АКТ III. В двух шагах от зрителя

Рагим Мусаев
Пойду, взойду в роль!

О'Мур «Из жизни провинциального театра»



        Кто только не внес свою лепту в дело формирования представлений о мастерстве актера! Щепкин, Мейерхольд, Вахтангов, тот же Станиславский! О них и о многих других читайте в театральной энциклопедии, а эту книгу закройте! Не закрыли? Мы в Вас ВЕРИЛИ… О чем мы? Ах, да!

        Кто только не внес свою лепту в дело формирования представлений о мастерстве актера! Не внесли ее и актеры театра «У Гаши». А может, и внесли, сказать сложно. Мы, прежде всего домашний театр, а потому специальным изучением техники речи и сценического движения по системе того же Станиславского, не занимаемся. С другой стороны, сказать, что у нас любой желающий выходит на сцену и вытворяет что и как хочет, тоже нельзя. Так как же все происходит?

        Начнем с желания. Это немало. У человека, пришедшего в театр, оно обычно бывает. За претендентом наблюдают, оценивая по нескольким критериям. Во-первых, по наличию способностей. Увы, они не всегда даются в комплекте с желаниями. Помимо наблюдения за поведением и речью пришедшего, он, сам того не подозревая, втягивается в какую-нибудь безобидную веселую игру, к примеру, наши любимые «гляделки», или импровизационный розыгрыш заданной ситуации.

        Если становится понятным, что человек может изобразить нечто большее, чем тумбочку, шланг или мертвую змею, он получает рольку в каком-нибудь капустнике или на закрытом празднике «для своих». «Величина» роли действительно зависит от «размеров» самого актера!

        Успешно пройденное испытание дает право претендовать на небольшую роль в большом спектакле основного состава, а со временем перейти и на главные роли. Правда, до этой стадии доходят не все, и в каждом случае бывают свои нюансы.

        К примеру, одну из ведущих актрис театра Наталью Ширяеву, мы подсмотрели на школьном спектакле, где она, еще ученицей, заметно выделялась на общем фоне. Вскоре, во время работы над гоголевской «Женитьбой», встала проблема с исполнительницей небольшой роли горничной Дуняши. Вспомнили Наташу, пригласили. Получилось! Дальше – по нарастающей. Рубежным спектаклем стала для Натальи тургеневская «Провинциалка», где она блестяще сыграла главную роль! Не просто главную (их она уже играла), а Роль, на которой держится весь спектакль.

        Сегодня тот же путь проделывают Юлия Дизендорф, Дмитрий Еремин, Лилия Климова, Максим Жданов, Екатерина Овчинникова, Владимир Корнеев, Софья Денисова и Алла Мусаева. В самом начале своей карьеры Диана Хасанова, Никита Власов, Олег Григоров и Евгений Телков.

        Вы спросите, а где же актерское мастерство? Да вот же! У нас оно приходит с опытом. Медленно, но верно старшие объясняют младшим, как нужно говорить, ходить, сидеть, смеяться, как удобней целоваться, безболезненно падать на колени… А самое главное, как сделать так, чтобы все это казалось абсолютно естественным и отвечало общему замыслу постановки. Ведь мы на сцене отличаемся от нас в жизни. Иногда значительно.

        Мало кто знает, что Дмитрий Карпов много внимания уделяет речи, меняя на сцене сам способ и стиль произношения. Инна Мосальская и Ольга Денисова не выходят на сцену в очках. Николай Корякин, неоднократно изображавший простофиль, растяп и тюфяков, в жизни человек цельный, внимательный и разумный. Ирина Изгаршева и Марина Раева из-за короткой прически в классических пьесах частенько прячут голову под париками и шляпками. Лена Карпова, блестящая исполнительница ролей светских стерв, в жизни очень мягкая и уютная. Штатный ведущий капустников Рагим Мусаев, умеющий завести и рассмешить публику, в жизни довольно закрыт и включает свое красноречие лишь в присутствии гостей.

        Конечно, мы пользуемся проверенными методами системы Станиславского, подсматриваем приемы у театральных и кино- режиссеров и актеров. В то же время крайне важно, что у театра есть свое лицо, сложился свой стиль игры. Можно спорить о его достоинствах и недостатках, но он есть.

        Появились амплуа. Чаще они условны, но есть и исключения. К примеру, в репертуаре Ольги Денисовой сплошь дамы из высшего общества. Ну, хоть бы одна крестьянка затесалась! Зато Константин Денисов почти всегда вызывает смех. Лишь однажды ему досталась серьезная роль, но и она была сыграна в рамках капустника по пьесе Н.Теффи «Женский вопрос». Среди героев Николая Корякина нет ни одного злодея. Героини Вероники Корякиной всегда простодушно милы и обаятельны. Почти обязательным атрибутом героев Константина Лушникова стал легкий цинизм и некоторая усталость от жизни.
Необычайно скоро действительно народной актрисой театра стала Марина Раева. Посудите сами, иной актер не первое десятилетие играет в театре, тащит на себе главные роли, но на его долю не перепадает и половины успеха, сопутствующего острохарактерным героиням Марины.

        Способ игры у каждого свой. Одни сознательно уходят от себя, детально продумывая и придумывая мелкие черты характера и поведения своего героя, манеру разговора, походку, пристрастия и слабости... Другие ищут черты роли в себе. Третьи постепенно вживаются в образ. Иногда даже слишком.

        Так, к примеру, произошло с Ольгой Денисовой, репетировавшей главную роль в драме Г.Ибсена «Гедда Габлер». Но это того стоило! После спектакля нашими друзьями был подслушан диалог выходивших из зала мамы и ее дочери-подростка:
        - Мам, а Гедда – хорошая или плохая?
        - (после паузы) Не знаю…

        Не менее интересно поведение актеров после спектакля. Одни впадают в самоуничижение, у других начинается методичный «разбор полетов», а третьи просто отдыхают, просматривая запись только что сыгранной пьесы. Это традиция.

        Другой послеспектаклевой традицией является общая фотография участников представления. Делается она сразу же после того, как зал покидает последний зритель.

        И именно после спектаклей нас частенько спрашивают, не хотим ли мы стать профессиональными актерами? Нет! Мы всего лишь увлеченные театром любители и менять свой статус не собираемся. Тем более, что взрослый состав театра – состоявшиеся и даже преуспевшие в своих профессиях люди. Правда, профессии некоторых близки к актерской. В разные годы в театре блистали телеведущие Николай Старцев и Владимир Корнеев, диктор радио Татьяна Литвяк, ведущая развлекательных шоу на радио и телевидении Наталья Ширяева, ведущий авторских телепрограмм Алексей Шершнев.

        А самое главное заключается в том, что при всей нашей непохожести мы – куча. Это тоже один из гашинизмов. Как говорит одна из создательниц театра Галина Спесивцева, «нашей куче главное собраться, и тогда все получится!» И ведь не ошибается! Куча любителей, больше двадцати лет играющая в двух шагах от зрителя придуманные истории о настоящих людях, как правило, имеет успех!

        Лишь для наших зрителей,
        Самых добрых зрителей,
        Самых верных зрителей
        На сцену мы идем!

        И для вас играем мы,
        Плачем и смеёмся мы,
        Радуемся жизни мы,
        И для вас живем!