В дозоре

Соловецкий Юнга
      
"По высокой воде, по соленой своей
Выйдем точно в назначенный час, –
Море станет укачивать нас,
Словно мать непутевых детей".

                Владимир Высоцкий

С небольшого скалистого острова Нерва противник контролирует  наши морские сообщения с островной военно-морской базой и подходы к Выборгскому заливу. Дозорные катера должны в заданной линии дозора препятствовать проходу подводных лодок противника и других вражеских кораблей боем до прихода кораблей поддержки.
Конец октября. Над заливом висят низкие тёмно-серые тучи, почти непрерывно идёт мелкий дождь. Водные брызги на лету превращаются в ледяную крупу. Дозор проходит в дрейфе, то есть при неработающих двигателях. Катер постоянно кренится под влиянием ветра и волны то на левый борт, то на правый, с силой ударяясь привальным брусом о воду и порой черпая ватервейсом (кромкой бортовой обшивки корпуса и верхней палубы) воду.
Похоже, происходит естественный отбор моряков, способных справляться с морской болезнью. К ней не привыкают, и даже командир, посмотрев на меня, сидящего на битенге с самокруткой, сказал:
– Хорошего мне юнгу дали, – и в очередной раз резко наклонился за борт…
Команда об этом знает, но никто не высказывал сомнений в его работоспособности с этим недугом.
Трехслойная в 28 мм деревянная обшивка борта не удерживала тепло. В кубриках и каютах всё влажное: и постель, и одежда. С отпотевшего подволока постоянно капает конденсат. Матросы, сменившись с вахты, спускаются в машинные отсеки, где могут немного обсохнуть, обогреться и отдохнуть на паёлах, прижавшись к коллектору – выхлопному трубопроводу, в который поступают отработанные газы из цилиндров главного двигателя и охлаждающая забортная вода.
Командир Алексей Федин попросил боцмана Ивана Долгочева собрать свободных от вахты в 8-местный кубрик. Его обращение к личному составу было кратким и закончилось словами:
– Вот и конец навигации. Есть добро идти на зимовку и ремонт в Ленинград. Как, дойдём, Иван Иваныч? – обратился командир к Ивану Климову, командиру отделения мотористов.
Он на флоте с 1938 года, москвич, с Марьиной рощи, острослов и юморист. Порой бывает трудно понять его: то ли это правда, что он говорит, то ли очередная байка. Иван Климов невысок, но крепок, за ответом  в карман не полез  и выдал:
– Нас лишь на Уральской, командир, гавань тихая ждёт!
В Ленинграде на Уральской, 19 находится судоремонтный завод, где ремонтировались катера «МО».
Собравшиеся одобрили умозаключение Климова рукоплесканием. Командир ответил:
–Дойдём! – и поднялся на верхнюю палубу.
Дозор оказался не из легких: хотя никаких боевых столкновений не было, но наступившие холода, яростное клокотание волн и бортовая качка с креном под 40-50 градусов давали неимоверные нагрузки на личный состав.