Мошки

Соловецкий Юнга
В "Дуэли" N8(151) за 2000 г. в рубрике "История" была опубликована статья А. Лубянова "Эсминец "Свободный".
В преамбуле к статье говорится: "Напротив Графской пристани на Павловском мыске стоит скромный обелиск, добраться до которого даже севастопольцам непросто. На лицевой части монумента перечислены фамилии и имена 56 моряков. 10 июня 1942 г. погиб от бомб пикировщиков эсминец "Свободный"".
Да, в канун 55-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне мы, живые ветераны, и молодое поколение должны помнить погибших на полях сражений с коварным врагом. Они погибли, но отстояли честь, свободу и независимость нашего социалистического Отечества, спасли мир от коричневой чумы.
Но позволю себе ради исторической справедливости не согласиться с автором статьи в части слабого зенитного вооружения эсминцев проекта "7" и "7у" (улучшенный). Действительно, опасность над надводными кораблями в связи с развитием авиации в конце 30-х годов стала реальной. Поэтому конструкторы надводных боевых кораблей начали искать возможности усиления зенитного вооружения, в том числе сверх нагрузки, принятой в проекте, не уменьшая живучести и остойчивости корабля.
К началу войны конструкторы-кораблестроители выполнили сложнейшие проекты по оснащению нашего ВМФ. На флот начали поступать легкие крейсера типа "Киров", "Максим Горький", эсминцы типа "Гневный" ("7"), типа "Сторожевой" ("7у"). Во второй половине 30-х годов начал оснащаться и москитный флот (соединения быстроходных и маневренных боевых кораблей (катеров), предназначенных для проведения внезапной атаки кораблей противника, высадки десанта и т.п.) торпедными катерами типа "Д-З", "Малыми охотниками" (в некоторой литературе их называют "Морскими охотниками") типа "МО-2", "МО-4".
На рассвете 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз. А уже в 18 часов 22 июня крейсер "Максим Горький" в сопровождении эсминцев вышел в свой первый боевой поход с задачей прикрыть постановку мин в устье Финского залива. В 3 часа 30 минут 23 июня, в 16 милях от мыса Тахкуна (остров "Даго") подорвался на мине шедший головным эсминец "Гневный". В 4 часа 20 минут подорвался крейсер "Максим Горький". Носовую часть оторвало по 45-й шпангоут (по носовую башню), но переборка 61-го шпангоута сохранила прочность и водонепроницаемость, а механизмы и боевые средства корабля не пострадали. Утром 24 июня "Максим Горький" задним ходом (кормой вперед) прибыл на Таллиннский рейд. После подкрепления носовых переборок 27 июня поврежденный крейсер благополучно прибыл в Кронштадт своим ходом. Для введения корабля в строй Кронштадтскому морскому заводу понадобилось полтора месяца!
Эсминцу "Гневный" (первенцу проекта "7") взрывом мины оторвало его носовую часть вплоть до мостика и корабль лишился хода. Эсминец "Гордый" снял личный состав с поврежденного корабля и потопил его артиллерийским огнем. Трагедия в первый день войны на Балтике с эсминцем "Гневный" и крейсером "Максим Горький" подтвердила высокую живучесть кораблей этих классов. Была ли необходимость посылать столь уникальные корабли для прикрытия постановки минного заграждения в устье Финского залива? Это - вопрос другой. Задачи прикрытия минных заграждений, а также тральщиков при тралении минных полей впоследствии успешно выполняли "Малые охотники".
Вооружение эсминцев типа "Гневный" ("7"): четыре 130-мм и два 76,2-мм орудия, четыре 37-мм автомата, четыре 12,7-мм пулемета (ДШК)..., к зенитному вооружению относятся 10 стволов.
