Черный монах

Любовь Загорская
         
     Близился вечер, в горах он наступал быстро и надо было устраиваться на ночлег. Наша туристская группа из 5 человек вышла  к берегу небольшой горной речушки и стала  разбивать лагерь. Из-за вершины горы уже показалась круглая луна, когда палатки были поставлены, и мы  срочно кинулись собирать хворост для костра, чтобы успеть вскипятить воды для чая и согреться. Как-то так получилось, что мы все одновременно повернули головы в сторону речки и увидели одинокую фигуру, сидевшую   почти у самой воды,  хотя до этого мы почему-то ее не видели или, уставшие от длинного перехода, просто  не обращали внимания, принимая фигуру за камень. Немного удивленные, мы подошли ближе и увидели человека, похожего на монаха, так как он был  в черном плаще, с опущенным на лицо капюшоном.  По всей его фигуре, движениям чувствовалось, что это молодой человек, из-под капюшона была видна лишь  светлая борода, но разглядеть его лицо не удавалось. Он сидел вовсе не у кромки воды, как нам показалось в начале, а у  старого, потухшего кострища. На нас он, казалось,  не обратил никакого внимания, вся его фигура была неподвижной, и только руки совершали какие-то движения. Присмотревшись, мы увидели, что он  медленно, не торопясь ломал сухие ветки и складывал  их домиком, по всем правилам туристской науки. Мы обратились к нему с приветствием, но, вместо ответа, он неожиданно резким движением выбросил руку движением от груди -  в середину сухого шалаша,  и костер сразу разгорелся, как будто в него плеснули бензину. Берег речки  и наступающие горы сразу осветились,  и только  тогда человек в капюшоне поднял  голову и посмотрел на нас. Что-то во взгляде его было хорошо знакомое, но трудно уловимое, как будто мы когда-то очень хорошо знали этого человека, а сейчас забыли, и  достаточно только чуть-чуть напрячь память, чтобы вспомнить имя этого незнакомца. Первой реакцией было  желание броситься ему навстречу, как старому приятелю, но что-то нас остановило. Человек  молча продолжал смотреть  на нас, и глаза его улыбались, в них плясали веселые огоньки,хотя, может, это были просто отблески от  костра. Мы начали отодвигаться  в тень, так велика была в душе  растерянность, сменившая  первую радость от узнавания. Ощущение было, как будто мы обознались. И было неудобно за свой порыв.
    - Ну что же вы растерялись, подходите ближе, я  уже вас заждался, - неожиданно тепло и приветливо изрек монах.
    - Добрый вечер! Здравствуйте! А как вы здесь оказались? Ой,  мы вас не сразу и приметили, -  вдруг все сразу заговорили наперебой, пытаясь скрыть свое  смущение, и тут же сами рассмеялись от осознания нелепости ситуации.
   - Усаживайтесь вокруг,ребята, грейтесь …
  Монах снова поднял руку и простер ее над костром, от чего пламя поднялось еще выше, пытаясь дотянуться до ладони. Действительно, от костра исходил  такой жар, как будто он горел уже не меньше часа, а прошло –то всего несколько минут. Но,  уставшие и озябшие, мы не пытались искать ответа на вопросы, время от времени возникающие в голове, а просто  теснее придвинулись к огню, чувствуя, как  каждая клеточка вбирала в себя живительное тепло, наслаждаясь и успокаиваясь. Через некоторое время мы уже сидели плотным кольцом  вокруг костра, протягивали к нему ладони и завороженно смотрели на красно-синее пламя, которое освещало все вокруг каким-то необыкновенно мягким и ровным светом.  Впечатление было, как будто где-то были включены огромные прожектора, но источник не был виден, вернее, он был повсюду и нигде – одновременно.   Свет был какой-то неземной, но и это было неважно. Нам было очень хорошо, расслабленно, как после бани, не хотелось думать и говорить. Сколько прошло времени, точно сказать невозможно, мы,  возможно,  слегка задремали, но при этом все прекрасно видели и слышали. Монах внимательно  посмотрел на каждого из нас и когда круг его взгляда замкнулся, произнес:
- Вы, конечно устали,  у вас был трудный переход, но не хотите ли вы совершить еще одни переход?
