Педагогическая эпопея или ребёнок монстр

Игорь Братченко
текст был опубликован в еженедельнике "Местное время" (примерно 2004-05 годы) город Актау, Казахстан.

Дураков среди детей не больше,
 чем среди взрослых. Януш Корчак

Согласно словарю Ожегова: Педагогика – наука о воспитании и обучении. А педагог, соответственно, - лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной деятельностью. И далее, преподавать – обучая, сообщать, передавать сведения о чём-нибудь.
А теперь обратим внимание, какое слово мы используем чаще – педагог или преподаватель…  Преподаватель (преподающий предмет) – правда?! Не все окончившие музыкальный вуз или училище, становятся музыкантами. Тем более – гениальными и талантливыми музыкантами, то есть, музыкантами по призванию. А педагог – это призвание! Соответственно, прошедшие обучение в педагогическом заведении – не становятся все педагогами, а только лишь – преподавателями тех или иных предметов. И это, пожалуй, правильно. Преподаватели преподают то, что знают и умеют лучше всего. А классный руководитель, это – педагог! Он занимается воспитательной деятельностью. Великолепно! Есть - преподаватели, есть – педагоги, номинально, во всяком случае. Не хочешь, не умеешь… назначен – исполняй!  Но как быть с начальной школой?! Там преподаватели или педагоги? Все отдающие детей в первый класс, и, конечно, последующие классы, желают видеть возле своего ребенка педагога, человека ответственного за воспитание. Тем более, что все предметы в одном лице.
Но так ли это? В детских садах наших детей воспитывают, и не редко, бывшие нянечки (хорошо если они неординарны и педагогичны), бывшие медсёстры… Им ли до мук и страданий детской души?! (Возможно, я утрирую, но всё же – даже самая добрая няня, или медсестра, не заменит педагога, человека не только призванного, но и обученного.)  Проще – поставить в угол, когда вся группа гуляет, тем самым, унизив ребёнка, выделить, показывая (демонстрируя) «его не хорошесть». Или, что ещё проще, «треснуть» чем-нибудь или обо что-нибудь… Думаете, преувеличиваю?! Поверьте, знаю, о чём говорю. ( Более того, о воспитателе когда-то допустившем, и неоднократно, выше означенные «методы», была хвалебная статья, в одном из изданий, полная грохочущих дифирамб. Любим мы рапортовать! Отписались и забыли!)  И если взрослым, ответственным за воспитание наших детей, своих проблем хватает, а педагогами они не  только не рождены, но и не учились этому, то процесс воспитания становится формальным. А, ведь,  детский сад — первое и самое ответственное звено в системе образования. В детсадовском периоде закладывается основа представлений и поня¬тий детей, которые обеспечивают успешное умственное развитие ребенка. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей до¬школьного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты воспитания, допущенные в дошкольный период, фак-тически трудно преодолимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.
И в детском саду и в начальной школе должны работать педагоги, а не формалисты-блюстители расписаний. Тем более, что из-за низкой оплаты труда они, в не малой степени, и трудятся там, на ниве воспитания будущих граждан, или просто – будущих мам и пап.
Одной из задач начальной школы является – преподавание предметов в такой форме, чтобы ребёнку самому захотелось изучать их. А как этого добиться, если ты не педагог, а бывший специалист отрасли не чего не имеющий общего с обучением, переучившийся на воспитание дошкольника?! Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. А для этого нужен педагог – человек знающий натуру ребёнка и потому его воспитывающий, ведущий  к самоопределению, к определению своего места в жизни. Детей нужно любить, тогда и начинается становление педагога, и тогда не важно кто ты – нянечка, медсестра или повар! И тогда ты уже педагог ответственный за самоопределение детей, а не формалист-учитель «отбарабанивший» урок! И что особенно страшно, когда такой формалист-учитель  не пытаясь разобраться с побуждающими мотивами поведения ребёнка, начинает возмущаться делая круглые глаза и склонять детей и их родителей на свою сторону, противопоставляя класс и «ребёнка-монстра». И разве мы не поверим такому учителю?! Ведь, учитель, проводит с нашими детьми больше времени, чем мы сами.

 «Ах, этот ребёнок… «монстр»… соседке по парте помял тетрадь, а другой девочке ручкой чиркнул по блузочке, позже всех собирается на физкультуру… Требует внимания?! Не буду! Вон, их у меня – двадцать! Моего внимания на всех не хватит… На первую парту… с последней?! Нет – он мне мешает! Я устаю, а у меня и своя жизнь должна быть...  А сегодня он на стене в коридоре написал какие-то каракули, а на перемене залез на шкафы и там лазил по ним. А если бы шкаф упал и убил кого-нибудь – меня бы посадили (и её совсем не беспокоит, что ребёнок (а не – монстр) мог бы и сам, упав покалечиться). А ещё – с урока он ушёл в туалет и там сидел и рисовал… Я за ним бегать не буду! Родители детей на него жалуются.  Директор просила Вас зайти к ней – мы хотим, чтоб Вы забрали ребёнка из нашей школы».

