Информационная система Стратегического Центра

Анатолий Клепов
            
Мало кто уже помнит, каких размеров были вычислительные машины в 1970-х годах. Вспоминаю о первой вычислительной машине «Мир» в институте, на которой я выполнял различные курсовые работы. Она состояла из множества высоких стоек. Информация записывалась на большие бобины магнитофонной ленты. Ввод информации осуществлялся с замечательных устройств, фотосчитывателей, а вывод – на перфораторы. Весь этот комплекс занимал комнату площадью около 50 квадратных метров. Его вычислительная мощность примерно в 1.000.000 раз меньше, чем современного портативного компьютера, который можно даже положить на колени!  Вот такими колоссальными шагами развивается электроника.

В советской армии в те времена с вычислительной техникой было туго. Вначале ее внедряли в самых элитных её подразделениях. Но больше применяли разнообразные комбинированные электромеханические информационные системы подобные тем, которые позже стали появляться на железнодорожных вокзалах, и с помощью которых пассажиры могли узнавать расписание прибывающих и отбывающих поездов.

Вот такую систему решили внедрить в  стратегическом Центре  одного подразделения советской армии, который выполнял различные аналитические работы.
Наглядность предоставления табличных и графических данных значительно повышала эффективность работы этого Центра, поэтому высокое армейское руководство решило разработать и апробировать новую информационную систему для этого военного объекта.
Решение приняли, заключили договор с НИИ на её разработку, и через некоторое время в этом центре появилось новое чудо военных электромеханических информационных систем 1970-х годов под названием «Марс» (настоящее название заменено на условное).

Это сейчас все привыкли к высочайшим достижениям компьютерной техники, когда любой школьник на своем компьютере может моделировать современные войны с участием всех родов войск. А раньше подобные информационные системы работали намного проще. Нажимаешь кнопку на пульте, и перед тобой  начинают быстро вращаться таблички с различной информацией. В зависимости от нажатой кнопки останавливается нужная табличка. Просто? Конечно! Но тогда при острейшим дефиците вычислительной техники и электроники в армии  и такие системы  считались очень современными и технически прогрессивными.

Через определенное время НИИ разработало информационную систему, и её привезли  для испытания в стратегический Центр.  Оно  прошло успешно. Впереди был самый торжественный момент -  подписание Акта приемки и сдачи работ.  А после этого  - обязательный торжественный банкет для членов комиссии, состоявшей из высокопоставленных чиновников министерства обороны.

Комиссию возглавлял генерал П., известный как гроза всех военно-технических приемок. В технике он разбирался плохо, но зато скрупулезно принимал всю техническую и эксплуатационную документацию. Если же он находил малейшие отклонения от военных стандартов по оформлению документации, он никогда не подписывал акт приемки работ до тех пор, пока все неточности в документации не были устранены.

Формально он был прав, но  невозможно сразу все описать  в инструкциях и технических отчетах. Эксплуатация техники вносит свои коррективы. Поэтому обычно всю документацию окончательно оформляли уже после подписания Акта сдачи работ информационных систем. Военные могли приступить к эксплуатации этой необходимой им системы. А работникам НИИ нужны были премии за успешное завершение работ. Никто не отказывался довести оформление документации до конца.

Обычно комиссии во главе с генералом П. принимали работу только с третьего или даже шестого  раза, но всё равно командиры подразделений каждый раз накрывали банкетный стол и ожидали торжественного мероприятия. Генерал П. и в этом вопросе был очень принципиален. Он не садился за банкетный стол до тех пор, пока не подпишет Акт сдачи приемки работ своей знаменитой ручкой, заправленной неизменно зелеными чернилами, так что командирам и их подчиненным приходилось самим съедать заранее приготовленные яства.
А они были по тем временам роскошные.

Дело в том, что другой особенностью генерала П. было то, что он был гурманом и любил изысканные деликатесы, которые в то время было чрезвычайно трудно достать. Если убранство банкетного стола не соответствовало его рангу и вкусам, генерал П. мог и отказаться от угощения. Всем было известно, что в следующий раз он ни за что не поедет в такое подразделение, а пошлет своего зама, который обязательно завалит любые работы. Мало кто мог повлиять на его решение: все знали о его высокой принципиальности и несомненно о родственных связях с одним из членов Политбюро ЦК КПСС. Вероятно, последнее и было решающим фактором трепетного отношения к нему и сдающих и принимающих.

