Необыкновенный кот и Дамка

Александр Михайловъ
Кот Васька рос вместе с Машей и позволял девочке таскать себя за хвост и уши. Но, стоило кому-то из взрослых попытаться погладить Ваську, он возмущённо шипел, выпускал когти и был готов разодрать невежу на куски. Рыжая Дамка была более покладистой, если это не касалось служебных обязанностей. Собачка была не больше Васьки. Неразлучные животные даже спали рядом. Верные друзья всегда сопровождали маленькую хозяйку, когда она отправлялась со своим отцом в лес заготавливать дрова.
Маша разговаривала с Васькой, словно он был человеком.  Как-то Дамка ощенилась и спрятала детёнышей в подполе. Девочка долго уговаривала кота:
— Принеси щенка, я хочу посмотреть на него. Ну, пожалуйста, принеси. Я дам тебе кусок мяса. Не обману, честное слово.
Кот за шкирку притащил новорожденного, следом прибежала взволнованная Дамка. Маша успокоила лаявшую мамашу:
— Не беспокойся и не обижайся на Ваську. Это я его попросила. — Собачка забрала детёныша. В обед кот потребовал от Маши обещанное мясо.
Васька был очень понятливый. Велит ему Маша: “Не ходи на кухню”, будет терпеливо ждать у двери. Наконец разрешит: “Сначала попрыгай и покатайся”, — всё выполнит и войдёт с чувством исполненного долга.
Во время войны голодный кот повадился красть у соседей мясо и яйца. Увидев, что Васька тащит в зубах куриное яйцо, Машин отец принялся стыдить воришку и попытался отнять добычу. Кот свирепо зашипел, раздавил яйцо лапой и гордо удалился. Свои воровские замашки Васька не бросил, поэтому недовольные соседи два раза увозили грабителя за пятьдесят километров от села. Кот возвращался. За какое-то озорство его стукнули безменом по голове. Кто знает, может, этот удар укоротил его жизнь, но прожил он невероятно долго — двадцать восемь лет. Столько не живут, но это касается заурядных кошек. А кто сказал, что Васька — обыкновенный кот?!
Неведомо, какой собачий век ожидал Дамку. В отличие от Васьки, которому не раз доставалось за воровские проделки, его подруга поплатилась за усердную борьбу с расхитителями. Машин отец охранял колхозную пасеку. Летние ночи в тот военный год были холодные, поэтому дежурил он в тулупе. Всю ночь спал, днём отдыхать было некогда. Службу за него несла Дамка. Заслышав чужие шаги, сразу дёргала хозяина за тулуп, чтобы проснулся. Не прозевала ни одного злоумышленника. Некоторые из них каялись, сторож отпускал с миром. Но были и такие, кто обещал наведаться вновь. Против них заводили уголовные дела. На ревностную защитницу пасеки воры затаили злобу: “Противная, не даёт воровать”. Однажды Машин отец едва успел вытащить верную Дамку из петли. Однако любители чужого мёда все-таки отомстили: накормили бедное животное мясом с иголкой.