Путник. Акт 2. Сцена 4

Олег Игрунов
                Акт 2.
                Сцена 4.

Чёрт-надзиратель / в отчаянье /:  По форме, по форме отвечай. Что же это?..

                /Появляется Кощей /

Чёрт-надзиратель:  Отче Наш, часть заключённых дерзко нарушает...
Иван:  Эй, господин Кощей! Спускайтесь, потолкуем.
Кощей:  Сию минуту! / Надзирателю /: Отстань! Подашь жалобу в письменном виде.

     /двое молодцеватых чертей спускают лестницу /

Кощей:  Спасибо, деточки мои ненаглядные. / Быстро спускается. / Ну, и вон все
пошли! / Надзирателю /:  Все-все! И ты убирайся к дьяволу со своей кислой рожей!
/Ивану /:  Вот. Как и обещал, снова в вашей компании.
Иван:  Хочу вам рассказать один забавный случай.
Кощей / разочарованно /:  Так-так. Ну, да что ж? Нам торопиться не к чему.
/Стоящему смотрителю /: Подвиньтесь-ка, любезный. / Усаживается/.
Иван:  Не знаю, знаете ли вы?
Кощей:  Ну, если уж вы не знаете, боюсь и я не знаю, знаю ли я.
Иван:  Я когда попал в славную вашу республику, то сразу почти и заблудился.
Кощей:  Вот так вот?
Иван:  Даже в болоте едва не утоп.
Кощей:  Сочувствие - наш конёк. Считайте, что им и пошли.
Иван:  Чего?
Кощей - Сочувствую, говорю.
Иван:  А-а... А как выбрался на твёрдое, гляжу: дуб.
Кощей:  Экая оказия.
Иван:  А на дубу что бы вы думали?
Кощей / рассмеявшись /:  Вот вы значит о чём? Уж не ларец ли?
Иван:  Как там были! / Грозит Кощею пальцем /:  Шучу-шучу, гражданин хороший! Чай,
не полный дурак. Сам понимаю, что без разведки ныне никуда. Выходит, доложили?
Ну, и Бог с ней, с историей. Сами всё знаете.
Кощей:  Э, так мы не договаривались. Заинтриговали значит и в нети?
Иван:  Да какой же интерес? Рассадили лазутчиков за каждым за кустом, попробуй
тут удивить.
Кощей:  Экая обидчивость. / Смотрителю / Ничего не напоминает?
Смотритель  / замерев на вытяжку/:  Молчать! Не рассуждать! Сами знаем!
Кощей / удивлённо /:  Поди ж ты? Знает он? А я вот ничего не знаю! / Ивану /:  И историю
вашу не знаю. Про ларец это я угадал просто. Мышление у меня такое, ассоциативное.
Мне - селёдка, я им - водка. Мне - дуб, а я - ларец. Ну же, рассказывайте, не заставляйте
упрашивать.
Кот:  Да-с! Очень-с не тривиально. Гражданин Кощей-с - подлинный поэт-с...
Иван:  Да мне что? Я с удовольствием. А что бы, думаю я, в ларце-то этом и могло бы
быть? А вдруг, да и сгодится на что. Ну и не поленился, залез туда, в самую что ни на есть
крону. А в ларце? Ни в жисть не отгадаете.
Кот:   Это-с какой простой человек-с не отгадает. А вот-с гражданин депутат...
Кощей:  Увольте - увольте! Не мастак...
Иван:  Заяц! Представляете: живой заяц в ларце?
Кощей: Чудны дела твои, Господи...
Иван:  Выскочил и бежать! Да медленно так, видать, лапки-то в ларце поотсидел, что догнал я его и вспотеть не успев. Швырнул я в косоглазого шапкой. Точнёхонько попал. Подбегаю...  Новое чудо: утка вместо зайца! Порх из-под шапки, да и в выси.
Кощей:  Ну, вы-то с голодного-то брюха, небось, и утку в небесах изловили?
Иван:  Ага! Не всё значит знаете? Поругать бы стоило дознатчиков своих...
Кощей:  Это мы поругаем! Это мы завсегда! Это мы умеем!
Кот:  Да-с! Умеют-с! Очень-с богатая талантами натура...
Иван:  Нет! Так как вы умеете, не надо! Но ошиблись всё же разведчики ваши: ушла утка.
Кощей:  Батюшки! Экая мерзавка! Прикажите схватить и расстрелять?
Иван:  Зачем? Пусть себе летает. Тем паче, что и я от неё не без прибытку остался.
Поднимаю шапку, а там...
Кот:  Бублик-с?
Иван:  А?.. Нет. Почему бублик? Яйцо!
Кощей:  Заяц, должно быть снёс.
Иван:  Яйцо, да не простое...
Кот:  Золотое?..
Иван:  Пустое! Ну, почти пустое. Лёгкое совсем, а внутри...  позвякивает что-то.
Кот:  Знаю-с что там-с! Подкова-с! На счастье-с!
Кощей:  Экая зверушка забавная! / Пытается погладить кота, но тот, чуть отстраняется/
Поберёг бы ты, котик-обормотик, знания свои до дыбы...
Иван:  Игла там была. Ну, и обрадовался я: не было неча, да вдруг  свеча! В хозяйстве-то,
