02. К югу от Москвы Таруса

Tumanchik
После Поленова мы собирались в этот день посмотреть Тарусу и там заночевать. Хотя по прямой от Поленова до Тарусы километров пять - в тарусских путеводителях Поленово даже фигурирует как достопримечательность Тарусы, -  мы не стали рисковать ездой по сомнительным дорогам и переправой на пароме и поехали в объезд через Серпухов. А проезжая этот город, который был наших планах на следующий день, мы наведались в местную гостиницу и договорились, что, если в Тарусе мы заночевать не сможем, то вернёмся к ним. Это было мудрое решение.
На рубеже 50-60-х годов здесь снимали дачу мои родственники, и в 1960 году после месяца в пионерском лагере, месяца в Коктебели с мамой, я на август был отправлен с отцом в Тарусу. Мы жили довольно далеко от реки, лето было дождливое, и этот месяц мне запомнился в основном ежедневными походами за грибами и их обработкой. Один раз мы ездили на пароходе в Поленово, и, хоть Ирина говорит, что там уже тогда было очень мило, но на меня музей-усадьба не произвели такого впечатления, как сейчас. Паломничество в тогдашнюю Тарусу, видимо, было ещё стихийным, и дома-музеи и мемориальные доски ещё не материализовались. Поэтому Таруса-60 для меня – это грибы, грибы, грибы, рыбалка, футбол на лужайке и перелом ключицы отца. Ему тогда было 54 года, а мне – 14.
От Серпухова до Тарусы километров 40. Дорога местами узкая и в плохом состоянии (2003г). Правда, качество наших дорог – величина весьма непостоянная. Таруса встретила нас не очень приветливо. В гостинице, которую я намечал и предварительно звонил, места нам не было. Сорок три года после первого посещения Тарусы я более основательно подготовился к посещению этого города на Оке. Я был готов заночевать с меньшим комфортом или за бОльшие деньги, но женщины были против. А жаль.
Как нам показалось в это краткое посещение, никаких выдающихся красот (особенно, после Поленова) в Тарусе нет. Ока здесь делает поворот на 90 градусов с юга на восток, и город расположен на левом высоком берегу. Напротив, через реку берег низкий, заливной. Повышается в отдалении от воды. Был вечер летнего дня. Солнце закатывалось где-то на западе, в загородных лесах. Поэтому на реке, куда мы, удручённые, выехали, ничего сверхъестественного не было. Только тишина и покой.
Собственно, Тарусу прославила не природа, а те знаменитые люди, которые стремились сюда и находили здесь тишину и покой. Подмосковное Переделкино к середине ХХ века было заполнено маститыми деятелями культуры, и Тарусу облюбовали те, которым ещё предстояло стать классиками, те, кого по каким-то причинам «не пускали». Но от этого здесь и было так тихо и спокойно. «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Это потом, в 60-е годы Таруса прогремела знаменитостями, и сюда началось паломничество туристов и дачников.
Кстати, если провести прямую линию между Москвой и Калугой, то Таруса будет совсем рядом, и Александр Сергеевич Пушкин вполне мог проехать через этот городок в 1830 году по дороге в родовое имение Натальи Гончаровой в Полотняном Заводе рядом с Калугой. Но он ехал туда из Остафьево, имения Вяземских (см. отчёт о первом путешествии 2003 года), и потом – по калужскому тракту, а от него до Тарусы уже не близко. Пушкин в Тарусе не был, иначе про это было бы написано во всех путеводителях. Так что «покой и воля» - не про Тарусу.
Вообще-то, тишина и покой есть в сотнях и тысячах небольших русских городов. Почему же именно Таруса стала приютом для талантливых людей конца 19-го и 20-го века? Я бы не сказал, что так уж красиво в Тарусе. Нельзя сказать, что «город живописно расположен на … холмах», «в долине…», «у подножия…». Здесь нет каких-то откровений. Сюда не вкладывали деньги меценаты, специально собирая людей искусства (цинично говоря, прикармливая их).
Но ведь в других таких местах этого нет, а вот, поди ж ты, стали сюда съезжаться художники и писатели. И всё! В истории есть много необъяснимого. Потом, конечно, находятся люди (их ещё называют историками, искусствоведами, литературоведами), которые подводят под все события некую «основу»: экономическую, религиозную, эзотерическую, да, любую! Лишь бы было «очень надо».
Но я не буду в это ударяться. А просто расскажу о Тарусе и людях, её прославивших.
