Клейзмеры... нет слов!

Елена Марценюк
В Одессе прошел Второй фестиваль клейзмерской музыки.
______________________________________________________

Сначала о названии. Вы, наверное, заметили, что в рамках Дней еврейской культуры в Одессе, совершенно замечательно прошедших с седьмого по пятнадцатое июня, это придающее празднику истинно еврейский колорит слово звучало в двух вариантах: «клейзмеры» и «клезмеры», «клейзмерская» и «клезмерская» музыка.

Не волнуйтесь, никто не ошибся, и правы были все. Оказывается, восходящее к ивриту слово «клее(й)змер» состоит из двух корней: «клей» - инструменты и «земмер» - напев. В разных транскрипциях его записали и озвучили так, как было удобнее произносить. Вот и вы не ломайте голову, говорите так, как нравится. Клейзмеры, клезмеры – какая разница? Музыка все равно одна. Да еще какая!

До чего же уютно устроился этот по-домашнему сердечный фестиваль на небольшой ладони Греческой площади, вернее, на оставшейся в живых ее половине, где брусчатка и фонтаны. Хорошая идея пришла наконец в чью-то светлую голову, и аккурат в центре Южной Пальмиры, где вот она, рядом Дерибасовская, где сумасшедшей красоты архитектура и самый дух Ее Величества Одессы, возникло сконструированное пространство искусств.

Огромная эстрада, обращенная к площади, народ, оккупировавший ряды стульев, парапеты фонтанов и две свободные площадки по обе стороны от импровизированного партера. Оказалось, что устроители предусмотрели их для особо темпераментной публики: когда звучит клейзмерская музыка, сами ноги пускаются в пляс. Пожалуйста, пляшите, сколько хотите! И хлопайте. И подпевайте. Что, не говорите на идиш? Не надо. Петь можно, и не зная слов. Во всяком случае, так все мы и пели в течение четырехчасового концерта клейзмерского фестиваля.

В этот раз в нем приняли участие десять коллективов современных клейзмеров из Польши, Венгрии, России, Молдовы и Украины. Несколько меньше, чем в Первом фестивале клейзмерской музыки, прошедшем в нашем городе в прошлом году. Что поделаешь – финансовый кризис.

Зато, как сказал мне ведущий гала-концерта  Алик Ветров, огромный интерес, которым пользуется нынешний фестиваль, вдохновил его организаторов на изменение формата этого ни на что не похожего песенно-музыкального праздника. Со следующего года планируется превратить одесский фестиваль клейзмерской музыки в соревнование певцов и музыкантов со своими лауреатами, дипломами и призами. А что, знай наших! Кто-то из них еще будет, ого, как гордиться, что победил в самой Одессе.

- Алик, что вмещает в себя понятие «клейзмерская культура» и что отличает одесский клейзмерский фестиваль?

- Клейзмерская или идиш-культура возникла в Восточной Европе еще на рубеже четырнадцатого – пятнадцатого веков, а ее расцвет пришелся на начало двадцатого века. Официально ее прародителями считаются немецкие, польские, украинские и особенно румынские евреи. Их небольшие ансамбли поначалу играли на ярмарках, свадьбах, различных еврейских празднествах и очень нравились народу. Ведь экспрессивные, мелодичные танцы, музыка и песни «заводят» любого вне зависимости от национальности или собственных этнических традиций.
Однако не следует считать, что клейзмерская музыка – это какие-то кабацкие мелодии. Идиш-культура очень философична. Это убедительно демонстрирует одесский фестиваль клейзмерской музыки. И хоть публика сегодня зачастую не понимает языка исполняемых песен, она хорошо улавливает их смысл, наслаждается красотой народных мелодий, эмоциями, театральностью действа.

- Стали ли для вас открытием выступления кого-то из нынешних участников фестиваля?

- Все участники очень своеобразны, каждый ансамбль демонстрирует свою «изюминку», свой инструментальный состав, хотя традиционно клейзмерским набором инструментов считаются скрипка, цимбалы, кларнет, контрабас или виолончель. Современные ансамбли расширяют возможности своих оркестров: сегодня на сцене и ударные, и клавишные инструменты, и аккордеон, и гитара.

Кстати, польский гитарный дуэт в составе Марека Кравского и Якуба Недоборека, который принимал участие и в Первом нашем фестивале,  демонстрирует совершенно новую грань клейзмерской культуры. Они пишут и исполняют на идиш серьезные философские песни, связанные с  историей еврейского народа.

- И все-таки появились ли у вас любимчики на этом фестивале?

- Очень понравились харьковчане. У них замечательные вокалистки, с хорошими выразительными голосами и подкупающей эмоциональной манерой исполнения. Это настоящий маленький национальный еврейский театр.

…Как я ни приглядываюсь к харьковскому ансамблю «Клейзмер-бэнд», вижу на сцене лишь двух исполнителей-евреев. Остальные – дети  разных народов. Становится еще интереснее, и я отправляюсь за кулисы брать интервью у харьковчан.

Солистка Евгения Лапатник и клавишник Юрий Хаисон, которые и представляли «еврейское» лицо своего коллектива, оказываются супружеской парой.

Выясняется, что в этом году ансамблю «Клейзмер-бэнд» исполняется десять лет. Женя и Юра стояли у его истоков. А сегодня в составе их ансамбля очень много молодежи, у которой клейзмерская музыка пользуется невероятной популярностью. Я интересуюсь, где они берут тексты песен на идиш, и вообще, где можно сегодня выучить этот почти неупотребляемый язык?

