Есть поэты на Руси!

Конст Иванов
Мы –  не за деньги, а за дело,
Чтоб жизнь творилась на Земле!


Номер «ЛГ» с полосой «Шли по течению струги», удачно вышел 2 декабря – как раз в 7-ю годовщину исторического слета дикороссов. Эта небольшая подборка стихов заставляет меня мечтать о том времени, когда мы созреем для обстоятельного разговора о том, что мы делаем. То, что мы пришли, то, что мы есть, уже ни у кого не вызывает сомнения. Речь теперь о другом – о сознательном насыщении пространства нашим делом. После больших исторических перемен конца ХХ века Россия снова поднимается во весь рост, глядя на земной шар с полной ответственностью. Не столичная элита, которая есть всего лишь блестящая аппликация на мундире социума, а естественная элита великого народа, его мыслящие нервы, ветвящиеся в его теле – таков должен быть наш ориентир, устремление нашего самосознания. Мы сами и есть эти нервы, разбросанные по городам и весям. Именно такое самоощущение подсказало моему читателю-рецензенту Александру Емелину на сайте Проза.Ру прекрасную мысль о том, что если мир это компьютер, то Россия – его материнская плата. Помня и понимая такие вещи, мы должны заново научиться достоинству, соответствующему новой, постсоветской, Руси. О этом же говорят строки Сергея Кузнечихина:   

И что же делать?
За такой вопрос
пора бы убивать у нас в России…

Так что же делать? – добавим мы и ответим: делать, а не ныть. Дел невпроворот. Россия – на стапелях, как при Петре. И поэт, и народ, подымай паруса! Приближай великое время всеземношарного взаимопонимания!..
А пока – пока мы приближаемся к большому российскому разговору, знакомимся и открываем для себя друг друга.
И это дело нескорое, ибо в нашей краткой жизни, под бременем бегущего к смерти времени, нам нелегко отвлечься от своего частного существования и заметить, оценить бегущего рядом. Если со стихами двух Сергеев я уже немного знаком, то своего тезку из Воронежа читаю впервые. И его мастерские строки   

Это дело собачье – пугаясь урона,
лягушачьего вспрыга и птичьего вспорха –
хорохориться, словно хромая ворона,
на задворках у Баха, на досках у Босха!..

продолжаются во мне конкретизирующим ответом на «что делать»:
Не быть на задворках у Баха, у Босха, у Бога!
Не мыслить убого!
Отважиться – в путь! Это значит, исследуя строго,
Жить заново каждое утро, так, чтобы дорога,
С подъемом поставив вопрос о творении мира,
К отбою неслась напролом, под ночи секиру,
Поставив на кон все, что есть, ибо каждые сутки –
Всего лишь возможность меня, да хаос клубящийся жуткий!..

Стихотворение Кондратьева «На обочине» относится к тем чарующим вещам,  которые хочется бормотать нараспев, медитируя, – так сильна его музыкальность, побеждающая безнадежный «словесный» смысл строк:

Очнуться – в дрожи мусорных обочин
расслышать день, который озабочен
уже не столько пропитаньем скудным,
скорее – засыпаньем беспробудным
и непреодолимым остываньем…
И просинь в тучах веет расставаньем.

дни жизни, ночи страсти, годы странствий…

Сергей Князев, пронзительный голос покаянной Руси в стихах которого мне уже знаком, поразил меня, однако, совсем другим, стихотворением «Зачем люблю, зачем я нелюбим?». Это – чистейшая лирика, хрустальная вода поэзии, чище и интимней душе этой материи ничего нет, ни у какого мирового классика. Впрочем, есть – в другой его же вещи, в двенадцати воздушных строках из сборника  «Приют неизвестных поэтов», которые я привожу здесь, чтобы обратить на них ваше внимание:

Я заснул – и привиделись мне голоса,
или ветер бездомный бродить поднялся
между прожитым днем и грядущим?
Голос матери тек с незадутой свечи,
тихий голос отца был песком, у ночи
осторожно меж пальцев текущим.

Этой ночью два голоса были со мной.
Отраженные сирой родной стороной,
по душе моей медленно плыли.
Два задумчивых голоса – воск и песок.
И волна прикасалась к ладье из досок,
будто сказка досужая – к были.

Есть на Руси поэты!


5.12.2009.