О любви, и не только...

Оксана Орлова
Забувальской М.З. и Забувальскому Г.Д. посвящается
     Наверное, это даже не рассказ, а история из жизни моих любимых бабушки и дедушки. Когда мой дедушка увидел бабушку, то сразу же потерял сон и покой. Бабушка была очень хороша собой: густые русые косы её, ниспадающие по спине и плечам, были ниже колен, и она умело заплетала их в две косы, стройный и изящный стан, жгучие карие глаза, которые так поражали своей глубиной и загадочностью. Но больше всего, я думаю, дедушку в ней привлекла её необыкновенная жизнерадостность, ум и изысканные манеры. (Ни разу в моей жизни мне недовелось видеть бабушку в плохом расположении духа, выкрикивающей нецензурную брань или вообще какие-нибудь "дурные словечки." Бабушка никогда не употребляла алкогольные напитки и не курила, и всегда всё переживала "в себе".) Дедушку сосватали совсем с другой девушкой, и они ждали дня, когда пойдут под венец. Но так случилось, что он встретил её - мою бабушку - небесное создание, без которого жизнь уже для него не имела смысла, и тогда он решил её украсть. Не буду вдаваться во все подробности того времени, которых, впрочем, я и не знаю, но спустя некоторе время родители всё же благословили их, и они поженились. А были они тогда совсем молодыми, и вскоре родился мой папа. Жизнь шла своим чередом, через шесть лет родился мой дядя. Они были так счастливы вместе, росли сыновья, вместе построили дом, затем дедушка купил мотоцикл, и бабушка тоже с удовольствием ездила на нём. А по вечерам они пели. Как же они пели!!! Дедушка обладал очень сильным голосом - баритоном, с бархатным отливом. Когда он пел, его было слышно за много вёрст. Это привлекало всех соседей, и частенько они забегали на "огонёк". У бабушки был тоже очень красивый голос - сопрано, но почему-то в силу своей скромности "на людях" она не пела. Я помню, как слышала в детстве её мелодичный голос, как же он мне нравился. Я засыпала под её колыбельные и сказки. Но это было потом.
     Когда же дети подросли, в их семью ворвалась стрела раздора. Дедушка полюбил другую. Я не берусь его осуждать, потому что очень его люблю, и вообще, мы не имеем права судить ни своих близких, ни кого-либо вообще. Может быть, где-то я даже пытаюсь найти оправдание этой его "любви". Бабушка была так воспитана, что все её чувства были всегда внутри, и она была всегда сдержана в чувствах. Наверное, дедушке и не хватало нежности и чувств, хотя, скорее всего, он просто её не разгадал: ведь всю жизнь она была верна только ему, хотя даже я помню "ухажёров", которые не давали ей прохода, потому что в свои 45 выглядела она на лет десять моложе. Итак, он её полюбил... И спасла бабушку в той ситуации я, потому что всю свою нерастраченную любовь она излила на меня. Мой папа очень рано женился на моей мамочке, и они сразу же всех осчастливили моим появлением. Жили мы у бабушки, и всё моё детство прошло во дворе бабушки и дедушки. Ну, как же они меня любили! Ни в чём не отказывали! Бабушка покупала мне игрушки, красивые платья, шоколадные конфеты... А когда однажды я захотела научиться играть на пианино, она не раздумывая поехала в "Комиссионный магазин" и купила мне инструмент - "Беларусь". Моей радости не было конца! А бабушка была так счастлива, что смогла мне доставить эту радость! И я даже не знаю, от чего я была больше счастлива, от новой покупки или светящейся радостью моей любимой бабушки. А затем они с дедушкой долгие годы оплачивали мои уроки музыки. Как-то я захотела игру "За рулём", и так она мне понравилась, что дедушка не задумываясь купил мне её. А стоила она 10 рублей, и на то время это были немалые деньги.
