Третий лишний

Александр Михайловъ
Дневники и ночники Ольги Соколовой

Вымыв раненого, положила его спать, сама легла рядом. Парень вылечился и уехал на фронт. В закутке, где я провела ночь с армейским другом, вымыла стены водой с мылом. Беспокойная мысль: есть примета, что нельзя в день отъезда вымывать, иначе человек не вернется. Проти-раю подоконник. На нем стоит копия Медного всадника: постамент в виде скалы, на ней лошадь. Она без всадника, вместо конской приделана голова Петра Первого. А где же сам всадник? В углу подоконника трехлитровая банка со следами известки и плоский сосуд для вечного огня. Взяв обе вещи, я направилась на кладбище. Оно оказалось в двух шагах от домика, в котором я провела ночь с раненым бойцом. Рядом с одной из могил водопроводный кран. Я стала набирать воду в бан-ку, в этот момент появилась пожилая женщина с парнем. Они оказались родственниками русского писателя Василия Топталло, похороненного здесь. Забрав банку, я перебралась к соседней могиле. Там тоже водопроводный кран. Могилу охраняет черная собака на цепи, но я уверена: она меня не тронет. У собаки грязная свернувшаяся шерсть. Я погладила животное:
— Давай, я тебя вымою. Шерсть будет мягкая и гладкая. Ты очень симпатичная! — Собачка обыкновенная, вроде длинной черной болонки. К ней подбежал небольшой черный пес. Я погладила обаятельного песика. Затем глянула на могилу и ахнула: на памятнике фотография девушки и юноши. В девице я узнала себя, а в парне — солдата, которого проводила на фронт. Глянула на его фамилию — Погибатус…

Проснулась со смешанными чувствами. Сладостный и сладострастный сон: я получила мужскую ласку, влюбилась. Но почему парень отправился на фронт, к чему приснилась его могила? Но глав-ное — отчего я похоронена рядом с ним? Ведь если он погиб на фронте, значит, я не успела стать ему ни невестой, ни женой. Приятный сон омрачен трагедией.
То, что приснилась могила Василия Топталло, меня совсем не удивило. На днях я была на моги-ле Екатерины Ивановны Журавской, знаменитой артистки. Я жила с ней в одном подъезде. Послед-ние два года ее жизни мы подружились. Я помогала по хозяйству, а Катерина Ивановна делилась со мной воспоминаниями и профессиональными секретами. Ее советы помогли мне поступить в теат-ральный институт. Журавская обожала прозу Василия Топталло, она привила мне свою любовь к этому писателю. По иронии судьбы могилы народной артистки и классика русской литературы оказа-лись по соседству. Я увидела в этом знаменательный перст судьбы.
С утра я пошла на занятия в институт. Еще не успела дойти до трамвайной остановки, как ко мне подбежала черная собачка. «Надо же, почти такая, как во сне!  — поразилась я. — Наверное, без-домная».
За собачкой подошел парень. Не скажу, чтобы он был похож на моего виртуального ночного дру-га, да я не очень запомнила его облик. Реальный парень был высоким блондином. Не красавец, но его глаза сразили меня наповал. Я утонула в их глубине.
— Он не укусил вас?
— Да что вы! Доброжелательный пес.
— Это обманчивое впечатление. Если кто-то не понравится, он ведет себя очень агрессивно. Вы его чем-то привлекли. Признаюсь, если бы не Сократ, я прошел бы мимо, не обратив на вас внима-ния.
— Сократ?! Странное для кобеля имя.
— Я учусь на философском факультете.
— Тогда понятно. Как вас зовут?
— Андрей.
— А меня Ольга.
— Вы спешите?
— Да. На занятия… А будь что будет. Один день можно и пропустить. Скажу, что заболела. Не каждый день философы попадаются на моем пути.
— Не все, кто учится на нашем факультете, философы.
— Но у вас наверняка есть склонность к размышлениям, иначе вы не пошли бы учиться в это за-ведение. Давайте пофилософствуем.
— Этому способствуют места уединенные, далекие от мирской суеты. Пойдемте на Волково кладбище, оно рядом. — Я согласилась, хотя меня удивило необычное предложение места для про-гулок. «Сон в руку», — подумала я.
Андрей велел Сократу бежать домой, а мы неспешно прогуливались. День был солнечный, но на кладбище были сумерки от вековых деревьев. Мне захотелось похвастаться могилой Екатерины Ива-новны. Наверняка Андрей слышал имя известной актрисы. Но потом передумала: это будет нескром-но. Я послушно шла по тропинкам, по которым меня вел Андрей, завладевший моим сознанием.
— Присядем, — предложил Андрей, увидев небольшую скамейку рядом с чьей-то могилой.
Я трепетала от близости мужского тела. Осознание того, что рядом со мной мужчина, приводило в какую-то истому. От парня исходила сила, которой хотелось подчиняться, мое тело жаждало грубой мужской ласки. Андрей взял в руки мою ладошку, стал ее гладить, а затем потер пальцем. Я вспом-нила рассказы подруг: таким способом мужчины подают знак, что хотят женщину. Затем Андрей об-нял меня, прижал к себе и стал целовать в губы. Потом принялся языком ласкать мою грудь.
Я размякла и не противилась его ласкам. Он попытался пойти в своих действиях дальше. Я по-чувствовала огромную боль и стала молча отталкивать Андрея. Он не стал настаивать на своем, но решительно опустил мою голову к своему обнаженному низу. Мне была неприятна грубость его дей-ствия, да и незнакомые детали другого пола, впервые увиденные вблизи, произвели на меня оттал-кивающий эффект. Я неумело попыталась сделать то, чего он хотел. Вскоре на землю рядом с моги-лой пролилось мужское семя. Подумала: если бы оно вылилось в меня, мог бы родиться ребенок. Он бы вырос, умер, а потом мог оказаться похороненным здесь. А теперь семя засохнет, так и не став человеком.
Поправив одежды, мы поднялись. Я обнаружила, что мы сидели рядом с могилой Екатерины Ивановны, только с задней стороны. Стало стыдно перед моей учительницей: рядом с ее последним пристанищем я совершала постыдные дела. Я не стала говорить Андрею, что знала Журавскую. Ря-дом с ее могилой последнее место упокоения Василия Топталло. Его скульптура в полный рост все-гда вызывала оторопь у случайных посетителей кладбища. На фоне обычных стел и надгробий люди видели человека, правда, каменного.
— Статуя без х… — пошутил Андрей.
— Ударение вообще-то на первом слоге. Как тебе не стыдно перед великим писателем?! — не удержалась я от замечания.
— За неверное ударение?
— За нехорошее слово.
— Без его х… меня бы не было на свете. Так что мне позволительно. Это мой прадед.
— Врешь!
— Не веришь?! Посмотри мой паспорт. — Андрей достал документ и развернул его.
— Может, ты однофамилец?!
— Фамилия очень редкая. У меня дома сохранились некоторые реликвии великого предка. При случае покажу тебе.
Выйдя с территории кладбища, мы пошли по улице. После мрачного кладбища солнце слепило особенно сильно. Вроде бы ничего в мире не изменилось, но у меня не проходило воспоминание о боли. Неужели все проходящие мимо женщины испытывают такие же адские страдания?! А все муж-чины — садисты по своей природе?! Меня нестерпимо тянуло к Андрею, но одновременно отталкивал страх перед новой болью. Рано или поздно, если я свяжу с этим парнем свою судьбу, придется ре-шиться на слияние. Мы обменялись телефонами и расстались.

В эту ночь мне долго не спалось. Когда заснула, мне приснилось, что я в лесу. Там стоит изваяние писателя без штанов. Из его фаллоса капает человеческое семя, а кончик органа плоский, словно из тюбика только что выдавили зубную пасту.
Проснувшись ночью, я стала размышлять о превратностях судьбы. С детства мечтала об арти-стической дорожке — судьба преподнесла мне великую соседку-актрису. Меня всегда волновало: кто будет моим избранником. Где он сейчас и кто? Многие годы каждый день я видела на книжной полке десять томов сочинений Василия Топталло. Но мне и в голову не могло придти, что его потомок будет моим возлюбленным. Я успела влюбиться в Андрея. Была уверена, что мое чувство взаимно.