Стратегический Центр находился в лесу. К нему вела асфальтированная дорога, которая в целях повышенной секретности была по обеим сторонам обнесена высоким забором с колючей проволокой и сигнализаций. Перед приездом высокого начальства солдаты покрасили поблекшую за лето траву зеленой краской и с мылом отдраили всю  дорогу. Нервозная обстановка перед приездом начальства достигла апогея, и командир части часто постоянно утирал со лба пот, хотя находился в помещении, которое хорошо кондиционировалось.

Большая кавалькада автомашин сопровождала головную машину, в которой ехал генерал П. Она торжественно подъехала к стратегическому Центру. Встреча и вся процедура подписания акта была утверждена в мельчайших деталях в результате многочисленных совещаний, рапортов и отчетов почти всего руководящего состава этого стратегического узла. Сначала все шло по плану.

Вдруг командиру стратегического Центра полковнику Т. доложили, что информационная система сломалась: информационные таблички перестали вращаться. Ничего не скажешь – «генеральский эффект». Те, кто производит военную технику, прекрасно о нем знают. Некоторые говорят, что это – мистика. Другие ругают своих подчиненных, а третьи тайком зажигают свечку около своих агрегатов.

Полковник Т. незаметно вызвал в туалет руководителя группы разработчиков, начальника лаборатории М., и приказал быстро устранить неисправность, иначе ему самому придется платить за все блюда на банкетном столе. Начальник лаборатории М. побледнел. Он только мельком видел, что стояло на этом банкетном столе. Таких продуктов и особенно вин и коньяков он никогда в жизни не пробовал и знал, что месячной зарплаты всех сотрудников его лаборатории не хватит на оплату такого стола!

Времени оставалось мало. Генерал П. сказал, что времени в этот раз у него мало, однако приемку собирался провести ответственно, как всегда. От этих слов рубашка у полковника Т. полностью взмокла. Он представил, что скажет генерал П., когда увидит неработающую информационную систему!

Несомненно, начальник лаборатории М. был не менее озабочен. Тогда он попросил полковника Т. предоставить в его распоряжение известного в центре музыканта, старшего лейтенанта В., который обладал уникальным слухом. Недаром он принимал 180 знаков Морзе в минуту. Полковник Т. срочно вызвал старшего лейтенанта В. и приказал исполнять в точности всё то, что прикажет начальник лаборатории М.

Главный фокус работы информационной системы заключался в том, что при нажатии одной из многочисленных кнопок на панели управления информационной системы начинают механически вращаться таблички с информацией и останавливается та, которая соответствует нажатой кнопке. Рядом с кнопкой была надпись, которая указывала, какая информация находится на информационной табличке.

Начальник лаборатории М. вместе с ведущим инженером У. быстро отключили автоматический режим информационной системы, перевели его в ручной режим и объяснили старшему лейтенанту  В., как нужно ею управлять. Замысел начальника лаборатории М. состоял в том, что надо было заранее увидеть, на какую кнопку на панели собирается нажать генерал П. и незаметно сообщить об этом старшему лейтенанту В.

Тот должен был стоять  за  перегородкой информационной системой и вручную  вращать таблички, выбирая нужную для показа. Так как информационная система была больших объемов и помещалась в специальном металлическом корпусе. В нем мог спокойно разместиться и человек, если вынуть несколько приспособлений, которые были неважны при этих испытаниях. Главное, чтобы старлей точно и вовремя услышал нужную информацию! И делать это надо было синхронно с движениями руки генерала, чтобы он  ничего не заподозрил.

По плану демонстрация работы информационной системы завершала испытания. Комиссия в полном составе перешла в помещение, где она была установлена. Разноцветные лампочки загадочно мигали на панелях информационной системы. Это произвело большое впечатление на генерала П. Такое он видел только в фантастических фильмах, которые очень любил смотреть.

Генерал П.  об электронике знал очень мало, но на больших совещаниях слышал о её большой перспективности. Полковник Т. пригласил генерала подойти ближе к информационной системе и начал подробно объяснять генералу рассказывать о принципах её работы, поглядывая на начальника лаборатории М. и ожидая от него условного сигнала, чтобы начать демонстрацию.

Полковник Т. объяснял всё так долго, что генерал начал нервничать. А условного сигнала от начальника лаборатории все не было. Полковник решил, что все пропало, и большой взбучки от генерала не миновать, но вдруг начальник лаборатории дал ему условный знак. Мол, можно начинать демонстрацию. Обрадованный полковник Т. предложил генералу П. нажать на любую кнопку панели. Генерал П., почувствовал всю ответственность момента и осторожно нажал на кнопку, рядом с которой была надпись «Список и положение действующих спутников на такую-то дату и время».

