Психиатрический империализм или понятие нормы

Игорь Братченко
текст был опубликован в еженедельнике "Тумба" (примерно 2006-07 годы) город Актау, Казахстан.

Раскрепощенная сила атома изменила все, но только не наш образ мышления, и вот мы движемся навстречу беспрецедентной катастрофе. ...необходим новый тип мышления, если человечество хочет жить дальше и продолжать разви¬ваться.
Альберт Эйнштейн

Длинные коридоры психиатрической клиники, слева и справа – палаты (камеры-изоляторы).  Клиника заполнена (переполнена) душевнобольными – буйными-орущими, смирнами-депресивными, тихими-идиотами бродящими как тени по дозволенным территориям. По коридорам бегают дюжие санитары и санитарки, выколачивающие «дурь» из особо  невменяемых пациентов. Врачи носятся со шприцами в руках по унылым коридо-рам психиатрической клиники… 
Малоперспективная и угнетающая картина, но – она есть, была и возможна в гипер-трофированном виде, когда каждый неугодный может оказаться там. Это было  в досовет-ские времена, это было в эпоху социализма, это есть. Так как понятия нормы нет, а психи-атрия есть! А значит одержимости идеями и не только идеями, можно трактовать как от-клонение от нормы, особенно если это нужно оппоненту, или потенциальному наследни-ку, коль вы ему мешаете.

Вспомнилась охота на ведьм. Борьба с «неугодными», где роль «святой инквизиции» играет психиатрия. Счастье любого управителя, и психиатра, - человеко-муравейник, где всё на своих местах, роли распределены и все взаимозаменяемы. «Норма»! 

Необходимо задать вопрос, создает ли наука, наука вообще, а психиатрия в частности, в самом деле «знание»  или добывает лишь то, что способствует ее «самоутверждению»?
Величайшей революцией столетия является революция сознания. Будущие исследователи посмеются над нашей борьбой за признание этого очевидного факта, но пока мы только собираемся «поймать краешек» нашего собственного сознания. Мы собираемся вытащить себя за волосы из болота исторической парадигмы исследования антисознания. Границы узкой и специфической «нормы» должны быть раздвинуты.

«Мы заключены в старую духовную оболочку, мы проявляем себя то в готических формах, то в барочных, ведем себя то как схоласты, то как гностики, то как импрессиони-сты, то как экспрессионисты в этом мире, который давно требует совершенно иного стиля мышления и иных взглядов.» - Вильгельм Мюльман, «Расы, этносы, культуры».  Возможности сознания человека не могут вмес¬титься в рамки «психологического горизонта», поведенческой теории, пси¬хоанализа или глубинной психологии, так как наука должна изучать, постигать, а не узурпировать…  В нашем обществе большинство людей познают лишь то Эго, которое ограничено частным, крайне узким универсумом.  Особенно нуждается в обновлении религия, которая пребывает в состоянии «перестарения» из-за своей «непоколебимой сохранности» по отношению к современным исследованиям сознания.  Девиз: «Всё от дьявола!» или «всех в психушку» - по-прежнему актуален для «законсервированных» в ушедших тысячелетиях.

По некоторым телевизионным каналам пошла волна передач об оккультизме и экст-расенсах и, как бы в перевес им, интервью «законсервированных»: «происки дьявола…», «козни сатаны…», «экзорцизм…», «всех этих «чокнутых» в клиники для маньяков…».  С развитием материалистических представлений о мире ко многим выс¬шим формам созна-ния человека стали относиться без должного уважения и начались весьма неприятные столкновения науки и магии. Хотя до этого – многотысячелетняя история человечества жила в гармонии и с собой и природой. Шаманские культы «первобытных»  заворажива-ют целостностью и реальностью познания мира, мира с границами, раздвинутыми за пре-делы понимания нашего, во многом материалистического, сознания.  Психолог Карл Род-жерс говорит: «Высшее научное знание подобно мистическому вершинному ощущению...». Фрайман Дайсон добавляет: «У рассуждений, которые кажутся безумными, только на первый взгляд нет перспективы!». Клише, матричность, нашего сознания не даёт нам постигать мир во всей его полноте и совокупности.

