Фабрика искусств по-парижски

Койфман Валерий
               

Когда чуть более 30 лет тому назад в старинном парижском районе был открыт для широкой публики грандиозных размеров культурный центр, недоумевающих было более чем достаточно.
Многие парижане не сразу привыкли к этому «храму искусств» из стекла, разноцветных металлических труб, пересекающихся тросов, опоясанного эскалаторами в прозрачных трубопроводах.

А началось все в 1969 году с заявления президента Франции Жоржа Помпиду: «Я страстно желаю, чтобы Париж обладал культурным центром, который был бы одновременно музеем современного искусства и творческой мастерской, где пластические искусства соседствовали бы с музыкой, кино и книгами».
Жорж Помпиду, который трепетно относился к идее национальной самобытности, подсознательно хотел вернуть Парижу статус мировой столицы современного искусства, «украденный» у него Нью-Йорком после Второй мировой войны.

Тогда же объявили международный конкурс на проект крупнейшего в Европе культурного центра. Местом для строительства был выбран самый центр одного из старейших районов Парижа, известный под названием "Плато Бобур».
Главной достопримечательностью района до этого был подземный комплекс Форума Центрального рынка, построенного на месте старого рынка – «чрева Парижа», который с 1183г. обеспечивал город провизией.

За два года собрали 680 проектов (в том числе 30 работ советских архитекторов).
Так что задача, возложенная на членов жюри, возглавляемого Жаном Прувэ, была не из легких. Победителями стали итальянец Ренцо Пьяно и англичанин Ричард Роджерс.
Именно они, по мнению жюри, разработали максимально проект, соответствующий выдвинутым требованиям так называемой «пространственной диаграммы».
Концепция, положенная в основу выбранного для строительства проекта, заключалась в том, чтобы создать огромный параллелепипед в стиле «хай-тек», с прозрачными стенами-экранами и помещениями, совершенно свободный внутри.
В итоге все коммуникации были вынесены на фасад. И теперь каждый посетитель знает, что опоясывающие здание разноцветные трубы вовсе не элементы декора, а функционально оправданные системы.
Так, в синие трубы были «упрятаны» коммуникации по циркуляции воздуха, в зеленые — водопровод, в желтые — электропроводка, в красные — лифтовое оборудование и системы безопасности, в том числе противопожарная и сигнализационная.

Строительство Центра началось в 1972 году. По прошествии пяти лет после начала строительства, 31 января 1977 года, Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (официальное название обычно сокращают до лаконичного «Центр Помпиду») был официально открыт уже другим президентом Франции Валери Жискар д’Эстеном.
Именно этот правый политик довел до конца самую левую, самую радикальную идею музея в европейской истории, обошедшуюся в одну седьмую всего культурного бюджета Франции.
Теперь мы уже не узнаем, предполагал ли идейный вдохновитель этого проекта, Жорж Помпиду,  какой успех ждет его детище, но время показало, что  его идея строительства грандиозного культурного центра, ставшего символом «культуры для всех» оправдала себя полностью.

Вначале общая реакция парижан была бурно негативной. Здание резко контрастировало с традиционной архитектурой квартала Бобур как своими авангардистскими формами, так и необычными масштабами (высота – 42 м, длина - 166 м, ширина - 60 м).
«Европейский дом культуры», «супермаркет культуры», «эклектостанция», «Помпидолиум» – такими эпитетами наградила тогда парижская пресса новое детище современного градостроительства.
Парижане протестовали, а туристы посмеивались. Но все шли сюда толпами.
Как когда-то в случае с Эйфелевой башней, отторгнутое стало популярным.
Поток посетителей в «Бобур» никогда не ослабевает. Установленные на входе электронные счетчики показывают в эти дни цифры, превышающие 200 миллионов человек. По посещаемости это второй результат после Лувра.
Люди тянутся сюда не только ради самого Центра, но и ради создавшейся вокруг него своеобразной атмосферы. На площади перед Центром прохожих и зевак развлекают жонглеры, акробаты, фокусники и артисты иных жанров.
Рядом с Центром Помпиду возвышаются скульптуры первого большого движущегося парижского фонтана, замечательного еще и своей яркой цветовой гаммой. Его создатели посвятили фонтан И. Стравинскому.
Прямо по соседству с Центром примостилась небольшая, по парижским меркам, старая готическая церковь Сен-Мерри.
И вот что самое интересное, оба здания удивительным образом сочетаются, не вычеркивая друг друга, но создавая своеобразный единый контекст – контекст культуры.