знаете, вещь необходимая. Да и не утка - в небеса не взмоет. Вот она / достаёт из ворота
разорванной рубахи, длинную цыганскую иглу /
Кощей:  Занятная история. И конец этакий не стандартный. Газеточек, значит, начитались, сивых уточек?..
Иван:  Ну, а тут, в яме вашей сверхкомфортной, кормя-то нас, ну прямо скажем, на убой.
Одна беда: солонины в баланде больно много - в зубах застряёт. Вот и сгодилась иголочка, судьбой дарёная / ковыряет иглой в зубах /.
Кощей:  А знаете, господин, скажем Икс, что меня озадачило в чудесном вашем анекдоте?
Иван:  Ума не приложу, господин, скажем депутат?
Кощей: То, что вы всерьёз могли полагать, будто я поверю в него?
Иван:  Сами кормите и сами не верите? Зря! Действительно, все зубы в мясе. /С силой
хлопает себя по лбу /:  Эк же я, невежа! Про вас-то, друзья, и забыл. Господин Генерал,
господин Кот, вы же, не меньше моего маетесь. Эх, как не жаль прибытка, а как говорится, даром пришло, без жали ушло. Разделим, стало быть, иголочку по братски...
Кощей:  Ну-ну, валяйте...
Иван / громко смеясь /:  Что вы, господин Кощей? Было б с чего бледнеть?
 Ну, конечно же, разыграл я вас. Это, чтобы не были, столь легковерны.
Кощей / кисло улыбаясь /:  Милая шутка.
Смотритель:  Их Монархическое Величество всегда любил пошутить. Очень забавно, ать-два!
Кощей:  Помню, генерал...
Иван:  Да бросьте вы оба. Этак вы ещё, извините, не мне об этом говорить, но с дуру решите, будто я не просто чудом воскресший Змей...
Смотритель:  Молчать! Ваше...
Иван:  Но и иглу эту раздобыл прямо на Море Окияне, да на острове Буяне. Раздобыл да и с собой прихватил. Бред да и только! Да и будь так, ну на что мне она? Неужто, я бы мог, так бесчеловечно обойтись с дорогим господином Кощеем? Господин Генерал, но не грешно ли подозревать меня, в недостатки гуманности?
Смотритель:  Хм... Э-э-э... Так точно! Грешно!
Иван:  Так что и не думайте, господин Кощей. / Берётся за концы иглы / Не берите в голову. Один, можно сказать, шанс на миллион.
Кощей / действительно чуть бледнея /:  Давай-давай, ломай... Один шанс...
Иван:  А я, что делаю? / Игла гнётся по пальцами / Я ведь тоже, ох как юмор обожаю. Правда, генерал?
Смотритель:  Так точно! Всем известно, ать-два!
Кощей / хрипло /:  Помощь не нужна? / Внезапно бухается в колени /:  Нет!!! Ваше Монархическое...  Столько лет, верой и правдой...
Смотритель:  Не слушайте его Ваше Величество! Душегубец лютый! Ломайте иглу!
Кот:  Да-с, Ваня, ломай-с.
Кощей  / подползая к коту /:  Котик-братик, прости за ради Христа! Ни-ни... Ей-ей... Этого не может быть. Один шанс...  Я не верю... Господин Генерал / хватает смотрителя за край одежды / Скажите, скажите! Это же не ТА?! Это не может быть ТА! Это всё не...  Один шанс...  / ползёт к Ивану /: Ваше Монархическое... Помилуйте!
Кот:  Сам-то, небось, не больно-то миловал.
Иван:  Встаньте, Кощей. Нельзя так. Неловко.
Кощей:  Не встану. Ни в жисть не встану. Ваше Величество, не губите душу грешную без покаяния. Ваше Величество!..
Иван:  Да вставайте же! И не зовите меня этим своим величеством. Иван я. Понятно?
Кощей:  Верю-верю! Как день-с! Иван! Самый, что ни на есть, Иван! Иван Землепроходец! Иван Первооткрыватель! Колумб, так сказать. Не губите! / Сквозь рыдания / Не себя, злодея подлого жалко. Вас! Вашу бессмертную душу. Не берите греха на душу! Не берите с меня бессердечного пример. Вы же добрый...
Смотритель:  Ну-ка встань, индюх-пентюх! Забыл, кем ты был? Забыл кому служил? Встать! Молчать! Не сметь!
Кощей / поднимаясь на трясущихся ногах /: Друзья! Друзья мои добрые! Помилуйте мерзавца недостойного! Век за вас Бога молить буду! Пакостничать брошу! В Палестины пущусь, грехи свои тяжкие замаливать. Пощадите! Просите...  Нет! Требуйте! Требуйте всё, что душе угодно! Всё выполню...
Кот:  А выпустишь нас?
Кощей:  Момент! / Выхватывает тарелочку и яблочко. Не дождавшись появления изображения, лихорадочно кричит / Эй, Малюта!