     Я живу их любовью по сегодняшний день, она мне помогает. На свете нет моих трёх самых близких мне людей - мамочки, бабушки и дедушки, но я каждый день веду с ними свой диалог! Вот слышу мама говорит: - Оксанушка, надень шапку, на улице зима уже! А вот слышу бабушкин голос: - Доця моя, ну, что ты, всех дел не переделаешь, оставь всё, ляг и отдохни. А когда я совершаю какой-нибудь промах, слышу дедушкины слова: - Оксана, Оксана и что ты делаешь? Вот эти дедушкины слова были самым большим наказанием в моей жизни. Мамочка умерла рано, и много лет я жила с бабушкой и дедушкой, а потом ещё они и моего братишку воспитывали. Мне было хорошо у них, они никогда меня не наказывали, не повышали голос, но я всегда боялась их чем-то обидеть... Моя Даша, старшая дочь, "выросла у бабушки на столе", это мы так посмеивались, когда вспоминали то время, когда я училась в университете. Не было дня в моей жизни, чтобы я не созванивалась с бабушкой. И произошло такое чудо: будучи со всеми сдержаной, со мной она раскрылась! Мы щебетали часами обо всём: о жизни, о любви, о литературе, об искусстве. Она мне пела русские и украинские песни, рассказывала много о Боге, именно бабушка и привела меня к Богу, тогда, ещё в детстве. И мамочка всегда посмеивалась надо мной: - Эта Ксенька у нас такая набожная...      
     Роман дедушки закончился, я точно не знаю, когда же это произошло. Мне кажется, что это не было как-то резко, а всё шло на убыль в их отношениях, а может ему уже и стыдно стало, ведь дедом уже называют, только всё само собой разрешилось. Я знаю, что бабушка его очень любила, и знаю, что до конца она его так и не простила. Умирала бабушка "в муках", и я помню дедушкины глаза - страдающие, молящие: - Ну, кто-нибудь сделайте же что-то для моей Марусечки... Он рыдал, рыдал, как ребёнок... К тому времени у меня родилась уже Ксюшка, и мне было сложно выбираться к бабушке каждый день, а ко мне переезжать она отказалась наотрез. И нам пришлось пригласить "медсестру-сиделку", очень хорошую порядочную женщину, которая нам очень помогла в тот момент. Ксюшка сильно заболела, и я неделю не была у бабушки, а потом я приехала. Когда я забежала на порог дома, сразу же кинулась к ней, она еле-слышно прошептала: - Моя доцька пришла. По её щекам потекли слёзы... и она умерла...
     Запомнилось больше всего из похорон то, как непереставая рыдал дедушка. Как же мне было жаль его!!! Он всё время причитал: - Моя Марусечка, на кого же ты меня оставила, на кого же ты меня кинула... Он обвинял в её смерти моего папулю и дядю - своих сыновей, но в чём их можно было обвинять... Помню, как бабушка мне часто повторяла: - Мы гости в этом мире! А потом, когда была прикована к постели говорила: - Доця моя, я уже хочу домой!Я умру, а ты не плачь, я ведь уже старая, так построена жизнь: одни рождаются, а другие умирают...
     Через несколько дней после бабушкиной смерти слёг дедушка. Я видела, как осунулся мой папуля. Он был очень хорошим сыном, я бы каждой матери пожелала иметь такого сына. Папа ездил к ним каждый день, помогал по дому, покупал продукты, лекарства, привозил врачей, и сам проделывал все необходимые поцедуры... И тогда я предложила папе сразу же пригласить для дедушки ту же женщину, которая помогала бабушке. Папа передал мои слова дедушке, на что он ответил: - Нет, найдите мне вот эту женщину...  Он протянул листик с написанной Фамилией и именем женщины. Понадобилось несколько дней, прежде чем её разыскали. Всё это время мы с папой дежурили по очереди у дедушкиной постели. И вот открылись ворота и во двор вошла, кто бы вы думали, ... бабушка. Нет, этого не может быть, ноги подкосились... Как же она была на неё похожа. Она представилась:- Матрёна, а затем совсем тихо добавила: - Петровна.
     Мы не задавали дедушке никаких вопросов о Матрёне, хотя каждый из нас понимал, что это именно она и есть - та его давняя любовь. А сам он говорил, что это женщина, которая с ним вместе работала и была его товарищем. Прожил он ещё девять месяцев. Матрёна Петровна отказывалась брать у папы деньги за свою помощь. Она практически круглосуточно находилась у дедушкиной постели, читала молитвы, о чём-то они разговаривали. Иногда Матрёна Петровна просила её подменить, чтобы съездить к дочери с внучкой, и всегда очень быстро возвращалась. Матрёна Петровна относилась к дедушке очень нежно и заботливо, готовила его любимые блюда, проводила необходимые процедуры. Я уверена, что именно она продлила его жизнь, что если бы не она, то прожил бы он гораздо меньше. Умер дедушка как раз накануне Праздника 8 Марта, у неё на руках...
P.S. Совсем недавно я побывала в Одессе и посетила кладбище. Могилы бабушки и дедушки находятся рядышком. А на мраморных памятниках их лица - красивые, жизнерадостные и полные любви к нам - их родным и близким.