Рассуждизмы-4 О карликах и великих

Олег Паршев
Вот два отрывка, сравните:

1. Прокуратор дернул щекой и сказал тихо:
     - Приведите обвиняемого.
     И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели
и  поставили  перед креслом прокуратора человека  лет  двадцати  семи.  Этот
человек  был одет в  старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была
прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под
левым  глазом  у  человека  был  большой  синяк, в углу  рта  -  ссадина  с
запекшейся   кровью.  Приведенный  с  тревожным   любопытством   глядел   на
прокуратора.

1а. - Введи старика, Сэлдэи! - крикнул рыцарь.
      Один из воинов ввел в комнату оборванного, сгорбленного старика, бледного, как свеча, и дрожащего от болотной лихорадки.

И ещё два...

  2.     - Эти добрые  люди,  -  заговорил  арестант и, торопливо прибавив: -
игемон, - продолжал:  - ничему не учились и все перепутали, что я говорил.
Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое
время.

2а.      - Глубокочтимый и высокоуважаемый лорд, - вскричал старик, - тут какая-то путаница! Я бедный человек, я никогда никого не обижал.

Отрывки 1 и 2, конечно, узнали все. 1а и 2а – узнали немногие, но многие вспомнят, едва я назову первоисточник – «Чёрная Стрела»; Стивенсон.
О чём говорит сходство? На первый взгляд только о том, что Булгаков читал о приключениях «молодого мастера Дика». Хм… Мастера… Но – неважно!
Главное же, на мой взгляд, то, что Михаил Афанасьевич понимал: все мы – пишущие (и маститые, и начинающие) должны стоять на плечах предшественников. На плечах великих. Ведь без того, что накоплено до нас мы не достигнем высот… И лишь впитав опыт, скопленный писателями прошлого, мы сможем взобраться на новую ступень.  И нам есть у кого учится!
У Льва Николаевича – умению видеть большое в малом, а малое - в большом.
У Фёдора Михайловича – осознанию глубины человеческой мысли, переживания.
У Александра Сергеевича – лёгкости в подаче сложного.
У Михаила Юрьевича – ироничности и чувству слова.
У Антона Павловича – краткости и точности.
У Гоголя – диалогам и краскам.
У Грина (Александра Стефановича) – парадоксальности метафор.
У…
Список можно продолжать до бесконечности…
Впитывать, впитывать… Терпеливо и постоянно… А кто этого не понимает… тот так и останется пигмеем…