 «Время основания Тарусы неизвестно. На месте современного города на берегу реки Тарусы существовало поселение славятичей. Из него возник город, взявший своё название по имени реки. Возможно, что в XI-XII веках Таруса уже была большим городом. Частично это подтверждается археологическими раскопками. Письменные источники говорят, что в эти края ходил военными походами черниговский князь Святослав, и к этому же периоду относятся первые упоминания городов Козельска, Оболенска и Воротынска - "соседей" Тарусы.
Впервые документально Таруса упоминается в 1246 году как центр удельного владения четвёртого сына черниговского князя Михаила Всеволодовича, Юрия, князя тарусского. При нём Таруса приобретает значение важной опорной крепости на Оке. Юрий поставил княжеский двор на берегу реки Тарусы, окружив его высокой стеной из дубовых брёвен. Рядом расположилась княжеская домовая церковь, построенная в честь святого Георгия.
 В 1375 году три князя - тарусский, оболенский и московский - подписали договор дружбы "как один человек". Объединённые московская, тарусская и оболенская дружины вместе сражались против литовцев. В 1380 году дружины тарусских князей стояли под знамёнами Дмитрия Донского на Куликовом поле. Князья тарусские и большая часть их дружин пали в битве с татарами. За неимением наследников в 1392 году Тарусский удел был присоединён к Москве.
 Усилившемуся Московскому княжеству приходилось воевать одновременно и с татарами, и с Литвой. В середине XV века Таруса была захвачена литовцами, и только в 1508 году после длительной борьбы литовский князь Сигизмунд был вынужден отказаться от притязаний на Тарусу и другие города калужской земли. С того времени город становится собственностью московских великий князей и одним из укреплённых форпостов, охранявших Москву на южных рубежах. Вокруг Тарусы были выстроены крепкие заставы, а вся оборонительная линия тянулась по реке Оке. При появлении врагов в Москву сразу же посылался гонец с тревожным известием. Войско князя спешно шло к берегам Оки, а в Тарусе для обороны обычно становился полк "правой руки".
Весь XVI век на город не раз нападали крымские и ногайские татары. Большое сражение произошло под Тарусой в 1571 году с войсками крымского хана Девлет-Гирея. Защитники не дали врагам прорваться к Москве, но город был полностью разграблен и сожжён татарами при отступления . В следующем году крымцы вновь появились под Тарусой. В двухдневном сражении русские войска наголову разгромили татарское войско. До начала XVII века Таруса оставалась важной укреплённой заставой "береговой" защиты по Оке на южных подступах к Москве.
 Постепенно место Тарусы, крепости-защитника, занял город Алексин, куда для постоянной дислокации был переведён полк "павой руки". По различным документам сведения о Тарусе XVII века весьма скудны. Известно, что в середине века в городе и по всему калужскому краю свирепствовала чума. Кроме того, многие жители Тарусы, соблазнённые рассказами о богатствах южных земель, начали подаваться на юг, так что к 1681 году в Тарусе оставалось лишь 20 жилых дворов. В дальнейшем зависимость Тарусы от более развитого и богатого Серпухова усиливалась. Законодательно зависимость оформилась в 1719 году, когда Таруса была объединена с Серпуховом в один уезд. Фактически Таруса стала пригородом Серпухова. Многие её жители работали на серпуховских парусных фабриках. Многие из обитателей Тарусы наведывались в Серпухов, а потом объезжали уездные деревни с разным товаром и в тех же деревнях скупали кожи, холст, мёд и перепродавали в Москве. Ежегодно летом в Тарусе устраивалась небольшая трёхдневная ярмарка, куда привозили ткани, москательные и прочие товары. Сельские жители возили на неё пеньку, охотно скупаемую калужскими купцами для отправки в Петербург.
 Положение Тарусы изменилось в 1776 году: она отошла к Калужской губернии как уездный город. Через  три года Таруса получила собственный герб - серебряный щит, вдоль которого сверху вниз шла голубая полоса, изображавшая протекающую через город реку Тарусу.
 К началу XIX века в Тарусе обитало около 600 жителей, имелось 70 домов, 2 церкви и один небольшой кирпичный заводик, где работало всего 10 человек. Таруса развивалась крайне медленно. Серпухов, Алексин и частично Москва оттягивали к себе из Тарусы практически всех мастеровых людей различных профессий. В отечественную войну 1812 года на территории Тарусского уезда военных действий не было, но Таруса стала ближайшей тыловой базой русской армии, снабжавшей её продовольствием, фуражом, одеждой и боеприпасами. Также в Тарусе были созданы семь конных "летучих" постов, которые постоянно следили за продвижением французских войск, ежедневно доставляя сведения в Калугу.