На неделю мне пришлось отлучиться из города. Вернувшись, я позвонила новому знакомому. Телефонную трубку взяла женщина. На просьбу позвать Андрея Топталло она ответила:
— Он умер.
— А когда проводы?
— Уже похоронили! — Растерявшись, я положила трубку, не вдаваясь в расспросы. Наверняка этой женщине, скорее всего, его матери, сейчас не до разговоров на трагическую тему. Что же произошло? Сбила машина, убили?
Я испытала душевное опустошение. Так часто бывало в сновидениях: мечта помашет ручкой и тут же исчезает, становясь виртуальной. Счастье было так реально, с живой плотью и вдруг человек исчез навсегда. Пожалела: надо было перетерпеть физическую боль. Понесла бы ребенка от Андрея. Если бы родился мальчик, он мог стать похожим на отца. Видела бы в сыне черты любимого. Вспомнила пролитое Андреем семя. Из мужского конца проистекает начало новой жизни. В эту ночь опять долго не спалось. Когда глаза слиплись, пришли видения:
Перебегаю дорогу перед похоронной процессией. Длинная черная машина, на ней гроб. Загля-нула в него и ахнула. В домовине лежал Андрей. Неожиданно покойник повернул голову. Я порази-лась: живой! Или это съемка фильма? Глянула на провожающих. В первых рядах явно ряженые, но дальше люди в современных одеждах. Да и лица серьезные. Почему же покойник повернул голову? Ветер сдвинул? Как же сильно он должен был дунуть! По сторонам дороги канавы и небольшие пригорки. Похоронная процессия ушла далеко вперед, а на моем пути улегся парень в джинсах. Ка-кие у него намерения? Я осторожно обошла его.

Проснувшись, удивилась виртуальным наваждениям. Вспомнила, что сон накануне встречи с Ан-дреем оказался в чем-то пророческим: предвиделась не только встреча, но и смерть. Вдруг тот сон вещий и в других деталях? Медный всадник без головы. Может пойти туда, вдруг там что-то произой-дет?
Я вышла на Сенатскую площадь. Обошла медного Петра, оседлавшего лошадь. Вокруг знамени-того монумента фотографируются туристы. Ничего необычного. Неожиданно невдалеке увидела зна-комую фигуру. Неужели Андрей?! Ошиблась? Или он жив! Несомненно, это он, только одет небрежно и острижен наголо. Чем ему помешала шевелюра? Вроде он. Но ведь сказали, что умер! Осторожно подошла к парню. Он равнодушно скользнул по мне своим взглядом, не проявив никакого интереса.
— У вас есть брат?
— Нет.
— Точно?
— Я один у матери.
В моей голове промелькнули сюжеты про разлученных и нашедших друг друга близнецов.
— Вы никогда не встречали человека, похожего на вас?
— Нет.
— Извините за навязчивость, но вы очень похожи на моего друга.
— Бывает.
— Я его потеряла.
— Человек не иголка, найдется.
— Он умер.
— Воскреснет.
— У вас на всё есть ответ. Вы никуда не торопитесь? Извините, но мне не хотелось бы вас поки-дать. Вы поразительно напоминаете моего парня!
— Мне некуда спешить. Я раздумываю, где мне остановиться. На гостиницу мне не хватит денег, светиться на вокзале тоже нет желания.
— Моя мама на курорте, я могу пригласить вас к себе. Надеюсь: вы меня не обидите?
— Я похож на злодея?
— Нет, что вы! Как вас зовут?
— Николай.
— Я — Ольга.
В моей квартире Николай принял душ. Я уступила парню свою кровать, сама легла в комнате ма-тери. Долго не спалось. Когда уснула, мне приснилось:
Вместе с другими экскурсантами направляюсь во дворец Петра Великого. Посетителям ве-лели построиться по двое, и только потом входить. Я в первом ряду. Экскурсию ведет жена царя, после смерти мужа ставшая императрицей Екатериной Первой. «Утомительно, наверное, каж-дый день водить экскурсии, да еще готовить рыбу для угощения посетителей», — подумала я. Во дворце внутреннее окошко, за которым виден царь Петр, сидящий за столом. Время от времени жена протягивает руку мужу и сюсюкает с ним как с младенцем. «Человек перевернул всю страну, а сейчас этот старик сидит дома как простой смертный», — подумалось мне.
Мрачное темное помещение. На полу ползает огромная крыса. Топаньем ног и громкими воз-гласами люди пытаются загнать ее в подпол. Крыса убегает. Я говорю окружающим:
— Загнанная в угол, крыса может стать агрессивной и напасть. — Со страхом ожидаю ее возвращения. За окном прошла невероятно высокая фигура Екатерины Великой. Сейчас она вой-дет в зал.  У меня уверенность: в облике царицы возвращается крыса. Чтобы предотвратить зло, я ставлю на музыкальный центр диск с записью католического песнопения. Музыка должна отпугнуть оборотня. Центр молчит. Царица сделала всё, чтобы музыка не звучала. Сейчас не-пременно появится. Запели люди, находящиеся в зале. Я спешу перейти в соседнее помещение, там находится запасной выход. За мной идут и окружающие, радуясь скорому освобождению.

Очнувшись от кошмара, я посмотрела на часы. Два часа ночи. Мысли о мертвом Андрее и его странном двойнике заставили меня подняться. Накинув халат, я подошла к двери, за которой храпел знакомый незнакомец. Приоткрыв дверь, глянула на кровать. Уличный фонарь освещал спящего пар-ня. Боже, как похож! Не выдержав, я подошла к постели. Вглядываясь в любимые черты, размышляла о превратностях природы. Что же такое любовь?! Ведь я влюбилась скорее в облик Андрея, чем в его сущность. По сути, я не знала своего возлюбленного. Черты Николая дороги только из-за его порази-тельного сходства с Андреем. От моего пристального взгляда парень проснулся. Мое присутствие его не удивило.
— Садись.
— Я тебя разбудила?
— Ничего страшного. Что? Мужика захотелось?
— Нет. Не могу придти в себя от вашего сходства, даже голос — копия.
— Ну, похож и похож. Ложись рядом. Если я — его клон, не всё ли равно: с ним спать или со мной.
— А чувство долга?
— Он был твоим мужем?
— Нет, мы были знакомы всего один день.
— Завтра стаж нашего с тобой знакомства превысит его. И чем дальше, тем больше. Ложись и не переживай.
Я сбросила халат и легла рядом. Мне хотелось, чтобы Николай ласкал мое тело, целовал, гово-рил хорошие слова. Однако Коля деловито и быстро завершил мужской долг. Хотел повернуться к стене и уснуть. Я не сдержала обиды:
— Тебе первому я отдала девичью честь, а ты принял это как должное!
— Что же мне, молиться на тебя?! Рано или поздно ты всё равно стала бы женщиной. Каждый день это происходит с миллионами девушек. Куколки превращаются в бабочек, девушки в баб. Как в анекдоте: «Раздался девичий крик, переходящий в женский».
— Мог бы обойтись без пошлости.
— Я плохо воспитан.
— Из какой семьи?
— В данный момент из тюрьмы.
— За что сидел?
— По глупости. Мотоцикл угнал. Покататься захотелось.
— Но ты же мог его вернуть. Простили бы.
— Не каждый простит. Некоторым людям приятно добить оступившегося человека. Да и потом — возвращать было нечего. Я попал в сильную аварию. Сейчас зажило, только висок поврежден, а то-гда лицо было изуродовано. Всё произошло из-за бедности виновника ДТП. У его машины отказали тормоза. Впереди — дорогая иномарка. Водитель рассудил так: если врежется в навороченную тачку, ему до конца жизни не расплатиться. Поэтому он свернул и наехал на «мой» мотоцикл. Когда я лежал в больнице после аварии, пришла моя тогдашняя подружка, принесла передачу. Жалею, мол, тебя и всё такое прочее. Я её сразу окатил словами: «Чего пришла?! Уматывай!» Она удивилась. Думала меня обрадовать свом появлением, ведь я стал уродом. Но я предпочел выгнать ее сам, чтобы не оказаться брошенным. Не люблю, когда меня жалеют. Но от искренней помощи не отказываюсь. Мне сейчас необходимо оформить документы и попытаться найти работу. Хорошо бы удалось поселиться в общежитии.
— Я попробую помочь тебе через своих знакомых. Может, тебя возьмут дворником в наш инсти-тут.
— Что за вуз?
— Театральный.
— Учишься на актрису?
— Да. Я уже сыграла в нескольких фильмах.
— О! Кинозвезда?!
— До этого ещё далеко, если вообще будет.
— Ты своего добьешься, у тебя есть сила воли.
— Моего напора мало, всё зависит от случайности. Мне предложили в кино роль молодой Екате-рины Великой.
— Ты согласилась?
— В пробе снимались десять претенденток. Сейчас режиссер решает, кого из нас выбрать. Я бы очень хотела сняться в этом фильме. Правда, там есть откровенные сцены.
— Тебе не стыдно обнажиться. Есть что показать зрителям!
— Спасибо!
— Всё у тебя сложится отлично. Давай спать.