 Так  мы бежим от взывающей реальности и прячемся за ширмы своих привычных ролей.  Ощущение единства возникает в процессе усиления интеграции и растущего понимания уни¬версальности и взаимо-влияния всех аспектов существования. Если у начал нашей науки лежала идея наивного стремления предметов друг к другу под влиянием давления и толчков ньютоновской механической модели планеты, то сегодня нашей физикой подтверждается, что все элементарные частички оказывают друг на друга взаимное влияние и зависимы друг от друга. И в плоскости макрокосмоса мы обнаруживаем единство всего мира растений и животных, людей, а также необходимое единение всех рас и культур нашей планеты.

Сознательно надетые шоры, не делают дорогу ясней или лучше видимой.  Для большинства, почему-то, только сейчас стало понятно то, о чем били тревогу фантасты всех народов в течение более полувека. Почему-то только сейчас было осознано, что для будущего планеты необходимо переориентировать экономическую жизнь на солнечную энергию и другие возобновляемые источники. Продолжение политики последовательного сжигания ограниченных ресурсов и превращения их в токсичные отходы, загрязняющие среду, порочно в самой своей основе, будучи совершенно несовместимым с цикличным по природе космическим порядком. Использование ис-копаемых источников энергии было понятно в историческом контексте индустриальной революции, но его продолжение, когда фатальность этой траектории уже понята, кажется преступным и самоубийственным. Как сказал Шивас Айрон: «История науки — это история искаженного ви¬дения». Ещё недавно церковь сжигала на кострах за то, за что теперь в школах ставят пятёрки.

Тоже самое касается и сознания.  Трансперсональные исследования многих и многих ищущих, среди которых - Джон Лилли (нейрофизиолог), Станислав Гроф (психиатр) позволили по новому взглянуть на сознание, вообще, и человека, в частности. Холотропное дыхание разработанное Станиславом и Кристиной Гроф расширяет сферу «дозволенного» и «нормы», позволяя - заглянуть за завесу бессознательного и соприкоснуться со сверхсознанием.  Позволяя, так же, избавиться от многих психологических проблем современного человека и по-новому взглянуть на тысячелетний шаманский опыт  соприкосновения со сверхсознанием и иной реальностью.

Ещё недавно тех же шаманов объявляли шизофрениками.  «Шаманы с их опытом столь необычных переживаний всегда притягива¬ли к себе интересующихся психиатриче-скими явлениями. Так, например, для Богораза сибирские шаманы чукчей истеричны и напоминают своими изощренными обманными уловками душевнобольного; кроме того, они до крайности возбудимы и полубезумны. Многие (однако не все) тунгусские шаманы кажутся Широкогорову безумными, а Крадер уверяет, что шаманы бурятов страдают от нервных расстройств. По Вилькину, истоки индоне¬зийского шаманства следует искать в душевной болезни. Лоэб представля¬ет шаманов племени ньюи эпилептиками и страдаю-щими нервными расстройствами. Поль Раден (Paul Radin) сравнивает эпилептика и истерика, с одной стороны, и шамана, с другой. Для Жоржа Деверу шаман, также, невротик и психотик. Деверу замечает, что в обществе безумных безумец счи¬тается нормальным и наоборот. В соответствии с этим следовало бы утвер¬ждать, что шаман воспринимался бы как здоровый лишь в таком обществе, где отсутствуют законы. Однако удивительно, что в другом месте, он опи¬сывает шаманов индейского племени Мохаве как совершенно нор-мальных людей, а для психиатра Зильвермана шаман однозначно является шизофреником, который адаптировался в обществе и принят им». Цитата из книги Хольгера Кальвайта «Шаманы, целители, знахари».

Сейчас же шаманизмом занимаются со всей серьёзностью ученые различных на-правлений в науке. Сейчас это называют: «новые грани сознания», но не так давно их за-калывали в клиниках для душевно больных, или что было чуть раньше – они поголовно гибли в лагерях, где своё последние пристанище нашли многие из поэтов, музыкантов, художников и просто образованнейших людей двадцатого века. Общество с лихостью избавляется от «не нормы».
Нам всем не мешало бы стать хоть немного «не нормой», снять шоры с глаз и по-смотреть на мир  без мрачных средневековых предрассудков и ограничений.

Но, к сожалению, мы всё чаще и чаще видим, что средневековье возвращается к нам. А это значит психиатрия, как и в Советах, начнёт служить власти.


http://www.zonazakona.ru/articles/?a=58  " В принудительном лечении нуждается до 83% душевнобольных, совершивших преступление или иное общественно опасное деяние."