Памятные знаки на елабужском городище...

Роман Альтстоун
В городе Елабуга, как всем нам горожанам этого города хорошо известно – есть одна местопримечательность: Гора на которой стоит древняя Башня. Уцелевшая до нашего времени. Так вот история этой «горы»:
Издревле здесь находилась переправа через Каму - составную часть торгово-караванной дороги из центра Волжской Болгарии в Прикамье и далее до Ледовитого океана.
Целая эпоха в археологии получила свое название благодаря открытию Ананьинского могильника близ Елабуги, датируемого VIII—V вв. до н. э. На основе комплексных археологических, исторических данных, учитывая частоту совпадения экспертных оценок хронологии датирующих находок из древнейшего слоя Елабужского городища и прилегающего посада, принимая во внимание заключения ведущих научных центров Российской Федерации учёный совет Института истории АН РТ определил, что: Елабуга возникла на рубеже X—XI веков и сформировалась как поселение городского типа к 1005—1010 годам. Еще более 2000 лет назад философ Геродот – упоминает и называет в своих документах город Елабугу  - древним городом под названием : «Гелон», в до болгарский период в городе Гелоне – жили скифы. Таинственная башня Елабужского «Чёртова» городища — свидетель бурных событий средневековья. Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. В болгарский период  становится составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье (к вису) и далее до Ледовитого океана. В XII в. была сооружена белокаменная мечеть (Ак-мечеть) с восемью башнями и полубашнями, конструктивно похожая на соборные мечети в Биляре — Болгаре (IX—XX вв.) и Болгаре (XIII-XIV вв.) и имеющая самые близкие аналоги в мечетях-крепостях в Сусе (Тунис) и Багдаде (Ирак). В настоящее время останки этой мечети-замка являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи.
Археологическими раскопками последних лет получены интересные результаты, позволяющие рассматривать древнюю Елабугу в числе булгарских городов, существовавших в ещё домонгольский период нашей истории. В IX-X же столетии н. э.: образовалось Булгарское государство, ценнейшим памятником которого является «Елабужское городище» — это остатки древнего булгарского города. Одна из башен старинной крепости, реставрированная в 1860-е годы, является местом паломничества гостей города и туристов.
Многие не знают, что - после покорения Казанского царства: на месте Елабужского Чёртового городища была устроена иноческая обитель в 1614 году. В 1616 году на этом месте было закончено строительство мужского Троицкого монастыря и его церквей, но просуществовал же он до 1764 года. Примерно ко времени создания обители относится и основание села: Трёхствятского, так в записках известного князя Курбского упоминается - о походе на Каму, совершенном русскими вскоре после покорения Казани царем Иоанном IV Васильевичем Грозным. В книге «Большого Чертежа», составленной в первой четверти XVII столетия - Трехсвятское упоминается так «а ниже реки Ика 40 верст на реке Каме -город Чертов — Елабуга тож». Существует предположение что после основания села Трехсвятского и первой Покровской церкви именно царем Иваном Васильевичем, по приказанию коего и была заложена Покровская церковь, был пожалован в Покровскую церковь образ Трех Святителей, отчего Елабуга и стала называться селом Трехсвятским.
Образ Трех Святителей до сих пор хранится в Покровской церкви города Елабуги, живопись его нисколько не пострадала и принадлежит к древнейшему греческому стилю. Со времени пожалования иконы Трех Святителей царем Иоанном IV в Покровскую церковь село Трехсвятское называлось, цитата: «Трехсвятское, Елабуга тож».
Сейчас на нашей Елабужской Горе – стоит поныне уцелевшая и отреставрированная древнаяя болгарская башня, совсем недавно поставили памятник деятелю: Ибрагим Бею. Но нужно поставить еще и памятный знак – столб, камень, неважно: который будет указывать на то, что здесь тоже когда-то в 17 веке был мужской монастырь. Внизу у подножия елабаужской горы находится до сего дня – село под названием «подмонастырка». Которая сохранила свое название именно потому, что ранее на верху стоял – монастырь, где люди живующие в этом селе во множестве своем - трудились себе на пропитание именно в этом монастыре.