8. Зарисовки о Грузии. 4 миниатюры

Ольга Гелашвили
ХАШУРИ - ЦЕНТР ГРУЗИИ.
Хашури  - это еще и развязочный узел автомобильных, да и железных дорог  тоже.  Автомобильная  развязка под Хашури, это площадь в центре которой  круг-клумба, вокруг которой в разные стороны отходят дороги. Вот  дорога на Хашури, Гори и далее  - Тбилиси; и на Восточную Грузию Боржоми, Ахалцихе, а  эта - в Западную Грузию - Зестафони, Кутаиси, Цхалтубо, далее  Батуми.  Напротив   дороги на Тбилиси тоже дорога. Куда она ведёт?
  Моя тётя  живёт в деревне, в которую мы и едем на автомобиле по этой дороге! Дорога  заканчивается  - тупик,  впереди река,с шумом перебирающая свои воды, думаю это КУРА, за ней крутой подъём в гору.  На этой горе и расположена деревня! Моста не видно! Но вот в стороне – ПАРОМ, он  небольшой, только для людей: машина  разворачивается  и уезжает! И вот мы на пароме! Речка быстрая, как и многие грузинские горные реки, и переплывать на пароме её тревожно, но и радостное  чувство испытываешь,  ведь раньше ты никогда не плавала на пароме! Пешком в гору, и вот ты и дома! Грузинский одноэтажный домик в две комнаты, с деревянным резным  забором, грузинский стол гостеприимных хозяев!   Пару тостов  с бокалом прекрасного грузинского  вина;  и вот ты уже в теплой постели. Ты засыпаешь! Ты счастлива!

ПРО БОРЖОМПАРК 2002 года.  ПРОГУЛИВАЯСЬ ПО БОРЖОМПАРКУ с братом моим лет 7 назад,  я понимала - мало что изменилось там с тех пор, как я была маленькая. В моём детстве было всё,  более, чем скромно! Цепочная карусель, еще кое-какие аттракционы,  тогда были! Мало того, всё было еще  в большем запустении!  Сейчас же, глядя на фотографии теперешнего Боржомпарка, понимаешь, что сейчас там ВСЁ ШИКАРНО, и аттракционов разнообразное множество, чистота, ночные подсветки! Одно остаётся неизменно, это Боржомский источник в парке, такой круглый фонтан с открывающимися кранами теплой минеральной негазированной воды, которые наливаются в стаканы для посетителей. Приблизительно такой он был и в начале прошлого века! Брат меня водил вдоль речки Боржомулы, в сторону тогдашних серных ванн. Вот видим странный домик, в котором какие-то тяжелые металлические предметы, брат говорит, что  эта ПЕРВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ, построенная Михаилом Романовым. Было это в 1899 г. Мощность 3 тыс. лошадиных сил. Снабжала электричеством Боржомское ущелье, и  также  три  прилегающих района. Идём дальше, вот видим  РИСУНОК, выдолбленный в СКАЛЕ - КРАСИВОЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЧИКО! Кто и когда оставил потомкам  образ  любимой девушки??  Сейчас я мечтаю побывать в моём любимом Боржомпарке! Как там всё изменилось с тех пор? Функционирует ли КАНАТНАЯ ДОРОГА, как было лет 40 назад! Я обязательно вернусь к тебе, мой любимый БОРЖОМИ! Ведь  я так люблю ТЕБЯ!!!

О МЕЛЬНИЦЕ И КУКУРУЗНОЙ МУКЕ.  В Квибиси протекает 2 речки, они спускаются с гор и, поэтому, быстрые. На одной речке, Квибисской стоит мельница. Она такая старенькая, деревянная, но всё-таки действующая. Жители приходили и приносили кукурузные зерна.  Я побывала там.  Внутри были два колеса, наверно это жернова , попадали  между ними зерна, а снизу высыпалась мука. А эта горная речка, наверно, и вращала всю эту механику. Что же в Грузии делают из кукурузной муки? Во-первых, это и МЧАДИ - лепешка из воды и муки кукурузной, но обязательно пропущенной через сито, чтобы  была совсем, как порошок, без соли. Почему же без соли, спросите вы? А потому, что это дополнение к сыру – он  то, солёный.  Сыр и мчади на столе, прекрасное блюдо! А иногда, вместо мчади, делают ГОМИ, а это из той же муки варят, как кашу  без соли, и так же едят с сыром. А если нагревать сок винограда, и туда положить кукурузную муку, и варить, тоже как кашу, то это отменное блюдо уже десертное, любимое всеми грузинами, и называется оно - ПЕЛАМУШИ!

ЕЩЁ О МОЕЙ БАБУЛЕНЬКЕ!
Милая, милая моя бабуля!  Образ твой стоит всегда у меня перед глазами.  Вспоминаю,  как ночью идём по селу.  Смеркается. Мы с бабулей идём  от дома папы – сегодня я ночую у Элички.  Идем в кромешной темноте селения Квибиси к дому Бабули. Я побаиваюсь темноты. Эличка берёт  керосиновую лампу в  форме ракеты, которая направлена к небу. Снимает стеклянную колбочку,  железная крышка также снята, и наливает  в лампу в виде  шара  керосин из бутылки.  За керосином ходим  в лавку, нам наливают керосина и дают пару кусков хозяйственного мыла, для стирки это единственный препарат в то время в селениях. Опускает фитилек в керосин. Крышка закрыта . Бабулечка зажигает спичку, подносит к фитилю и вот уже огонь озарил комнату.  Бабулечка уменьшает фитиль,  теперь лампа не коптит,  и надевает на лампу колбу. Мы поднимаемся на второй этаж по уже очень старенькой лестнице. Она поскрипывает. Лампа не очень освещает дорогу, но всё-таки не так страшно, кусочек света в темноте и  страх отступает! Да и с бабулей я  чувствую себя уверенней!