Северные приключения. Кому в Финляндии жить хорошо

Наир Алиев
Северные приключения  (2006 год)

Новый взгляд на Скандинавские страны

Н.АЛИЕВ

(Баку – Рига – Копенгаген – Хельсинки – Турку – Мариехамн (Аландские острова)  – Баку)


* * * (черным) Мариехамн, Аландские острова, Финляндия.  24 августа, 08.30* * *

* * * (курсив)

- А ты скажи, что тебя муж бьет, и потому ты не можешь вернуться назад!

Такой инструктаж на русском языке удалось услышать перед входом в гостиницу Pommern. Пожилая русскоязычная женщина уговаривала молодую женщину не возвращаться обратно в Россию и попросить убежища на Аландских островах. Насколько ей это удалось – не известно. Беседующие женщины поняли, что их «подслушивают» и решили удалиться. * * *

Этот разговор – далеко не самое яркое впечатление от поездки в Скандинавские страны. Первое, что запомнилось – полет в Ригу, из которой небольшая группа азербайджанских журналистов должна была вылететь в Хельсинки. Самолет компании Air Baltic опоздал с вылетом из Баку и в полете, по словам стюардесс, пилоты обещали нагнать упущенное время. Все так и получилось. Примерно к 7 утра лайнер оказался над столицей Латвии. Однако садиться он не спешил, совершая круги над Ригой. Когда в салоне самолета стало заметно серьезное волнение, пилот сделал заявление на английском языке, которое, впрочем, мало кто смог понять – уж слишком специфичным был выговор прибалтийского летчика. Примерно через 15 минут он повторил объявление на русском языке. Звучало оно так: «Над Ригоооййй малллееенькаяяя тумааанааа»... Произнесено это было с непередаваемым акцентом, что, впрочем, не успокоило пассажиров. И к этому моменту, к тому же, из салона исчезли стюарды и стюардессы, а лайнер издавал странные звуки, похожие на безуспешную попытку выпустить шасси. Была ли на самом деле «тумана» над Ригой или нет – сказать сложно, но из иллюминаторов самолета город просматривался достаточно четко для того, чтобы понять: мы уже в 10-й, 12-й, 15-й раз пролетаем над уже до боли знакомыми местами.

К счастью, почти через 2 часа кружения над Ригой самолет благополучно приземлился в рижском аэропорту, к огромной радости пассажиров, многие их которых были более чем взволнованы. Кстати говоря, вместе с группой азербайджанских журналистов в Ригу летел и посол Азербайджана в Латвии Тофик Зульфугаров, возвращавшийся с совещания в МИД. Узнав, что в салоне его соотечественники, он предложил  обратиться к нему в случае, если понадобится помощь в этой  прибалтийской стране. А помощь могла понадобиться, ведь помимо перенесенного стресса, из-за опоздания лайнера не удалось вылететь вовремя в Хельсинки – самолет, выполнявший этот маршрут к тому времени уже приземлился в столице Финляндии. Впрочем, персонал аэропорта не очень волновался по этому поводу и, не торопясь, искал варианты отправки  пассажиров в пункт назначения. Здесь могут отправить представителей одной делегации в пункт назначения «по частям», как и получилось с азербайджанской делегацией, большая часть которой отправилась в Копенгаген и уж оттуда в Хельсинки.

В целом, рижский аэропорт произвел благоприятное впечатление. Хотя, конечно, прежде всего, понравилось ощущение земли под ногами. Воздушные ворота Латвии переняли европейские стандарты. Конечно же, здесь есть отведенные места для курения. И это разительно отличается от Бакинского аэропорта, где открытые места для курения соседствуют с сиденьями, на которых сидят и  некурящие люди.

Что касается цен, то в рижском аэропорту торговля, в основном, ведется на местные латы (1 лат примерно 2 доллара). И, кстати, после Латвии долларовая зона завершается. Хотя в Копенгагене, куда отправили опоздавших на рейс в Хельсинки, тоже можно потратить доллары, здесь уже гораздо более привычны евро. Если уж речь зашла о деньгах, то нельзя не обратить внимание на датские монеты. Они такие же круглые, как и в других странах, но зато с аккуратной дырочкой посередине.

Копенгагенский аэропорт заметно больше рижского, а цены несколько выше. К примеру, кружка известнейшего датского пива Tyborg стоит больше 10 долларов. Если говорить о дальнейшем перелете из Копенгагена в долгожданный Хельсинки, то больше всего запомнилось меню в самолете, которые разносили стюардессы, предлагая поесть за деньги. Кстати, такая практика принята на всех европейских рейсах. В общем – самолет на время стал летающим рестораном, правда, желающих  поесть за свой счет было не очень много.

После приземления самолета в Хельсинки, пассажиров абсолютно не проверяют. Даже въездной штамп в паспорт никто не ставит. Считается, что раз есть шенгенская виза и штамп въезда в Данию, то дальнейший бюрократизм уже излишен. Впрочем, такая беспечность на фоне всеобщей террористической истерии несколько настораживает. Другой любопытный момент – существует жестко регламентированный список товаров и продуктов, которые можно ввозить в Финляндию (например, не больше 1 литра крепких спиртных напитков, максимум 10 пачек сигарет и т.д.). Возможно, багаж прилетевших из Риги и исследовали, однако на пассажиров из Копенгагена никто не обратил ни малейшего внимания.

К слову о самой шенгенской визе. За Скандинавские страны в Баку отвечает посольство Норвегии, которое и согласовывает с МИД Финляндии вопрос выдачи или невыдачи разрешения. Получить визу достаточно сложно. Азербайджанским журналистам, имевшим официальное приглашение финского правительства, дали разрешение только за 2 дня до самой поездки.