Приснилось. Иду навещать Николая в зоне. Я ведь уже посещала его здесь. На этот раз мы идем вдвоем с Андреем. Сошли на трамвайной остановке, немного прошли, дальше дорога в сторону. Вокруг заросли деревьев и кустарников. На контрольно-пропускном пункте женщина-охранник. Она требует:
— Назовите даты жизни Петра Великого. Иначе не впущу. — Я ответила на вопрос и поче-му-то вдруг попросила вызвать Андрея.  Сначала я хотела, чтобы Андрей вызвал себя сам. Потом подумала: в казенных местах женщине проще общаться с официальными лицами.
— Сегодня все заключенные работают. Никого не выпускают на свидание.
— Хоть на десять минут. Мне надо передать ему сумку с шахматной доской.
— Что ж, вам повезло. Он работает рядом. — Охранница открыла внутреннюю дверь, кого-то позвала. Вышел незнакомый мужчина. Я не успела удивиться, как следом появился Андрей. Едва появившись, он попытался убежать, видимо, опасаясь, что его арестуют. Окруженная двумя оди-наковыми Андреями, я восприняла это как должное.
Ночью было очень жарко. Спала я с Николаем обнаженной, только трусики прикрыла одея-лом. И мне снилось, что все части моего тела — некие трубы, а под трусами — место их соеди-нения.

Я помогла Николаю устроиться дворником и получить временную прописку. Жить он остался у меня. Так прошел месяц. Однажды, выйдя из здания института, я увидела направлявшегося ко мне Андрея. Я ахнула от удивления.
— Извини, что я так внезапно исчез с твоего горизонта. Только сегодня вернулся.
— С того света?
— Почему?! Я в командировке был, ведь я не только учусь, но и работаю.
— А твоя мать сказала по телефону, что ты умер.
— Она, наверное, решила, что ты спрашиваешь моего отца. Его тоже звали Андреем, он умер полгода назад. Близкие зовут меня Андрюшей. Надо было уточнить.
— Откуда же я знала. У тебя нет родного брата — близнеца?
— Нет. Почему тебя это интересует?
— Я познакомилась с парнем. Он поразительно похож на тебя.
— Ты не теряла время зря? — расстроился Андрей.
— Меня потянуло к нему из-за тоски по тебе.
— Познакомишь?
— Обязательно. Мне кажется, что вы — братья. Может, твоя мама что-то от тебя скрывает? Вдруг у тебя был брат.
— Пошли ко мне. Спросишь у матери.
Андрей жил недалеко от моего института, шли всего минут десять. Старинный дом, большая квартира на третьем этаже. В прихожей нас встретила седая женщина благородного облика.
— Знакомься, это моя мама, Арина Васильевна. Мама, это моя подруга Ольга. — Женщина по-жала мне руку.
— Садитесь в большой комнате, я поставлю чайник.
Когда пили чай, Андрей обратился к матери:
— Оля утверждает, что встретила парня, как две капли воды похожего на меня. В клоны я не ве-рю, да и кому нужен мой искусственный двойник. Но ведь и близнецов, насколько мне известно, у ме-ня не было. Не сможешь ли ты пролить свет на это чудо природы?
— Андрюшенька, ты поставил меня в сложное положение. Ты ведь не мой сын.
— Да?! А чей?
— Ты сын своей сестры. Она родила в шестнадцать лет. Я не хотела, чтобы у нее возникли про-блемы в школе, поэтому усыновила тебя. Мариночка была этому рада. Она — девушка увлекающая-ся, ей хотелось не с пеленками возиться, а целоваться с парнями.
— Я даже не догадывался. Марина никогда не проявляла ко мне особых чувств, даже сестрин-ских.
— Такой уж она уродилась. Все ее чувства уходили на мужской пол. Материнского инстинкта у нее не было.
— С настоящей матерью всё понятно. А как же с братом. Николай наверняка мой родственник. Я его не видел, но доверяю Ольге.
— Увы, вряд ли я смогу выдвинуть какую-либо версию. Если была какая-то тайна, Марина увезла ее с собой. Не исключаю, что она и сама ни о чем не ведала. Допустим, могла родить двойню, а вра-чи сказали, что один ребенок умер.
— Ну, это модно сейчас, — заметил Андрей. — Мне кажется: в прошлые времена подобное слу-чалось крайне редко.
Когда вышли из-за стола, Андрей предложил мне остаться ночевать.
— Увы, я живу с Николаем. Из любви к тебе. Я была уверена, что тебя нет в живых. Коля так на-поминал мне тебя, что я решила связать с ним свою жизнь. Мы очень разные люди, я не могу сказать, что счастлива с ним.
— Расстанься, переходи ко мне.
— Думаешь, так просто бросать людей?! Не забывай: он наверняка твой брат, а ты предлагаешь нанести ему душевную рану. Думаю: жизнь всё расставит по своим местам.
— Подумай! У меня отпало желание встречаться со своим клоном. Брат или не брат, но мне неприятно видеть человека, который спит с моей девушкой. Причем начал это делать раньше меня.
— Не забывай о кладбище, — напомнила я давний эпизод.
— Помню. Но там мы всё-таки не спали во всех смыслах этого слова.
В эту ночь я долго ворочалась, снились непонятные сны.

Два неведомых существа, близнецы. Одно из них привязалось ко мне. Существо больно, лоб его странной головы горячий. К утру непонятное создание скончалось. Мне бесконечно жаль, пы-таюсь разыскать его могилу. Иду в темноте деревенской улицы. Падает снег. На высоком фо-нарном столбе растет арбуз. У одного из домов рядом с будкой лежит собака. Вместо цепи она привязана к будке связкой сосисок. Я показываю палку колбасы и деревянную палку, давая понять: если собака потянется за лакомством, отгоню ее. Собака равнодушно лежит, даже не пытаясь подняться или залаять. Понимает: бесполезно.
Ко мне подходит милиционер, откуда он здесь взялся? Ему кажется подозрительным, что де-вушка гуляет одна на безлюдной улице. Объясняю: ищу могилу своего друга.
— Хоронят обычно на кладбище! Бесполезно искать могилу на улице!
Становится холодно. Я пытаюсь накинуть на спину большую книжную обложку. Понимаю, что от нее мало толку и натягиваю на себя курточку. Откуда она взялась?
Осознаю, что стала героиней незнакомой мне сказки. Неведомая сила несет меня по много-численным коридорам замка. Внезапно остановилась как вкопанная. Передо мной предстал парень.
— Дальше ты не сможешь передвигаться. По сюжету требуется, чтобы из тебя вышла кровь.
В руке у парня сказочное оружие с множеством наконечников. Он пытается поцарапать меня, но не получается.
— У тебя тупое орудие, — замечаю я. — Наконец он делает два надреза на моей руке, потек-ла кровь. Парень ложится на раскладушку. Обрамленные серебряными волосками между ног висят два фаллоса. Обеими руками парень ублажает два своих ствола.
— Отгадай загадку: как такое возможно? — спрашивает он.
— Не знаю.
— Два близнеца рядом.
И вот мы уже на деревенской улице. На минутку парень зашел в сельский ларёк. Вышел отту-да с курицей, одетой в кукольное платьице. Несёт, ощущая её худенькое тельце.
— Ольга, согласись: такая упаковка для цыплёнка выглядит цинично!
Подошли к железнодорожным рельсам. Парень говорит мне:
— Дальше не ходи. Вдруг попадёшь под поезд. Потом скажут, что видели тебя с незнакомым парнем, в убийстве будут подозревать меня. Давай съедим эту курицу и расстанемся навсегда.
Внезапно курица вспорхнула и полетела. Парень, держась за куриные лапки, улетел вместе с птицей. Я перешла через железнодорожный путь, прошла сквозь кусты и оказалась в чистом поле. Посредине его мраморное изваяние — скульптура обнаженной девушки на столбике-постаменте. Название сооружения — «Духовное целование».
В моей руке появился раскрытый зонтик. В черном небе засверкала молния, загремел гром. Меня поразило, что это явление природы происходит зимой. Охватил страх: молния ударит в раскрытый зонтик, я сгорю заживо со всеми своими мыслями и чувствами. Отчётливая уверен-ность, что смерть может настигнуть меня в любой момент и дикое желание отбросить зонтик в сторону.
Внезапно зонтик дернулся и взлетел. Словно в обратной съемке я взметнулась на зонтике-парашюте вверх, а затем куда-то полетела. Через десять минут впорхнула в помещение, напо-минающее огромный аквариум без воды. Издавая при ходьбе странные звуки, по аквариуму бродит пресмыкающееся, помесь крокодила и динозавра. По полу ползает змея. Неведомые мне люди выдавливают из ее пасти молоко. Мне предлагают попробовать змеиное молочко. Умом понимаю: нет большой разницы между этим пойлом и коровьим молоком. Но меня охватывает чувство брезгливости. Я отказываюсь от угощения, сославшись на то, что не переношу даже коровье молоко.
Картинка внезапно меняется. Я поднимаюсь по лестнице в доме Андрея. Рядом со мной идет парень. Он прижимается ко мне, рукой я ощущаю его возбуждение. Мы подходим к двери, но квартира Андрея замурована. Скорее всего, за счет этой квартиры расширили соседнюю, но куда подевались Андрей и его мама?
Словно киноленту открутили обратно. Я опять вхожу в подъезд Андрея. У входной двери си-дит кошка. Я задаю неуклюжий вопрос:
— Какое твоё имя?
— Славянка, — ответила кошка тихим голосом. Странное имя.
Я поднялась на второй этаж. Две кошки танцуют под ритмичную музыку. Удивившись, я про-должила путь. На площадке третьего этажа увидела уже трёх кошек. Сидя в позе сфинкса, они одновременно двигались под музыку. Нечто вроде чечётки, когда танцоры почти неподвижны.
Вхожу в квартиру Андрея, усаживаюсь за обеденный стол. В дверь тихо постучали, звук раз-дался снизу. Я открыла, вошла чёрная собака. По очереди я кладу её на три подстилки рядом с ди-ваном, тем самым размножая. Теперь три одинаковых собаки сидят на подстилках, а я удаляюсь в спальню. Там на кровати сидит человек в гриме Ленина. Я о чём-то с ним разговариваю, затем целуюсь с вождём мирового пролетариата. Внезапно одним взмахом руки он снимает грим и объявляет:
— Ты думала: я лысый и старый. А я молодой! — Вижу красивого брюнета с мохнатой шеве-люрой. Бывший Ленин продолжает меня удивлять: — Через месяц я поцелуюсь с банком!
— Как это понимать? — недоумеваю я.
— Получу много денег! А ещё через месяц я поцелуюсь с вечностью!
— Помрёшь? — догадываюсь я.
— Что ты?! Господь с тобой! Войду в историю!
— Вляпаешься?
— Не смей так говорить с вождём!

Какие странные сны я вижу.

Я надумала выяснить: как так получилось, что два брата не знают о существовании друг друга. Прежде, чем разыскать настоящую мать Андрея, я решила познакомиться с родительницей Коли. Почему он уверен, что у него нет братьев. Правду знает только его мать. Николай дал мне адрес, а сам отказался ехать со мной:
— Всё равно она ничего не скажет!
Я быстро собралась в дорогу и на следующий день была во Владимире. Едва вышла на площадь перед вокзалом, как вскрикнула от удивления. Я увидела «третий экземпляр» своего избранника. Решительно подойдя к парню, я представилась.
— Ольга. Скажите, пожалуйста, как вас зовут?
— Хотите сняться?
— Я уже снимаюсь, правда, в фильмах. Я обратилась к вам потому, что вы поразительно похожи на двух людей.
— Разумеется, на своих родителей.
— Да нет! У меня есть двое знакомых. Они наверняка близнецы, но не знали о существовании друг друга. Я приехала во Владимир, чтобы поговорить с матерью одного из этих парней. И вдруг встретила вас.
— Мать одного из братьев?! Разве могут близнецов родить две женщины?!
— Я не очень точно выразилась. Я хочу выяснить, почему эти парни выросли в разных семьях. У вас нет брата?
— У матери я — единственный сын.
— А вы не можете познакомить меня с ней? А уже потом я схожу к другой женщине.
— Что ж, вы — девушка симпатичная. Я готов представить вас как свою невесту.
— Сразу хватаете быка за рога?! Я живу не одна.
— И любите своего избранника?
— Если честно, то обоих.
— Да вы — смелая девушка. Бог троицу любит. Что мешает вам любить троих? Тем более, если мы так похожи? Всегда будет запасной муж, если с одним или двумя что-то приключится.
— Так сложилось. Я полюбила одного парня. Он умер, я встретила его копию, а затем первый парень воскрес.
— Какие страсти вы рассказываете!
— Мне и к первому парню хочется вернуться, но и второго бросать жалко. Люблю обоих. У меня уже мозги набекрень: как мне поступить. У каждого человека может быть только одна половина.
— То-то люди по семь раз в законный брак вступают!
— Видимо, не сразу находят свою половинку. Ищут методом проб и ошибок.
— В мире миллионы мужчин и женщин. Можно всю жизнь заниматься поиском своего суженого. Каждый год выходить замуж, проверяя: суженый или расширенный.
— Какой?
— Я шучу. Если есть суженый, значит, должен быть и расширенный. Расширенный поиск.
— Я же не думала, что познакомлюсь с близнецами. Я не могу утверждать, что они братья, но уж очень похожи. Вот подскажите: измена это или нет? Вроде бы разные люди, но внешне — абсолютная копия. Конечно, при близком общении видишь, что они отличаются.
— Близком? В постели, что ли?
— Там тоже, но я не это имела в виду.
— Я похож на твоих возлюбленных? — Парень перешел на ты.
— Поразительно!
— В меня ты тоже влюблена?
— Конечно! Ведь образ абсолютно тот же. Влюбляемся же мы иногда в фотографию или живо-писный портрет человека. Помню: в картинной галерее я потеряла голову от молодого человека на картине. Оказалось: он жил в начале девятнадцатого века.
— Ну что, пойдем ко мне?
— Да! Может твоя мама прольёт свет на происхождение твоих братьев. Если они тебе родня. Я не верю в клонирование, то есть в то, что в результате получится абсолютно такой же человек. Я читала: сделали клон кошки, так не только характер, даже расцветка отличалась от оригинала. Кстати, ты не ответил, как тебя зовут?
— Сергей.
— Уже хорошо!
— Что?
— Ни у кого из вас нет одинаковых имён. Это уже говорит о возможности вашего рождения в одном месте.
— Все люди выходят из одного места!

Мы шли по старинным улицам, я с интересом озиралась по сторонам. Подошли к старому облуп-ленному зданию, поднялись на второй этаж. Сергей позвонил, дверь открыла женщина средних лет, ничем не приметная.
— Мама, знакомься, это моя подруга Ольга.
— Очень приятно, меня зовут Ирина Сергеевна. Наверное, с дороги хотите покушать?
— Откуда вы знаете, что я приезжая?
— Чувствую, что вы устали.
— Вдруг я просто переработала? Сергей не мог рассказать вам обо мне. Мы познакомились всего час назад.
— Мне сразу показалось, что вы с дороги. Я ведь не ошиблась.
— У вас развита интуиция! Может, вы сумеете объяснить, откуда у вашего сына два двойника.
— Сын у меня единственный. Наверное, просто гримасы природы.
— А может вы ждали двойню, а одного ребенка от вас утаили?
— А откуда тогда третий? Я была беременна одним ребенком.
— Вы уверены? Ведь в те времена не было УЗИ.
— Думаете, что на УЗИ свет клином сошелся?! Я сама врач.
— История становится всё более загадочной.
— Я же сказала: шутки природы. Или вам только кажется? В глазах двоится и троится. Похожих людей много. Я давно заметила: любому человеку можно подобрать условного двойника — внешне и по характеру. Конечно, люди не настолько похожи, но бывают удивительные совпадения.
— Я могу вам показать фотографии обоих парней. — Я достала из своей сумочки снимки своих возлюбленных, которых предусмотрительно сняла цифровой камерой. — Смотрите!
— Действительно! Словно моего сына снимали! — согласилась Ирина Сергеевна.
— Мне надо съездить к матери Николая. Если не застану её, с вашего разрешения, вернусь к вам.
— Конечно, мы будем рады! — доброжелательно ответила Ирина Сергеевна.
Не без труда разыскала блочный дом на окраине города. На звонок никто не откликнулся. Я села на лавочку во дворе и стала листать книжку. Часа через полтора вновь поднялась на четвертый этаж. Никто не отвечал. Стало смеркаться. Я вернулась к Сергею.
— Что-нибудь выяснила? — поинтересовался Сергей.
— Никого нет дома. Я не стала больше ждать. Неуютно бродить ночью по чужому городу.
— Правильно сделала. Завтра с утра сходишь. Могу составить тебе компанию. А сейчас давай спать.
— Я лягу в комнате твоей матери?
— Она предпочитает находиться в комнате одна.
— Но ведь в твоей комнате только диван! Поставь мне раскладушку или постели на полу.
— Диван раздвигается, мы поместимся вдвоём.
— Но мы же разного пола!
— Значит, всё естественно!
— Но у меня есть парень!
— Даже два! Будет третий.
— Всегда говорят: третий лишний!
— Второй тебе не показался лишним. По отношению к Николаю я второй.
— С Колей я стала жить только потому, что была уверена: Андрей погиб.
— Ты не запуталась ещё в своих кавалерах? Я тоже похож на них. Чем я хуже?! У тебя уникальная возможность жить с тремя мужчинами, не боясь упрёка в измене.
— Все вы — разные люди. Предательство всё равно присутствует.
— Объясни мне: что такое измена? Почему это плохо. Даже безотносительно нашего сходства. Жена живёт с мужем, а спит с любовником. Что от этого теряет супруг?
— Она может родить ребёнка от любовника.
— Разве это потеря?! Напротив, прибавление в семействе.
— Но ведь ребенок не от мужа, а от другого человека.
— Который с таким же успехом мог стать мужем. Все дети равны. Мы не знакомы с ребёнком до его рождения. Кто бы ни появился, мы рады. А ведь бывают ошибки, подмены. Но всё равно родители любят чужого ребёнка как своего, если ни о чём не подозревают.
— Мне трудно тебе возразить. Но всё равно: измена — это очень плохо. Если любишь человека, зачем целоваться с другим.
— Любовник от слова «любовь». Любовников неверные жёны любят не меньше, чем своих му-жей, а то и больше.
— Если не любишь мужа, лучше расстаться и выйти за любовника.
— Согласится ли он? Особенно, если женат. Кстати, ты ведь не замужем. Так что формально вообще никто своим парням.
— Ты — бес-искуситель.
— Не бойся, не покусаю. Ложись и не волнуйся. — В отличие от Николая Сергей вёл себя в постели мягко и бережно.

