Как я помогал защищать диссертацию

Александр Капустин
Так уж вышло, я  поехал на защиту докторской диссертации своего любимого Учителя, ныне уже член-корреспондента. Кстати , почему я говорю – Учитель? Как то образование измельчало. Раньше спрашиваешь – у кого учился? Отвечали у профессора Преображенского, Доливо-Добровольского, Менделеева…и.т.д. Теперь на такой вопрос отвечают – в N-ском институте (правда их всех гордо в университеты переименовали). Я всем говорю, что я ученик профессора такого-то. Защита  проходила довольно нервно. Объяснялась такая нервозность тем, что она была повторной. Повторной не потому, что работа была плохой, а просто благодаря какому-то стечению обстоятельств. В предыдущий раз первый оппонент не приехал, поскольку им являлся заслуженный академик  Украины, член президентского совета Украины. Как правило, такие светила редко приезжали на защиты, а у второго оппонента накануне случился сердечный приступ.   Защиту перенесли с весны на осень. Кто защищал докторскую – знают, что это уже не защита , а как говорил мой учитель – научная политика. Перенос защиты, не важно, по какому случаю, уважительному, или нет, это огромный стресс. Если учесть еще то, что соискатель был из Риги, а в 1991 году отделение Прибалтики шло полным ходом,  и отношение к прибалтам уже было соответствующее. Хотя справедливости ради нужно отметить, что почти все присутствующие в зале ученые неоднократно получали, и считали за честь получить рецензии и отзывы на свои работы у Учителя. При повторной защите тоже не обошлось без неприятностей. Шеф, а я его любовно называл, и называю до сих пор – «Боссо-любимое», как это водится , на защиту приоделся во все новое. Он сильно натер ногу новыми туфлями. Натер так, что получил «рожистое» воспаление. Бог ты мой , до защиты один день, а его кладут в больницу. Кое-как, я договорился, что буду привозить его на перевязку два раза в день , поэтому ему разрешили отлеживаться в гостинице. В то время почему-то были огромные перебои с лекарствами. В аптеках не было ничего, никаких антибиотиков. Насобирав таблеток у местных коллег по кафедре (кое-кого я знал, поскольку год назад сам защищал кандидатскую диссертацию в этом же месте), мы с супругой Босса , его лечили. Сама защита проходила так. Босс выходит на кафедру, чуть прихрамывая, в черном костюме, ослепительной белой рубашке  черной лакированной туфле на одной ноге, и…….огромной белой кроссовке на другой ноге. Кроссовка была моя – 46 размера, чтобы влезла распухшая забинтованная нога. Я об этом теперь могу с гордостью говорить. Я на защите сидел в шлепанцах (делал запись фонограммы). . Зал в недоумении. Все смотрят не на плакаты , а то на кроссовку Учителя, то на мои шлепанцы, не понимая , что твориться. Видимо думая, что прибалты таким образом выражают протест против дискриминации латышского народа даже на защите диссертации. Так , что , благодаря случаю , я почти стал доктором наук. Если не я, то моя кроссовка точно стала.. Место такое попалось нам для защиты – уфологическая яма  какая-то. Думаете все закончилось ? Нееет!
Сама защита прошла – на Ура! Ни одного черного шара. Да их и не могло быть. Откуда? Какая наука? Все гадали – для чего кроссовка. А когда выступать стали, то и вопросов никаких не было. Оппоненты, прекрасно знали работы соискателя и их ценность для науки, а те , кто его не знали , все еще находясь под впечатлением от кроссовки, как-то выкрутились в заключительной речи в стиле Осапа Бендера – Ибо…ибо…... Пиндык наступил позже. Первый оппонент – тот академик, который не приехал в первый раз, на этот раз присутствовал. Ему нужно было сразу после защиты возвратиться в Киев. Он должен был опять в составе делегации лететь с Президентом «самостийной , ридной вкраины» куда-то за рубеж. Никто в Новочеркасском политехе , конечно не предполагал, что такое светило занесет к ним на защиту, поэтому об обратных билетах никто не позаботился. Вся кафедра сразу после защиты, замахнув по рюмке за новоиспеченного доктора наук, и, закусив привезенными им с собой, прибалтийскими деликатесами, быстренько разбежалась. Босс помирает, «ухи просит», поскольку нога еще не зажила, а светило нервничает. Хорошо, что я еще только-только защитился , и  аспирантских навыков не забыл. А гомо-спирантус, я Вам доложу , это то еще существо. Прошедшее огонь, воду, пролив Лаперуза, промотавшееся несколько месяцев в поездах (на самолет денег не было) между первым оппонентом в Чебоксарах, вторым оппонентом в Новочеркасске, ведущей организацией в Москве, внедрением на Сахалине и в Кишиневе, а само оно (то-есть я) из Уфы……..Оно могло (да и может до сих пор) очень многое.