«Финики» и Карлсон

Хельсинкский аэропорт находится не очень далеко от центра города – минут за 20 можно добраться. Благо, дороги здесь прекрасного качества. Кстати, первое, что поразило при прилете - финское «двуязычие». Причем речь не идет о финском и английском языках: все надписи, названия улиц самого города, написаны на финском и... шведском. Причину этой специфики Финляндии можно понять, окунувшись в историю страны или добравшись до Аландских островов. Но об этом позже…

Добраться до портового города Турку из Хельсинки удобнее всего на скоростном поезде. Однако из-за поздней посадки в Риге и итогового опоздания самолета в столице Финляндии, пришлось брать такси. 2-2,5 часа езды обошлось в 240 евро. Такси в Финляндии заметно отличаются от того, с чем можно столкнуться в Баку и многих других городах СНГ. Удобный мини-вэн, где можно даже поспать, вежливый до предела водитель и т.д. Правда, есть одно «но». У многих сложился стереотип, что финны, как и многие северные народы, «тормозят». На самом деле это совершенно не так. Просто жители этой страны законопослушны, порой даже «излишне». Они готовы стоять на красный свет светофора и не переходить улицу, хотя, например, нет ни одного пешехода или пассажира. Особо поражает бесконечная взаимная вежливость всех участников дорожного движения. Возникло даже опасение: как бы не привыкнуть к этому, ведь потом в Баку будет трудно увертываться от машин, переходя дорогу на «своем» пешеходном переходе.

На широкой и практически пустой трассе финны ездят со скоростью, например, 30 километров в час, если увидят дорожный знак, на котором изображен лось. В общем, абсолютно законопослушные люди и потому не реагируют на просьбу пассажира «прибавить газу» - главное, это знак. И если он показывает, что можно прибавить скорость до 50 км/ч, то только в этом случае местный житель возможно так и сделает. Если же кто-то едет с нарушением правил (а такое за неделю пребывания в Финляндии удалось увидеть всего пару раз), то почти наверняка можно сказать – это «наш» человек, выходец из бывшего СССР.

Кстати, «наши» люди, живущие в Финляндии, относятся к местным финнам несколько пренебрежительно. Многих их называют «финиками» за странности. Например, финны-«финики» не знают известную скандинавскую сказку про Карлсона, что может вызвать удивление. Но если разобраться, то все логично: автор «Карлсона, который живет на крыше» - шведская писательница Астрид Линдгрен? А между финнами и шведами до сих пор сохраняются странные отношения. Стоит начать с того, что финский язык в Финляндии получил равноправное хождение наравне со шведским только в 1863 году. Многие финны до сих пор смотрят на шведов как на «хозяев», испытывая заметный даже со стороны трепет. И в то же время, шведов не очень любят, и особенно ярко это проявляется на спортивных состязаниях, в хоккее. В магазинах, например, можно купить майки на которых лось – своеобразный символ Финляндии пьет водку «Финляндия» а затем «сливает» переработанный продукт в бутылку с надписью «Абсолют» - а это, самая известная шведская водка. И в политике чувствуется разобщенность двух скандинавских стран, одна из причин которой – проблема Аландских островов.
Один пример: в 1991 году Швеция подала заявку на вступление в Европейский Союз. Это решение Стокгольма застало руководство  Финляндии врасплох. Очевидно, оно впоследствии оказало воздействие на отношения между странами, привело к различиям в европейской политике. Внутри ЕС не возникло «северного блока», Финляндия перешла на евро, а Швеция как и Дания остались вне европейского валютного союза. Кроме того, Швеция не захотела стать членом НАТО, а Финляндии не позволили это сделать как раз «финские» Аландские острова, населенные шведами…
 
Возвращаясь к транспорту. Здесь есть еще одна особенность – все автомобили ездят с зажженными фарами. Такое можно изредка увидеть и в Баку, когда дорожная полиция проводит неделю безопасности на дорогах. В Финляндии же это обычное явление. И, кстати, как говорят местные жители, очень удобное, особенно для людей с ослабленным зрением. И потому, когда финны, по их собственному признанию, попадают в другую страну, им сложно ориентироваться на дорогах.

На финских дорогах, что в Хельсинки, что в Турку, что в Мариехамне просто не бывает пробок. Причин несколько – не так много машин, удобная и продуманная транспортная сеть – дешевле и порой быстрее проехаться на трамвае или метро, а то и пройтись пешком, чем брать своего «железного коня». Единственную пробку удалось увидеть в Хельсинки. На достаточно широкой дороге несколько минут не могли разъехаться… трамваи. Длилось все это недолго, но зрелище на проспекте Мерикасарминти, где как раз находится трамвайная развязка с несколькими пересекающимися путями, стоило того. В целом же, по улицам Хельсинки трамваи несутся с непривычной частотой и необычной скоростью.

Финны и шведы, живущие в Финляндии активно используют велосипеды самых разнообразных форм и конструкций. К примеру, в Мариехамне удалось увидеть велосипед, над передним колесом которого, в удобном ящике, располагалась собака, сиденье было занято хозяйкой, а сзади, тоже в комфортных условиях разместился ребенок. В провинциальных городах велосипедистов больше чем пешеходов и автомобилистов и травму легче получить от столкновения с велосипедом, чем с машиной. В том же Мариехамне у пешеходов, автомобилей, и любителей двухколесного транспорта свои, специально обозначенные  дорожки. В случае с машинами все  понятно – это собственно, трасса. Затем, уже на как бы тротуаре нарисовано изображение велосипеда, еще дальше от дороги – путь для пешеходов. И уже совсем впритык к домам газоны – для выгула собак.

На каждой улице в провинциальных городах есть несколько велосипедных стоянок. Да что говорить, если депутаты аландского парламента и члены правительства приезжают на работу на велосипедах – перед зданием Лагтинга  (парламента Аландских островов) тоже есть неплохо оборудованная велостоянка. К слову многие двухколесные машины являются носителями… рекламы. Например, встречались велосипеды, рекламирующие «Колу» и многое другое.