И снова странное сновидение. Стою на задней площадке троллейбуса. Неожиданно за окном вижу прицепившуюся к перекладинам женщину. Видимо, она не успела вскочить в троллейбус, а сама опаздывает. Сзади женщины — конь из-под Медного всадника. Женщина беспокойно оглядывается. Жеребец явно собирается покрыть ее. Советуюсь со стоящим рядом со мной мужчиной: может попросить водителя остановиться? Размышляю: пока доберусь до кабины водителя, будет уже поздно. А если не попытаюсь вмешаться, потом совесть замучает. Конь уже задрал женщине платье и насадил на свой шомпол. Ведь она не выдержит! Внезапно женщина и конь оторвались от троллейбуса. Вижу: они едут на разных велосипедах, их слияние мне померещилось. Что же, значит, не родится кентаврик. Но чувствую себя одураченной. Конь ржет, а затем говорит человеческим голосом:
— Но я ведь могу вас обскакать.

Утром мы с Сергеем отправились к матери Николая. Я беспокоилась: вдруг она уехала, и мой приезд во Владимир закончится ничем. Позвонила, дверь открыла сравнительно молодая женщина.
— Здравствуйте, меня зовут Ольга. Я знакомая вашего сына.
— Анна, - представилась женщина. - Входите, здравствуй, Коля! Я давно ожидала твоего приезда.
— Вы ошиблись, это не Коля, а Сергей!
— Что же, я своего сына не знаю?!
— Дело в том, что у вашего сына Коли есть два брата-близнеца.
— Откуда вы это знаете?
— Я их встретила.
— Этого не может быть. У Коли только один брат.
— Час от часу не легче. Уже четвертый двойник! — удивилась я. — И где он находится?
— Зачем он вам?
— Это безумно интересно! Я влюбилась в одного человека, а у него множатся двойники, тройники, четверники…
— Значит, праздный интерес. Андрей живёт в Питере у моей мамы, именно её он считает своей родительницей.
— Так вы дочка Арины Васильевны?
— Вы с ней знакомы?
— Да. Но почему вас зовут Анна. Ведь Арина Васильевна называла вас Мариной.
— По паспорту я Марианна. В родительской семье меня называли Мариной, остальным я всегда представлялась Анной. Это имя мне нравится больше… Нет, всё-таки не верю я ни в какого Сергея. Коля, признайся: это ты!
— Да.
— Зачем эти прятки? Я тебя два года не видела, а ты не спешишь навестить свою мать.
Настало время удивляться мне:
— Коля, а кто же тогда Ирина Сергеевна?
— Моя двоюродная тетка. Я заранее ей позвонил и попросил подыграть.
— У меня уже сомнения: может ты вообще один в нескольких лицах?!
— Вернешься в Питер, дёрни Андрея за волосы, может под париком у него моя стриженая голо-ва.
— Да нет, вы всё-таки разные. Зачем тебе этот маскарад?
— Мне хотелось попробовать тебя как мужчине в разных вариантах: грубом и нежном. А заодно проверить: можешь ли ты мне изменить.
— Провокатор! — И обратилась к Анне: — Как же получилось, что один ваш сын остался с ба-бушкой, а другой с вами?
— Было бы слишком большой наглостью навязывать моей немолодой маме сразу двух детей. Одного из близнецов я оставила в доме ребенка. Регулярно его там навещала. Позже он рос в интернате. Видно, такое воспитание повлияло на него. Он получил срок. Я решила замолить свой родительский грех. Переехала во Владимир, чтобы после освобождения Коли жить с ним рядом, помочь ему приспособиться к свободной жизни. Только он что-то не спешит к своей непутёвой мамаше.
— Я в Питере встретил Ольгу, поэтому задержался, — объяснил Коля.
— Почему же у братьев разная фамилия? — неожиданно пришло мне в голову.
— Я от первого маминого брака, у меня другая фамилия. Андрея мама записала как своего сына.
— Получается, он не потомок Василия Топталло. Не понимаю, почему вы не рассказали своей матери, что у неё есть ещё один внук?
— Когда долго что-то скрываешь, трудно раскрыть правду.
— Пожалуй, вы правы. А я столкнулась с другой проблемой. Я боялась, что мне придется делать выбор из четырех женихов. На моё счастье их всего два. Третий, видно, всё-таки действительно лишний. Но для семейной пары по определению третий лишний. Как же мне быть с вами, братьями? — обратилась я к Николаю? — Не хочется никого обидеть, да и люблю я вас обоих.
— Давай жить втроём! — пошутил Коля.
— Да вы ведь даже незнакомы друг с другом, хоть и родные братья!
Неожиданно в мою голову пришла мысль: а ведь лишней могу оказаться я сама. Женский свет на мне клином не сошелся, вдруг Коля и Андрей влюбятся в других девушек.
— Коля! Когда вернемся в Петербург, я тебя обязательно познакомлю с твоим братом.
— Не забывай: он к тому же и мой конкурент!
— Может, на дуэль его вызовешь? Меня хватит на обоих. У меня сердце большое, как у лошади.
— Ладно, кобыла, езжай к своему Андрею.
— Он такой же твой. А ты разве не поедешь со мной?
— Мне надо встретиться с приятелями. Я давно их не видел. Обещали потом подбросить до Пи-тера на своей машине.
— Когда вернешься?
— Думаю: завтра к вечеру.
— Я тебе напишу адрес твоего брата. Приезжай сразу к нему. Я договорюсь с ним на это время. Отложит свои дела. Не каждый день братья находятся. Жаль, что у тебя нет мобильника. Но я буду ждать, не задерживайся.
— Хорошо.
На другой вечер я с нетерпением ждала, когда позвонит Николай. Я предвкушала встречу братьев. Андрей не разделял моего восторга.
— Я же его никогда не знал. Ничего страшного не произошло, если бы и не узнал. Если бы мы росли вместе, наверное, всё было бы по-другому. Мало приятного видеть свою копию. Я индивидуалист, мне хочется существовать в единственном экземпляре.
— Вы схожи только оболочкой. Характеры и интеллект у вас совершенно разные.
— У кого выше?
— Разумеется, у тебя. Ты ведь будущий философ.
— При чем тут образование. Интеллект не зависит от вложенных в голову знаний.
— Что-то Коля опаздывает.
— Может, расхотел со мной встречаться.
— Он мне обещал.
Раздался звонок.
— Наверное, Коля звонит с чужого мобильника! — Но в трубке раздался встревоженный голос Анны:
— Только что мне сообщили по телефону: Колю отвезли в реанимацию в Москву. Звонил посто-ронний человек, подробности он не знает. Я себе места не нахожу. Что случилось? Насколько серьезно? Впрочем, в реанимацию с насморком не поместят. Главное, что я не знаю, в какой больнице. Буду ждать новых вестей, а потом поеду в столицу. Он был с двумя приятелями на машине. Скорее всего, попали в аварию.
— Андрей, звонила твоя мама. Коля попал в реанимацию.
— Видишь! Даже Бог против нашей встречи!
— Неужели ты думаешь, что Господь гробит людей только для того, чтобы не состоялась их встреча?
— А он всегда нас убивает. Не даровал нам бессмертие.
— Отдельным людям — да, а само человечество бессмертно!
— Это тебе так кажется. Стоит придумать какое-нибудь средство вроде кошачьего «Антисекса», и через сто лет на Земле никого не останется.
— Кто заставит миллиарды людей принимать это средство?! К тому же для людей его никто еще не придумал. Кошачий и тот не очень-то действует, плодятся вовсю. Мы продолжаемся в своих детях, внуках и правнуках. Люди словно матрешки, из которых выскакивают многочисленные потомки.
— Далекие потомки и знать не будут о твоем существовании. Мы своих прабабушек даже на фо-тографии не видели. Сейчас проще запечатлеть себя для потомков. Но толку мало. Когда накопится слишком много снимков предков, их просто выбросят. Кто в будущем станет разбираться: кто кому и кем приходится? Это всё равно как рассматривать чужие семейные фотографии, на которых никого не знаешь.
— Пожалуй, ты прав! Ты вот даже с братом познакомиться не хочешь! Какие там прадеды!
— Как раз предками я очень даже интересуюсь! Василий Топталло в земной памяти сохранится своими книгами, а не потомками.
— Бог с ними, потомками. Я вся дрожу! Не могу успокоиться! Что с Колей?!
— Дай, я тебя согрею!
Андрей прижал меня к себе и обнял. Неожиданно стал целовать. Кончилось всё тем, чем всегда кончаются ласки. Ещё вчера тем же самым я занималась с  его братом. Сходство Андрея с Колей помогло мне успокоиться.
— Не исчезай! — попросила я.
— То есть? — не понял Андрей.
— Я боюсь, что ты испаришься, как сновидение. Проснусь, а тебя нет.
— Куда я денусь? Но могу тебе посочувствовать. Еще вчера у тебя был запасной любовник. Теперь он в подвешенном состоянии: между небом землей.
— Не иронизируй! Я полюбила его из любви к тебе. Мне его по-человечески жаль. Но с другой стороны, быть может, провидение специально наслало эту трагедию, чтобы я могла определиться в своей любви?
— Думаешь: приятно осознавать, что наши жизни зависят от твоих чувственных метаний?
— Извини, не подумала! — И мы легли спать.