    Пошел добывать билеты для академика. В абсолютно чужом для меня городе. Тут следует отметить некоторую специфику того времени – также, как любые купленные тогда арбузы были всегда недозрелыми (теперь почему-то все спелые), так, в ТО время не было билетов ни куда ,  ни на какое время и, ни на какой вид транспорта. Боже мой, как я только не уговаривал симпатичных кассирш в авиа и железнодорожной кассе. Я им плакал, пел, плясал танцы народов мира и лезгинку, пугал международными осложнениями….Наконец в авиакассе сжалились и сказали, что продадут мне билет на уже проданное место, только надо предупредить академика, чтобы тот побыстрее зашел в самолет , сел на указанное место, и сразу начинал орать, что он первый пришел, и у него тоже билет на это место. У  меня рука не поднялась инструктировать  этому варианту  академика , поэтому я его отверг. Прихожу на кафедру к заведующему, который из последних сил развлекает пунцового академика, и предлагаю им поехать в Ростов (это около 40 километров от Новочеркасска, где проходила защита) в институт железнодорожного транспорта, и попробовать купить билет на поезд в ведомственной кассе. В ученом совете политеха,  даже числился проректор по науке из железнодорожного института. С проректором созвонились, он обещал попробовать помочь. Поехали в Ростов. Мой Босс попросил меня проконтролировать операцию по отправке академика, все-таки защита-то его. Приезжаем в Ростов, зав.кафедрой пошел договариваться. Нас с заместителями и академиком человек пять. Принимаю командирское решение – накормить светило. Веду всех в кафешку, предлагаю продегустировать донские вина. Получается. К приходу зав.кафедрой дегустация шла вовсю. Академик уже махал руками. Зав.кафедрой испуганно МНЕ докладывает – вроде билет будет, но выяснится это только часа через три, когда снимут «бронь». Как развлекать академика? Я спрашиваю у заведующего кафедрой (тот жил в Ростове)– у Вас дома напитки есть, он радостно – ага и коньяк и вин полно, и фруктов домашних полная ванна. Ростовская область все-таки. Только из еды ничего нет. Ладно, ведем всех на квартиру. По пути я замечаю бочку с надписью «живая рыба», стреляю у кафедрантов пару червонцев и покупаю огромный полиэтиленовый мешок карпиков. Пока в комнате научный цвет Ростовско-Новочеркасской интеллигенции развлекает оттаявшее, причем, сильно оттаявшее киевское светило дегустацией уже коньяков, я на кухне быстренько приготовил жареную, рыбку с корочкой, с лучком…..Съели весь мешок, полиэтилен вылизали. Академик два раза просил добавки. А тут позвонили, сказали, что есть билет в СВ, за это дело добавили еще, потом за отечественную науку, потом пошло уже всерьез – за отсутствующих женщин, потом поуважали друг друга……Представьте картину – академика в абсолютно бессознательном состоянии, как бревно на ленинском субботнике, заносят в поезд интеллигентного, но сильно помятого вида мужчины и шикая друг на друга, чтобы не разбудить , уходят.
       В гостиницу Новочеркасска я попал в третьем часу ночи. Босс со своей супругой не спали, ждали меня……
        Несколько раз академик потом звонил боссу и спрашивал – что это за аспирант его провожал, и не хотел бы я поступить к нему в докторантуру……