Аншлаг

Юлия Пиманова
Спектакль "Похороните меня за плинтусом", по повести Павла Санаева,  сына актрисы Елены Санаевой, которая в "Золотом ключике" сыграла лису Алису. Постановка Красноярского театра драмы им. Пушкина, проходила в Новосибирске в рамках "Рождественского фестиваля искусств". Повесть автобиографичная, о жизни маленького Павла с бабушкой, о его отчиме Роллане Быкове, о его детстве. В главной роли заслуженная артистка России Галина Саламатова.
Спектакль шёл 4 часа с одним антрактом, но время прошло незаметно, очень трудная роль у бабушки,  длинные монологи, к тому же очень эмоциональные. Она постоянно всем была недовольна, своей судьбой, мужем, с которым прожила 40 лет, дочерью, которая выбрала спутника жизни «ужасного карлика»(Ролана Быкова). Всё, что слышал от неё внучок, так это, что он тварь и сволочь, сидящий на её шее. Она могла упасть на пол и разыграть сцену своей кончины перед  внуком, а закончить представление, после того, как тот начинал дико кричать от ужаса , сказав ему: «ты что орёшь, как умалишённый».  И это только в ответ на то, что мальчик сделал несколько ошибок в домашнем задании ученика второго класса. Она постоянно запугивала внука тем, что он сгниёт на кладбище, если только не послушает свою бабушку и пойдет со своим другом на стройку. Поэтому, он мечтал, чтобы его похоронили  в доме  матери за плинтусом. Тогда бы, он мог её чаще видеть, и ему не было бы страшно. Бабушка постоянно вытирала лицо внука своим носовым несвежим платком, а также его спину, боялась, что если вспотеет, то простудится,  а если уж поднималась температура, то лучшим лекарством была клизма.
Но атмосфера спектакля не настолько угнетающая, всё-таки мы её видим глазами мальчика, детскими глазами, который делится с нами своими воспоминаниями. Смешно видеть взрослого мужчину, одетого в длинную до пят шубу, в огромную плюшевую с помпоном шапку, поверх шаль и три шарфа, как он выходит и стоит столбиком с выбивалкой для ковров в руках, которая служит ему и гитарой, и ружьем, и клюшкой. Иногда мать тайком приходила к сыну (бабушка не разрешала с ним видеться) чтобы поиграть с ним на улице, то сынок начинал боязливо кричать, что ему нельзя потеть. Злоключения кончились, после того, как мать с отчимом выкрали его, после чего бабушка вскоре умерла.
Всё, что описал Павел, случается во многих семьях. Почему-то через какое-то время женщины стонут от непосильного, рабского домашнего труда. Что-то в этом есть неправильное.
Бабушка отрицательный персонаж, но ведь какие-то обстоятельства сделали её такой.
Потрясающая игра актёров бережно созданной ими и художником постановщиком, атмосферы «восьмидесятых». Как будь-то, попадаешь в эту эпоху на машине времени,  сидишь с героями за кухонным столом, пьешь чай, читаешь газеты , слушаешь Высоцкого, смотришь фигурное катание, сидишь за монолитной партой, с правильным наклоном столешницы.
 Герой, вызывает чувство симпатии, выжил и стал человеком. После спектакля появилось чувство очищения и утешения. Очищения, потому что все твои проблемы уходят на задний план. Утешения, потому что видишь, что ты не одинок в своих проблемах, и в таких условиях можно не только выжить, но и действительно стать сильнее.