмелился открыть жителям Египта секрет гиксосов – именно он оторвал понятие «Единственный Бог» от понятий-планет «солнце» и «луна», столь привычных древним египтянам и шумерам, и тем самым вернул к жизни Единобожие протоэтноса (тенгрианство), породившее, через реформу Эхнатона,  все крупнейшие мировые религии. Несмотря на жестокую расправу – ритуальное распятие (Хэб-Сед), сам Эхнатон и его бог «Атон» стали прототипами огромного количества пророков и богов у самых разных народов, о чем – ниже, а также в отдельной книге («Властелин мира»).
    От тюрко-славянского «Бог» происходит санскритское «бага, бхага (бог), и индуистское «Бхаг(а) (бог)» и английское bogey, bogy, bogie – бестелесный дух, и bhakty – поклонение божеству как путь к собственному спасению.
    Алфавитная письменность в анклавах протоэтноса  проявилась в виде «кириллицы» древнеегипетских коптов, каррийцев и хурритов. Позднее карийская письменность «вернулась» на исконные территории  протоэтноса. Эта письменность породила также эллинистическую письменность древних греков и греков-христиан (Византия).
    «Эллин» происходит от вышеупомянутого слова «Эль», название города и богини «Афина», как всем хорошо известно происходит от наименования бога Эхнатона «Атон». Название горы Афон – это тоже самое слово (буква тэта читалась и как «т» и как «ф»). Слово «Отон» на нимбах Иисуса Христа происходит оттуда же. (Нимб первоначально символизировал солнце за головой фораона. [  ] Рис.  ) Нимбы христианских святых возникли гораздо позднее, чем нимб фараона или идентичный с ним по изображению нимб Иисуса Христа. И многое, многое другое происходит из Египта, чью цивилизацию создали «бледнолицые пришельцы» (подробнее см. главу «Древний Египет и Россия).
    «Один» - скандинавский Бог, потому что он один – единственный Бог. Он же Атон (Оттон, Адон, Адонис и библейский Адонай).
    Как возникла письменность коптов и как возникла религия коптов, породившая греческие Евангелия, а затем и православие, и католицизм, и протестантство и другие христианские религии обсуждается в последующих главах книги. Арабская письменность (начертание, но не алфавит) – тоже детище Древнего Египта, берущее свое начало от древнеегипетского демотического и иератического письма. Более древняя «южно-арабская» письменность близка к письменности карийцев.



  «Внезапное» возникновение цивилизации на костях первобытного человека.

   Согласно современной археологии и генетике, первобытный человек появился на земле около 50 тыс. лет назад. В результате одинаковой хромосомной транслокации у первого мужчины и первой женщины возникло 46 хромосом, вследствие чего наступила репродуктивная изоляция и возник новый вид – Homo sapiens (подробнее см. гл. 9). Этот вид приобрел беспрецедентный объем черепа, феномен продленного детства (см. гл. «Принцип любви – следствие неотении»), прямохождение, творческое начало (создание новой информации из ничего) и другие характеристики. Но в полной мере этот человек стал человеком-творцом создавшим цивилизацию совсем недавно. (Произошло «изгнание из рая», о чем – ниже).
            Хотя научной хронологии человеческой цивилизации еще предстоит родиться, официальная хронология говорит нам, что первые ростки цивилизации (письменность, земледелие, скотоводство, выплавка металлов, астрономия, летоисчисление по светилам и звездам, архитектура, искусство, прядение тканей, выделка кожи и меха и т. д.) возникли 5-6 тыс. лет до н.э.* в Междуречье или Месопотамии (территория современного Ирака). Цивилизация Чатал-Кююк (Малая Азия), как полагают, - еще древнее (6-8 тыс. лет до н. э.). При этом обычно имеется ввиду, что все упомянутые цивилизации – производное от самой первой (анклавы протоэтноса).
        (сноска:* На самом деле, уже скоро историки признают, что срок этот гораздо короче)