Вооружение эсминцев типа "Сторожевой" ("7у"): четыре 130-мм и два 76,2-мм орудия, семь 37-мм автоматов, восемь 12,7-мм пулеметов (ДШК)..., к зенитному вооружению относятся 17 стволов. Длина корпуса и ширина у "7" и "7у" одинаковые, соответственно 112,5 и 10,2 метра. Максимальная скорость - 37 узлов. Эсминец "Свободный" относится к типу "7у". Таким образом, эсминец защищал транспорт "Абхазия" из 17 стволов (в том числе 15 автоматического вооружения), а после гибели транспорта только самозащищался. То, что "Свободный" встал на якоря в условиях господства вражеской авиации, это не только вызывает недоумение, а наталкивает на мысль о неправильных действиях командира.
Эсминцы "Безупречный" и "Беспощадный" - оба типа "7" (по десяти стволов). При поддержке десанта 22 сентября 1941 г. "Безупречный" отразил атаку девяти вражеских пикировщиков. При этом один самолет был сбит. "Беспощадный" отразил атаку двадцати пикировщиков, получил значительные повреждения. Вода затопила часть отсеков, но экипаж привел корабль в Одессу.
На Черноморском флоте в годы войны числилось 11 эсминцев типа "7" и "7у". Погибло - 4, из них 3 - от авианалетов, 1 подорвался на мине.
На Северном флоте в годы войны числилось семь эсминцев типа "7". Погиб один от авианалета и один ("Сокрушительный") при аварийной ситуации. Эсминец "Гремящий" за время войны сбил 14 и нанес повреждения двадцати самолетам противника. На Краснознаменном Балтийском флоте в годы войны числилось 16 эсминцев типа "7" и "7у". Погиб один "Гневный" - подорвался на мине. Все эсминцы в ледовой обстановке отражали авианалеты противника различной сложности. Ни один эсминец типа "семерки" от авиации противника не погиб.
В итоге: из 34 эсминцев погибло четыре - от авианалетов и два - подорвались на мине.
Таким образом, утверждение А. Лубянова: "Основным недостатком проектов "7" и "7у" было слабое зенитное вооружение, что выявили первые же стычки с фашистской авиацией. Большинство этих эсминцев погибло именно от авиации как в море, так и в бухтах, будучи не в состоянии даже самозащищаться от одиночных самолетов, не говоря уже о возложенных на них обязанностях защищать других", - мягко говоря несправедливое (может быть некомпетентное) и вызывает недоумение.
Появление подводных лодок уже в Первую мировую войну показало себя грозной силой, способной существенно влиять на ход военных действий на морских и океанских театрах.
Перед конструкторами-кораблестроителями в 30-х годах была поставлена задача создать средства борьбы с подводными лодками. В этот период на флот начали поступать боевые катера (корабли четвертого ранга), именовавшиеся охотниками за подводными лодками: малые охотники типа "МО-2", "МО-4". Это были деревянные катера (корпус состоял из трех слоев сосновых досок общей толщины 28 мм) водоизмещением 56 т при длине 27 м, ширине по миделю (средняя, самая широкая часть корабля) - 4,2 м. Катера развивали скорость до 30 узлов. Сочетание оптимальных обводов корпуса с мощной силовой установкой (3 тыс. л.с.), тремя гребными винтами и тремя балансирными рулями (за каждым из винтов) обеспечивало малому охотнику исключительную маневренность и остойчивость.
Для обнаружения вражеских подводных лодок охотники имели гидроакустическую аппаратуру, а для нанесения ударов по ним - глубинные бомбы. Для ведения морского боя и отражения атак самолетов были вооружены двумя 45-мм полуавтоматическими пушками и двумя крупнокалиберными (12,7 мм) пулеметами ДШК. Корпус разделялся восемью водонепроницаемыми переборками на девять отсеков, что обеспечивало превосходную живучесть катера. Было немало случаев, когда "малым охотникам" отрывало миной, авиабомбой (в навигацию 1944 г. на Балтике немцы начали торпедировать катера: "МО-107", "МО-304", "МО-105") четыре носовых отсека (по рубку), они не только оставались на плаву, но и приходили на базу своим ходом. Во время Великой Отечественной войны "малые охотники" на всех наших морских театрах проявили себя как удивительные, исключительно универсальные корабли, которые решали не только задачи поиска и уничтожения подводных лодок противника, но и ряд других важных, не предусмотренных ранее для них, задач.