И вновь меня преследуют непонятные сны. Андрей уговаривает лежащего поперек дороги Николая подняться.
— Нет, я хочу попасть в рай.
— На попутке?
— Машина меня переедет, я сразу окажусь на том свете.
— Это же самоубийство. Тебя даже на кладбище нельзя будет похоронить. В рай тем более не пустят.
— Я же не сам себя укокошу.
— Сам, только руками водителя и его машины.
— Уговорил! — Николай вскочил и побежал по дороге. Андрей припустил за братом.
Навстречу и позади бегунов мчатся машины. Чувствую: сейчас произойдет непоправимое. Побежала за любимыми. Поздно, бегуны раздавлены. Подошла ближе. Как ни странно, оба живы. Андрей бодрый, а у Николая лицо сплющилось, словно у камбалы. Андрей помог отнести Колю к ближайшему зданию. Звоню в скорую помощь. Отозвался старушечий голос. Объясняю ей ситуа-цию.
— Назовите адрес. — Я замялась. Какая улица?! Я даже не знаю, в каком мы городе!
Мимо меня прошли военные медики. Я выяснила у них, что мы находимся на улице Елизаро-вой. Подняла голову вверх, чтобы узнать номер дома. Не могу разобрать, зато на здании напротив отлично разглядела. Сообщила скорой помощи улицу и номер дома. Затем повернулась к лежащему на асфальте Коле. Прохожие кладут рядом с ним десятки зонтиков, словно возлагают цветы к телу усопшего. Мне это неприятно. Он ведь жив! Рядом возник стол, на котором елочные украшения с выпуклыми цифрами. Последние означают количество убитых Николаем мух.
Оказывается перед тем, как выйти на дорогу, Коля в своей комнате бил мух. Люди об этом узнали, вот и кладут зонтики в память о насекомых. На Николая прохожие смотрят осуждающе как на убийцу невинных мух. Коля поднялся и отошел в небольшой скверик. Я пошла за ним.
— Пришлось даже черные очки надеть, а то все знакомые плюют мне вслед, называя мухо-боем.
Скорая так и не приехала. И вот мы уже сидим в комнате Николая за столом. Андрей посо-ветовал брату обратиться к невропатологу:
— Пока травма свежая, врач сможет надуть тебе голову. Потом будет поздно. Так и будешь ходить со сдувшейся головой.
Неожиданно Николай предложил:
— Пойдемте в рай.
— А ты знаешь туда дорогу, — иронично спросила я.
— Найдем.
И вот мы идем по дороге. На горизонте виден громадный дворец, окрашенный в три цвета: красный, желтый и зеленый. Я не могу скрыть своего восхищения:
— Великолепное здание! Отлично отреставрировали!
— Почему ты думаешь, что его восстановили? — интересуется Андрей. — Возможно, оно новое.
— Слишком нарядное, вряд ли старинное.
— Но ты же не знаешь, в каком мы сейчас времени!
— Пожалуй, ты прав.
Мы дошли до дворца, здесь дорога закончилась. Рядом с дворцом спуск вниз, а немного даль-ше другая дорога. Я сбегаю по крутому спуску. У меня ощущение, что сейчас я полечу. Мои спутники куда-то испарились, видимо, зашли в трехцветный дворец, там и остались.
До этого было лето, сейчас между деревьев полно снега. Я в одной ночной рубашке и боси-ком, но холода не ощущаю. Навстречу мне идет Андрей. Он в шляпе и расстегнутой куртке.
— А где Коля? — спрашивает Андрей.
— Ты же был с ним вместе!
— Наверное, он задержался во дворце. — И заботливо заметил: — Ты можешь простудиться! Из этого дома дует.
В этот момент мы проходили мимо маленького домика. Странно, почему ветер несется из дома, а не в него. Внезапно Андрей вошел в домик и закрыл за собой дверь. Почему он не позвал меня с собой? Продолжаю свой путь. Мимо меня пронесся звенящий трамвай. Откуда он взялся в лесу, где и рельсы не проложены? Одиннадцатый номер. Трамвай остановился невдалеке, но сразу тронулся. Ну и ладно! До станции дойду пешком. Мне надо ехать в Осло.
Вскоре я подошла к железнодорожной платформе. Рядом автомат для приобретения билета. Сунула деньги в прорезь. Наклонила голову, чтобы вытащить билет и обнаружила небольшое окошко. Никакой это не автомат! Заглянув в окошко будки, я увидела кассиршу. Перед ней на сто-ле два огромных яйца. Из одного из них на моих глазах вылупился огромный серый птенец. В будке много ярких цветов и всякой живности. Кассирша продала мне билет на Осло.
Проехав с полчаса, я вышла из поезда. Огляделась вокруг: поля, леса, недалеко от платфор-мы дорога. Подошла к остановке. Люди ждут автобус на Осло. Замечаю: по моим рукам и ногам ползают белые черви. Я их сбрасываю, но появляются всё новые и новые насекомые. Кто-то успокаивает:
— Не бойтесь! Хоть они впиваются в тело, но безвредны. Зато здесь нет комаров. Эти черви их поедают.
Сев в подошедший автобус, вскоре я добралась до небольшого провинциального городка со странным именем Обгонск. А где же Осло? Дальше автобус не шел.
Главная площадь городка заросла травой. Прямо по ней проложены рельсы. По ним прошел трамвай. Тот же одиннадцатый номер. Он переехал парня. Теперь тот стоит с одной стороны путей, а его ноги — с другой. Как ему удается стоять без ног — непонятно?!
Трамвай возвращается и наезжает еще на двух женщин, которые катили по рельсам тележку. Затем трамвай вернулся и сбил еще одну женщину. Почему жертвы так неосторожны?! Я опасаюсь переходить через рельсы и направляюсь в другую сторону. Там пустынная дорога. Вокруг растаявший снег, прошлогодняя трава, лужи. Вскоре подошла маршрутка. Не спрашивая, куда она направляется, я сажусь. Водитель развернул газету во всё ветровое стекло и поехал. Как же он будет вести машину, уткнувшись в газету? Оглядываюсь на других пассажиров и с удивлением обнаруживаю: их всего двое — Коля и Андрей. Они молчат. Минут через пять водитель складывает газету. Дорога идет зигзагами. У меня страх, что машина куда-нибудь врежется. Наконец доехали. Я приготовилась достать деньги. Водитель сказал, что женщин возит бесплатно. Зато мои мужчины расплачивались странным образом. Рядом с дверцей установлен небольшой столик с подносом. Мужчины ручным способом добывали человеческое семя и выбрасывали его на этот поднос. Что это? Пожертвования для банка спермы? Но ведь никакой стерильности, да и всё смешано. Как потом разберутся: чей это детородный материал?
Выйдя из маршрутки, мои любовники вновь куда-то испарились. Я двинулась по дороге. Пройдя несколько шагов, наткнулась на старинные каменные ворота. Вход в них замурован. Обошла их сбоку и пошла по дороге. Вдали виден недостроенный Исаакиевский собор. Что это: новодел? Или я просто переместилась во времени. И где сам Петербург?