- Какой переход? Куда? Ведь ноги уже не идут?
- Я хочу показать вам то, что вы никогда не видели
- Нет, нет, нет… мы уже не способны воспринимать красоты этих мест
- Это вовсе не красоты, это – другое, , я хочу повести вас туда- не знаю куда, чтобы вы принесли с собой то-  не знаю, что…
- Что, что вы сказали? Вы шутите?
 - Хорошо,-  сказал он вдруг  твердым  и спокойным голосом,-  я выберу одного из вас и покажу ему то, что хочу показать, а остальные – увидят это как сон…
 Он резко повернулся в мою сторону и взял  меня за руку.
        - Пойдем со мной, девочка
         - Куда мы пойдем, ведь уже ночь? – спросила я.
        -  Туда, куда мечтает попасть твоя душа.
        - Что там ждет меня?
        - Узнаешь сама… – ответил он и замолчал.
 Моей руке было так уютно в его большой ладони, что все сомнения разом покинули мой ум.
 - Хорошо, я согласна с тобой идти…
Сначала мы шли вдоль речки, свет от костра все время освещал нам путь, потом мы повернули куда-то в сторону горы и обогнув ее, вышли в совершенно неузнаваемое место. Такого в горах не бывает. Я увидела перед собой длинный, вьющийся забор, уходящий вдаль и больше ничего вокруг… Странно, откуда здесь забор, что это за место, и что я тут делаю? – пронеслось в голове сразу множество вопросов. Размышлять было некогда.
 Мы долго шли вдоль  этого каменного забора, по цвету ничем не отличающемуся от цвета горы,  и, наконец, подошли к большим железным воротам. Ворота открылись сами собой, но дороги впереди не было видно – туман застилал ее.
         Монах остановился и сказал:
- Дальше иди одна…
- Но там ничего не видно, какой-то туман, а, может, там обрыв -, я еще пыталась сопротивляться.
- Дорога будет открываться по мере твоего продвижения, шаг за шагом. Главной – сделай первый шаг и тогда тебе откроется
- Что мне должно открыться?
- Я не знаю, всем – открывается разное, каждому –свое…
- Что я должна делать?
- Просто смотри и запоминай...
   А, была - не была, все равно назад не побежишь. Я шагнула неуверенно вперед и вдруг неожиданно слева что-то просияло. Открылся прекрасный пейзаж… Что-то было в нем  неуловимо знакомое, родное: то ли это мне уже снилось, то ли это напоминало прошлое. Где-то за моей спиной я услышала голос монаха: «Смотри вперед, видишь, там вдалеке домик, речку и маленькую девочку в белом платье, что складывает что-то из камушков на берегу? Узнаешь? Это ты -  в детстве. Это ты создаешь свое будущее… Помнишь – как это было увлекательно – создавать  что-то красивое почти из ничего. Запомни это переживание навсегда… Это божий дар Со-творения… Иди дальше, не останавливайся».
   Голос исчез также внезапно, как и появился. Я оглянулась вокруг себя и никого не увидела рядом. Картина затуманилась и отдалилась от меня. Вздохнув, я  пошла дальше. То справа, то слева перед моим взором открывались дали,  там шла чья-то жизнь, мелькали лица моих друзей детства, одноклассников, родителей – все они были сосредоточены на самом процессе проживания  мгновения и не замечали, что кто-то смотрит на них со стороны. Я оказалась в какой-то волшебной  диараме, где мне показывали события из моего детства, одни я вспоминала сразу, другие- с трудом, припоминая какие-то детали из моей жизни. Оказывается, прошлое не исчезло, оно продолжало жить своей собственной жизнью, как живет кинокартина, которую время от времени достают с полки и показывают в местном в клубе.