В структуру Центра Помпиду входят два главных подразделения: Национальный музей современного искусства и Отдел развития культуры. Цель деятельности первого из них заключается в том, чтобы представлять самой широкой публике произведения, как современного искусства, так и предыдущих эпох в области скульптуры, живописи, рисунка, дизайна, архитектуры, фотографии и так далее. 
Что же касается Отдела развития культуры, то предоставляемые им возможности просто поражают воображение. Это, прежде всего, огромная библиотека Центра на 2 000 мест, вход в которую бесплатный. В ее распоряжении находится огромное количество самых различных печатных и мультимедийных материалов.
Есть здесь и специально оборудованные кабинеты, предназначенные для людей незрячих или с ослабленным зрением.
Помимо этого, существует большое отделение информационной техники, лингафонный кабинет, дающий возможность изучать 135 языков мира.

Прошло совсем немного времени, и Центр Помпиду стал буквально заложником собственной популярности. Планируемая его создателями пропускная способность не шла ни в какое сравнение с реальным количеством посетителей. 
В конце концов, через 20 лет потребовался капитальный ремонт и здания, и его инженерных систем. В ходе ремонта в первоначальный замысел пришлось внести и некоторые архитектурные изменения. Был достроен шестой этаж, а на террасе крыши появился экстравагантный ресторан. Эскалатору облегчили задачу: теперь по нему разрешено подниматься только посетителям музея и выставок, расположенных на верхних этажах.
И самое главное, первоначальную прозрачность сохранили только стены вестибюля. На этажах, занимаемых Музеем современного искусства  (Musee d'Art Moderne), произведения искусства пришлось защитить непрозрачными стенами-экранами.

К 2000 г. здание было почти полностью отреставрировано и восстановлено, но полностью реконструкция Центра завершилась символически лишь в день его 30-летия.
Так 1 февраля 2007 года открылся для посетителей музейный этаж, где представлен «art modern», то есть классический модерн 1905-1960 годов. В начале апреля  открылся  этаж с «art contemporain» - искусством от 1960 года до наших дней.
В собрании Национального музея современного искусства, занимающего верхние этажи Центра Помпиду, находится около 58 тысяч произведений пяти тысяч художников и скульпторов, включая работы Пикассо, Брака, Матисса, Леже, Эрнста, Магрита, Шагала, Делоне, Кандинского, Малевича, Мондриана, Дали, Дикса, Клее, Дюшана, Дельво, Джакометти... всех и не перечислить.

Это самая крупная коллекция произведений современного искусства в Европе. Прежде всего, здесь великолепно представлен классический модерн, но и новейшее искусство представлено во всём своём многообразии. Это живопись, пластическое искусство, видео, кино, архитектура и дизайн, включая неореализм, поп-арт, минимальное искусство и концептуальное искусство.
Постоянную экспозицию, составляющую около 2000 экспонатов, приходится несколько раз в год обновлять – музею просто не хватает стен.
Выступая на торжествах в честь 30-летия Центра Помпиду, нынешний президент Франции, Жак Ширак, отметил среди прочего, что выставочные возможности Центра исчерпаны полностью, и что в Париже в 2009 году откроется его филиал, который разместится в здании Пале-де-Токио. Здесь сейчас находится городской Музей современного искусства, но две трети его помещений не используются. «Бобур» получит в свое распоряжение 13 тыс. кв. м музейных площадей и три видео- и кинозала. История детища Жоржа Помпиду продолжается и нет ей конца.