            Древние культуры Америки, Австралии, почти всей Африки своего вклада в скачкообразное возникновение современной цивилизации не сделали.
            Итак, первобытные люди бегали в джунглях в набедренных повязках 50 тыс. лет подряд, не претерпевая никаких изменений. Как и почему цивилизация стала развиваться совсем недавно и столь внезапно и так быстро привела к формированию всех без исключения очагов человеческой цивилизации: античных, средневековых, древневосточных и всех остальных цивилизаций Старого света (а через них и поздних цивилизаций Нового света) – большая загадка.
    Что пишут об этом современные этнографы, культурологи и генетики (анализ гаплотипов), - так это несомненно то, что толчком было проникновение на север, юг, запад и восток первичной цивилизации, возникшей в бассейнах рек Белая, Кама, Волга, Дон из степной и лесостепной и предгорных зон простирающихся от Дона до Арала и Урала. Сначала эта цивилизация охватила Алтай, Иссык-Куль, Тянь-Шань, Саяны, а затем распространилась «вширь» от Ирландии до Японских островов и «вдоль» от Норвегии до Египта.  Этот огромный многоязыковый протоэтнос, включавший при этом два основных расовых типа – арийский (европеоидный) и монголоидный (в восточных частях), а так же их гибриды мы будем далее для удобства называть «кентавры», иногда «скифо-сибирский протоэтнос», иногда другие названия (Терминология в научной литературе пока еще окончательно не устоялась, поэтому в книге приводятся разнообразные названия – так читателю будет удобнее ориентироваться, поймав что-то знакомое хотя бы в одном наименовании). То, что это был один этнос доказано сопоставлением находок в курганах и иных захоронениях от Северного Причерноморья и Алтая до курганов в бассейне реки Хуанхэ, раскопанных археологами совсем недавно.
    Европеоидные представители протоэтноса, как это следует из находок костей начиная от курганов и вплоть до фараоновских  захоронений в Египте, обладали гигантским ростом и огромным размером черепной коробки. В дальнейшем, смешавшись с другими расами, гиганты породили множество гибридных рас, но сами при этом в них растворились. Дело в том, что большинство генетических признаков этих светловолосых гигантов являлись рецессивными (см. гл.    , а также этот термин в «Словаре терминов»). (Как, впрочем, происходит и сегодня с большинством генетических признаков народов Северной Европы и России, постепенно исчезающих на наших глазах, в результате смешения с доминантными признаками низкорослых и темноволосых народностей, приезжающих с юга. Правда южане от этого только выигрывают -  становятся выше ростом, свято сохраняя при этом свои родо-племенные отношения.)
    В разное время его развития и на разных субтерриториях протоэтнос получал различные наименования: сарматы (савроматы), скифы, гиксосы, гунны, тартары, булгары, албаны, авары, кельты, хазары, казак(х)и  и пр. (Казаки стали казахами в 1927 году по указу советского правительства). Часто народы протоэтноса собирательно называли «халдеи» - т.е. пришельцы с холода (от слова лед). Отсюда же, и скандинавские «скальды» и европейские «кельты» и многие другие (подробнее см. приложение). Именно эти вторжения «с холода» дали толчок развитию Междуречья, Египта, Персии, Индии и Китая, а также всей Европы. Это подтверждается анализом ГАПЛОТИПОВ человеческой и лошадиной ДНК (см. "гаплотип" в "Словаре терминов").
    Считается, что первые очаги этой цивилизации (скотоводство и земледелие, выплавка металлов, торговля, строительство, приручение лошади, самобытная религия, пиктографическая (иероглифическая) «письменность» и другие формы каменного, бронзового, золотого, деревянного «кино») возникли 6-10 тыс. лет тому назад. (Хронологию привожу только «официальную», хотя на этот счет имею свои соображения, которые оставлю при себе). Научная литература о «загадочных пришельцах» основавших цивилизации Междуречья, Персии, Индии  и Египта перечисляется в любой мало-мальски серьезной книге об этих цивилизациях, хотя и остается в основном на уровне многочисленных вопросов без ответов.
    То, что на рождение древнейших цивилизаций в значительной степени повлиял евразийский ("скифо-сибирский") протоэтнос «кентавров» можно обсуждать и дальше (хотя уже много обсуждалось в разных книгах и статьях). Но сам-то он, этот протоэтнос, откуда взялся? Каким образом из первобытных людей возник этот протоэтнос? Попробуем, хотя бы немного, приблизится к ответу на этот вопрос.

