Немного о коллективизме

Джеймс Александр Даркфорс
  Шакира присела на скамейку. Я думал, что она хочет перешнуровать кеды, но она их вообще сняла и сунула в пакет.
  - Как в городе? - спросила она, чуть подкатав штанины джинсов. - Я же тут давно не была - месяцев пять, наверное. Смотрю, ты ботинки новые купил?
  - "Clarks Pelican Fly", - ответил я. Ведьма усмехнулась. - На "Desert Boots" не хватило денег, да и размера не было уже. Прошли даже "Зелёную милю".
  - Наташка говорила, - ответила Шакира. - Там какая-то деваха была из BF, по ходу, мне тут по секрету сообщили. Не знаешь, кто такая?
  - Нет, извини, - я смотрю по сторонам - как обычно. - Меня что позабавило, как кто-то из девчонок, с неформальской тусовки, к слову, задал ей вопрос, не больно ли ей так. Не Оксана.
  - Вот ещё бы Оксана такую глупость сморозила, - Светка усмехнулась. - А как твои-то? Всё пытаются свою линию гнуть?
  - А то, - теперь усмехаюсь я. - Материал по коллективистам сам поблизости ходит и себя показывает, мозги е... То есть компостирует. Причём, когда делаешь замечание, что у них вот так вот получается, что как раз вовремя - когда я занят. Понимаю, что хлеба надо или за квартиру уплатить, но можно же сказать короче. Просто объяснить, что надо. Нет, надо развести лекцию на сплошной воде.
  - Привет, - к нам подошёл Анжей. - Саня, ты там кого опять ругаешь? Опять прямо во время микса? Я не подкалываю, просто сам всё понимаю отлично, сам музыкант.
  - Да, из колеи вышибает хорошо, - замечаю на это я. Шакира опять усмехается, но ничего не говорит. Я продолжаю: - Есть такие люди просто, их хлебом не корми, дай потрепаться и покомандовать. Валера Алконавт тоже. Я в прошлый раз просто показал ему, что не хочу с ним говорить. Правда, это получилось слишком раздражённо, но эффект это дало.
  - Это когда было? - спросила Светка.
  - На День Города, - отвветил я. - Что удивительно, тату-салон работал, в котором я забиваюсь.
  - А кто такой этот Валера Алконавт? - поинтересовалась ведьма.
  - Протестант, - ответил я. - У него любимое занятие поприставать к другим людям с разговорами. Знаешь, так вот говорят: "До#бался, как пьяный до радио". Отсюда и кличка. И чем человек больше выделяется, тем больше у него шансов напороться.
  - Саня, этот твой протестант, часом, не энерговампир? - спросила Шакира с интонацией, с которой вам задают такие вопросы, опасаясь, что вы сейчас брякнетесь в обморок. - Ты после разговоров с ним что чувствовал? Усталость, раздражение, апатия?
  - Скорее это раздражение, - ответил я. - И там проблема не в том. Просто знаешь, есть такой момент, что тебя раздражает не какое-то странное воздействие, а именно эта беспардонность, когда с твоим личным пространством не считаются. Кстати, примета коллективиста. Именно то, что он при всех внешних манерах имеет склонность лезть в общение, и частенько - к тем, кто этого меньше всего хочет.
  - Видишь ли, - Анжей усмехнулся, - это его природа, диполь "Подчинение - Командование". Если он у себя в системе "солдат", то в его ранце лежит всегда готовый к применению маршальский жезл. А что до твоего случая, то это воспитание той системы, вот в чём вопрос. Религия Массы, я бы сказал. Мы с тобой уже на эту тему говорили. И многие коллективисты - это миссионеры этой религии или те, кто её в своём мире создаёт. Есть и энерговампиры, тут Шакира права, я это тебе говорю, как оккультист. Правда, обычно это простая агрессия на разрушение личного пространства, на сбив рабочего настроя, чтобы сломать чужое дело ради своего.
  - Да, Анжей, я как раз именно об этом и говорила, - ответила ему Широкова. - И не стоит отделять то, о чём ты говорил - это разновидность вампиризма. Тоже отъём энергии, отъём занятости, вторжение в ближнюю сферу энергетическую.Этого со счетов не сбросишь. Ну, и доминирование тоже. Саня, помнишь, ты про профсоюзы говорил? Как раз классический случай - наживаться на том, что у других проблемы, а ты, как царь и бог, их решаешь. И, естественно, ты вовлекаешь людей в свою игру, режиссёром себя видишь.