Вскоре я подошла к Исаакиевскому собору. Разглядываю горельефы. Рядом с входом шкафчик с ключами. В кресле сидит старушка. Она предупреждает:
— Если будете нападать, я вытащу нож!
— Зачем мне вас трогать?! Я же не бандитка! От каких дверей ключи, которые вы охраняете?
— От райских ворот!
— Рай один, а ключей много.
— Вы заблуждаетесь. У каждого человека свое представление о райской жизни. Вы, напри-мер, думаете, что будете счастливы в Осло. Так что ключей еще маловато. У меня к вам просьба. Вы согласны ее выполнить?
— Постараюсь, если смогу.
Старуха достала из-под кресла старинный палаш.
— Отрежьте мне голову! — и села, склонив голову для этой операции.
— Вам еще рано умирать!
— Я плохо прожила свою жизнь, ничего не сделала. Только переводила стихи с уйгурского языка.
— Да вы поэт!
— Перевод — это не стихи!
Поняв, что от меня ей не дождаться помощи, старушка встала, открыла шкафчик. Вынув из него один из ключей, она открыла дверь в собор. Я вошла следом. Купол еще не возведен, поэтому наверху ясное небо и солнышко. Внезапно старушка сложила руки по швам, словно собралась нырять в воду, и взлетела. От неожиданности я закричала, думая, что мой голос поможет старушке вернуться на Землю. В мою голову закралось сомнение: «Удобно ли орать в божьем храме?!»
— Не кричите! Она вернется! — попросил мальчик лет десяти.
— А ты кто?
— Ее внук.
— Откуда ты знаешь, что она возвратится? — недоверчиво спросила я.
— Бабушка каждый день летает в рай за фруктами. Она обожает печь яблочные пироги.
Я вышла из храма и пошла дальше по дороге, по сторонам которой лес. Среди деревьев вижу приближающегося ко мне Николая. Как он здесь оказался?! Коля жмет мою руку и отходит. Его рука остается в моей. Оказывается, это деревянный протез.
С другой стороны дороги ко мне направляется Андрей. Почему он не здоровается со мной, обиделся? Неожиданно подумала: наяву братья еще ни разу не видели друг друга, а во сне встречаются уже не первый раз.
Словно из-под земли появилась небольшая легковая машина. Николай сел за руль, я с Андре-ем устроилась на заднем сиденье. Дорога безобразная, вся в ухабах. Вскоре показался мост, мы въехали на него. Раньше своих спутников я почуяла неладное и крикнула Николаю:
— Тормози! — Мы остановились в двух метрах от разрыва моста. Глубоко внизу река, а я ведь не умею плавать.
Невдалеке виден хороший мост. Придется ехать туда. Как мы его сразу не заметили? Воз-вращаемся обратно. Перед вторым мостом нас остановил молодой милиционер. Я вышла из ма-шины. Гаишник предупредил:
— В Осло ожидается взрыв гонконгской бомбы!
Что это за странная бомба?! Я хотела вернуться в машину, но ее и след простыл. Зато меня окликнула юная милиционерша. Она пригласила меня на дачу. Показаний. Прямо у дороги столик и два стула. Мы уселись, девушка стала задавать вопросы:
— В машине кроме ваших спутников был ребенок. Куда вы его дели? Утопили?
— Какой ребенок?! — недоумеваю я. — Как я могла его не заметить? Уверяю вас: произошло недоразумение.
Однако страж порядка не желает вникать в мои доводы и, как попугай, вновь и вновь повто-ряет:
— Где ребенок?
Как мне выпутаться из этой неприятной истории? Вспомнив, что я во сне, попыталась вмешаться, словно режиссер сновидения. И вот я сижу на заднем сиденье мотоцикла, которым управляет Николай. Мы мчимся по пустырю, на котором стоит старинное полуразрушенное зда-ние. Заехали в большой двор, там двое солдат. Я стала рядом с ними. Подошел третий служивый. Из большой бутыли солдаты выливают неизвестную жидкость на землю и отбегают, прихватив меня с собой. Раздается сильный взрыв. Земля проваливается, образуется пропасть. По соседству с воронкой солдаты разливают новую небольшую лужицу из того же вещества. Взрыва долго нет. Появляется кошка. Она вопит и рвется на место, где разлита жидкость. Я хватаю кошку на руки и держу, словно ребеночка. Животное царапается, хочет вырваться. Солдаты уверены: их горючее не сработало. Подходят к лужице. В этот момент раздается новый взрыв. Земля проваливается, погребая всех троих. Едва я успела подумать: «Сами виноваты! Туда им и дорога!», как краем глаза увидела их растерянные лица. Лица Андрея, Николая и незнакомое мне, но похожее на братьев. Это меня озадачило и расстроило.
Я повернулась, чтобы уйти, но меня остановил лысый майор милиции. Он потребовал:
— Дайте мне на водку!
— Нет у меня денег! Сама сегодня на хлеб занимала!
— Врешь!
— А вот, у меня самогон припасен. Возьмите его. — Я всучила оставленную солдатами бу-тыль.
Майор отпил прямо из горлышка. Я ожидала: сейчас он разлетится на мелкие части, но ми-лиционер только удовлетворенно крякнул:
— Хорошая самогоночка! — и велел: — Садись в мою машину.
На милицейской машине он отвез меня на вокзал. В огромном зале невероятное количество милиционеров. Все они стоят кругом, словно собираются танцевать летку-еньку. Зачем их столько собрали?! Вместо милицейской формы на стражах порядка надеты красные жилеты в синий горошек и зеленые брюки.
Майор подвел меня к столику, за которым сидела девушка-милиционер, которая совсем не-давно меня уже допрашивала.
— Продолжим! Зачем вы сюда приехали? — Задавая этот вопрос, она раскрашивает синей краской лист бумаги, который лежит перед ней. Меня берет зло: пока она занимается ерундой, настоящие преступники разгуливают на свободе. Хочется выпалить это вслух, даже ударить неприятную мне женщину. Однако я сдерживаю свои эмоции.
— Меня привез сюда товарищ майор.
— Я спрашиваю вас не про вокзал. Зачем вы приехали в Осло?
— Я не знала, что это Осло!
— Не стройте из себя дурочку. Нам давно известно о вашем намерении поселиться в Осло. Именно здесь находится ваш рай. Так что не пытайтесь ввести нас в заблуждение. Можете пройтись по залу, потом я продолжу свои вопросы.
Очень кстати эта передышка. Я подошла к книжному лотку. Неожиданно ко мне подошли Андрей и Коля.
— А я думала: взрывом вас накрыло насмерть? Хорошо, что вы живы.
— Нам показалось: ты обрадовалась нашей смерти! — заметил Николай.
— Просто я сначала вас не узнала. Думала, что это посторонние люди.
— А что, посторонние не люди?! Мы ведь еще недавно были для тебя чужими! — возмутился Андрей.
— С вами я уже сроднилась. А кто был третий солдат? И где он сейчас?
— Твой сын.
— Но ведь я еще никого не рожала!
— Вот ты и ответила на вопрос: где он сейчас.