С окончанием войны жизнь в Тарусе несколько оживилась, население росло, строились дома. К середине XIX века в городе проживало уже около 3 тысяч человек, а из 250 домов 11 были каменными. Город начал благоустраиваться. Из 11 улиц и 8 переулков к середине века были замощены четыре. В Тарусе открылось первое уездное училище, больница, аптека, работали бумажно-ткацкая фабрика и кожевенный завод. Развивалась торговля. Оборот ежегодной Петровской ярмарки к концу века превышал 12 тысяч рублей серебром.  На главной площади города, на месте деревянных лавок было выстроено каменное здание, в котором разместились купеческие магазины. К началу XX века каждый десятый житель Тарусы был причислен к купеческому сословию. В то время в городе развивались художественные промыслы, особенно вышивка.
В 1941 году Таруса на короткое время была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Основные бои шли в 20 км от Тарусы, где в память о тех событиях на постаменте сейчас стоит советский танк». (Л3.1)

«В конце XIX — начале XX века Таруса пережила необыкновенный культурный подъем. На противоположном берегу Оки художник В. Д. Поленов построил усадьбу Борок (1890 год), ныне это знаменитый музей-усадьба Поленово. В Тарусе вслед за ним поселились его ученики и друзья С. В. Иванов, В. Н. Бакшеев и другие, приезжали К. А. Коровин и И. И. Левитан. С тех пор и до наших дней Таруса - заповедный уголок русских художников. Здесь жил и умер В. Э. Борисов-Мусатов; памятник на его могиле в сохранившемся уголке Воскресенского кладбища, выполненный скульптором А. Т. Матвеевым, — шедевр русской парковой скульптуры. С ним связана трогательное местное предание: Матвеев изваял фигуру спящего или утонувшего мальчика; предание гласит, что Борисов-Мусатов спасал тонущего в Оке мальчика и умер от воспаления легких. Долгие годы провел в Тарусе замечательный пейзажист Н. П. Крымов, изображая ее «кусты и крыши». Коренным тарусянином был известный живописец и архитектор Н. А. Сахаров — ученик и зять Поленова. Более полувека провел в Тарусе ученик Коровина В. В. Журавлев. Долгие годы прожила в Тарусе Н. В. Крандиевская. Тарусу очень любил и запечатлел в прекрасных пейзажах Н. М. Ромадин.
Этот список художников и скульпторов, живших постоянно в Тарусе или подолгу гостивших в ней, можно продолжать и продолжать, он не закрыт по сей день. Художники живут в Тарусе, и каждый год, в августе, в картинной галерее проходит выставка работ московских и тарусских художников, выполненных непременно в Тарусе в данном году. Однако картинная галерея Тарусы открыта не только в эти дни, она работает весь год и представляет собой уникальное явление — художественный музей, созданный в советское время добровольцами и преимущественно собранный из частных коллекций. Дело в том, что еще в 1902 году в Тарусе поселился первый русский скульптор-анималист и график В. А. Ватагин. В 1914 году он построил в Тарусе дом и прожил в нем около 60 лет. Многие его работы, в том числе классические деревянные скульптуры слона и обезьяны, а также литографии из серии «Маугли» были переданы им в дар городу и послужили основой коллекции музея. Также огромный вклад в создание галереи внес агроном Н. П. Ракицкий: он поселился в Тарусе в 1926 году с женой, писательницей С. З. Федорченко, построил дом, вырастил уникальный сад-дендрарий, до сих пор украшающий Тарусу, и начал собирать коллекцию произведений искусства и ценных исторических документов. Очень большую коллекцию живописи - картины европейских мастеров, полотна Поленова и Айвазовского, скульптуры Ватагина, фарфор, шитье и кружева — все это он при жизни передал галерее.
Долгие годы в картинной галерее усилиями многолетнего ее директора Н. П. Гуртовой и Тарусского музыкального фонда проходили музыкальные фестивали, теперь после смерти С. Т. Рихтера они посвящены его памяти. Сам Рихтер построил дачу в окрестностях Тарусы, в Егнышовке в конце 1950-х годов. Это маленькая странная деревянная башня на берегу Оки привлекала многих тарусян тем, что тихо сидя неподалеку, можно было часами слушать, как занимается на рояле Рихтер. Ему удавалось собирать в Тарусу на фестивали множество замечательных музыкантов; верные его памяти, они приезжают до сих пор. Рихтеровский фонд планирует построить в Тарусе дом фестиваля с концертным залом.
Если же говорить о литературной Тарусе, то гораздо легче назвать тех русских писателей, которые не связаны с Тарусой, чем перечислить всех, живших в Тарусе или писавших о ней». (Л3.2)
Здесь я расскажу о Марине Цветаевой, Николае Заболоцком, Константине Паустовском и Бэлле Ахмадулиной.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru