США провокация голода и в СССР

Петр Золин
США – провокация голода и в СССР

На объективные публикации против гипертрофии «голодомора» на Украине посетители Интернета, понятно, реагируют по разному. Кто-то находит дополнительные факты в пользу версии автора (за это им спасибо). Иные – не имея что сказать по теме- не скрывают своего злопыхательства, не стесняясь любых оскорблений. Примеры ?!

Рецензии на «Досье по голодомору для госп. Обамы» (Петр Золин)

Петр, вы забыли ему напомнить, как в 32 году Макартур с Эйзенхауэром танками подавили выступление 25 тысяч голодных безработных ветеранов 1-й мировой.
http://www.kprf.perm.ru/page.php?id=2995
Нил Максиня   05.12.2009 22:23   

Я никому не расскажу, Золин, что Вы - гомосексуалист. Но что Вы не историк - ясно. Мастурбируйте и дальше в разглядывании фоток мужских членов, ну а мы будем любоваться прелестными дамами!
Можете возвращаться к своим любимым мошонкам, коллега.
Владимир Куземко   07.12.2009 15:56 

Вынужден был, что – понятно – мало оправдывает.

Из-за таких "засранцев-провокаторов", как вы - Владимир, многие люди смотрят на Интернет как на отхожее место.
Не имея никаких аргументов по обсуждаемым темам, вы упорно и публично мастубируете свой идиотизм.
До жути противны эти ваши упражнения и ужимки.
Гуляйте по другим сайтам.
Петр Золин   07.12.2009 19:41 

Конечно, Владимир Куземко   - увлекающаяся творческая личность. Поэтому прощаю.

Чего Владимира, вероятно, раздражает ?!

В публикациях
http://proza.ru/2009/12/03/303
http://proza.ru/2009/12/06/1178
мною еще раз обращено внимание, что всемирный голодомор 30-х годов – во многом порождение США и их союзников (отвлекающих от неудобных для себя фактов гипертрофией «голодомора» на Украине). Как и нынешний мировой кризис, в начале рецессии явно обозначались проблемы с потреблением в «главном потребителе» на планете. Здесь достаточно сравнительно небольшой справки Википедии (с учетом ссылок и литературы)

Вели;кая депре;ссия (англ. Great Depression) — рецессия мировой экономики, начавшаяся в большинстве мест в 1929 году и закончившаяся в начале 1933. Однако вплоть до 1939 года мир выходил из депрессии, поэтому 1930-е годы в целом считаются периодом Великой депрессии. В русском языке более употребителен термин мировой экономический кризис, а термин «Великая депрессия» обычно употребляется лишь в отношении кризиса в США.

Сильно затронул наиболее развитые страны Запада, включая США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию, но коснулся и других государств. В наибольшей степени пострадали промышленные города, в ряде стран практически прекратилось строительство. Из-за сокращения платёжеспособного спроса, цены на сельскохозяйственную продукцию упали на 40—60 %.


Предшествовали Великой депрессии события Биржевого краха США 1929 г.: обвальное падение цен акций, начавшееся в «Чёрный четверг» 24 октября 1929 г., принявшее катастрофические масштабы в «Черный понедельник» (28 октября) и «Черный вторник» (29 октября). 29 октября 1929 г. — день биржевого краха Уолл-стрит.

Экономисты не пришли к единому мнению о причинах Великой депрессии.

Существует ряд теорий на этот счёт, но, по всей видимости, в возникновении экономического кризиса сыграла свою роль совокупность факторов.
Кейнсианское объяснение — нехватка денежной массы. В то время деньги были привязаны к золотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили, самолёты, радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильная дефляция — падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность, банкротство многих предприятий, невозврат кредитов. Мощный мультипликативный эффект ударил даже по растущим отраслям.
Монетаризм — кризис вызвала денежная политика ФРС.
Марксизм — очередной кризис перепроизводства, присущий капитализму.
Биржевой пузырь; инвестиции в производство сверх реальной необходимости.
Стремительный прирост населения; большое количество детей в семье было характерным для прежнего аграрного способа производства (в среднем 3-5 детей на семью), однако в связи с прогрессом медицины и временным повышением уровня жизни серьёзно сократилась естественная убыль из-за болезней.

Одним из факторов, подстегнувших наступление Великой депрессии, называют принятие Закона Смута-Хоули в 1930 году, вводившим высокие таможенные пошлины на импортные товары. Пытаясь таким образом защитить внутреннего производителя, правительство протекционистскими мерами повысило цены на дешёвый импорт. Это в свою очередь снизило и без того неважную покупательную способность населения, а также вынудило другие страны применить контрамеры, навредившие американским экспортёрам. Лишь в середине 30-х годов после вступления в силу Закона о соглашениях о взаимной торговле, существенно снизившего таможенные пошлины, международная торговля начала восстанавливаться, оказывая позитивное влияние на мировую экономику.
Маржинальные займы. Суть займа проста — можно приобрести акции компаний, внеся всего 10 % от их стоимости. Например: акции стоимостью 1000 долларов можно приобрести за 100 долларов. Этот тип ссуды был популярен в 20-е годы, потому что все играли на рынке акций. Но в этом займе есть одна хитрость. Брокер в любой момент может потребовать уплаты долга и его нужно вернуть в 24 часа. Это называется маржевое требование и обычно оно вызывает продажу акций, купленных в кредит. 24 октября 1929 нью-йоркские брокеры, которые выдавали маржевые займы, стали массово требовать уплаты по ним. Все начали избавляться от акций, чтобы избежать уплаты по маржевым займам. Это вызвало нехватку средств в банках по тем же причинам и привело к краху шестнадцати тысяч банков, что позволило международным банкирам не только скупить банки конкурентов, но и за сущие копейки скупить крупные американсикие компании. Когда общество было полностью разорено, банкиры Федерального резерва США решили отменить золотой стандарт США. С этой целью они решили собрать оставшееся в США золото. Так под предлогом борьбы с последствиями депрессии была проведена конфискация золота у населения США.

Первая мировая война также послужила одной из причин великой депрессии — американская экономика была сначала «накачана» военными заказами правительства, которые после окончания Первой Мировой резко сократились, что привело к рецессии в ВПК страны и смежных секторах экономики. Это сказывалось и на многих странах.
На экономике Бразилии кризис сказался особенно сильно из-за её зависимости от агроэкспорта.
А уровень промышленного производства был отброшен к уровню начала XX века, то есть на 30 лет назад.
В странах Запада насчитывалось около 30 млн безработных, преимущественно голодающих.
Ухудшилось положение фермеров, мелких торговцев, представителей среднего класса. Многие оказались за чертой бедности, возросло количество сторонников как коммунистических, так и правоэкстремистских (фашистских) партий (например, в Германии пришла к власти Национал-социалистическая немецкая рабочая партия)


Марш безработных Торонто, Канада.

Полномасштабная рецессия в США началась в августе 1929 года, за два месяца до биржевого краха (объём строительства начал сокращаться ещё в 1926 году). В феврале 1930 года на начало кризиса отреагировала ФРС, снизив ставку прайм-рейт с 6 до 4 %. Кроме того, был осуществлён выкуп государственных облигаций с рынка для поддержания ликвидности. В следующие два года ФРС не делала почти ничего. Секретарь казначейства Эндрю Меллон считал, что необходимо дать возможность рынку самостоятельно произвести необходимые корректировки пропорций и цен.

В июне 1930 года в США был принят так называемый тариф Смута—Хоули, вводящий 40;процентную пошлину на импорт в целях защиты внутреннего рынка. Эта мера стала одним из основных каналов передачи кризиса в Европу, так как сбыт продукции европейских производителей в США был затруднён.

В конце 1930 года вкладчики банков начали массовое изъятие вкладов, что привело к волне банкротств банков. В результате началось абсолютное сжатие денежной массы. Вторая банковская паника происходит весной 1931 года. Все эти месяцы власти никак не реагируют на набирающее обороты экономическое цунами. ВВП в 1930—1931 годы падает соответственно на 9,4 и 8,5 %, а уровень безработицы поднимается с 3,2 % на начало 1930;го до 15,9 % к концу 1931 года.

В 1932 году ВВП сократился на 13,4 %, а всего с 1929 года — на 31 %. Уровень безработицы в 1932 г. увеличился до 23,6 %. За три с небольшим года с начала кризиса лишились работы более 13 млн американцев. Промышленные запасы потеряли 80 % их стоимости с 1930 года, а сельскохозяйственные цены упали на 53 % с 1929 года. За три года обанкротились два из каждых пяти банков, их вкладчики потеряли 2 млрд долларов депозитов. Денежная масса с 1929 года сократилась по номиналу на 31 %.

На фоне небольшого расширения денежной базы (с 6,05 млрд долларов в 1929 году до 7,02 млрд в 1933;м) денежная масса резко упала — с 26,6 млрд до 19,9 млрд долларов. Волны банковских банкротств подорвали доверие людей к финансовым институтам, сбережения лихорадочно изымались с депозитов и переводились в наличную форму. Выжившие банки, в свою очередь, избегали выдачи новых кредитов, предпочитая хранить деньги в максимально ликвидной форме. Таким образом, банковский мультипликатор резко снизился и кредитно-депозитная эмиссия банков была фактически парализована. Желание и банков, и населения держать деньги в наличном виде, несомненно, резко усилило рецессию.

Естественный прирост населения в США в период Великой депрессии резко снизился, но смертность от голода старательно скрывалась..

В январе 1932 года Конгресс США создал Финансовую корпорацию реконструкции (RFC). Эта организация была призвана оказывать финансовую помощь железным дорогам, финансовым институтам и бизнес-корпорациям. В июле её роль была расширена для оказания помощи сельскому хозяйству и финансирования государственных и местных общественных работ.

Был принят закон о Федеральном жилищном банке, который должен предоставлять кредиты организациям, занимающимся ипотечным кредитованием (прообраз будущей Fannie Mae). Был принят первый из двух законов, носящих имя Гласа—Стигала, направленный на либерализацию ФРС и разрешающий, в частности, ей кредитовать банки-члены. Было признано необходимым активизировать бюджетное перераспределение доходов от богатых к бедным, чтобы стимулировать потребление. Максимальная ставка подоходного налога была повышена с 25 до 63 %.

Однако общественность считала, что меры, предпринимаемые администрацией Гувера, недостаточны и слишком запоздали. Франклин Рузвельт легко победил Гувера на президентских выборах осенью 1932 года, одновременно демократы смогли завоевать контроль над Конгрессом.

Для выхода из кризиса в 1933 г. начал осуществляться Новый курс Рузвельта — различные меры, направленные на регулирование экономики. Некоторые из них, по современным представлениям, помогли устранить причины Великой депрессии, некоторые носили социальную направленность, помогая наиболее пострадавшим выжить, другие меры усугубили положение.

Почти сразу же после вступления в должность, в марте 1933 года, Рузвельту пришлось столкнуться с третьей волной банковской паники, на которую новый президент отреагировал закрытием банков на неделю и подготовкой за это время программы гарантирования вкладов.

Первые 100 дней президентства Рузвельта были отмечены интенсивной законодательной деятельностью. Конгресс разрешил создать Федеральную корпорацию страхования вкладов и Федеральную администрацию чрезвычайной помощи (ФАЧП), создание которой предписывалось Законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года. В задачи ФАЧП входило: а) строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей, общественных зданий и любых других государственных предприятий и коммунальных удобств; б) сохранение естественных богатств и развитие их добычи, включая сюда контроль, использование и очищение вод, предотвращение почвенной и береговой эрозии, развитие водной энергетики, передачу электрической энергии, строительство различных речных и портовых сооружений и предотвращение наводнений.

Безработные активно привлекались к общественным работам. В общей сложности в 1933—1939 гг. на общественных работах под эгидой Администрации общественных работ (PWA) и администрация гражданских работ Civil Works Administration — СВА (это строительство каналов, дорог, мостов зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах) численность занятых на общественных работах достигала 4 - 7 миллионов человек. Высокая смертность здесь тоже скрывалась.

Через Конгресс были проведены также несколько законопроектов, регулирующих финансовую сферу: чрезвычайный банковской закон, ещё один закон Гласа—Стигала (1933 года) о разграничении инвестиционных и коммерческих банков, закон о кредитовании сельского хозяйства, закон о комиссии по ценным бумагам.

В сфере сельского хозяйства принятый 12 мая 1933 года закон о регулировании реструктурировал двенадцатимиллиардный фермерский долг, сократил проценты по ипотечной задолженности и удлинил срок погашения всех долгов. Правительство получило возможность предоставить фермерам заем, и в течение последующих четырёх лет аграрные банки выдали полумиллиону земельных владельцев ссуды на общую сумму 2,2 млрд долларов на очень лёгких условиях. Для поднятия цен на сельхозпродукцию законом от 12 мая фермерам рекомендовалось уменьшить производство, урезать посевные площади, снизить поголовье скота, а для компенсации возможных убытков создавался специальный фонд.

Итоги первого года президентства Рузвельта были неоднозначны: падение ВВП значительно замедлилось и составило лишь 2,1 % в 1933 году, но безработица выросла до 24,9 %.

После выкупа государством всего золота по твёрдой цене, опираясь на закон о золотом резерве, принятый в январе 1934 года, Рузвельт издал 31 января 1934 года прокламацию, которая сокращала золотое содержание доллара с 25,8 до 15 5/21 грана и устанавливала официальную цену золота на уровне 35 долларов за унцию. Иными словами, доллар был девальвирован на 41 %.

Было составлено 557 основных и 189 дополнительных так называемых «кодексов честной конкуренции» в различных отраслях. Стороны гарантировали минимум зарплаты, а также единую зарплату для всех рабочих одной категории. Эти кодексы охватили 95 % всех промышленных рабочих. Такие кодексы сильно ограничивали конкуренцию. То есть спасала страну административно-командная, а не рыночная экономика.

Методы Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение на Конституцию США. В 1935 году Верховный Суд США постановил, что Национальная администрация восстановления и вводящий её закон (National Industrial Recovery Act, NIRA) неконституционны. Причина была в фактической отмене в этом акте многих антимонопольных законов и закреплении за профсоюзами монополии на найм работников.

Государство решительно вторглось в сферу образования, здравоохранения, гарантировало прожиточный минимум, взяло на себя обязательство по обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства в 1932—1940 годах выросли более чем вдвое. Однако Рузвельт опасался несбалансированного бюджета и расходы на 1937 год, когда, казалось бы, экономика набрала уже достаточные обороты, были сокращены. Это снова погрузило страну в рецессию 1937—1938 годов.

Индекс промышленного производства составил в 1939 году только 90 % уровня 1932 года. В 1939 году безработица все ещё оставалась на уровне 17 %. Некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Бурный рост в американской промышленности начался лишь в 1939—1941 годах на волне активного наращивания военных приготовлений.

Сейчас большинство экономистов полагает, что кризис в США усугубили неверные действия властей. Классики монетаризма Милтон Фридман и Анна Шварц полагали, что ФРС виновата в создании «кризиса доверия», так как вовремя банкам не была оказана помощь и началась волна банкротств. Меры по расширению кредитования банков, аналогичные тем, которые принимались с 1932 года, по их мнению, могли быть приняты и раньше — в 1930;м или 1931 году. В 2002 г. член совета директоров ФРС Бен Бернанке выступая на 90;летии Милтона Фридмана, сказал: «Позвольте мне немного злоупотребить моим статусом как официального представителя ФРС. Я хотел бы сказать Милтону и Анне [Шварц]: что касается Великой депрессии — вы правы, это сделали мы. И мы очень огорчены. Но благодаря вам мы не сделаем это снова». Кризис 2008 – 2009 гг. указал на ценность таких заверений.

По подсчётам экономистов-исследователей Великой депрессии Коула и Оханиана, без мер администрации Рузвельта по сдерживанию конкуренции уровень восстановления 1939 года мог быть достигнут пятью годами раньше. Эх, Коула и Оханиана бы вернуть во времена общественных работ и кризиса той поры во всем мире.

Что интересно, во время мирового финансового кризиса начавшегося в 2007—2008 годах, США использовало очень похожие методы борьбы с ходом и последствиями рецессии. Имел место выкуп государственных облигаций, кстати говоря очень сильно взлетевших в цене, а так же постоянное снижение ставки ФРС. Денежная масса уже не была привязана к золотому запасу, что дало возможность включения «печатного станка», хотя этот факт недоказуем и неопровержим из за закрытости информации с 2006 года. Похожи и ошибки допущенные во время кризисов. Так было допущено банкроство Lehman Brothers, а после великой депрессии именно допущение банкротства банков признавалось одним из важнейших просчётов. И пройдемся по странам.

Великобритания

Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г. то есть несколько позднее, чем в ряде других стран. В первоначальный период в правящих кругах страны не было единства в отношении антикризисной программы. Лейбористское правительство стремясь выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном за счёт усиления налогового пресса на имущих. Подобная политика встретила сопротивление со стороны последних и заставила Рамсея Макдональда в августе 1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством.

Поворот в антикризисной политике получил обоснование в докладе Королевской комиссии по национальной экономии под председательством финансиста Дж. Мея. Руководствуясь либеральными принципами на первых порах новое английское правительство пыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить прежде всего устойчивость финансовой системы страны за счёт обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице.

Кроме того, правительству консерваторов удалось получить крупный внешний займ, с целью восстановления платёжного баланса. Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта.

За Великобританией вынуждены были последовать страны входящие в так называемый стерлинговый блок (25 государств — страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и др. включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основании английского фунта. Члены блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены покупать английские товары и одновременно поставлять сырье и продовольствие. В отношениях со странами — конкурентами, сохранявшими некоторое время золотой паритет национальных валют (США, Германия, Франция, Италия и др.), Англия получила преимущество за счёт повышения ценовой конкурентоспособности своих товаров, что способствовало усилению политики протекционизма в этих странах. В силу последнего обстоятельства и Великобритания наконец отказалась от принципа фритредерства, перейдя к политике жёсткого протекционизма.

В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходит в основном за счёт использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счёт упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жёсткого внутреннего экономического курса, что отличало её антикризисную политику от Нового курса Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934 г. жёсткая бюджетная политика экономии начинает несколько смягчаться, о чём свидетельствует рост заработной платы, восстановление пособий по безработице, снижения размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.

Начавшийся в 1934 г. подъем подкрепился существенными государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с вооружением. Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жёсткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд старых отраслей экономики, что впрочем существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные диспропорции, а угольная и текстильная промышленность продолжали стагнировать.

Германия

Поражение Германии в Первой мировой войне и вследствие этого зависимое положение страны, её ослабленная войной экономика предопределили продолжительность и глубину кризиса в стране. Своей нижней точки кризис достиг в 1932 г. поразив промышленный сектор (68 тыс. предприятий стали банкротами), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8 млн чел.) и гиперинфляцию. Назревало: «Голодать и готовиться к войне…»

Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках, растущая ностальгия широких общественных кругов граждан по былому величию Германии в условиях резкого падения жизненного уровня, безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительств других стран было главным факторами прихода к власти национал-социалистов в стране в 1933 г.

Экономическая политика национал-социалистов носила ярко выраженный этатистский характер. Антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, преследовали не только тактические цели вывода экономики в режим роста, но и стратегические — возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства.

Эта стратегия и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которого становится тотальная милитаризация народного хозяйства. Нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования экономики, явившейся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских и прочих ресурсов.

Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и др. позволили установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления принудительного труда.

Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра — Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые, людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс за счёт гражданских отраслей. Таким образом в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели ярко — выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий. Росла доля участия государства в акционерных кампаниях.

Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволили в течение 1934 г. покончить с кризисом прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста.

Италия

Экономический подъем был прерван охватившим в 1929 г. все экономически развитые страны мировым экономическим кризисом. В Италии кризис положил начало новому этапу становления фашистского режима. Под предлогом принятия антикризисных мер фашистское государство полностью поставило под свой контроль основные отрасли экономики. Усилился процесс концентрации финансового и промышленного капитала, монополизации экономики страны. Правительство Муссолини отдавало приоритет монополистам, что существенно затрагивало интересы мелких и средних собственников. Сумма правительственных субсидий крупным монополистам достигла 10 млрд лир, государство приобретало тысячи акций и облигаций промышленных предприятий. В итоге оно стало одним из крупнейших акционеров, в его руках были сосредоточены мощные рычаги для оказания не только административного, но и экономического воздействия на политику крупных монополистических объединений.

Экономическая политика фашистского государства способствовала росту авторитета Муссолини в кругах крупных предпринимателей. Ведущие представители финансово-промышленного капитала — Донегани, Мотта, Пирелли, Аньелли, Вольпи и др. — стали одновременно и руководителями корпораций соответствующих отраслей, заняли крупные посты в фашистской иерархии. Фактически в стране сложилась система государственно-монополистического капитализма. Отдельные концерны полностью господствовали в итальянской экономике. Наиболее крупными из них являлись химический и горнорудный трест «Монтекатини», электроэнергетический «Эдисон», резиновый «Пирелли», металлургический и оружейный «Терни» и некоторые другие.

Вместе с тем, в годы кризиса существенно сократился сектор мелких частных предприятий. В 1929—1932 гг. потерпело финансовый крах, разорилось или было поглощено более сильными конкурентами 12661 предприятие. Большая часть разорившихся предпринимателей была вынуждена идти работать на крупные предприятия или государственную службу.

Централизация управления экономикой имела и другие негативные последствия. Она привела к бюрократизации экономической системы и бурному расцвету коррупции среди чиновников.

Вместе с тем, по сравнению с экономикой нацистской Германии, уровень монополизации в Италии был все же значительно ниже. Итальянским фашистам не удалось полностью подчинить себе экономику, сохранялся сектор частных предприятий, в том числе и крупных. Действие рыночных механизмов сильно ограничивалось, но они не были полностью разрушены.

Монополизация экономики и рост промышленности позволили Муссолини задуматься о военной экспансии. Муссолини с 1935 г. начинает менять свой экономический и внешнеполитический курс.

В области экономической с начала 1935 г. Муссолини объявляет курс на автаркию — полное самообеспечение Италии всеми видами продукции, в том числе и военной. Эта политика больно ударила по интересам представителей крупного итальянского капитала, тесно сотрудничавших со странами Запада. Однако участие в реализации экспансионистских замыслов Муссолини сулило им существенные выгоды: милитаризация экономики, военные заказы, завоевание новых территорий открывало перед представителями итальянского капитала новые масштабные перспективы.

В итоге финансовые круги пошли по пути компромисса: с одной стороны, они сохраняли внешнюю лояльность режиму, с другой — продолжали, зачастую нелегально, в обход распоряжений дуче и международных санкций, взаимовыгодный торговый обмен с западными партнерами (такая позиция позволила им не только сохранить, но и во многом увеличить свои прибыли). Вместе с тем, изменение экономического курса Италии стало началом раскола между фашистским режимом и итальянскими промышленниками. Часть финансовой элиты, понесшая наиболее сильные убытки в результате переориентации экономики, стала формироваться вокруг других существовавших в Италии центров влияния.

Специфика Италии состояла в том, что, в отличие, например, от Германии, где Гитлер к этому времени стал единовластным хозяином страны, положение Муссолини во многом зависело от поддержки его традиционными институтами — в первую очередь королем и Католической церковью в лице Ватикана. Эти институты стали в дальнейшем теми центрами, вокруг которых формировались оппозиционные фашистскому режиму представители политической и финансовой элиты.

Понимая неизбежность противодействия своим агрессивным планам со стороны западных государств, Муссолини начинает искать новых союзников. В 1935 г. через свои дипломатические каналы он впервые информирует Гитлера о готовности к усилению связей с Германией. Одновременно начинается подготовка к развязыванию войны в Северной Африке. Объектом агрессии Муссолини избрал Эфиопию, победа над которой, по мнению дуче, могла достаться легко и принести ему новые политические дивиденды. В ответ на оккупацию Эфиопии Лига Наций объявила экономическую блокаду Италии как государству-агрессору. Это ускорило процесс сближения двух фашистских режимов: экономические санкции, хотя и малоэффективные, заставили Муссолини увидеть в Германии политического и экономического партнера. Экономика Италии все больше начинает ориентироваться на германские промышленные ресурсы: увеличивается ввоз германского угля, стали, военной продукции.

В июле 1936 г., немецкие и итальянские фашисты совместно поддержали мятеж генерала Франко в Испании, фактически экспортировав фашизм в эту страну. В марте 1938 г. Муссолини поддержал аншлюс Австрии, а в апреле 1939 г. начал, при поддержке Германии, боевые действия против Албании.

В мае 1939 г. двусторонние отношения между Италией и Германией были оформлены официально: министры иностранных дел этих государств Чиано и Риббентроп подписали договор о военно-политическом союзе, получивший название «Стальной пакт». Таким образом, накануне Второй мировой войны Италия была полностью втянута в орбиту устремлений германских нацистов.

Все по http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_депрессия
См. подобные материалы в иноязычных Википедиях.

http://www.demographia.com/db-uspop1900.htm

При сохранении роста населения хотя бы в 1 – 1,2 млн. в год (по тенденции колебаний 1926 – 1930 гг.) США от уровня 1930 года – 123,1 млн. человек – имели шансы увеличить население до 130 – 132 млн. в 1937 г., а имели – 128 млн. (с заметными колебаниями).

Кирилл Дегтярев


«Великая Депрессия» в США и «великий перелом» СССР – что было страшнее?
Итак, официальное статистическое бюро США “US Census Bureau” (http://www.census.gov/ ) приводит следующие данные по населению страны (см.: http://www.census.gov/popest/archives/1990s/popclockest.txt ):

1900 – 76 млн., 1910 – 92 млн., 1920 – 106 млн., 1930 – 123 млн., 1940 – 132 млн., 1950 – 152 млн., 1960 – 181 млн.

Таким образом, в абсолютном измерении население страны выросло на следующую величину:

1900-1910 – 14 млн., 1910-1920 – 14 млн., 1920-1930 – 17 млн., 1930-1940 – 9 млн., 1940-1950 – 20 млн., 1950-1960 – 29 млн.

Если смотреть прирост населения в %, то получаем следующую картину:

1900-1910 – 21%, 1910-1920 – 15%, 1920-1930 – 16%, 1930-1940 – 7%, 1940-1950 – 15%, 1950-1960 – 19%.

Итак, мы видим, что десятилетие «Великой Депрессии» резко выбивается из общего ряда десятилетий до и после. До 1930 население США стабильно прирастало на 14-17 млн. человек, или 16-21%, за десятилетие. После 1940 оно росло уже на 20-29 млн. человек за 10 лет, или на 15-19%. А в 1930-40 выросло всего на 9 млн., или на 7%. Таким образом, за это десятилетие страна «недосчиталась» около половины «нормального» прироста своего населения, или, как минимум, 8 млн. человек.

Можно «списать» столь незначительный прирост на сокращение иммиграции. Однако заметим, что на росте численности населения США не сказалась даже Вторая Мировая война (см. рост населения в 1941-1950), когда мощные миграционные потоки были мало возможны по всем известным причинам.

Можно даже сравнить рост численности населения в США в 1941-45 гг. В 1941 г. численность населения составила 133 млн. человек, в 1945 – 140 млн. человек. Рост на 7 млн. или на 5%. Сравним с любым периодом «Великой Депрессии». В 1930 население 123 млн., в 1934 – 126 млн., в 1938 – 130 млн. Т.е. за те же периоды население росло вдвое медленнее – на 3-4 млн., или на 2,4-2,6%. А ведь известно, что только прямые потери армии США на фронтах Второй Мировой в 1941-45 гг. составили более 300 тыс. человек убитыми.

Теперь сравним эти данные с приростом населения в России за тот же период и для России в нынешних границах РФ, обратившись к данным по населению на официальном сайте «Росстата» (http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d01/04-02.htm )

1926 - 92,7 млн., 1939 - 108,4 млн.

Получается, что за 13 лет с 1926 по 1939 г. население выросло на 16,7 млн. или 17%.

«Для ровного счёта» надо сопоставить эти данные с США за тот же период времени. В 1926 г. население США – 117 млн., в 1939 – 131 млн. Рост на 14 млн. или на 12%. Итак, получается, что «Великая Депрессия» в США была пострашнее «голодомора» в России.

Могут быть возражения того рода, что в России преобладало сельское население с «естественно» более высокой рождаемостью. Однако и в США общество в то время было достаточно патриархально, кроме того, это страна иммиграции. В итоге выходит, что за свой критический период истории они потеряли не меньше народа, чем мы – за свой «великий перелом».

Если же обратиться к логике, то известно, что в пиковый период Великой Депрессии до трети трудоспособного населения США было безработным. На что они жили в условиях, когда системы пособий по безработице практически не было? Заметим, что сейчас уровень безработицы в «развитых» странах – несколько %. Безработные там, конечно, не голодают, хотя живут несладко. Есть «бомжи», есть те, кто питается из мусорных баков.

Зато появилась другая проблема – от четверти до трети населения – пенсионеры. И уже встаёт вопрос о повышении пенсионного возраста. Кроме того, бывает, что пенсионеры умирают зимой – не от голода (пока?), но от холода. Поскольку вынуждены экономить на отоплении. Т.е. такую нагрузку западная экономика 21 века, развитая и социально ориентированная, уже не выдерживает.

В таком случае, можем ли мы предположить, что в 30-е гг. прошлого века в условиях, когда треть работников потеряло работу, США столкнулись с настоящим голодом? Вероятно, да.
А «в чём мораль»? Мораль даже не в прошлом, а в будущем. Какой путь нам выбрать? Можем ли мы считать западный путь оптимальным, анализируя факты, как истории, так и современности?  http://kulturolog.narod.ru/golodusa.htm

Население Украины по прогнозу 30-х годов Реальная динамика (вариант)
Год Население на 1 января; тыс. Рождае
мость Смертность Природ
ный прирост Рождае
мость (Смерт
ность без мертворожденных) Природ
ный прирост
1927 29 037 1184 583 601 1184 523 661
1928 29 638 1139 586 553 1139 496 643
1929 30 191 1040 579 461 1081 539 542
1930 30 652 1068 583 485 1023 536 487
1931 31 137 1096 592 504 975 515 460
1932 31 641 1120 604 516 782 668 114
1933 32 157 1146 614 532 564 2104 ;1540
1934 32 689 1174 628 546 551 462 490
1935 33 235 1192 641 551 759 342 417
1936 33 786 1198 651 547 893 360 533
1937 34 333 1195 660 535 1214 428 786
1938 34 868 1198 669 529 1114 431 683
1939 35 397 1206 678 528
Прогноз М. Птуха для УССР
в начале 30-х годов Реальная динамика (вариант)
Население США Население России
Year Population Change % Change
Подсчеты источника с ошибками Числен
ность населе
ния Число родив
шихся Число умерших % Измене
ния в числен
ности населе
ния
1927 119,035,0 1,638,0 1.40% 93604 4688 2705 2,07
1928 120,509,0 1,474,0 1.24% 95587 4723 2589 2,18
1929 121,767,0 1,258,0 1.04% 97721 4633 2819 1,84
1930 123,076,7 1,309,7 1.08% 99566 4413 2738 1,68
1931 124,039,6 962,907 0.78% 101272 4412 3090 1,38
1932 124,840,5 800,823 0.65% 102624 4058 3077 0,98
1933 125,578,8 738,292 0.59% 103648 3313 5239 - 1,86
1934 126,373,8 795,010 0.63% 101763 2923 2659 0,51
1935 127,250,2 876,459 0.69% 102080 3577 2421 1,17
1936 128,053,2 802,948 0.63% 103288 3899 2719 1,18
1937 128,824,8 771,649 0.60% 104520 4377 2760 1,58
1938 129,824,9 1,000,1 0.78% 106195 4379 2739 1,57
1939 130,879,78 1,054,8 0.81% 107892 4329 2600
http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_депрессия
http://demoscope.ru/weekly/knigi/andr_dars_khar/adk.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Голодомор_на_Украине