Простота тамошних чиновников поражает. По вечерам на Аландах можно увидеть бегающих министров в рейтузах, причем чаще встречаются министры-женщины. Парламентарии совершенно спокойно приходят на работу со своими детьми. Это и понятно:
в Финляндии, а особенно на Аландах особых проблем нет, за исключением одной  (об этом чуть ниже). Один из главных обсуждаемых вопросов в Лагтинге…  - сексуальная неудовлетворенность женщин. Много думают в парламенте о том, в какой цвет покрасить зал заседаний. Спикер Барбро Сундбак, по ее словам, хочет добавить больше светлых тонов. И обсуждается все это абсолютно серьезно…

Во всем Мариехамне, как говорят, всего 2 светофора. Мне, правда, удалось увидеть целых 3. При этом за несколько метров до светофора стоят предупреждения – осторожно, впереди… светофор. Вот такая  это редкость, без которой, впрочем, легко обойтись, так же, как местные жители обходятся без уличных телефонов. Говорят, что в Хельсинки еще осталось несколько таксофонов, в основном в недорогих гостиницах. Но вот, на Аландских островах и во многих других провинциях их попросту нет. Много лет ими никто не пользуется, и потому власти убирают эти атрибуты прошлого века.

*НИЧЕГО ФИНСКОГО* * *


ДОСЬЕ* курсив * *

Культура Аландских островов почти сродни шведской. Исторически Аланды входили в состав Шведского королевства вплоть до войны 1808-1809 гг., когда Швеция была вынуждена уступить Финляндию и Аланды России и они стали частью Великого княжества Финляндского. Когда в 1917 году Российская империя стала распадаться, Аландские шведы решили воссоединиться со Швецией. В том же году и Финляндия объявила себя независимой, однако финны решили не отпускать Аланды и предложили им форму внутреннего самоуправления. В 1921 году Лига Наций (прообраз нынешнего ООН) приняла компромиссное решение, по которому Финляндия получила номинальный суверенитет над Аландами, и при этом была обязана гарантировать населению Аландов сохранение шведского языка, культуры и т.д. Одновременно принято решение о демилитаризации и нейтральном статусе Аландских островов. По закону о самоуправлении Аланды – полностью шведоязычная провинция Финляндии. Здесь нет и не может быть ни одной финской школы, вся переписка с чиновниками, в том числе и с Хельсинки должна идти на шведском языке.

С 1984 года Аланды имеют свои марки. Еще ранее, с 1954 года у Аландов появился свой флаг. Первоначально он был практически неотличим от шведского, но тогда своим правом воспользовался парламент Финляндии и потребовал поменять цвета. Сейчас это синий флаг с желто-красным крестом. Кстати, финские власти могут вмешиваться и настаивать на своем только в случае, если принятое провинцией решение представляет угрозу внутренней или внешней безопасности страны. Так они и поступили в 1954 году, заявив, что если аландское судно будет плыть под флагом, неотличимым от шведского, то это может привести к разного рода инцидентам.

До конца года Аланды станут полностью независимыми и в Интернете – здесь уже введен свой домен - «ax» вместо финского «fi».

Аландские острова имеют право в любой момент провести референдум о независимости и финские власти, по их признанию, препятствовать не смогут.

Согласно акту об автономии, Аланды могут влиять на заключение Финляндией международных договоров – в этом случае нужно согласие Лагтинга. Таким образом, Аландские острова, к примеру, не допустили Финляндию в НАТО, получили особый статус как объект международного права, фактически выторговав его взамен на разрешение вступить Финляндии в Евросоюз. И при этом они получили необычайные льготы, сохранив за собой право, к примеру, вести на паромах безналоговую торговлю, благодаря чему получают огромную прибыль.
* * курсив****
*  *     * *


Столица Аландских островов – Мариехамн. Это тихий провинциальный городок. К слову сказать, на всех Аландских островах (а их около 6 тыс. 300) сейчас живут всего 27 тысяч человек.  Кстати, в прошлом году местных жителей было на 1 тысячу меньше. 3-4 ребенка еще не предел в семьях аландских шведов. Независимости местные жители не особо хотят – Аланды (по-шведски звучит Оланд, а по-фински Ахвенанмаа) получают дотации из Финляндии - 0,45% бюджета. В 2003 году эта сумма составила 160 миллионов евро. В парламенте, где 30 депутатов, всего двое радикалов из партии «Будущее Аландов», которые ратуют за отделение. Но к ним относятся с известной долей юмора, ведь «от добра добра» не ищут.  Отделившись, или присоединившись к Швеции, Аланды стали бы обычной непривилегированной провинцией. Так что Финляндия это то, что им надо. Но при этом ничего финского Аландские шведы на свою территорию не допускают. Даже губернатор, назначаемый руководством Финляндии – аладский швед. И он является всего лишь третьим человеком на островах после спикера парламента и главы администрации. Более того, в свое время он работал в аландском правительстве. Фактически нынешний губернатор Питер Линдбяк ничего не решает. Об этом знает и он сам, о чем, не таясь признается в беседах с журналистами.  Работа «не пыльная», хорошо оплачиваемая, чего еще нужно. Фактически, это «свадебный» генерал с хорошим окладом.