                Экология, этнос и ландшафт

    Слово «экология» на языке ученых биологов означает: «наука о взаимодействие различных биологических видов в их природной среде обитания». Другими словами, экология – наука о жизни биогеоценозов, т.е. природных ландшафтов [Вернадский]. Употребление этого слова журналистами для обозначения загрязнения окружающей среды промышленными отходами - безграмотно хотя бы  исходя из того, что «загрязнение» не может быть наукой, хотя, конечно, наука о загрязнениях есть и она очень важна и необходима. Вот только как она называется?...
    Для большей ясности в понятиях, процитируем крупнейшего этнолога Л.Н.Гумилева: «различие этносов между собой определено не расой, языком, религией, образованностью, а только стереотипом поведения, являющимся высшей формой активной адаптации человека в ландшафте. Разнообразие ландшафтов – вот причина удивительной этнической мозаичности антропосферы.» [  ].
    Первичная зона обитания протоэтноса – степной пояс Евразии, протянувшийся широкой полосой от бассейна Дуная в европейской части до бассейна Желтой реки (Хуанхэ) в азиатской части. Эта широкая полоса охватывала значительную часть Южной Сибири, Центральной Азии, Среднего Поволжья, Северного Причерноморья и Приднестровья, заканчиваясь бассейном реки Дунай в Закарпатье (см. карту).  До I тысячелетия до н. э. на  этих территориях преобладало скотоводческо- земледельческое хозяйство и оседлый быт.  Плодородие аллювиальных почв «ландшафта» от Днепра до Волги, а также закаспийских черноземов в сочетании с ежегодной нормой осадков и среднегодовыми температурами – совершенно уникальная особенность биогеоценоза, без которой протоэтнос также не смог бы состояться.
    Одновременно с человеческими племенами на упомянутой территории т.е. ландшафте протоэтноса проживали табуны диких лошадей, последняя из которых – лошадь Пржевальского умерла совсем недавно. И эти ЛОШАДИ, вернее люди, которые их приручили, плюс суровый климат плюс, как ни странно, ОСЕТРОВЫЕ РЫБЫ Каспия перевернули всю мировую историю, начиная от шумерской (месопотамской), египетской и кончая современной.
    Произошло ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ (в рамках своеобразных природно-климатических или «ландшафтных» условий) взаимодействие трех биологических видов (ЧЕЛОВЕК, ЛОШАДЬ, ОСЕТР), два из которых строгие эндемики, т. е. нигде больше на земном шаре в диком виде не встречавшиеся, кроме как в Прикаспийском регионе и в Каспии. Этот симбиоз наглядно выражен в скифских культовых изображениях (Рис.1). Но как можно говорить о «симбиозе» если для достижения своих целей человек убивал осетров? Как можно совместить убийство и обожествление? Здесь прослеживается какая-то всем знакомая аналогия. Далее станет ясно, что это не просто аналогия.
    Этот ландшафт включал в себя легкодоступные месторождения южно-уральского и алтайского железа (и других руд). Возможно, одно из самоназваний протоэтноса: «Дешт-и-Кипчак», что в переводе со старотюркского означает: «камни (горы) и степь», акцентирует именно этот металлургический аспект. Так, 120 тонн железных болванок обнаруженных во дворце ассирийского царя Саргона, а также многочисленные изображения лошадей и колесниц – явным образом следствие существования анклава протоэтноса, в Месопотамии. Аналогичные культовые изображения в Испании, Египте, Индии и Северном Китае ясно показывают, что эндемичное животное северокаспийских степей (лошадь) никак не могло само себя подковать и пересечь гигантские пространства Европы и Азии.

           В конце эпохи бронзы на рубеже II-I тысячелетий до н. э. на смену оседлому быту пришло кочевое скотоводство. Эти существенные перемены были вызваны тем, что с изменением климата стали высыхать степи. В I тысячелетии до н. э. в из центральных районов этой территории, между Средним Поволжьем и Южным Уралом  (Северное Прикаспье) началась быстрая миграция населения успешно приручившего лошадь (эндемичный вид, живший только в этой точке земного шара) и снабдившего ее железными подковами, стременами, уздечкой и кожаным седлом. Миграция без подкованных лошадей была невозможной. Уход с упомянутых территорий был ускорен в результате резкого сокращения ЕМКОСТИ СРЕДЫ. Засуха резко ухудшила состояние пастбища и заставила кочевой народ искать новые места для кормления скота. Климатическая катастрофа была поистине глобальной и постоянно заставляла скотоводов («пастухов-гиксосов») перебираться на новые земли.
          Первоначальной зоной миграции кочевников были густонаселенные территории «зеленого полумесяца» - Междуречья, Восточного Средиземноморья, долины Нила, а также бассейнов рек Хуанхэ (Северный Китай) и Ганг (Индия). Уходили на новые места в большинстве своем мужчины. (Хотя некоторое количество молодых женщин-наездниц всегда присутствовало. Отличившись в бою, они получали возможность выйти замуж за своих соплеменников и завести семью). В результате преобладания мужчин в отрядах переселенцев неизбежным было перемешивание с местным населением. Пришельцы передавали потомкам свое родовое имя, язык, культуру. Языковое и культурное родство вовсе не обязательно связано с расовым родством, если пришельцы были в меньшинстве (см. ст. «Гаплотип» в «Словаре терминов»). На базе смешения победителей и побежденных развивались языки, родственные языкам пришельцев (см. гл. «Этнонимы и этнотопонимы»). 
           Одновременно осваивались почти незаселенные области севера Европы и Азии (от Ирландии и Скандинавии до лесной зоны и севера Сибири).
           Южные области (Междуречье и долина Нила) давали доступ к колоссальным природным ресурсам и, вследствие этого,  ярким вспышкам цивилизации в этих первичных анклавах протоэтноса.
сноска: ЕМКОСТЬ СРЕДЫ – предельная численность населения на территории, способной его прокормить в силу природно-климатических условий. В случае нарушения равновесия со средой, «лишние» люди должны либо уходить, либо вымирать. Уход был возможен либо в почти незаселенные области – на север и запад, либо в густонаселенные южные области – но в этом случае только при условии технологического и военного превосходства (подкованная лошадь, композитный лук).

