Святочные гадания

Зоя Кудрявцева
Хоть  бездорожье, снег всё замёл, но и в деревню праздник приходил, а тут вон, сколько праздничных дней выпало, целых двенадцать! Закончились тяжёлые осенние работы,  самое время отдохнуть.
С седьмого до девятнадцатого января продолжалась святочная неделя. В эти дни выпускалась нечисть на землю, дурачили люд честной лешие да черти. А еще отпускались души усопших предков - навестить перед праздниками родню на земле, приходить во снах, наставлять на дела благие.

Не было в нашей послевоенной бедной деревне света и радио, уныния тоже не было, веселилась, дурачилась молодёжь.
Парни в избе-читальне в бильярд играют, журналы при лампе читают, костяшками домино стучат, а у девчат свои посиделки.

Собирались девки у бабушки Поли. Изба у неё тёплая, на столе большом - лампа керосиновая. Тепло, светло, весело. Девчонки без дела не сидят, приданое себе готовят, расшивают гладью да крестиком рушники и подзоры, кружева крючком вяжут. Суженого у них пока нет, а так узнать про него хочется, для этого и гадали в святки.

Знали они совсем простое гадание: пройти по свежему снежку, если за святки следы не затопчут - жди сватов. Хорошо и гребень под подушку положить, суженый придёт, причешет невесту, только запомнить его надобно. Валенок если бросить за калитку – укажет он носком, откуда ждать жениха.

Бабушка Полина девчонок слушает, своё девичество вспоминает, подсказывает: - Ещё есть верное гадание, сама гадала. Нужно  на ночь много солёного съесть, перед сном сказать: - Суженый, ряженый, судьбой заказанный, принеси водицы, девице напиться! Обязательно придёт!

- Баба Поля, а какое самое верное гадание? – расспрашивают девчонки.
- Самое верное? Это гадание на овине, а лучше всего на мельнице, только гадать нужно, если туда  давно никто не ходил.  Тогда на тёмной мельнице и бояться некого.  Да и кому там быть? Это до революции везде бесы, да черти жили, а при колхозах все сбежали. Коли замуж в этом году выходить, то овинник мохнатой варежкой погладит.

 Может, и не пойдут девчонки на мельницу, но бабушку расспросили, запомнили всё про гадание, притихли, думают над словами бабушки, страшновато им.  Ещё и Надюшка вслух  книжку Гоголя читает. Вот где страсти-то!

«Хорошо, что у нас не Диканька, а Толстиково. Только и нам   на улицу выходить боязно», - думают девчонки. Посидели,  решили: завтра как раз новогодняя ночь, надо погадать, раз на мельнице пусто и никто о гадании не знает.

Знал о гадании бабушкин внук, Ильюшка, лежал он тихонько на тёплой печке за занавеской. Не утерпел,  днём всё рассказал Димке, тот уже армию отслужил,  ребятня в деревне уважала его и слушалась.

- Сделаем так…
Рассказал Димка, кому что делать, строго пригрозил:  - Если кто проболтается – оторву, сами знаете что! Как будет десять часов - собираемся у меня!

 Снегу выпало не так уж и много – до колен. Свернули парни с дороги наезженной, пошли к мельнице  по снегу «след в след». Сзади всех  - Колюнька с лопатой для снега, зарывает  следы, а Ильюшка  лапкой еловой их заметает, так до мельничной двери и дошли. Ни единого следка  не осталось –  вроде, никто и не ходил. Притаились парни, вдоль стенки стоят. Ильюшка в окошко сверху смотрит на дорогу.

Пропели в деревне петухи полночь, заскрипел под валенками снег, идут девчонки гадать!
Тихо идут, для храбрости не горланят – не положено, если гадать идёшь.
Вот уж самое место  с дороги сворачивать, осмотрелись, ничего не  заметили, нет к мельнице ни тропочки, ни единого следочка. Да и кому туда зимой ходить?

Дверь на мельницу открыли, темно там, да  некого бояться. Первой Нюра гадала, знала, чего от гадания ждать. Подошла к двери, юбчонку задрала, спустила штаны, выставила голый зад в дверь.

Димка её по голому заду овчинной варежкой мехом наружу и погладил. Испугалась, ясно, но, довольная, отошла. Подходили девчонки, выставляли голый зад, всех овинник мохнатой варежкой погладил.

  Валенька тоже зад выставила, но не погладил её  овинник - мала ещё о замужестве думать, пусть подрастёт малость. Отошла, чуток повздыхала. Вот и толстуха Нюрка, дочка кладовщика, юбку подняла. Врушка она и завистница, а замуж тоже хочет.

У Димки лопата под боком, в руки её взял, гулко воздух выпустил, да и хлопнул лопатой от души по толстому Нюркиному заду.  Ох, и крику было! Упала Нюрка в снег, визжит, голым задом блестит.

 Девчонки ничего не поняли, но лопату разглядели, испугались, тоже кричат, в деревню побежали. Про гаданье на мельнице никому не сказали, а то не сбудется, да и засмеют в деревне.
 Как девчонки убежали, попадали парни от хохота. Много лет  с той поры прошло. Про гаданье никто не проболтался. Недавно только рассказали. Мельница  сгнила и   развалилась.

 Девчонки, что гадали, вскоре замуж повыходили. Только Нюрку  замуж не взяли, но тем годом, с перепугу, видать, в девках она парнишонку  родила. Хороший вырос парень, дай Бог  всем таких сыновей.
Как после этого не верить святочным гаданиям, раз они, почитай, всегда сбываются?