Как он признается, к нему побеседовать может зайти любой человек, у которого есть 5-10 минут лишнего времени. И при этом на вопрос секретарши: «По какому поводу?», посетитель запросто может ответить: «Не ваше дело!». Кстати, несмотря на то, что сам офис губернатора выглядит достаточно бедно, Питер Линдбяк относится к этому достаточно спокойно…

1-2 дней на Аландах достаточно, чтобы понять – проблемы Финляндии – не проблемы Аландских остров. Хотя проблемы самих Аландов – это головная боль для Финляндии. На островах больше интересуются тем, что происходит в Швеции. Именно в этой стране 70% молодых людей получают образование, многие из которых там и остаются работать. Власти Швеции специально для Аландских островов установили в Балтийском море антенны, чтобы вещать для «финских»  шведов. Майки и кепки с аландской символикой, продающиеся в местных магазинах, также сделаны в Швеции. Здесь чаще можно увидеть шведский флаг, чем финский. Нам удалось увидеть финскую символику в этой «финской» провинции всего 4 раза: на сувенире (это вызвало удивление – как продавец только решился на это), на одной из гостиниц (рядом висели шведские и аландские флаги) и на двух чисто финских кораблях, которые зашли в порт Мариехамна.

А вот шведской символики хоть отбавляй. Достаточно сказать, что в центре редакции одной из двух аландских газет – «Оланд» висел именно шведский флаг. Найти же финнов в Мариехамне очень сложно. Мы видели одного, который называл себя не финном, а финноязычным и в целом произвел удручающее впечатление. Ну и естественно, на Аландах он по-фински в общественных местах не говорил. Не потому что опасно – могут просто не понять. Всего же из числа жителей островов – 5% финнов. Но это –  по словам администрации Аландов. Так ли это на самом деле – сказать трудно. К примеру, власти автономии утверждают, что здесь живет 52 национальности. Разобраться в этом сложно, поскольку, даже в отличие от континентальной Финляндии, здесь практически нет чернокожих и представителей других рас.

Почему так происходит – понятно. Европейские страны уже длительное время ужесточают иммиграционное законодательство.
Однако Аландам делать этого даже не нужно – здесь изначально были жесткие правила. Так называемое право жительства является основанием для участия в выборах в парламент, владения недвижимостью, ведения экономической деятельности. При этом эта провинция ввела ограничения на право владения и распоряжения недвижимостью «с целью сохранения земли в собственности аландцев».

Право жительства дается ребенку при рождении, если хотя бы один из родителей им обладает. Человек, переехавший на Аланды тоже может ходатайствовать о праве на жительство при условии, что он прожил там 5 лет и владеет шведским (не финским!). Но при этом, этот человек еще должен быть гражданином Финляндии. То есть задача практически невыполнимая. К тому же Аландские власти следят за численностью финнов, стараясь, чтобы их было не больше 5% от всего населения островов. 

И как минимум большое удивление и даже подозрение у аландцев вызывают люди, которые покупают в магазинах что-то финское. Но и при этом на всех товарах, произведенных в Финляндии, этикетка на трех языках – финском, шведском и английском.

Кстати,  несколько лет назад на островах произошел интересный случай. Некий «финноязычный» человек решил ограбить местный банк - «Аландбанкен». Он ворвался с пистолем, начал кричать, что это грабеж и т.д. Многие его просто не поняли, а те, кто сообразил, с укоризной сказали: «Грабишь – ладно. Но хотя бы по-шведски объясни, что тебе надо». Похоже на анекдот, но это реальное событие. Маленькие Аландские острова не просто «доят» Финляндию. Они хотя больше… автономии. Это, в их понимании, больше денег.

Финские шведы фактически заставляют учить всю Финляндию шведскому языку, сделав его государственным. При этом сами, согласно своему Акту об автономии НЕ ДОЛЖНЫ учить финский. И не учат! Приезжая в тот же Хельсинки, они без проблем ориентируются на улицах, ведь названия дублируются на двух языках. А если уж встретят человека, который не говорит по-шведски, то они обратятся к нему на английском. В правительстве Аландов нам сказали: «Не исключено, что в будущем мы будем общаться с Финляндией на английском».

Презрение, или, если мягче, небрежность по отношению к официальному Хельсинки, выражают даже руководители правительства Аландов.  Например, глава администрации Элизабет Нуклер, заявившая буквально следующее: «Финляндия – не независимая страна. Если, к примеру, Россия или США захотят, то Финляндия перестанет быть независимой». Однако, думается, что если Россия или США захотят, то и Аланды перестанут быть такими «автономными»… При этом сама глава правительства произвела благоприятное впечатление как человек. К тому же она бывала в Баку и сразу узнала в преподнесенном ей сувенире «Девичью башню»: «О, а я была здесь»…

За финнов было настолько обидно, что на встрече в МИД Финляндии, уже в Хельсинки, я задал вопрос:

- Вы, в МИД Финляндии, все говорите на шведском?

- Да.

- А в МИД Швеции говорят на финском?

- Вряд ли…

- И на Аландах не говорят. Почему?

- …


… Мечтая о развитии своей автономии, аландцы, тем не менее, живут весьма неплохо. Практически каждая семья имеет «домик в деревне» -  summer house, куда они переселяются летом. Огромное количество небольших островов приводит к тому, что у многих семей есть свое практически личное «имение», куда они, помимо дачи, ездят отдыхать. Хотя многие из островов можно назвать просто утесами, но, видимо для масштаба, аландцы, и их называют этим громким словом «остров».

Добираются до них, как правило, на легких катерках. Поездка, если честно, не для слабонервных – все-таки открытое море. И потому «путешественники» обязательно должны надевать спасательные жилеты». Хотя если что, они не сильно помогут – Балтийское море даже летом достаточно холодное.

Кстати о погоде. Лета в нашем понимании на Аландских островах нет. В течение дня можно ходить и в майке, и в свитере, и в куртке. Причем температура воздуха меняется очень быстро – начинается проливной холодный дождь, а через 15 минут вновь наступает относительная жара. Так что, выходя из дома или отеля лучше брать с собой и теплые вещи. Хотя местные жители каким-то непостижимым образом ориентируются, оказываясь всегда подготовленными к «проделкам» погоды.