  - Так в случае, про который Саня говорит, как раз "командиры", а никакие не "кровососы", - возразил Анжей. - А Валера Алконавт - это такой, знаешь, "наркоман общения", для него отсутствие общения так же неприятно, как для наркомана "ломка". Саня тут говорил, или даже я ему тоже говорил, что такие люди стремятся к общению ради общения, чтобы получить свой "накотик". Патологическая общительность. Не знаю, насколько это моё выражение, но абсолютно точное. Правда, больше всё-таки тех, для кого важна именно возможность доминировать. И для него уже хреново то, что есть кто-то не из его сферы подчинения. И надо его нагрузить чем-то полезным (понятно, для кого). Классическая фраза: "Тебе тут что, больше всех надо?" И вот к таким людям она и приложима.
  - Точно, - хмыкнула Шакира. - У меня в школе, где я на практике работала после педа, завуч была - точно такая. Мозги е#ала при любом удобном случае своими разговорами. Туго приходилось, если ты вежливый и выслушиваешь. У тебя уже комок к горлу подступает, уже с кулаками на неё хочется броситься, а воспитание не позволяет. Мне Ольга Георгиевна рассказывала, как с этим бороться, учила нас всех "стенку" грамотно ставить. И у неё была сильная склонность "давить" на тебя, она всегда что-то доказывала, даже если неправа. И с огромным трудом это признавала. А как с ней было трудно тем, кто немного замкнут, не очень общителен просто - достаёт расспросами о здоровье так, что ты уже последнюю вежливость в кулак собираешь, цедишь уже сквозь зубы что-то. И честно скажу, мне легче на душе становилось, когда она от меня отставала. Жалко, конечно, было, когда она обижалась, и я тогда довольно-таки жалостливая была. Хорошо, меня отучила от этого дела Ольга Георгиевна, объяснила, как себя правильно вести.
  - Если ты имеешь в виду "как об стенку горох", - сказал я, - то как раз это вызывает сильную агрессию. Можно дождаться гневных речей наподобие того, что ты мнишь себя гением или ещё кем, а дальше уже могут и вспомнить тебе всё, включая детсадовские глупости. Хороший признак, что человек таки слопал затрещину.
  - Спалился, в общем, - подытожил Водецкий. - Ты просто знаешь для себя (что ты и сам говорил как-то), зачем нужна была на самом деле эта срочная булка хлеба, когда дома ещё есть хлеб. Или этот козёл, который сказал, что индивидуалистам надо бить морду. Видимо, его задело именно то, что его великое дело было облито помоями. По теме или нет - это, знаете ли, по #&ю зимогоры. Главное - его дело.
  - В чём и вся проблема - они сами эгоисты похуже тех, кто этого не отрицает никак, - заметила Светка. - А других обвиняют в этом.
  - Свет, в эгоизме не так мало хорошего, если он по уму, - сказал ей Анжей. - Я же себя уважаю, и для меня нелогично поступать против своей выгоды. А как раз этого боятся коллективисты - Саня знает, почему. Это же минус территория, где можно командовать.
  - Так это не секрет давно, - ответила Шакира.
  - Только коллективисты процветают в той же России, - хмыкнул поляк. - Им ведь удаётся запудрить мозги другим людям этой ложной идеей самозабвенного служения и мнимыми поисками высот для других. Дуризм полный.
  - Анжей, опять с водой младенца выплёскиваешь, - ответила ему Широкова. - Так можно докатиться до того, чтобы отвергать любые обязательства и сделать своим девизом "нет и нет, нет, нет - говорит цыпа-дрипа", как ты сам говоришь. Нет, давать тем, кого ты называешь коллективистами, тебя подавить не стоит. Но вряд ли правильно всегда так пробрасывать. Останешься совсем один и будешь всё за деньги получать. А просто по-человечески пообщаться - уже проблема... Ладно, пошли кофе пить, как раз "ТинТо" недалеко.
  - Логично, - ответил поляк. - На эту тему мы ещё наговоримся...