Проснулась от звонка Анны.
— Я разыскала сына! У него отрезали правую руку, губу и ухо. В сознание до сих пор не пришел. Никаких прогнозов врачи не делают. Будем надеяться на чудо!
— Так он попал в аварию?
— Нет. Со своими приятелями он заехал на лесозаготовки к бывшим «сидельцам», с которыми вместе отбывал срок. Зачем-то полез поправить высоковольтный провод, его шарахнуло. В поселке оказали первую помощь и сразу в Москву. Хорошо, что приятели на машине.
— Если б не они, Коля туда бы не поехал!
— Ну что теперь терзаться: если бы да кабы… Друзья собрали четыре тысячи долларов. Столько потребовалось, чтобы положить Колю в Московскую клинику.

Вернется к нему сознание или нет? Неужели погибнет?! Я вспомнила, как однажды замешкалась сзади и любовалась, как впереди шагает высокий стройный Николай. Теперь он без руки! Как ни стыдно признаться, я не могу понять: хочу ли я, чтобы Коля выжил? Не понадобится ли ему пожизненный уход? Готова ли я пожертвовать ради него своей артистической карьерой? И еще: рано или поздно ко мне может придти популярность. Смогу ли я выйти в «свет» с одноруким человеком, да еще без уха и губы? Ему ведь теперь даже обручальное кольцо некуда надеть. Да и смогу ли я привыкнуть к его непривычному облику?!
Надо бы съездить в Москву, да всё некогда. Или я специально откладываю этот момент? Пока Коля без сознания, совесть меня не мучает. А если он встрепенется, придется делать выбор. Примет ли он меня? Или как прежнюю подругу выгонит, не желая услышать жалости или оказаться брошенным. Считает ли он меня надежным другом? Хочу ли я такого доверия? Смогу ли я его оправдать?

Заснула и увидела картинку. С балкона в комнату вошел посторонний кот. Он улегся на подоконник, словно находился тут целую вечность.
В комнате я вижу Николая. Абсолютно голый, но в туфлях, он стоит ко мне спиной. Когда по-ворачивается, я вижу его длиннейший отросток. Его кончик Коля сует в ботинок. Рядом становится Андрей. У него такой же невероятной длины хобот. Оба отростка отделяются от хозяев и ложатся кольцами на подоконник. Кот подозрительно смотрит на пресмыкающихся: не причинили бы ему вреда. Левой рукой я глажу одного удава, правой — другого.
В комнату вошла овца и стала со мной целоваться. Я вижу: у овцы — человеческий орган. Значит, это баран. Он превращается в парня. Я стою с ним у окна и глажу его голые ягодицы. Они кубические. Я это не только вижу, но и ощущаю рукой.
Затем в комнате появилась странная собака с крыльями, очень жирная. Собака уходит в кори-дор, я ее догоняю, глажу и приподнимаю, чтобы утащить обратно.
— Мне пора уходить! — сообщает собака. — Я ангел Николая.

Проснулась в тревоге: я беременна. От кого? Этого никто никогда не узнает. Врачи сказали: если возможные отцы — близнецы, никакая экспертиза не даст ответа на этот вопрос. Какое же отчество давать будущему младенцу: Николо-Андреевич? Впрочем, мне было не до шуток. Необычно состояние, когда понимаешь, что в тебе находится другой человек, пусть пока зародыш. Мне кажется: другие женщины этого не понимают. Или не одна я такая умная?!

Вскорре вновь заснула. Обнаженная лежу на кровати и смотрю на свой живот. Зачем-то начинаю состригать маленькими ножницами свои нижние волосики. Стряхиваю их на пол. Падая, они начинают увеличиваться, становятся сантиметров тридцать в длину. И почему-то седеют. Это меня беспокоит: ведь это может отпугнуть от меня парней. Надо бы побрить на всякий случай. Хотя какие парни, пока я не рожу!
Смотрю на пол. На концах длинных волос появились луковицы. Я слышала, что существуют волосяные луковки. Видимо, это информация во сне преобразилась в зримый образ. Пожалела лы-сых мужчин: надо подарить им для посадки свои луковицы. Вдруг замечаю: среди вороха моих волос копошатся детеныши. Они крошечные, но глазки осмысленные. Выбрать, что ли, себе ребенка симпатичнее? Да ведь они все мои. Куда мне столько?! Что с ними буду делать?
Дальше словно в моей комнате материализовались кадры из кинофильма.
За столом на одной скамейке сидят семеро врачей. В комнату проникает Достоевский, кото-рого не хотели впускать. Он хочет забрать одного из младенцев. Чтобы припугнуть врачей, достает из кармана деревянную палочку.
— На каторге у меня был опыт обращения с ножом! — угрожающе сообщает он.
Врачи поднимаются со своих мест и выталкивают великого писателя за дверь. Затем запи-рают комнату на замок и забивают дверь доской.
Я понимаю, что несколько кадров сновидения пропущено. Дверь распахнулась, вошел Федор Михайлович. Врачей в комнате уже нет, но посредине помещения стоит большой котел. В нем сидит семейка: пожилой лысый мужчина, женщина и двое детей. В котле кипяток, но лица у всех довольные, словно принимают теплую ванну. Одного из младенцев мужчина передает Достоевскому. Тот уходит. Второго ребенка отдают мне. Я беру его на руки, ласкаю и приговариваю:
— Хорошо представляю, каким ты будешь, когда вырастешь!
Лицо малыша словно вылеплено из глины. Палочкой, оставленной Достоевским, я отсекаю лишние части. Хотя ребенок совсем мал, он говорит мне:
— Я ждал тебя еще в 1936 году!
Странно это слышать. В том далеком году даже меня еще не было на свете. Или это тот ребенок, которого абортировала моя бабушка?!

Проснулась от звонка. В трубке голос Анны. Она сообщила, что Коля пришел в сознание.

Только сейчас, а ведь прошло уже много времени. Про меня он не спрашивал. Позвонить? Или съездить в Москву навестить? А вдруг прогонит? Или я буду этому рада? У меня ведь есть Андрей. Вернусь на круги своя. Да и ребенок неизвестно от кого. Вряд ли такая неопределенность обрадует обоих парней.
Андрею пока ничего не говорю о беременности. Послала эсэмэску Коле, сообщила, что он стал отцом. Надеюсь: эта весть его поддержит, даст силы на выживание. Хотя кто знает мужчин! Часто они совсем не рады предстоящему отцовству. Им интереснее процесс, чем результат. А довольна ли я сама, что стану матерью? Вдруг меня утвердят на роль, а мне придется уйти в декрет. Такая роль — большая удача. Возникнет известность, посыпятся предложения на съемку, предложат театральную антрепризу. Лучше бы ребенку родиться позже. Тогда у меня будут средства на его воспитание. Может, зря поспешила сообщить Коле о ребенке. Еще не поздно сделать аборт. Хотя при чем тут Коля? Всегда могу сказать, что случился выкидыш. Не накаркать бы. Или такой вариант к лучшему? И совесть чиста, и проблемы отпадут. А если роль не получу? Все-таки мужчинам проще жить! Перед ними никогда не стоят такие проблемы выбора.
Надо все-таки навестить Колю. Да и с братом пусть познакомится. Вдруг Николай не выживет! Кроме того, Анна очень просила привезти Андрея. Она ведь столько лет не видела второго сына. Наверное, опасается потерять Колю, хочет вовремя позаботиться о запасном сыне. Не зря Бог одарил ее двумя детьми. То, что в молодости казалось обузой, сейчас может оказаться очень кстати.
Андрей на две недели уехал на дачу. Как назло перед этим у него украли мобильник. Надо позвонить Арине Васильевне. Наверное, Андрей уже вернулся.
— Здравствуйте. Позовите, пожалуйста, Андрея.
— Он умер.
— Вы, наверное, имеете в виду своего мужа?
— Да нет, Оленька, я узнала твой голос. Жаль, что у меня не было номера твоего телефона. Не смогла сообщить тебе, ты не простилась с Андрюшей.
— А что произошло?
— Мылся в деревенской бане. Поскользнулся и, падая, ухватился за оголенный провод.
— Надо же, какое совпадение! Его брат попал под высокое напряжение, сейчас в реанимации. Я не сообщала вам, чтобы не волновать.
— А сейчас самое время! Думаешь, что я закалилась смертью одного внука, пора сообщить о болезни другого?!
— Ради Бога, простите. Я не подумала об этом.
— Ладно. Надеюсь: Господь не оставит нас своим вниманием и сохранит Колю.
Я не раз читала, что у близнецов, даже не знающих о существовании друг друга, часто в жизни происходят поразительные совпадения. Я не очень верила этим байкам, но теперь убедилась: такое возможно. Оба брата пострадали от электричества. Не зря, видимо, мне приснился давний сон с молнией. Мои сны часто перетекают из виртуальности в реальность.
Не прошло и десяти минут после моего разговора с Ариной Васильевной, как позвонила плачу-щая Анна.
— Коля умер! Оленька, я хочу встретиться с Андреем. Уговори его приехать на похороны. Я ведь его давно не видела. С тех пор, как уехала из родительского дома.
— Я только что говорила с вашей мамой. Она сообщила о смерти Андрея. Держитесь. Я обяза-тельно приеду на похороны.
Увы, мне не довелось проститься с Колей. Видимо, от пережитых волнений у меня случился выкидыш. Реальность перешла в виртуальность. От моих избранников остались только фотографии. Я еще молода, всё впереди. А бедная Анна никогда уже не станет бабушкой.
Я всё-таки сыграла роль молодой Екатерины Великой. Режиссер и я получили престижный приз на кинофестивале в Осло. За свою профессиональную удачу я заплатила тремя жертвами: двумя любимыми и ребенком; в моем союзе с искусством он оказался третьим лишним. Сейчас я абсолютно свободна для творческих свершений, но детей у меня никогда не будет.