Жизнь на Аландских островах замирает с наступлением раннего вечера. В 18.00 закрываются магазины, кафе. Редкие заведения работают до 20.00-21.00. В Хельсинки, столице Финляндии, ситуация похожая, но все же немного отличается. Есть магазинчики, которые называются киосками и они работают почти до 10 вечера. Но при этом уже с 8-9 вечера здесь начинаются ограничения на продажу табака и спиртного.

Возвращаясь к аландскому Мариехамну – здесь есть даже дискотека. Правда, за 4 дня пребывания на островах, так и не стало ясно, когда же это заведение работает. По словам местных жителей, открывается дискотека только по выходным дням. И это полностью отражает нравы местных жителей: раз закончился рабочий день, значит, пора домой.

Есть и еще одна характерная особенность, которой «страдают» аландцы. Помимо уже упоминавшегося количества островов, здесь огромное количество музеев. Например, аландцы считают, что «старейшее в мире» грузовое парусно-паровое судно – это Pommern, из которого сделали музей. Рядом здание и, вроде, тоже музей, но, одновременно, это еще и ресторан. 

В общем, атрибуты независимости, которыми Аланды гордятся, у них есть. И местные чиновники с гордостью говорят, что Аландские острова – это фактически независимое государство. И Финляндию они ни во что не ставят. Живут «шведской жизнью», при этом деньги получают от официального Хельсинки. Тысячу раз подумаешь – нужна ли Финляндии такая автономия в составе страны, которая кроме головной боли и лишних трат бюджетных денег из кармана финских же налогоплательщиков, ничего не дает. Чего стоит только введение существования второго госязыка для местных шведов, которые фактически считают себя частью Швеции и без тени сомнения говорят: «Мы бы приветствовали высадку шведских войск в Аланды, но финские войска не допустим…». В общем, здесь, в номинальной финской провинции, нет ничего финского…




«ЗАКУСОЧНЫЙ АППАРАТ»
 
В Финляндии и на Аландских островах очень много говорят о гендерном равенстве, и порой, складывается впечатление, что все – чиновники и парламентарии просто помешаны на этом. Это и не удивительно, ведь еще в первый финляндский парламент в 1906 году было избрано 19 женщин – 9,5% от всего состава законодательного органа. В нынешнем созыве парламента из 200 депутатов – 75 женщин. О правах женщин как о достижении высказывались женщины - спикер Аландского парламента Барбро Сундбак, глава правительства  Элизабет Нуклер. Не преминул упомянуть об этом и губернатор-мужчина Питер Линдбяк. Правда, на континентальной части страны об этом говорят поспокойнее, не так, как Аландские шведы, которые радикальны во всем. Например, в борьбе с пьянством.

Ходить с открытой бутылкой пива по Мариехамну не рекомендуется. Правда, как объясняют местные жители, это правило больше относится к молодежи. В здании правительства, напротив небольшого зала для собраний висит плакат «О вреде алкоголя». На нем изображены «болевые» точки, по которым бьет пиво и прочие напитки. Встреча здесь у нас состоялась утром. Посмотрев на плакат и войдя в зал все были удивлены – делегации в качестве утреннего напитка было предложено… пиво. Так что борьба борьбой, но и в администрации Аландов не отказывают себе в «маленьких радостях».

Алкогольная проблема в Скандинавии имеет давнюю историю. Еще первый финляндский парламент на своей первой сессии в 1907 году принял закон о запрете на спиртные напитки, за который выступали женщины и рабочее движение. «Сухой закон» в разных вариантах действовал практически до 2004 года. Тогда из-за новой ситуации (членства Финляндии в ЕС и вступления в эту организацию Эстонии, где цены на алкоголь были в 2 раза ниже), финляндские власти снизили акцизные налоги на алкоголь. С тех пор потребление спиртных напитков в стране увеличилось более чем на 10% и алкогольные отравления стали ГЛАВНОЙ причиной смерти среди мужчин трудоспособного возраста. Хотя стоит отметить, что даже при сниженных акцизах стоимость спиртного непомерно высока. Остается только догадываться, сколько стоило то же пиво до 2004 года, если в кафе 330-грамовый бокал стоит от 4 до 6 евро. А в магазинах – до 2 евро.

Выпить финны действительно любят, но… не могут. Видимо, сказывается какое-то генетическое несоответствие. Уже от небольшой дозы алкоголя местные жители начинают вести себя неадекватно. Особенно ярко это проявляется на праздниках, концертах, на одном из которых, в столице Финляндии, удалось побывать и азербайджанским журналистам. Лояльные полицейские в Хельсинки замечаний местным жителям, уснувшим вповалку на газонах, не делают, просто пытаются развести по домам, если конечно опьяневшие в состоянии назвать адрес. Если нет, то все равно в беде не оставят.

Еще более яркие события происходят на паромах линии «Викинг лайн», идущих из Хельсинки в Стокгольм через Аландские Мариехамн. Как уже упоминалось выше, благодаря выторгованным правам, на этих паромах осуществляется безналоговая торговля в магазинах Duty Free. Это определяет популярность морских перевозок для любителей напиться за относительно «небольшие» деньги. Одни и те же люди могут неделями жить на паромах, проигрывая (или выигрывая, что редко) в свободное от выпивки время в игровые автоматы. Один из паромных «долгожителей» - иракский курд, владеющий русским языком и получивший убежище в Финляндии, как-то пытался подтолкнуть меня к правонарушению: проиграв достаточно большую сумму, он решил наклонить игровой аппарат, конструкция которого позволяла предполагать, что огромное количество монет по 2 евро в этом случае достанется неудачнику. Так и получилось, но только без моей помощи. К слову, игровые автоматы в Финляндии установлены практически во всех гостиницах, ресторанах и кафе.

