Деструкция совести

Владимир Спасибо
 

5 января 2008 г. в цилиндрическом вертикальном резервуаре мазутного хозяйства цеха 409 ЗАО «Завод экспериментального машиностроения РКК «Энергия» (далее Завод) произошла разгерметизация с разливом мазута, который по ливневой канализации попал в Дулев ручей г.Королева.

6 января 2008 г. был заключен договор между Заводом (Заказчик) и ООО «77 спасательный центр» (Исполнитель), который обязался выполнить работы по ликвидации чрезвычайной ситуации - исключить загрязнение нефтепродуктами р. Клязьма; очистить ливневый коллектор и сооружения мазутного хозяйства Заказчика; очистить донные иловые отложения Дулева ручья до концентраций менее 1000 мг/л.; утилизировать нефтепродукты, замазученную тару, инструменты и приспособления.

Как видим, речь при заключении договора не шла об очистке берегов Дулева ручья, и соответственно, образовании замазученного грунта.

При заключении договора речь шла о примерно 550 куб.м. разлившегося мазута. Общая сумма по договору предварительно составила 74 658 тыс. руб.

Согласно документам в аварийной мазутной емкости №2 на момент разгерметизации 5 января 2008 г. находилось 1672 м3 мазута. После обнаружения утечки силами работников Завода в период 7-11 января было возвращено в мазутное хозяйство 400 м3 мазута, слитых 5 января из аварийной емкости в свободную нулевую емкость; 564 м3 из мазутной насосной станции; 214 м3 из обваловки мазутных емкостей; 89 м3 из насосной пенотушения; 67 м3 из подземных каналов.

Таким образом, объем мазута, попавшего через ливневую канализацию в Дулев ручей составил около 338 м3.

В мае 2008 г. Исполнитель сообщил, что все работы закончены:

·                полностью очищен Дулев ручей;

·                очищена ливневая канализация;

·                очищена КНС №4;

·                очищено оборудование Щелковских ОС;

·                очищена территория мазутного хозяйства Заказчика.

·                произведен вывоз на утилизацию замазученных грунтов и нефтешлама.

Исполнитель предъявил Заказчику претензию на кратное увеличение стоимости работ, ссылаясь на то, что было разлито гораздо больше мазута, чем предполагалось при заключении договора, и пришлось выполнить существенно больший объем работ. Количество мазута, собранного и вывезенного с водой, грунтом суммарно составило, по расчету Исполнителя 1611,5 м3. Не считая количества мазута, утилизированного с мусором. Это почти в 5 раз больше, чем было утрачено. Как будто весь мазут из аварийной емкости попал в ручей и был вывезен с водой, грунтом, мусором. Но прежде он должен был заполнить ручей слоем толщиной 0,4 м на протяжении 2000 м.

Было вывезено замазученного грунта 16 718,5 т. Или 12860,38 м3.

Речь о котором изначально не шла.

При сборе слоя замазученного грунта толщиной 0,1 м вручную с помощью лопат (фактически так происходила очистка загрязненной территории) площадь загрязнения должна была составлять 128 603,8 м2. Это равносильно сплошным полосам шириной по 32 м по обеим берегам ручья на протяжении 2000 м.

В качестве дополнительных земляных и строительно-монтажных работ были названы завоз 18 300 м3 инертных грузов, механическая замена пораженных грунтов в русле с устройством проездов, сходов, рокадных дорог, временных мостов и переправ.

Конечно, эти требования, абсурдные, ложные, не могли быть приняты к удовлетворению. Но интересно и то, что Исполнитель принялся за работу, не понимая, как ее можно выполнить, работу эту не исполнил, и нанес дополнительный ущерб загрязнением вследствие непродуманной, затратной технологии сбора мазута с поверхности Дулева ручья и последующей рекультивации русла и берегов ручья.

Практически сразу после обнаружения попадания мазута в Дулев ручей началась установка силами работников Завода заграждающих щитов, бонов.

В Дулевом ручье было установлено 8 боновых заграждений, 5 бонов с сорбирующими элементами, 3 заградительных деревянных барьера и 5 металлических гребенок.

Деревянные барьеры (щиты) устанавливались перед входом течения ручья в трубы под Акуловским водоводом, под дорогой у зоны малоэтажной застройки, после городского кладбища.

Последние боновые заграждения были установлены за 150 м до впадения Дулева ручья в р. Клязьма. Такой тип заграждений разработан для ограничения площади нефтяных разливов в море, где нефтепродукты тонкой пленкой растекаются по поверхности. Для ручья боны не подходят – течение приводило к скоплению мазута и прохождению его под бонами либо мимо них с боков при подъеме воды с мазутом.

