Родная земля

Татьяна Шмидт
У каждого человека есть свой уголок на планете, где он родился и рос. Есть такая земля и у меня. Находится она далеко от места, где я живу сейчас, а родилась я в старинном сибирском селе Колывань, что километрах 30-40 от Новосибирска.
Село это имеет свою интересную историю. Возникло оно сначала как Чаусский острог, куда этапом присылали каторжных, по знаменитому, Московскому тракту. Моя бабушка рассказывала, что когда она была девочкой, они ходили к этому тракту и, когда там проходила очередная партия арестантов, бросали хлеб в толпу заросших бородатых мужчин, иногда среди них были, и женщины. Бабушка моя была с 1896 года рождения и хорошо помнила то время.
Острог находился на берегу реки Чаус, которая даже еще во время моего детства, была полноводной, рыбной и судоходной рекой. Постепенно год за годом сюда стекались переселенцы со всех концов матушки России. Это были безземельные крестьяне, батраки, раскольники кержаки, беглые и даже разбойники с большой дороги и другой разный люд. Так родилась село Колывань. К концу ХIХ-века это было большое богатое село, которое славилось своими купцами. Один из них самый богатый купец Жернаков имел там огромные лабазы, лавки и амбары, которые хорошо сохранились до середины 60-х годов. У Жернакова был магазин в Москве, где он жил зимой, а на лето приезжал в родные места с семьей. В дни нашего детства мы любили там играть и прятаться под мощными, огромными бревнами амбаров. От тех времен осталось много купеческих домов интересной стариной архитектуры. Я больше нигде столько не видела таких домов.
Во время приезда на родину, я люблю ходить по улицам, смотреть на эти знакомые с детства дома. Кажется время остановилось здесь. Вот старый дом на углу, обшитый тесом и крашеный желтой краской, там жил когда то мой одноклассник Сережа Копылов. Мне нравился этот мальчик, и когда мы на перемене играли в «каравай», я всегда выбирала его. Интересно где он сейчас, кем стал?
А вот здесь возле этих могучих тополей на улице Карла Маркса жили когда-то мои дедушка и бабушка, теперь на этом месте двухквартирный кирпичный дом. А я помню их старенький низкий домик, где стояла широкая кровать с грудой пуховых подушек, большая русская печь, старый, потемневший от времени комод, а над ним тарелка радио, да еще большой сундук в углу, где хранилось все самое ценное, в том числе бабушкино девичье приданое, вернее его остаток.
Я любила приходить сюда по дороге в школу, и всегда бабушка угощала меня чаем со свежими ватрушками.
А вот и школа, где я училась. Она мало изменилась. Тогда она была совсем новой. Сейчас такой же широкий, засаженный тополями двор, так же цветут душистый табак и бархатцы, так же приветливо светятся ее окна. Я захожу внутрь, прохожу по широкому коридору, заглядываю в большой свой класс - это кабинет физики. В школе пахнет краской, там вовсю идет ремонт, но директор у себя, и мне удается немного поговорить с ней. Мне хочется узнать хоть что-то о старых учителях 60-х годов.
- А вы не помните завуча Галину Григорьевну? - спрашивает эта приветливая женщина в очках. Я киваю в ответ. Я действительно помню эту строгую женщину высокого роста и всегда с гладкой прической. Она одно время преподавала у нас математику.
- Так вот она продолжает у нас работать до сих пор - заведует школьным музеем.
- Правда? - удивляюсь я - ведь столько лет прошло.
- А кого вы еще помните? - Я перечисляю своих учителей и среди них любимую учительницу Фаину Филипповну Гречко - она преподавала у нас русский язык и литературу.
-Так вот она жива  и находится в здравии, насколько это возможно для ее возраста. Вы можете сходить к ней - она живет здесь неподалеку, - и директор дает мне адрес.
Вскоре я без труда нахожу этот дом, с большим палисадником, в котором растут три старые березы. С волнением вхожу во двор, густо засаженный васильками и ромашками, в центре двора возвышается старая, раскидистая яблоня. Дверь мне открывает пожилая седовласая женщина, в которой я сразу узнаю свою любимую учительницу, хотя она конечно, сильно изменилась за эти годы, но у нее все те же лучистые синие глаза и такая же приветливая улыбка. Сама Фаина Филипповна признала меня не сразу. Да и как было узнать маленькую девочку-подростка в средних лет женщине, тем более что столько учеников прошло через ее руки, чтобы всех запомнить. Я не обижаюсь.
Мы поговорили, а потом пили чай с вареньем, и она все подкладывала мне в вазочку еще и еще.
Оказывается, Фаина Филипповна живет в Колывани уже пятьдесят лет - это село стало главным в ее жизни. Здесь выросли ее дети, здесь похоронила она мужа, с которым прожила много-много лет. Сейчас Фаина Филипповна живет одна и ни на что не жалуется: два раза в неделю к ней приходит медсестра и два раза в неделю работница соцзащиты: убирает квартиру, покупает продукты и т.д. Мы расстались с Фаиной Филипповной добрыми друзьями, и я обещала ей написать, а потом просто долго ходила по улицам и все хотела увидеть кого-нибудь из своих бывших одноклассников,и это мне удалось: я встретила свою одноклассницу Лиду Гергерт, с которой училась с первого класса. Толком поговорить мне с ней не удалось, - она торопилась на прием к врачу, но все равно этой встрече я была рада.
***
А потом я просто ходила по селу, любовалась его широкими улицами. Мне кажется, нигде таких больше я не видела, и не заметила, как вышла к новой церкви, здесь когда-то стояла старая церковь, мимо нее я ходила в школу. Стояла она на широкой площади и видна была отовсюду, рядом с ней ютилась маленькая часовня. Здесь в этой церкви крестили моего брата и старшую сестру. Иногда мы видели, как батюшка сам колол на дрова березовые чурки, потом церковь закрыли, и она стояла осиротевшая, посверкивая голубыми куполами, церковь была очень красивая и, построена была, говорят, очень давно. Теперь на этом месте красовалась новая, обнесенная мощным каменным забором. Там же на территории находился женский монастырь. Я походила вокруг - служба была уже закончена, и церковь закрыта. И уже в гостинице услышала мелодичный звон колоколов на вечернюю службу.
***