Огромные паромы, высотой с 7-9 этажные дома (с этажа на этаж можно перебираться с помощью лифтов) оборудованы всем, что надо для жизни – каюты, кафе, рестораны, живая музыка, бильярд и пр. Везучие или предприимчивые игроки (как, к примеру, упомянутый иракский курд), повторюсь, действительно живут неделями, а то и больше, на этих огромных кораблях. И здесь многие скандинавы ведут себя совершенно не так, как в жизни на материке. Поздним вечером можно увидеть десятки людей, который не добрались до своих кают, уснув в коридорах жилых отсеков. А некоторые мужчины и женщины, уже не отдавая себе отчет в происходящем, даже занимались любовью просто на грязном полу. Вот такое впечатляющее зрелище. Впрочем, к середине ночи персонал парома, привыкший ко всему, разносил своих «клиентов» по каютам.

Есть у финнов и склонность к «двойным» стандартам. Когда наша делегация возвращалась из Мариехамна в Хельсинки, на пароме зачитали объявление, в котором предупреждалось, что с этого дня (25 августа) при выходе с судна будет проводиться выборочная проверка пассажиров. Тех, кто выглядел как явный финн или швед, естественно, не трогали, так же, как и большинство светловолосых людей. А вот кому «не повезло» с цветом волос оказались в поле зрения сотрудников правоохранительных органов. Сказываются, естественно, стереотипы – подозрительный человек, как правило, является обладателем восточной внешности. Тут нужно небольшое отступление – такого количества блондинов и блондинок, как на Аландах и в Финляндии, увидеть вряд ли где можно. Здесь даже пасущиеся на лугах коровы – ярко выраженные «блондинки».

Возвращаясь к теме: на тех же Аландах можно было увидеть нарисованную на стенах свастику. Эти изображения уж явно нанесли не приезжие, а, скорее, местные «блондины»…

В целом же, что представители правоохранительных органов (которых в этой скандинавской стране очень мало), что простые люди, отличаются вежливостью и учтивостью. Всегда готовы помочь туристу найти дорогу к месту, которое он ищет и т.д. Хотя здесь есть две сложности. Во-первых, в центре Хельсинки чаще можно наткнуться на туриста, чем на местного жителя,. Во-вторых, многие местные ходят с картой, не сильно ориентируясь в малознакомом квартале или районе.
Но в любом случае, шансы найти нужное место всегда есть, даже для иностранца не владеющего финским, шведским и даже английским.

Прежде всего, в Финляндии почти все говорят на английском. Это – общепринятый язык в деловой жизни, а в некоторых международных финских фирмах вообще является рабочим языком. На немецком говорят меньше, хотя для части пожилого поколения – это основной иностранный язык. Наряду с немецким, французский, испанский и русский языки все чаще входят в программу обучения школьников и студентов. Любовь финнов к изучению иностранных языков имеет достаточно простое объяснение. Дело в  том, что финский язык входит в весьма небольшую финно-угорскую группу языков. Вне Финляндии его понимают и немного говорят на нем лишь в Эстонии. Как нация без языковых родственников, финны стремятся овладеть иностранными языками.

Другая причина – развитие туризма. Огромный наплыв иностранцев делает знание языков критически важным. В небольшой гостинице, где останавливаются посетители из разных стран мира, удалось услышать любопытный диалог. Туристка из России, совершенно не владеющая английским, по-русски пыталась объяснить администратору, что ей нужна вилка и ключ от холодильника, который оказался закрыт. Слово вилка было понято без проблем. С холодильником было несколько сложнее, однако через пару минут финская девушка поняла, о чем идет речь, но попросила по-английски залог в 10 евро за ключ от него. Тут уже пришлось вмешаться тем, кто понимал по-английски, чтобы объяснить российской туристке ситуацию.

Кстати о «скандинавском английском языке». На Аландских островах шведы также прекрасно владеют английским, но не выговаривают звук «дж». Даже распространенное местное имя Jennica здесь произносится как Йенника, Но желание говорить чисто настолько сильно, что местные скандинавы звук «дж» пытаются использовать даже там, где он не нужен, например, в слове University, которое, вместо «юниверсити» произносится как «джуниверсити».

Вежливость финнов действительно впечатляет. Даже по отношению к тем, кто невольно ведет себя непривычно для местных жителей. Например, швед, приезжающий в Хельсинки старается всячески показать, что – швед. На нем, как правило, майка со шведской символикой, а из рюкзака, к тому же, торчит шведский флаг. Это не вызывает негодования. Но вот стоит кому-то надеть майку с символами Дании, как почти все местные жители с любопытством, граничащим с негодованием, будут смотреть на этого человека. Причина – традиционные напряженные отношения между этими народами, периодически сопровождавшиеся войнами.

Чувство юмора у финнов есть, достаточно вспомнить уже упоминавшееся изображение, которое обыгрывало тему преимущества финской водки «Финляндия» над шведской «Абсолют».
Но гораздо чаще здесь шутят над своей же провинцией – Лапландия, где находится резиденция Деда Мороза - Санта-Клауса. 
Например, сувенирная майка, на которой изображена мошкара с подписью – Военно-воздушные силы Лапландии. Впрочем, такие ВВС опасны не только в Лапландии, но и в самом Хельсинки – местные комары поражают огромными размерами и цветом – они изумрудно-зеленые.

Впрочем, комары не могут испортить впечатление от чистоты финляндских городов. Причем, сказать, что здесь так уж часто убирают на улицах, было бы неправильно. Чисто здесь не потому, что
дворники с утра до вечера метут метлами, а потому, что никто не сорит и не разбрасывает мусор. Огромное количество мусорных баков, причем многие из них предназначены для разного вида отходов – для бумаг, бутылок, пластика. Разобраться что для чего, особенно если нет уточняющих надписей, трудно. Но огромное количество таких приспособлений гарантирует – больше минуты в поисках того, куда бросить ненужную вещь в Хельсинки вы не затратите.

