Сюжет в вазе вариант

Нина Шорина
               
                эссе
               
      Человек  прожил  немалую  жизнь.  Был  ли  в  ней  сюжет?  Драматургия?  Кульминация?  Для  многих , вообще,  не  происходит  ничего,  если  конечно  они  не  живут  в  эпоху  потрясений.
 Жизнь  человека,  скорее,  укладывается  в  романную  форму.  И тем  не  менее,  сюжет  ищут,  что  называется,  днем  с  огнем.  Зачем ?  Если  пространство   заполнено    многочисленными  историями ?  Историй   много,  а  сюжеты ,как  известно, - наперечет.   Шекспир  просто  брал  истории  из «хроник»  и  этого  не  скрывал,  превращая   в  сюжет.
      И  если  представить   жизнь,  как  рынок материалов , то  «сюжет», - это  построенный  дом, ладно  скроенный  пиджак,  в  котором  человек  должен  чувствовать  себя  комфортно. За  это  он  готов  платить,  потому что  жизнь, в  целом,– неудобна  и  некомфортна. И  подчас,  необъяснима.  Она,  для  большинства, – без  крыши  над  головой,   без  окон и  дверей,  она,  в  большинстве  своем, - безумна  и  потому напоминает сквозняк.
    Вот человек  и  старается  очутиться  в понятном  для  себя  пространстве, чтобы  ощутить  порядок  и  организованность,  прежде  чем  нырнуть  в  хаос.  Культура  и  трудится  для  того,  чтобы  постоянно  объяснять  нам  самих себя и  то,  что  вокруг , в  формах  и  образах,  наиболее  доступных  для  большинства.  Возможно, именно  поэтому и  раздражает  то,  чего не  понимают.   Всегда  будет  возмущать  авангард,  новации  и  прочие  новшества.   Приходят  за  комфортом, а  вместо, – дискомфорт…
     И  отогревшись  в  понятном, то есть,  в  привычном , - как  кому  повезет,- опять  оказаться  на  ветру, который  проникнет  непременно    в  любую  щель,  или  в  небольшую  и  вроде бы,  безопасную  лазейку, потому что  жизнь,  это  вечные  поиски  «островка  безопасности»,  а  если  его  нет,  то  его  заменителем  и  оказывается   «сюжет»,  где  все  логично  складывается,  где  все  мотивировано,  где  есть   завязка,  кульминация,  развязка,  где  есть,  наконец,  вечная  любовь,   ожидаемый , большинством,  порядок и , так  называемый, « позитив», но  нет вот только  одного,-  объяснения  смысла  всего  происходящего.  Этим  как  раз  и  занимается  все  то,  что  выходит  за  рамки  сюжета.
    Сюжет,  это возделанная  клумба,  посреди  хаоса  деревьев,  приступ  малодушия,  среди  варварства  бытия.  Это,  наконец, уставшее  «небытие»,  среди  разгулявшегося  «бытия».  Американцы,  для  оздоровления  психического  состояния  нации,  придумали   “happy  end»,  который,  обычно,  и  у  нас  был принят  в  народных сказках, где  зло,  непременно,  побеждалось  добром.  Потому,  рассказывайте  понятные сюжеты  в  привычных формах   и  лучше,  если  там  будет   хороший  конец.  Но  это, -для    цивилизации,  которая  ослабляет  человека.
    Цивилизация, вообще, есть попытка  перелицовки   исходных  ценностей.  Она  работает  с   заменителями -  комфорт, например,  вместо  счастья,  секс, -вместо  любви,  -  гигиеничнее  для  психического  здоровья.  Искусство,   таким  же  образом,  заменяется – «фишкой»  или,  «модой»,- проще  для  восприятия,  безопаснее  для  сенсорной  сферы. Жанр  трагедии  отсутствует,  ибо нет  ничего  трагичнее современной человеческой  жизни, особенно  в  20 веке. Надо  отдохнуть.   К  тому же,  место  Демиурга,  вершащего  судьбы  человеческие ,   занял  сам  человек : чиновник, милиционер, «училка»…Вот  уж  где  трагедия!Похоже,  цивилизация  вообще  не  нуждается  в  искусстве.
      А  что  до  пол-литровой  банки,  то  эта,  похоже , вообще  пуста..  Ничего,  кроме  банки,  то  есть,  сюжета.
     Вот  и ленивая,  и  бездумная  тяга  к  примитивнейшим  историям,  разным  криминальным  хроникам,  детективам,  подпитывающим  только  «кухонное» любопытство,  А  может,  это  вовсе  и  не  наша  лень,  а  их?  Поленившихся  налить  в  эту  банку , хотя бы,  воды?   где  действие  отупляюще  водит  за  собой,  лишая  аромата , так  называемой,  жизни,  лишая  ее  первозданности  и  хаоса, не  давая  никакой  пищи  для  интеллекта…
    «Обслуживать»  подобный «сюжет» , вообще, скучно.  Цивилизация  существует  для  того,  чтобы  общество  все  более  и более  ощущало  себя  инвалидом.   Она  то  и  дело  снабжает  человечество  костылями .  Так  что же,  «сюжет»,  это,  вроде,  костылей?  Или,  что?  И  «нон- фикшн»- реакция   на  его  ограниченность  и  ода  храбрости,  вроде,  «Безумству  храбрых.?. « А  давайте  ка,  отбросим  костыли.!.  А , каково?»
 Или, – очередная  мода?  И  что  такое   « мода»,  как  не  потребность    пресыщенного общества,  уставшего  от  приторного  «мармелада»  и  жаждущего   простой  «крупы»?
   А,  может  быть, «нон-фикшн», - это,  всего  лишь,  «крупа»,  или   корабль,  снаряженный  Колумбом  для  открытия  новых  земель?  Или,  это  вечное  разрушение  живописи  в  угоду  рисунку,  чтобы,  потом, – наоборот?..   
   А   все- таки, как  красиво,  когда  рассказ  прерывается,  уступая  место  главному, - теме…  С  темой  можно  выйти  из  узких  рамок  сюжета  и  отправиться,  куда  душе  угодно…
 
 -Вам  некуда  поставить  букет?..  Пожалуйста, -  богемское  стекло   или   пол-литровую  банку.?
-  Пол-литровую.  За  богемское  стекло,  еще  неизвестно  чем  придется  расплатиться…