Я шла медленно, нигде не останавливаясь, но ноги несли меня дальше и дальше. И только еще перед одной картинкой я остановилась как вкопанная. Я увидела старый дом на песчаной горе над маленькой речушкой, много разных людей в нем, в основном, молодых парней и девчат, которые смеялись, шутили, были заняты обычными домашними делами. Какие-то студенты или молодые рабочие.  Среди них  я заметила маленькую белобрысую  девочку, которая перебегала от одного человека к другому и что-то делала каждому из них – то давала конфетку, то делала укол, то завязывала руку, то гладила кого-то, то прижимала к себе кого-то и жалела сильно-сильно, делая ему при этом чуть-чуть больно… Никто девочку не прогонял, не отмахивался от ее неустанного вмешательства во взрослую жизнь.  В этой девочке  я с трудом узнала себя в детстве. Я играла во врача, учительницу, еще в кого-то, кто утешал, заботился, помогал.
«Что  это значит?»  – пронеслось в моей голове.
« Это  знак божьей воли… Это начало твоего пути, пути , с которого тебе нельзя было уходить, а ты однажды свернула с него... Спасать надо не себя, а других… А  теперь тебе пора возвращаться» - опять раздался знакомый  голос откуда-то сверху.
Только я хотела возразить, как снова увидела ворота, которые уже закрывались и монаха, который ждал меня, когда я приду в себя. Он подал мне руку и быстро вытянул меня за ворота.  Передо мной опять расстилался плотный туман, такой, что не было видно уже и забора.
           Обратно мы шли молча, почти на ощупь,   в моей  душе был полный сумбур, вопросы уже не возникали, и я молчала. Монах улыбался и изредка посматривал на меня. Через какое-то время  мы снова оказались у горящего костра.  Мои друзья сладко спали и ничего не ведали.
          Трудно было определить – часы – минуты или секунды прошли за время нашего путешествия – казалось целая вечность разделяла меня «до» и «после» него. Меня наполняло смутное знание чего-то, что связывало прошлое, настоящее и будущее воедино. Пока я несла в себе это знание как чистую воду, боясь ее расплескать, но не осознавала смысла этого знания. Я не могла сказать, что же нового я узнала, какое имя можно дать этому открытию. Да мне было в тот момент это и не нужно. Всему свое время – прошептал мой внутренний голос.
          Мы присели у костра, монах подбросил еще хворосту, огонь стал разгораться ярче и жарче, так, что пришлось отодвинуться от него. Тогда монах откинул капюшон с лица и открыто посмотрел на меня. Я просто обомлела: передо мной сидел древний, какой-то ископаемый старец с абсолютно седой длинной до пояса бородой и озорными смеющимися голубыми глазами 17-летнего мальчишки. Я не знала, как мне реагировать – то ли смеяться, то ли плакать, то ли верить, то ли забыть все это.
        От пережитых впечатлений и живого  тепла меня разморило окончательно, и я, глядя   на огонь, неожиданно быстро уснула, как  когда-то в детстве, абсолютно безмятежно и глубоко.  А утром мы проснулись. Догорал костер, было тепло, палатки стояли невдалеке,  так и не дождавшись своих хозяев. Никого, кроме нашей пятерки!  Мы переглянулись и подшучивая друг над другом, пришли к   выводу, что  мы просто вчера так устали, что из памяти ускользнуло, как мы разжигали костер, как мы сидели возле него… Одного мы не понимали, действительно ли нам  встретился  Черный Монах или показалось. На берегу у воды на этот раз отчетливо виднелся большой камень, который издали напоминал согбенную спину человека. Мы решили, что нам всем просто  приснился  один и тот же чудесный сон. 
   Я до  сих пор не знаю, что это было. Но  после этого  случая моя жизнь сильно изменилась. Но это уже другая история. Иногда во сне я слышу тот голос и вижу веселые озорные глаза, которые с любовью смотрят на меня из ниоткуда.