Особенно «красивая чистота» в Мариехамне. Красный асфальт (из-за местного красного гравия и красного песка), на котором не валяются пустые пакеты, бутылки и прочие отходы. А когда идет проливной дождь, что в Финляндии не редкость, по улицам не текут грязные от мусора, реки (на заметку бакинскому мэру Гаджибале Абуталыбову).
В общем, цитируя героев известного российского фильма «Особенности национальной рыбалки» - чисто, аккуратно, все не по-нашему. Непривычен в начале и выговор местных жителей, особенно их любовь «удлинять» слова. Например, «опера» по-фински – «ооппера», «почта» - «постилаатико» и т.д… Есть еще множество слов и названий, некоторые из которых звучат для азербайджанского слуха просто неприлично, но это уже не вина финнов…
 
Люди здесь живут так же, как и везде, вешают белье на балконах, где висят специальные веревки. Но увидеть это можно только попав внутрь дворов. Да и выглядит это все равно не так, как в Баку. Те же мусорные баки, куда местные жители выносят отходы, разительно отличаются от нашей ситуации – в Финляндии их опустошают специальные службы гораздо чаще и аккуратнее.
В целом все специальные службы в Финляндии работают отменно. Полиции на улицах не видно, но порядок есть.  На тех же Аландских островах вообще нет тюрем. Редких правонарушителей отправляют в тюрьму на континентальную часть  страны.

Здесь даже акции протеста своеобразные. Так, перед зданием парламента 25 августа проводил акцию голодовки некий человек. Но уже 26 августа его на месте не оказалось. Хотя, возможно, мы попали туда во время «обеденного» или какого-то другого  перерыва. Как бы странно это не казалось, но даже платные общественные туалеты в Хельсинки тоже закрываются на перерыв. И люди, переминаясь с ноги на ногу, терпеливо ждут, не выказывая никакого возмущения. Хотя, как и везде, молодежь здесь более нетерпелива и склонна к авантюрам. Например, на 1 «билет» в туалет, в помещение могут войти десятки студентов, которые просто не дают автоматической двери закрыться. Получается так называемая «карусель».

Финны гордятся тем, что их страна – симбиоз Востока и Запада. Наверное, это действительно так, ведь в самом центре Хельсинки сохранились гостиницы старого советского типа – с 1 туалетом на этаж, общей душевой, единственной кухней с холодильником.
О душе в отеле Eurohospel (лозунг гостиницы: «Экономьте деньги  во время сна»), стоит сказать особо. Прежде всего, многие туристы не стесняются идти голыми или полуголыми в душ, в то время как рядом проходят ошарашенные люди. Да что говорить, если во многих банях, например, на Аландских островах, мужчины, женщины и дети, плавают в общем бассейне. Причем, мужчины, как правило, абсолютно обнажены. Такие вот нравы.

Возвращаясь к душу в отеле. Он очень специфичен и в этой специфике сразу разобраться сложно. Душ на кнопках – одно нажатие и вода идет секунд 20-30. Затем надо опять нажать. В общем, искупаться было непросто… Да и еще один момент – в инструкции для постояльцев было указано, что в душе можно… петь. И это не будет нарушением правил. Про то, можно ли без одежды разгуливать по коридору ничего не говорилось. Раз так, значит, можно…*

Ну и окончательно поразила нас всех надпись на кухне в отеле – «Закусочный аппарат в регистратуре». Так и представилась картинка: постоялец выпивает, нажимает кнопку, и из этого аппарата выскакивает малосольный огурец. На самом деле все проще. Из-за того, что этот недорогой полуотель-полуночлежка (при этом стоимость - больше 50 евро за ночь) облюбовали и российские туристы, администрация решила облегчить им жизнь, снабдив пояснительными надписями. На самом деле этот «закусочный» аппарат за деньги выдавал разного рода «сникерсы» и печенья…*

О нравах финнов говорит и тот факт, что, скажем в каком-либо кафе или ресторане, примерно за полчаса до закрытия звенит специальный звонок. И как бы кампания весело не проводила время, никому и в голову не придет оспаривать решение администрации. И уж конечно никто не попытается «договориться», предложив лишние деньги. Недаром Финляндия в рейтинге «Транспэренси интернешнл» занимает первое место в рейтинге отсутствия коррупции…*

ГРАНЕНЫЕ СТАКАНЫ

О российском присутствии в Финляндии напоминает многое, даже на бытовом уровне. Например, здесь необъяснимо сильна любовь к граненым стаканам, сделанным в России и не только. Огромное количество географических названий до сих пор свидетельствуют о том, что эта страна входила в Российскую империю. Например, столица Аландских островов – город Мариехамн, названа так в честь императрицы Марии Федоровны. В переводе со шведского – Залив Марии. 

В центре Хельсинки, на Сенатской площади, до сих пор стоит памятник российскому императору Александру II. Это, к слову, любимое место новобрачных.
А так как здесь бывает много туристов, у молодоженов сложилась традиция давать приезжим открытки с просьбой написать им пожелания на родном языке (что представители азербайджанской делегации с удовольствием сделали). Здесь же всегда можно увидеть огромное количество гуляющих с детьми мамаш и папаш. Обычная картина – отец говорит по телефону. А ребенок в это время ползает возле ног.

На набережной Хельсинки расположен столп с российским двуглавым орлом – тоже наследие Российской империи. И никому из местных жителей даже в голову не придет потребовать снести эти памятники. «Это же наша история!», - говорят они. Хотя, конечно же, помня войну 1939 года, когда Советский Союз напал на Финляндию, отобрав часть территории, здесь чувствуется определенная нелюбовь к России. Но выражается она никак не в агрессии, а в дискуссиях…
Наряду с улицами, названными в честь российских императоров (их не переименовали), есть и огромный проспект Маннергейма, которого в Финляндии почитают как основателя финской государственности и как человека, благодаря которому СССР не смог захватить больше финских земель. Стоит вспомнить, что созданная Маннергеймом оборонительная линия привела к тому, что Советский Союз в войне 1939 года понес огромные потери.