И кто в этой ситуации пострадал больше всего? Конечно, тот «первоклашка», которого взрослые делают  изгоем, отверженным ребёнком. Школа, конечно, частная – но разве она не лицензируется государством, не в правом ли государственном поле живет?! Но дело не в «праве», а в «антипедагогике» и эгоизме взрослых. Ребёнка забрали из этой школы, но сделали это ради блага ребёнка, дабы не усугублять противостояние учитель – ученик.
В советские времена учитель - это гордо, это значит педагог! (конечно, и в те времена были истерички которых к детям и подпускать нельзя, но отбор был иной и главное – идея!). Потому что в педагогические заведения шли ведомые порывом светлым и прекрасным, в отличие от наших дней, не для всех конечно, так как жажда прививать детям знания и воспитывать их, жива и по ныне, лишь, может быть, не в той же степени…  Хочется говорить, как  и раньше, учитель, преподаватель имея ввиду – педагог. А не мадам-случайность нашедшая рабочее место. Хочется говорить – учитель, педагог, так как нашим детям нужны педагоги. Потому, что только хороший учитель (педагог) пытается понять каждого ребёнка и помочь ему преодолеть трудности. Потому, что только хороший учитель помогает ребёнку раскрыть его лучшие стороны и способности. И, конечно, только хороший учитель понимает, что каждому ребенку нужно развивать самодисциплину. А для этого ребёнок должен понять для чего это нужно. И кто ему поможет в этом, если не учитель, ведь, ребёнок вливается в коллектив, с которым он должен научиться считаться. В противном случае самолюбие ребёнка будет страдать, так как он может быть не принят коллективом и уж, конечно он будет страдать чувствуя «непедагогическое» отношение к себе формалиста-учителя и … будет бравировать, делать глупости и чем больше на него давят тем большие глупости совершать… Так как он не находит другого способа привлечь к себе внимание и симпатии, в которых он нуждается, и возможно, больше чем другие дети. Включите ребенка в творческий процесс, найдите с ним контакт и он изменится. Тем более, что лучше потратить немного времени сейчас на этого ребёнка, чем потом, позже, придется потратить годы на исправление этого же и последствий формального действия учителя (не педагога, а формалиста).

«Ко всем детям нужен подход. С одними проще, с другими сложнее. Некоторым детям требуется повышенное внимание педагога – не из-за их не воспитанности, а из-за развития нервной  системы ребёнка… Мы ведь все разные. Я, как педагог, стараюсь не обращать, не заострять внимание на таких противопоставляющих действиях ребёнка. На детей нельзя «давить»! Особенно на упрямых. Дети тоже многое что делают по настроению… И что же делать – «махнуть рукой» на такого ребёнка?! Нужно искать подход - и он всегда находится! Есть дети, которых нельзя перехваливать, но их нужно поощрять, почти как взрослых. А, что это за педагог, который говорит: не буду!? Педагог, прежде всего сам, должен быть последователен, он не должен допускать спонтанности своего поведения. Долго работающие в садах и школах педагоги, знают: некоторые дети нуждаются в проявлении любви и внимания. Проходя мимо такого ребёнка его можно коснуться, погладить по головке, просто обратить на него внимание! К  некоторым детям нужно быть чуть строже, чем к другим, но опять таки не «давить» на них. У нас в одной группе был такой ребенок – Максимка… Я уехала в отпуск… так что он там творил!? И под кроватями лазил, убегая от воспитателя, и стульями бросался… На занятиях не занимался… Он спал отдельно от всех  в группе… Настолько баловень. Как только я приехала, меня поставили в известность. Я испугалась: что ж это за ребёнок такой! Я сразу, с первого дня, с ним строго, но с любовью и без давления. И через некоторое время он раскрылся. Принимал участие во всех играх, во всех сценках… в общем - ребёнок преобразился. Все ахнули… С детьми главное - внимание и любовь».

Это слова педагога, во всей полноте этого звания.  Совершенно кстати, в этом саду («Дюймовочка») и руководитель великолепный. Совершенно кстати – потому, что от грамотного руководства зависит успешность любого предприятия, а не только педагогического заведения. У плохого руководителя даже хороший педагог не реализует свои возможности, тем более что плохие руководители при первой же возможности «вымывают» из своего коллектива оппонентов, которыми и оказываются – педагоги. Безусловно, в городе знают прекрасную репутацию «Дюймовочки» и желающих отдать своих детей туда больше чем мест в саду, причём в несколько раз! И это радует! Это не может не радовать – значит, «всё прекрасно в датском королевстве».

И, единственное, чем хочется резюмировать – любите детей, будьте педагогами! Ведь, малышню, которую вы воспитываете, ждёт будущее, прежде всего - будущее мам и пап!