Обладая уникальными мореходными качествами, в шторм, когда корабли значительно большего водоизмещения вынуждены были укрываться в бухтах, "МО" продолжали нести дозорную службу. Такая универсальность объясняется удачной конструкцией этих малых кораблей.
На конференции, посвященной 20-летию героической обороны Севастополя, контр-адмирал И.М. Нестеров сказал: "Легкие силы Черноморского флота до января 1942 года в составе конвоев сделали 543 похода в Севастополь, из них катера типа "МО-4" - 463 похода".
На Черноморском флоте 25 марта 1943 года катер "МО-065" конвоировал транспорт с грузом для фронта. На переходе корабли были атакованы вражескими самолетами. В первые минуты боя катерники сбили один самолет. Фашистские стервятники прекратили атаки на транспорт и обрушились на катер. На "охотник" было сброшено более 100 бомб. Корабль получил, как потом выяснилось, множество осколочных пробоин. Экипаж продолжал сражаться, даже тяжелораненые моряки не покидали своих боевых постов. Старшине 2-ой статьи Григорию Куропятникову осколком оторвало левую руку, но моряк, собрав последние силы, совершил свой героический подвиг, сбросив загоревшиеся дымовые шашки за борт, чем предотвратил взрыв глубинных бомб. Гибель катера была предотвращена. Отбив массированный налет 30-ти фашистских бомбардировщиков, "малый охотник" привел транспорт на базу. Ему первому на Черноморском флоте было присвоено звание Гвардейского.
На Северном флоте 30 июня 1941 года в Мотовском заливе произошел неравный бой катера "МО-121" с 18-ю вражескими бомбардировщиками. Самолеты, не обнаружив более крупной цели, обрушили удар не катер. Ведя меткий огонь и умело уклоняясь от атак "юнкерсов", "охотник" сбил два самолета. "МО-121" получил серьезные повреждения, но вернулся на базу своим ходом.
7 июля 1942 года в газете "Правда" говорилось:
"Краснознаменный Балтийский Флот. Фашистская авиация ежедневно предпринимает по нескольку налетов на наши катера-"морские охотники", несущие дозорную службу. Эти налеты не приносят успеха. За последние дни отважные краснофлотцы сбили одиннадцать вражеских самолетов. Отвагу и мужество при отражении налетов авиации противника показал личный состав катеров, где командирами Амусин и Чернышев. Огнем этих катеров в двух боях уничтожено четыре вражеских самолета".
В предвоенные годы острые флотские языки "малых охотников" нарекли "мошками". С крупных кораблей катерникам нередко кричали: "Эй, на "мошке"! Не отходите далеко от берега, а то в море унесет". Однако с первых же дней войны никто не позволял себе острот такого рода. В мае 1944 года наш "МО-413", возвращаясь с моря на ремонт с обгорелой краской на стволах пушек и с заделанной пробоиной, проходил мимо крейсера, стоявшего на Неве. И, о чудо! Крейсер сыграл захождение (сигнал приветствия, играемый горном или свистком при прохождении военных кораблей мимо друг друга. Младший по рангу корабль играет захождение первым), первым приветствовал "мошку".
О мужестве и высокой доблести, проявленной моряками и экипажами военных кораблей всех рангов в Великой Отечественной войне, написано немало и в периодической печати, и в других литературных произведениях. Но следует помнить и отдать должное советским судостроителям, создавшим боевые корабли, которые по своим тактико-техническим данным не уступали иностранным кораблям. Наши легкие крейсера и эсминцы, созданные коллективом кораблестроителей под руководством выдающегося ученого академика А.Н. Крылова, были самыми быстроходными в мире кораблями своего класса. Они превосходили иностранные крейсера и эсминцы равного с ними водоизмещения, по вооружению и зенитному в том числе. Катерам "малые охотники" - кораблям четвертого ранга - аналога в мире не было. Эти уникальные корабли создала группа Ленинградских конструкторов во главе с Л.Л. Ермашом.