Информационные таблицы, зашуршав, высветили нужную. Чудеса! Генерал не ожидал такого. Обычно такую информацию сразу не получишь. Ему понравилось. В первый раз же видит действующую информационную систему. Нажал на кнопку еще раз. Опять появилась нужная таблица с графиками, да  и еще с цветными. Лицо генерала светилось от удовольствия и восторга. Тогда он решил  снова нажать на клавишу - и вдруг таблицы начали сами вращаться и остановились на той информации, которая соответствовала  кнопке, которую генерал еще не успел её нажать! Он только поднес к ней палец!

От нервного напряжения сплоховал начальник лаборатории М., да к тому же  генерал П. задержал свой палец над кнопкой, читая надпись рядом с ней. Информация к старлею пришла раньше, чем генерал  нажал на кнопку!
Изумлению генерала не было предела. Он лишь подумал, что хочет нажать эту кнопку, но не нажал на нее! Почему же начали вращаться таблички? Генерал оглянулся на присутствующих в ожидании объяснения.

В зале наступила гнетущая тишина. Никто не решался дать вразумительное объяснение. Дальше могли последовать обвинения в махинациях и обмане крупной государственной комиссии с соответствующими оргвыводами, а может быть и круче. Это был особый военный объект Министерства Обороны.

- Сенсорное восприятие  пальца человека на расстоянии, чтобы увеличить скорость ввода информации. Последнее наше исследование, которое не заявлено в разработке, но мы его уже испытываем. Оно используется в системе для дублирования в случае отказа основной системы. Чем достигается высокая степень надежности работы всей системы? Можете повторить. После трех нажатий на клавиши она включается автоматически, – четко отрапортовал начальник лаборатории М.

- Это как так? -  недоуменно спросил генерал П.
- Ваш палец система чувствует на расстоянии, товарищ генерал! - объяснил  начальник лаборатории Т. 

Вот от этих генералу видимо стало не по себе. Вот уж чего он не ожидал!
Однако он не решился еще раз испытать систему. Кто же знает, что она  может еще чувствовать, а главное считывать? Ко всем этим техническим новшествам генерал П. относился с большим сомнением, так как не имел технического образования, а эта должность была промежуточным этапом в его будущей высокой военной карьере. Поэтому он так опасался чем-то скомпрометировать себя.  Ничего не скажешь, положению генерала П. не позавидуешь: надо было принимать военную технику, в которой он совершенно не разбирался.

Дистанционное восприятие информации, видимо, сильно потрясло генерала П.   Он молча подписал все документы о приемке информационной системы и также молча пошел к банкетному столу. Выпил отменного коньяка намного больше, чем обычно. Возможно, так надеялся  стереть в мозгу опасную информацию, которую дистанционно могла считать новейшая информационная система. Кто её знает! Придешь завтра на работу, а у его начальника - маршала - на столе окажутся записи его мыслей о том, как он его хочет снять.

«Черт его знает, что они на самом деле испытывают в этом узле!» - выпивая очередной бокал коньяка Курвуазье, думал генерал П. Пригласили на испытание информационной системы, а маршал меня, вероятно, на лояльность проверяет и мысли сканирует. Надо же! Какая-то система после третьего нажатия клавиши включилась! Хитрецы! Как в романе А. Беляева «Голова профессора Доуэля». Хорошо, что я второй раз клавишу не нажал. Интуиция подсказала. Вижу, что все ждут, аж замерли в ожидании! Подлецы, так и хотят любыми способами подсидеть.  Нет, не проведешь меня, не дождетесь! У меня на такие подставы особое чутьё. Второй раз никогда не жму. Уже научен,» – подумал генерал М, засыпая в машине по дороге домой.
   
Все же электроника - великое дело! Например, поступает на государственную службу чиновник,  и ему на срок службы чип антикоррупционный в мозг встраивают. Берет взятку такой  чиновник, а с его личного счета в России или любой другой стране сразу сумма взятки  автоматически вычитается в пользу государства.

Может быть, потому отечественную электронику разрушили, что государственные чиновники боялись, что их взятки будут сразу поступать в государственную казну. Есть, конечно, и зарубежные чипы, но они переводят деньги чиновников, естественно, на счет государственной казны тех стран, которые производят эти чипы.