Очень личное

Клюкин
Вот как можно позитивно мыслить, если всю жизнь мечтаешь обрести потерянный рай? Не я сказал, что счастье - это воспоминание о потерянном рае.

Мой потерянный рай - это город Ижевск в моём детстве. Именно так - не географическое место, а место в прошлом. Там всегда хорошая погода, там нет забот, там все меня любят. Там никогда не бывает скучно или страшно, а главный кошмар - это необходимость скоро уезжать туда, где всё обыденно, неуютно и полно уродов.

Главное - я понимаю, что всё на самом деле и не так обстояло: дедушка с бабушкой тебя потому и любят, что ты появляешься в общей сложности на месяц за год. С друзьями ты проводишь не слишком много времени, чтобы успеть поругаться и подраться. А слякоти и грязи не видишь просто потому, что приезжаешь только на зимние или летние каникулы.

Однако, воспоминания... Поезд приходил всегда очень поздно,а дедушка был начальником и встречал меня на служебной машине. Вот едем через весь город домой, а Ижевск всегда ярко украшали к праздникам - флаги там, иллюминация. Ну, как ещё в годы застоя украсить могли? Тогда это мне казалось сказочно красивым.

Начало праздника. Домой приезжали, заходили в квартиру, и сразу обволакивал запах домашних тортов - бабушка хорошо готовилась к моему приезду. Ну, поздно, не до разговоров особенно, но рады мне очень, искренне рады, не ради приличия. Не помню, о чём вообще разговоры-то были, видимо, это не имеет особого значения, но и от слов тепло становилось. Утром просыпался я и первое, что слышал - троллейбусы под окнами. Вот всех раздражает шум троллейбусов, а у меня он вызывает очень приятные ощущения. Оказывается, может быть и так.

И дальше неделя или две райской жизни. Гуляния с друзьями и обычные детские развлечения: купание в огромном Ижевском пруду (летом, конечно), игра в карты, мелкое воровство на центральном рынке, катание на "колбасе» (это прицепное устройство сзади трамвая) А это, между прочим, не так легко, как может показаться на первый взгляд. Запрыгивать на "колбасу" нужно на ходу и спрыгивать тоже, а то взрослые поймают и могут наругать или подзатыльник дать, а то и в милицию сдать. Но весело это было жутко. Вот так нескучно проходили каникулы. Водку, кстати, впервые я тоже попробовал в Ижевске. Мне, правда, тогда было уже 15 лет.

Вот такая жизнь: веселье на улице, а дома бабушка с дедушкой старающиеся ублажить любимого внука (а таким любимым я ведь себя больше никогда и не чувствовал), деликатесы, горы дорогих конфет, домашние торты. У деда была очень хорошая библиотека, и я все вечера запоем читал всякую фантастику, приключения, детективы. А дядька мой был меломан, и в 14 лет я пристрастился к рок-музыке. И вот картина: темно за окном, метель на улице завывает, а дома тепло, уютно, и я слушаю Uriah Heep и читаю Кира Булычёва, а под рукой ваза с конфетами.

И вот прошло с тех пор уже невероятно много лет, а так счастлив я больше не был. И бабушки с дедушкой в живых нет, да и не такие замечательные отношения у меня с ними были, когда я вырос. И дядька мой хоть и жив, а в полной мере живым его не назовёшь. И рок я отлюбил уже лет 10 как. И детективы с фантастикой не читаю. На "колбасе" не поеду, даже если хорошо доплатят. А зашёл вот на один ижевский сайт, посмотрел фоты с видом города (пруд, «Лыжи», родная Пушкинская, парк Кирова) и опять ощутил себя четырнадцатилетним, любимым, счастливым, беззаботным.

Тут же вернулся к реальности и вспомнил, что я чувствовал, возвращаясь с каникул. А несчастным я себя чувствовал бесконечно. Как же вернуть то ощущение рая? Или можно построить новый рай? Или нужно смириться с тем, что рая нет?