С 10-го января в работе по очистке ручья участвовали силы МЧС и приданные им военнослужащие, собиравшие мазут с поверхности ручья в 200-литровые бочки. Собирался шлам в бочки практически по всему ручью, что привело к загрязнению, трудностям с вывозом из лесистой местности.

12 января МЧС, Росприроднадзор и правительство Московской области решили полностью перекрыть сток Дулёва ручья, перенаправив его воды в Щелковский коллектор, а затем очистить русло с помощью экскаваторной техники.

К 15 января, по информации пресс-службы Главного управления МЧС России, с ручья был собран практически весь мазут. Планировалось вырыть котлован для сбора отходов, которые поступали из коллектора ливневой канализации. То есть спустя 10 дней после аварии еще только планируется рытье котлова.

25 января началось снятие замазученного грунта вручную, а не с помощью техники, как предполагалось в соответствии с совместным планом МЧС и Росприроднадзора. Было принято такое решение из-за опасений, что работа экскаваторов могла способствовать попаданию мазута в глубинные слои почвы. Предполагалось, что необходимо снять 10 сантиметров почвы.
Мазут вместе с грунтом при помощи лопат собирался на берегу, откуда экскаватором перегружался в автосамосвалы.

По протяженности ручья загрязнение береговой полосы было неравномерным. В основном ширина полосы загрязнения по берегам ручья не превышала 0,5 м. Это хорошо видно по фотоматериалам, сделанным при осмотре места аварийного разлива экспертами и журналистами.

Мазут по Дулеву ручью распространился на площади примерно 4000 м2 (протяженность загрязнения 2000 м, средняя ширина ручья - 2 м).

Общая площадь загрязнения дна и берегов Дулева ручья, которые подлежали очистке при ликвидации последствий аварийного разлива мазута:

{2000*(2,5+0,5 + 0,5)} = 7000 м2.

2,5 – средняя ширина ручья по дну, м.

0,5 – средняя общая ширина берегов ручья, загрязненных мазутом., м.

Снимаемый слой замазученного грунта с берега ручья и ила должен был быть не более 0,1 м. Мазут, тем более в холодное время года, практически не проникает в глубину почвы и ила.

Объем замазученного грунта и ила, который подлежал сбору и вывозу с Дулева ручья:

7000*0,1 = 700 м3.

Еще грунт вывозился с территории мазутного хозяйства.

Площадь внутри обваловки, на которой разлился мазут – 708 м2.

Объем собранного грунта: 708*0,1= 70,8 м3.

Итого, должно было быть вывезено и захоронено примерно 770,8 м3 замазученного грунта и ила с Дулева ручья.

Масса замазученного грунта и ила, подлежавших сбору и вывозу на полигон:

770,8*1,3= 1002,04 т.

Средняя насыпная плотность грунта и ила - 1,3 т/м3.

Исследования по оценке состояния вод и донных отложений в Дулевом ручье в июне 2008 г. показали, что замазученный ил с русла Дулева ручья не был собран. Во всех пробах донных отложений и грунтов найдены нефтепродукты, по составу идентичные нефтепродуктам, разлившимся в результате аварии.
Количество нефтепродуктов в пробах находилось в пределах от 3940 до 9940 мг/кг. В соответствии с требования технического задания, после проведения работ по сбору мазута содержание нефтепродуктов в донных отложениях не должно было превышать 1000 мг/кг.

В августе были выполнены новые обследования русла Дулева ручья и прилегающей территории. Был проведен отбор проб грунтов с берегов и донных отложений Дулева ручья. В отобранных пробах исследовалось содержание нефтепродуктов.

Было установлено, что содержание нефтепродуктов в донных отложениях на всем протяжении Дулева ручья от места впадения ливнестока Заказчика до впадения в р. Клязьма превышал ОДС в 2-40 раз. Содержание нефтепродуктов в грунтах и донных отложениях уменьшалось с увеличением глубины отбора.

Участки левого и правого берегов Дулева ручья в районе кладбища были загрязнены на глубину до 1 м. Площадь загрязнения – не менее 10000 м2.

Общий объем загрязненного грунта на этих участках не менее 10 000 м3.

Для оценки загрязненности почвы принята классификация показателей уровня загрязнения (Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утв. Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ 18 ноября 1993 г.). В частности, по концентрации нефтепродуктов в почве:

<1000 мг/кг - допустимый уровень загрязнения;

1000-2000 мг/кг - низкий уровень загрязнения;

2000-3000 мг/кг - средний уровень загрязнения;

3000-5000 мг/кг - высокий уровень загрязнения;

>5000 мг/кг - очень высокий уровень загрязнения.