Как это было непривычно для слуха! Мы за столько лет отвыкли от колокольного звона. Во время моего детства я его ни разу не помню.
От церкви по широкой заросшей мягкой травой, улице иду вверх к школе, по пути рассматриваю старые дома. Их здесь очень много. В одних размещаются магазины, в других какие-то учреждения, а когда-то это были дома купцов, ремесленников. Вообще интересна судьба Колывани; когда планировали проект Западно-Сибирской железной дороги в конце XIX века, писатель и инженер Гарин-Михайловский решал вопрос, где провести дорогу: в Колывани или близ Кривощекова (будущего Новониколаевска)? Вопрос решился в пользу последнего. Это поимело негативные последствия для Колывани - оно постепенно хирело, а Кривощеково превратилось в город Новониколаевск, в советское время его переименовали в Новосибирск. А в Колывани как будто остановилось время; старые дома доживают свой век, некоторые хорошо сохранились, другие вовсе ветхие, хотя в последнее время появилось много новых больших современных коттеджей.
***

Замечательно расположение села Колывань. Находится оно на возвышенном месте -огромном холме, который огибает Чаус, медлительная и спокойная река, во время моего детства богатая рыбой. Там в изобилии водились крупные щуки, язи, подъязки, плотва, ерши и другая рыба. В то время в 60-е здесь ловила сетями с катера рыбу рыболовная артель, а мы, ребятишки, ходили с ведрами и подбирали мелочь. Иногда набирали по целому ведру на жарево или на уху. Вот была радость! Отец тоже был заядлый рыбак и нас приучал сызмальства к рыбалке. Река многих кормила в то послевоенное время.    Знакомым переулком я спускаюсь к реке и оглядываю необъятные дали. Господи, как хорошо-то здесь! Расправляю легкие, дышу и не могу надышаться чистым воздухом полей. Потом подхожу к самой реке. Она заметно обмелела и заилилась, заросла водорослями и кувшинками. Вот здесь был когда-то пляж, а здесь небольшая заводь, где сестра учила меня плавать, и где была необыкновенно теплая вода. Над рекой проплывали облака, небо хмурилось, собирался дождь, надо было возвращаться, но хотелось побыть здесь еще и еще. Рядом с рекой по берегу проходит дорога, которой здесь раньше не было, она привела меня вдаль за излучину реки, где любили мы с отцом рыбачить.

***
А вот и наш старый родительский дом, где родились мой брат и сестры. Он стоит неподалеку на берегу реки, а под окном черемуха, посаженная мамой. Она выросла и превратилась за эти годы из тоненького прутика в большое дерево и вся усыпана крупными спелыми ягодам. За огородом все так же растет старая огромная ива, склонясь над тыном кудрявыми ветвями, когда-то мы  любили под ней играть, собирались всей улицей играть в чижа, в штандер, из круга вышибало, лапту и др. игры. Как давно это было! А неподалеку старый колодец-журавль с позеленевшим от времени срубом с чистой питьевой водой. Открываю тяжелую крышку, всматриваюсь в зеркальную гладь воды. И сразу что-то дрогнуло в душе от нахлынувших воспоминаний. Я делаю снимки на память, а потом ухожу ночевать в гостиницу, где тоже как будто остановилось время: старенькие цветные шторы, покрывала в стиле 60-х годов и широкое окно с видом на улицу, откуда видно школу.
***
Рано утром, напившись чаю с удивительно мягкой и вкусной булкой местной выпечки, иду попрощаться с родным селом. Иду мимо церкви, откуда доносится мелодичный звон, зовущий на службу, но мне уже некогда - пора возвращаться обратно.
Я иду и оглядываюсь на необъятные, заречные дали. Только что прошел слепой дождь, светит солнце, и над селом и рекой повисла, распростерлась огромная радуга-дуга. Я иду и все оглядываюсь и не могу наглядеться. Жаль покидать родные места, где остается родная земля моего детства.
***