/ Появляется изображение лысого, сморщенного чёрта с глазами, словно подёрнутыми пеленой /.

Малюта: Звали, патрон?
Кощей:  Приглядись внимательно к моим гостям и запомни их хорошенько.
Малюта: Здравствуйте, господин генерал! Как?.. / осекается перед нетерпеливым взглядом Кощея /: Запомнил, патрон.
Кощей:  Это, не просто гости. Это мои лучшие друзья. За каждый их ноготь ответишь жизнью. Всё! / Связь обрывается /.
Кощей:  Вот доказательство моей глубокой преданности и нижайшего почтения.
Иван:  Раз уж вы в таком добром расположении духа, велите, пожалуйста, раздать награбленное.
Кощей / в тарелочку /:  Казначея на связь!
Казначей:  Да святится имя Твое!..
Кощей / отмахиваясь /:  С баз всё вывезти и устроить бесплатную раздачу!
Казначей:  Вы шутите?..
Кощей: Выполнять! / Изображение гаснет /. Ну, чем ещё доказать? / Устало /: Суечусь вот, господин путешественник, а ведь знаю, что всё одно...  что бы я там ещё не сделал, как бы не облагодетельствовал человечество, всё одно - иголочку вы сломаете. Знаю...
Иван:  А если отдам её вам? Вы дадите слово не менять своих распоряжений?
Кощей:  Мамой клянусь! Милой, родной, доброй мамой...
Кот /кричит /:  Ты что Иван?!
Смотритель:  Ваше...
Иван / протягивая иглу Кощею /:  Нате, возьмите!
Смотритель / Ухватившись за грудь, медленно опускается на лежанку /
Кот:  Какой дурак! Прости, Господи! Крышка!
Кощей / истерично смеясь /:  Вы!..  Вы!.. / тычет пальцем в Ивана / Ты действительно!.. Нет, я и поверить не могу...  Да что же это? Да откуда ты выискался? А я-то тебя / стучит пальцем по груди Ивана / Тебя?.. чуть было за Горыныча... Дурак! Конечно же, дурак! / то бледнея, то краснея / Ну, ужо повеселимся! Ну, касатики... По жилочке, по волосочку, по капельке...  Рыдать, молить будете смерти... Ну, дурак!.. / Багровеет, падает наземь, сотрясаясь всеми членами. Рот перекошен, глаза стекленеют /.
Кот / щупает Кощею пульс на шее /:  Да-с!
Смотритель:  Вот так номер!
Иван:  Что это с ним?
Кот:  Удар-с!  Вредные привычки, нездоровый образ жизни...  Вот-с и инсульт-с!