    Эпоха ранних кочевников была обусловлена началом добычи и обработки железа как основного материала для производства орудий труда, оружия, сбруи и других жизненно важных предметов. Кочевой быт и скотоводческое хозяйство требовали воинских навыков и овладения верховой ездой практически всем населением для того чтобы находиться в постоянной боевой готовности для защиты своего имущества либо овладения новыми территориями. Война стала неизбежным злом и частью существования народов, живших в зоне степей и пограничных с ней районов. Непрестанное столкновение с другими племенами способствовали превращению кочевых народов в чрезвычайно подвижное и организованное конное войско,  представлявшее грозную силу.
            Дополнительным психологическим фактором успешного освоения новых пространств было невиданное доселе южнее кавказского хребта приводящее в ужас зрелище мчащихся с огромной скоростью хорошо вооруженных «кентавров».   Каких-нибудь 10-20 мчащихся «кентавров» воспринимались так, как мы бы восприняли бег по улицам Москвы стаи из 10-20 гигантских динозавров, но даже еще страшнее, ибо эти «кентавры» сеяли скорострельную смерть на расстоянии 100 шагов впереди и позади себя.
     Своеобразный ландшафт бескрайних степей, простирающихся как безбрежный океан на многие тысячи километров, создавал предпосылки для «космического» восприятия необъятной степной равнины как земного «отражения» бескрайнего синего неба. Моря, горы и реки, «вкрапленные» в бескрайнюю степь никак не меняли дела, но только лишь усугубляли необъятность степи. Мысль о ЕДИНОМ НАЧАЛЕ, СИНЕМ НЕБЕ, КОСМОСЕ, БОГЕ НЕБЕСНОМ родилась в протоэтносе из понятия «бесконечность».
     Графическое обозначение Бога-Неба в протоэтносе и во всех порожденных им культурах – равноконечный крест, вписанный в круг. Этот круг, иногда вставлен в глаз, вместо зрачка. Это обозначение Неба мы находим и в Древнем Египте, и в Древнем Китае (пиктограмма-иероглиф) и во множестве остальных цивилизаций, порожденных протоэтносом. (см. потрясающие фотографии!!!). Этот же знак Неба (нимб с равноконечным крестом) венчает голову Иисуса Христа практически на всех изображениях. По мере ослабевания влияния протоэтноса в его анклавах, этот символ стал встречаться в более поздних археологических слоях все реже.
     «Монотеизм» или небесно-космический пантеизм Дальнего Востока Китая, Японии, Индии и др. стран близок к тенгрианству протоскифов. О теософии звездного неба Месопотамии мы уже и не говорим. Все это очень близко смыкается с «РЕЛИГИЕЙ СВОБОДЫ», выраженной в псалмах Эхнатона и его последователей (подробнее см. Лучник, 2008, а также главу «Слепой Царь»).
      Однако, для того, чтобы религиозно-философские представления стали сакральными, т. е. способствующими образованию этноса, необходима процедура «ИНИЦИАЦИИ» отдельных членов – именно через нее приобретается готовность к самопожертвованию. Инициация также прямо или косвенно связана с первичным ландшафтом проживания этноса. (Об инициации см. гл. 20-23).
      Рассмотрим результаты взаимодействия живых существ и ландшафта на описываемой территории.