В то же время, именно в столице Финляндии находится самый большой православный храм в западной Европе – Успенский кафедральный собор. Служба там происходит на финском языке и посещают церковь огромное количество местных жителей, туристов (им запрещено фотографировать в храме). Вообще же, православие можно считать старейшей формой христианства в Финляндии. Православная вера пришла в южные части Финляндии и в приладожские деревни, где жили карелы, более тысячи лет назад.

Еще один штрих – местные русскоязычные люди часто назначают свои встречи у памятника «Ленину». На самом деле, это условное название, поскольку монумент воздвигли в честь финского деятеля.

Но самое впечатляющее наследие Российское империи – это крепость
«Бомарсунд» на Аландских островах. В век, когда не было ракет, а морские пути играли важную роль, обладание Аландами означало контроль над Балтийским морем. Именно поэтому Российская империя начала строить на Аландах впечатляющую крепость. Когда сооружение было готово только наполовину, там были размещены более 100 пушек. Однако во время Крымской войны на Аланды высадились британские и французские войска общей численностью более 10 тысяч человек. Им противостояло около 2000 русских. В итоге крепость была взята, а затем разрушена. До сих пор, помимо комплекса «Бомарсунд» на отдельных необжитых островках можно найти следы российского военного присутствия  - подземные казематы, разрушенные укрепления и т.д.

В то же время, если бы не Российская империя, то не известно, что было бы с Финляндией. Ведь именно Великий князь Финляндский Александр (1809-1825 гг.) ввел здесь широкое самоуправление. Лютеранская церковь сохранила свой статус, как сохранилось и положение шведского в качестве государственного языка. В период господства России развернулась и финское национальное движение. А в 1863 году Александр II принял языковой манифест, уравнявший финский и шведский языки. С тех ничего не изменилось – эти два языка имеют равное хождение, несмотря на то, что шведов в этой стране всего около 5%. При этом они себя чувствуют как дома, а 5% финнов на Аландах ощущают себя как в гостях…

КОМУ ЗДЕСЬ ЖИТЬ ХОРОШО?

Стоимость жизни в Финляндии впечатляет. Проезд на трамвае – больше полутора евро. Обед в кафе легко может обойтись и 20 и в 50 евро. Как говорят местные жители, 1000 евро в месяц на человека – это минимальный уровень, при котором средств хватает только на самое необходимое. При этом средне-неплохая зарплата в Хельсинки – около 2000-2500 тысяч евро. Для сравнения – депутат Аландского парламента получает 3000 евро. И это считается как полставки, так как есть возможность работать еще где-то. Если удастся устроить ребенка в детский садик за 200 евро, это считается успехом, ведь зачастую цены гораздо выше.

Кстати, после вступления страны в ЕС, граждан Финляндии огорчали такие бросающиеся в глаза несоответствия как изменение розничной цены, например, на газету – с 5 финских марок до 1 евро (а это примерно 6 марок).

Но, несмотря на дороговизну, мобильные телефоны есть практически у всех. Кстати, здесь есть масса разных операторов и огромное количество «мобильных пакетов», в зависимости от поставленных условий. 50-100 евро в месяц на связь здесь готовы отдать все, настолько мобильные телефоны органично вплелись в жизнь. Это и не удивительно, что ведь крупнейший производитель телефонов – Нокиа – финская компания. Правда, у большинства местных жителей те же Нокиа старых моделей. Удивительно, но в самой Финляндии аппараты стоят намного дороже, чем за рубежом, в том числе и в Азербайджане.

И, несмотря на все это, Финляндия остается привлекательной для туристов и желающих остаться в этой стране. К примеру, на местных рынках можно встретить представителей разных стран мира. Удалось, к примеру, побеседовать с болгарином, который уже много лет живет в Финляндии, хотя и не перестает переживать о том, что происходит на его бывшей родине. Он продает на рынке финские сувениры. На жизнь особо не жалуется, хотя ему, наверное, вначале было непривычно, почему к раннему вечеру все сворачивают торговлю. Но, сейчас привык – здесь так принято, а значит так и надо. Отдых – святое. Есть и много уроженцев Азербайджана, достаточно благополучно устроившихся в этой стране.

А если вернуться к вопросу «Кому в Финляндии жить хорошо», то, как заметил тот же болгарин, легче всего жить матери-одиночке. Тогда государство обеспечивает семью всем необходимым. Видимо, именно, в Финляндии так приняты гражданские браки, когда родители, имеющие детей, живут вместе десятки лет, при этом оставаясь формально свободными людьми.

К слову, в целом Финляндия (население всего пять миллионов) – весьма редконаселенная страна, всего 17 человек на 1 кв/метр. При этом население быстро стареет. Средняя продолжительность жизни финских женщин – 81 год, а мужчин – 74,1 года.

*…Жить в Финляндии, наверное, хорошо. Но даже здесь встречаются нищие и попрошайки; играющие за подаяние от безысходности музыканты; люди, которые ничего не хотят, но просто разговаривают сами с собой, идя по улице; есть и те, кто собирает пустые бутылки.  В общем, все почти как у нас. Но при этом это все же Европа, где инвалиды путешествуют наравне с абсолютно здоровыми людьми, где для инвалидов везде предусмотрены специальные туалеты, где все-таки можно почувствовать себя человеком, одновременно испытывая ностальгию по родине, пусть и не такой совершенной, но все же родине…*

* * * курсив * * *P.S. Редакция «Эхо» благодарит Британский институт по освещению войны и мира, организовавший поездку в Финляндию, а также персонально Машу Суровую и Лейли Гусейнову, которые оказали помощь во время пребывания азербайджанских журналистов в Хельсинки.