- Я изучала идиш целенаправленно, - говорит Женя. – Вначале был фестиваль клейзмерской музыки в Санкт-Петербурге. Потом я оказалась на подобных фестивалях в Польше и Литве, и поставила перед собой цель выучить язык, чтобы мое исполнение клейзмерских песен было полноценным. За границей продаются соответствующие учебные пособия – немного усилий, и я научилась не только понимать и говорить на идиш, но даже и писать тексты песен. Захотите тоже выучить идиш – приходите ко мне (смеется).
 
Евгения Лапатник работает в харьковском Центре еврейской культуры. Преподает иврит, идиш, традиции еврейского народа, является руководителем программы «Споем вместе», которую ведет совместно со своим мужем Юрием. Они являются авторами множества песен на иврите и идиш, вошедших в их первый диск, который можно было приобрести на фестивале клейзмерской музыки в Одессе.

- А есть ли в Харькове подобный музыкальный фестиваль?

-  Есть. Причем проводится он уже шесть лет подряд, - отвечает Юрий. – Харьковский фестиваль значительно отличается от одесского. Он состоит из серии мастер-классов, на которых современные клейзмеры овладевают тонкостями этого искусства. И на концертах нашего фестиваля участники исполняют только те номера, которые выучили в ходе мастер-классов.

- Ваш ансамбль продемонстрировал в Одессе великолепное искрометное высоко профессиональное исполнение. Но показалось, что на сцене «Клейзмер-бэнд» был до обидного мало…

- Нам тоже так показалось (смеются). Сложно продемонстрировать все, чем владеешь, в течение каких-то двадцати минут, отпущенных по регламенту концерта на выступление, - сетует Женя. – На самом деле у нашего ансамбля огромный репертуар. У каждого из солистов – сольник. Приглашайте, и мы с удовольствием приедем на гастроли. Одесса нам очень нравится, и нам есть, что показать одесситам.

- Вы много путешествуете, даете концерты в разных городах и странах. Случались ли во время выступлений выпады против еврейской культуры, случаи ксенофобии, антисемитизма?

- Никогда! (вместе). Однажды в Брюсселе наш концерт проходил в зале, в который набились одни арабы. И они, как и все наши зрители без исключения, пели, танцевали, аплодировали… Искусство вне политики и во много раз сильнее любой политики. В этом мы убеждаемся на каждом концерте.

…А на Греческой площади в Одессе - дым коромыслом! Первыми не выдерживают дети – прыгают, скачут, даже ходят колесом по выпуклым булыжникам мостовой. Надо же, как ловко у них это получается. Но разве устоишь, если скрипка взрывает пространство, кларнет бередит сердце и аккордеон проходится по всем кнопочкам души? А еще звонкий бубен, сладкоголосая мандолина, безудержные цимбалы…

Эх, хорошо! И что за сила в этой клейзмерской музыке, коль сметает она  и возрастные ограничения, и кем-то придуманные условности, и чью-то робость, и личные пристрастия, и национальные предрассудки?

Одессу представляет на этом фестивале коллектив «Мамины дети». Очень одесский ансамбль, состоящий из профессиональных музыкантов, хорошо известных в нашем городе. Достаточно сказать, что на кларнете в нем играет Игорь Знатоков, дирижер, педагог, популярный саксофонист, представитель знаменитой одесской музыкальной династии Знатоковых - Любарских. Вокалистом является не менее известный бард и гитарист Алексей Семенищев.
Алексея я и прошу немного рассказать о «Маминых детях».

- Мы собрались в ансамбль еще в 1998 году, можно сказать, в прошлом веке. Играли в ресторанах, на городских праздниках. Старались поддерживать одесскую традицию музыкального исполнительства, которая неразрывно связана с еврейской музыкальной культурой.  А название «Мамины дети» придумали года два назад. Оно прижилось.

- Можно ли назвать ваш стиль исполнения клейзмерской музыкой?

- В чистом виде нет. Мы поем на русском языке. Инструментальный состав у нас несколько шире, чем у традиционных клейзмеров, но манера исполнения очень близка к этому жанру. Это не эстрада, это очень самобытная народная музыка. И мы стараемся донести ее до людей, поэтому часто выступаем в Одессе и в других городах.

- Вы как-то связаны с одесским Центром еврейской культуры?

- Конечно. Не так давно мы поставили там спектакль «Бычки в томате», в котором, кроме музыкантов из «Маминых детей», принимали участие актеры из Русского театра и театра Музкомедии. Если увидите афишу нашего спектакля, обязательно посмотрите его. Мне кажется, получилось интересно.

- Алеша, а что это на вас за шапочка? Как она называется по-еврейски?

- Представьте себе, не знаю, потому что это казахская шапочка. А на Игоре Знатокове сегодня, например, турецкая феска. Все специально нарядились в шапочки разных народов, чтобы подчеркнуть интернациональный характер нашего фестиваля.

…И вправду, чего только не напяливали на себя клейзмеры на фестивальной сцене! Были на них и крошечные еврейские кипы, и широкополые черные шляпы, и буденовка, и соломенный брыль, и всяческих фасонов тюбетейки… И было весело. И смешно. И хотелось, чтобы праздник и клейзмерская музыка не заканчивались никогда.

Удивительно, но словно в ответ на эту невысказанную просьбу одесситов по улицам города до самой ночи колесил наш знаменитый открытый трамвай, на котором клейзмерский оркестр наяривал самые жизнерадостные еврейские мелодии.