То есть загрязнение почв по берегу Дулева ручья можно характеризовать как высокое. Напомним – после проведения «работ» по ликвидации аварийного разлива мазута.

Согласно п.3.4. СанПиН 2.1.7.1287-03 по степени опасности в санитарно-эпидемиологическом отношении почвы населенных мест подразделяют на категории по уровню загрязнения - чистая, допустимая, умеренно опасная, опасная и чрезвычайно опасная.

Для органических веществ 3 класса опасности при содержании их в почве более 5 ПДК категория загрязнения почвы - не ниже опасной.

При выборе метода ликвидации разлива ННП необходимо было исходить из следующих принципов: все работы должны быть проведены в кратчайшие сроки; проведение операции по ликвидации разлива ННП не должно нанести больший экологический ущерб, чем сам аварийный разлив.

Одним из главных методов ликвидации разлива ННП является механический сбор нефти и нефтепродуктов. Наибольшая эффективность его достигается в первые часы после разлива.

Физико-химический метод с использованием диспергентов и сорбентов рассматривается как эффективный в тех случаях, когда механический сбор ННП невозможен (при малой толщине пленки или когда разлившиеся ННП представляют реальную угрозу наиболее экологически уязвимым районам).

Поскольку в первое время после попадания мазута в ручей слой его имел значительную толщину, то необходимо было перекрыть ручей сифонной дамбой.

Диаметр труб сифонных водовыпусков – из расчета максимального водопритока к дамбе. Высота дамбы - из расчета максимального объема разлитой нефти.

Мазут следовало откачивать вакуумными устройствами во временные емкости. Интенсивность откачивания должна соответствовать интенсивности поступления мазута к дамбе.

Место устройства дамбы должно было выбираться из условия обеспечения работы строительной техники и транспорта, а также осуществления, при необходимости, обваловки берегов ручья.

Это место могло быть выбрано либо до Акуловского водовода, либо до моста в районе малоэтажной застройки. В этом случае длина участка от выпуска ливневой канализации до дамбы не могла быть более 400 м. Высота дамбы – до 1,5 м. С обваловкой, при необходимости, берегов. Толщина слоя мазута – до 0,4 м.

Объем замазученного грунта и ила, подлежащего вывозу на полигон - не более 140 м3 (из расчета площади загрязнения 1400 м2, включая 1000 м2 ложа ручья и 400 м2 загрязнения береговой полосы; толщина снимаемого слоя - не более 0,1 м ), что едва ли не на 2 порядка меньше объявленного Исполнителем объема.

После сифонной дамбы следовало установить боны с сорбентом для эффективного улавливания нефтепродуктов с поверхностного слоя воды.

Налицо факт несанкционированного размещения нефтесодержащих отходов на территории городского поселения.

п.5 ст.12. Федерального закона «Об отходах производства и потребления» N 15-ФЗ.

Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Отходы размещены в черте г.Королева.

Грунты, загрязненные нефтепродуктами, необходимо реабилитировать при помощи биоремедитации - технологии очистки нефтезагрязненной почвы и воды, с использование м углеводородоокисляющих микроорганизмов или биохимических препаратов.

Существуют два основных подхода в очистке загрязненных территорий с помощью биоремедитации:

·        стимуляция локального почвенного биоценоза;

·        использование специально отобранных микроорганизмов.

Стимуляция локального почвенного биоценоза основана на способности молекул микроорганизмов к изменению видового состава под воздействием внешних условий, в первую очередь субстратов питания.

Работы по биологической утилизации нефтепродуктов проводятся в тёплый период года со среднесуточными положительными температурами.

Для реабилитации дна ручья целесообразно организовать очистные сооружения в устье Дулева ручья, учитывая также и то обстоятельство, что сам ручей принимает городские ливнестоки.

Ничего подобного до сих пор не сделано.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 утверждены «Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», которые определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН).

Согласно «Основным требованиям...» при расчете необходимого количества сил и средств в ПЛАРН (или же при разработке плана по факту разлива) должны учитываться: максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов; площадь разлива; физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов; влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы; гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта; наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов; транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов; время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации; время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно повышать 4 часов при разливе на акватории и 6 часов — при разливе на почве.

Ни одно из этих требований при организации работ по ликвидации последствий аварии не было учтено.

Согласно п.8. «Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, на территории Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240) мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:

-прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;

-сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;

-размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.

Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором: исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории; допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно - гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий); обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.

Отчет о завершении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также предложения по реабилитации территорий (акваторий) и других загрязненных объектов подготавливаются комиссиями по чрезвычайным ситуациям...

Требования нормативных документов ООО «77 спасательный центр» были проигнорированы, условия договора не исполнены, допущено вторичное загрязнение берегов ручья.